г. Вологда |
|
02 ноября 2015 г. |
Дело N А05-6242/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 02 ноября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Виноградовой Т.В. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 августа 2015 года по делу N А05-6242/2015 (судья Бекарова Е.И.),
установил:
открытое акционерное общество "Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие" (ОГРН 1102902001179, ИНН 2902065289; место нахождения: 164512, Архангельская область, город Северодвинск, улица С.Орджоникидзе, дом 2а, кабинет 14; далее - ОАО "ПЖРЭП", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253; место нахождения: 163004, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - министерство) о признании частично недействительным требования от 05.05.2015 N 203/06-04/2961.
Министерством подано встречное заявление, уточненное в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к ОАО "ПЖРЭП" о взыскании 1 290 991 руб. 38 коп., в том числе 1 280 488 руб. 93 коп. излишне перечисленных суммы субсидий "Дельта Т" за 2013-2014 годы и 10 502 руб. 45 коп. пеней за период с 20.05.2015 по 30.07.2015.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 06 августа 2015 года по делу N А05-6242/2015 требование от 05.05.2015 N 203/06-04/2961, проверенное на соответствие нормам Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), признано недействительным в части возмещения в областной бюджет необоснованно полученной субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения за 2013 год в размере 425 069 руб. 12 коп., за 2014 год - в размере 414 498 руб. 10 коп.
По встречному требованию с ОАО "ПЖРЭП" в пользу министерства взыскано 440 921 руб. 71 коп. излишне полученной суммы субсидии "Дельта Т" за 2013 и 2014 годы, 6264 руб. 76 коп. пеней за период с 29.05.2015 по 30.07.2015. В удовлетворении остальной части встречных исковых требований отказано.
Министерство с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части удовлетворения заявленных требований общества и в части отказа в удовлетворении заявленных министерством требований, принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований общества отказать, а встречное заявление министерства удовлетворить в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Полагает, что общество не вправе получать субсидию в случае образования пустующих объектов муниципального жилищного фонда по причине отсутствия нанимателей жилых помещений в многоквартирных жилых домах.
ОАО "ПЖРЭП" в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 19.03.2015 N 151-р в период с 01.04.2015 по 16.04.2015 министерством проведена проверка деятельности общества по вопросу соблюдения им условий, целей и порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов (убытков), возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, за 2013 - 2014 годы, по результатам которой составлен акт от 16.04.2015 N 203/01-23/40 (том 1, листы 46-51).
В ходе проверки министерство установило и отразило в данном акте, что величина переплаты предприятию субсидии в 2013 году составляет 674 286 руб. 83 коп., а в 2014 году - 606 202 руб. 10 коп.
Министерство сделало вывод о том, что в расчетах потребности в средствах субсидии за 2013-2014 годы общество неверно отразило фактические объемы тепловой энергии, отпущенные населению муниципального образования "Северодвинск" (далее - МО "Северодвинск").
На основании проверки бухгалтерских документов и платежных документов (квитанций), выставленных населению за 2013-2014 годы, МО "Северодвинск", а также на основании представленных документов и информации Министерство пришло, в частности, к выводу о необоснованном применении льготных тарифов на тепловую энергию и, как следствие, о необоснованном получении обществом средств субсидии по объемам тепловой энергии, поставленной в пустующие (по причине отсутствия нанимателей) объекты муниципального жилищного фонда в многоквартирных жилых домах. Как указано в акте, такими объектами муниципального жилищного фонда являются жилые помещения, расположенные в домах N 1 и 7 по улице Школьной в с. Ненокса.
Министерство сочло, что в расчет фактической потребности в средствах субсидии заявителем необоснованно включен объем отпуска тепловой энергии в указанные помещения в размере 110,269 Гкал в 2013 году, 108,297 Гкал в 2014 году, а сумма необоснованно полученной заявителем субсидии по данному основанию на 2013 год составила 425 069 руб. 12 коп., за 2014 год - 414 498 руб. 10 коп.
В связи с выявленными нарушениями министерство направило предприятию требование от 05.05.2015 N 203/06-04/2961 о возмещении в областной бюджет необоснованно полученной субсидию на возмещение недополученных доходов за 2013 год в размере 674 286 руб. 83 коп. и за 2014 год в размере 606 202 руб. 10 коп.
Не согласившись с указанным требованием в части возмещения в областной бюджет необоснованно полученной субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения на 2013 год в размере 425 069 руб. 12 коп., за 2014 год - в размере 414 498 руб. 10 коп., представляющую собой субсидию из областного бюджета в отношении объема тепловой энергии, отпускаемой обществом на нужды теплоснабжения незаселенных муниципальных жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах N 1 и 7 по ул. Школьной с. Ненокса МО "Северодвинск", ОАО "ПЖРЭП" обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
В связи с тем, что требование от 05.05.2015 N 203/06-04/2961 в течение 15 дней с момента его предъявления обществом не исполнено, министерство в свою очередь подало иск о взыскании с общества 1 290 991 руб. 38 коп., в том числе 1 280 488 руб. 93 коп. излишне перечисленных сумм субсидий "Дельта Т" за 2013-2014 годы и 10 502 руб. 45 коп. пеней за период с 20.05.2015 по 30.07.2015.
При рассмотрении указанных выше заявления общества и иска министерства суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) определяет субсидию как форму предоставления юридическому лицу бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Как установлено пунктом 1 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В рассматриваемом случае Министерство энергетики и связи Архангельской области (Сторона 1) и общество (Сторона 2) во исполнение Закона Архангельской области от 17.12.2012 N 603-36-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - Закон о бюджете на 2013 год) заключили договор от 29.12.2012 N 51-Т на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения (том 1, листы 53-54).
Предметом заключенного договора является взаимодействие сторон, направленное на предоставление Стороной 1 Стороне 2 субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения в соответствии с разделом 3 Порядка предоставления в 2013 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг, предусмотренного приложением 17 к Закону о бюджете на 2013 год.
Согласно пункту 1.2 этого договора субсидия предоставляется для населения, проживающего в жилых домах, расположенных на территории муниципального образования "Северодвинск".
По условиям пункта 1.3 договора объем субсидии теплоснабжающей организации рассчитывается по формуле:
Сi = (Пнасi x (Тi - Тнасi), где:
Сi - объем субсидии теплоснабжающей организации, руб.;
Пнасi - объем тепловой энергии (теплоносителя), отпущенный населению в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определенный по показаниям приборов учета тепловой энергии, или в случаях, допускаемых Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ, Закон о теплоснабжении), определенный в установленном порядке расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, Гкал;
Тi - одноставочный тариф на тепловую энергию, отпускаемую потребителям (без налога на добавленную стоимость (далее - НДС)), рублей/Гкал;
Тнасi - одноставочный тариф на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения (без НДС), руб./Гкал.
Министерство (Сторона 1) и ОАО "ПЖРЭП" (Сторона 2) во исполнение Закона Архангельской области от 19.12.2013 N 59-4-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - Закон о бюджете на 2014 год) заключили договор от 24.01.2014 N 45-Т на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения (том 1, листы 55-59).
Предметом заключенного договора является взаимодействие сторон, направленное на предоставление Стороной 1 Стороне 2 субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения в соответствии с разделом 3 Порядка предоставления в 2014 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг, предусмотренного приложением 18 к Закону о бюджете на 2014 год.
Согласно пункту 1.2 этого договора Сторона 2 является теплоснабжающей организацией, в соответствии Законом о теплоснабжении, осуществляет продажу населению и потребителям, приравненным к населению, произведенной или приобретенной тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеет на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение населения и потребителей, приравненных к населению, на территории муниципального образования "Северодвинск".
Этим же пунктом договора определено, что к потребителям, приравненным к населению, относятся:
- исполнители коммунальной услуги по отоплению;
- исполнители коммунальной услуги по горячему водоснабжению, осуществляющие производство и предоставление данной услуги с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования);
- организации, приобретающие тепловую энергию для производства горячей воды для нужд населения.
По условиям пункта 1.3 договора объем субсидии теплоснабжающей организации рассчитывается по формуле:
С = (Пнас x (Т - Тнас) - Sz, где:
С - объем субсидии теплоснабжающей организации, руб.;
Пнас - объем тепловой энергии (теплоносителя), отпущенный населению в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определенный по показаниям приборов учета тепловой энергии, или в случаях, допускаемых Законом о теплоснабжении, определенный в установленном порядке расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, Гкал;
Т - одноставочный тариф на тепловую энергию, отпускаемую потребителям (без НДС), руб./Гкал;
Тнас - одноставочный тариф на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения (без НДС), руб./Гкал;
Sz - стоимость не использованного по состоянию на 01.01.2013 остатка каменного угля, поставленного органами местного самоуправления поселений теплоснабжающим организациям за счет субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на закупку и доставку каменного угля, муки и лекарственных средств в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов (далее - неиспользованный остаток каменного угля), руб.
Сумма возврата денежных средств за неиспользованный остаток каменного угля определяется на основании актов сверки между органами местного самоуправления поселений и теплоснабжающими организациями по состоянию на 01.01.2013 и корректируется на основании требований Стороны 1 и (или) предписаний органов государственного финансового контроля Архангельской области.
Сторона 1 осуществляет предоставление субсидии Стороне 2 с учетом стоимости неиспользованного остатка каменного угля, рассчитанной на основании актов сверки по состоянию на 01.01.2013, равными долями начиная с 2013 года в течение 3 лет. При отсутствии актов сверки неиспользованный остаток каменного угля в расчётах субсидии не учитывается.
Стороны договора в пункте 1.6 согласовали, что фактический отпуск Стороной 2 тепловой энергии (теплоносителя) для населения в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения) должен подтверждаться данными бухгалтерского учета.
Названными выше законами о бюджете на 2013 и на 2014 годы утверждены Порядки предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Порядок). Порядок изложен в приложении 17 к Закону о бюджете на 2013 год в приложении 18 к Закону о бюджете на 2014 год.
В разделе 3 Порядка предоставления субсидий в 2013 году предусмотрено, что субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, предоставляются теплоснабжающим организациям Архангельской области в случае превышения одноставочного тарифа на тепловую энергию, отпускаемую потребителям, над одноставочным тарифом на тепловую энергию, отпускаемую населению, установленными Агентством по тарифам и ценам Архангельской области.
Субсидии предоставляются в соответствии с Законом о теплоснабжении с целью обеспечения полного покрытия теплоснабжающим организациям расходов, связанных с государственным регулированием цен (тарифов) на отпуск тепловой энергии для населения (пункт 3.1 Порядка).
В качестве базовых величин для расчета размера субсидий принимаются:
а) одноставочные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую теплоснабжающими организациями потребителям (без НДС);
б) одноставочные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения (без НДС);
в) объем тепловой энергии (теплоносителя), отпущенный населению теплоснабжающей организацией в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определенный по показаниям приборов учета тепловой энергии, или в случаях, допускаемых Законом N 190-ФЗ, определенный расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению;
г) стоимость не использованного по состоянию на 01.01.2013 остатка каменного угля, поставленного органами местного самоуправления поселений теплоснабжающим организациям за счет субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на закупку и доставку каменного угля, муки и лекарственных средств в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов (пункт 3.2 Порядка).
Согласно пунктам 3.3, 3.4 Порядка предоставление субсидий осуществляется Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области в соответствии со сводной бюджетной росписью, доведенными лимитами бюджетных обязательств и предельными объемами финансирования. Министерство заключает с теплоснабжающими организациями договоры на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения. Договоры на возмещение убытков должны предусматривать порядок определения количества отпущенной тепловой энергии, подтверждение объемов тепловой энергии, используемых для расчета субсидий, подтвержденного данными бухгалтерского учета, и иные существенные условия, установленные Законом о теплоснабжении и согласованные сторонами.
В соответствии с пунктом 3.8 Порядка теплоснабжающие организации ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в министерство по формам, установленным распоряжением министерства, расчет фактической потребности в средствах субсидии с учетом произведенного авансирования, подтвержденный данными бухгалтерского учета.
Теплоснабжающие организации несут ответственность за нецелевое использование субсидии и недостоверность представляемых в соответствии с названным Порядком сведений, подтверждающих потребность в средствах субсидии (пункт 3.10 Порядка).
В силу пункта 3.12 Порядка контроль за целевым использованием субсидий осуществляется министерством и Контрольно-ревизионной инспекцией Архангельской области.
Согласно пункту 3.11 Порядка в случае выявления министерством и Контрольно-ревизионной инспекцией Архангельской области нарушения данного Порядка и условий договоров на возмещение убытков соответствующий объем субсидий подлежит возврату в областной бюджет в течение 15 дней со дня предъявления министерством письменного требования о возврате. При неисполнении получателем субсидий данного требования в установленный срок Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства вправе обратиться с требованием о возврате субсидий в суд.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка предоставления субсидий в 2014 году субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения (далее - субсидии), предоставляются теплоснабжающим организациям Архангельской области (далее - теплоснабжающие организации) в случае превышения одноставочного тарифа на тепловую энергию, поставляемую потребителям, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения над одноставочным тарифом на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, установленными Агентством по тарифам и ценам Архангельской области непосредственно для теплоснабжающей организации.
Субсидии предоставляются с целью обеспечения покрытия теплоснабжающим организациям недополученных доходов, связанных с государственным регулированием цен (тарифов) на отпуск тепловой энергии населению и потребителям, приравненным к населению (пункт 3.3 Порядка предоставления субсидий в 2014 году).
В качестве базовых величин для расчета размера субсидий (пункт 3.4 Порядка предоставления субсидий в 2014 году) принимаются:
а) одноставочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (без НДС);
б) одноставочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями населению и потребителям, приравненным к населению (без НДС);
в) объем тепловой энергии (теплоносителя), поставленный теплоснабжающей организацией населению и потребителям, приравненным к населению, в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определенный по показаниям приборов учета тепловой энергии и (или), в случаях, допускаемых Законом N 190-ФЗ, определенный в установленном порядке расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, установленным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг";
г) стоимость не использованного по состоянию на 01.01.2013 остатка каменного угля, поставленного органами местного самоуправления поселений Архангельской области теплоснабжающим организациям за счет субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на закупку и доставку каменного угля, муки и лекарственных средств в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов.
В целях расчета размера субсидии учитывается срок действия тарифа, установленного непосредственно для теплоснабжающей организации. Под сроком действия тарифа понимается период времени, на который Агентством по тарифам и ценам Архангельской области устанавливаются тарифы.
Согласно пункту 3.5 Порядка предоставления субсидий в 2014 году предоставление субсидий теплоснабжающим организациям осуществляется министерством в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, доведенными лимитами бюджетных обязательств и предельными объемами финансирования в рамках подпрограммы "Формирование и реализация региональной политики в сфере энергетики, связи и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области" государственной программы Архангельской области "Развитие энергетики, связи и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (2014 - 2020 годы)".
Обязательным условием предоставления субсидии, включаемым в договор на возмещение недополученных доходов, является согласие получателя субсидии на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля Архангельской области проверок соблюдения теплоснабжающей организацией условий, целей и порядка предоставления субсидии.
В соответствии с пунктом 3.11 Порядка предоставления субсидий в 2014 году теплоснабжающие организации ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в министерство по формам, установленным распоряжением данного министерства, расчет фактической потребности в средствах субсидий с учетом произведенного авансирования, подтвержденный данными бухгалтерского учета.
В силу пункта 3.16 Порядка предоставления субсидий в 2014 году контроль за целевым использованием субсидий осуществляется министерством и Контрольно-ревизионной инспекцией Архангельской области, а также Контрольно-счетной палатой Архангельской области.
Согласно пункту 3.15 Порядка предоставления субсидий в 2014 году в случае выявления министерством нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями, а также условий договоров на возмещение недополученных доходов соответствующий объем субсидий подлежит возврату в областной бюджет в течение 15 дней со дня предъявления министерством соответствующего требования.
Порядком осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 18.02.2014 N 58-пп, установлены правила осуществления проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий и бюджетных инвестиций из областного бюджета их получателями в соответствии со статьей 78, пунктами 2 - 4 статьи 78.1, статьей 78.2 БК РФ.
Данным нормативным правовым актом установлено, что проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий осуществляются главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств областного бюджета в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, получивших субсидии из областного бюджета. Финансовый контроль осуществляется в части соблюдения указанными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами условий, целей и порядка предоставления субсидий из областного бюджета.
Согласно подпункту 3 пункта 49 указанного нормативного правового акта по результатам рассмотрения акта ревизии, акта проверки должностное лицо главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств областного бюджета, рассмотревшее акт ревизии, акт проверки, направляет требование о возврате субсидии объекту финансового контроля - юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу, если выявлено нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидии.
Такое требование должно соответствовать по форме и содержанию положениям пункта 58 Порядка осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Архангельской области, а именно в нем указываются: наименование ("требование"), дата и место составления требования; сведения об объекте контрольного мероприятия (его наименование (фамилия, имя, отчество), место нахождения (место жительства), основной государственный регистрационный номер, индивидуальный номер налогоплательщика, фамилия, имя, отчество руководителя юридического лица); реквизиты акта проверки, на основании которого направлено требование; фамилия, имя, отчество и должность должностного лица главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств областного бюджета, подписавшего требование; сумма субсидии, подлежащая возврату в областной бюджет; реквизиты счета, на который подлежит перечислению сумма субсидии, подлежащая возврату в областной бюджет; срок исполнения требования о возврате субсидии; подпись должностного лица главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств областного бюджета, рассмотревшего акт проверки.
При невозврате бюджетных средств в установленный срок они подлежат взысканию министерством в судебном порядке.
Как было отмечено ранее в постановлении, в оспариваемом заявителем требовании министерство предложило обществу возместить в областной бюджет на 2013 год 425 069 руб. 12 коп., за 2014 год 414 498 руб. 10 коп. необоснованно полученной субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения в отношении объема тепловой энергии, отпускаемой обществом на нужды теплоснабжения незаселенных муниципальных жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах N 1 и 7 по ул. Школьной с. Ненокса МО "Северодвинск".
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата производится за фактически принятое количество тепловой энергии.
В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Согласно части 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Объектом теплоснабжения в данном случае являлось пустующее жилое помещение.
Согласно статье 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан; коммунальные ресурсы используются в них на коммунально-бытовые нужды. При взыскании на основании договора теплоснабжения платы за коммунальные услуги, оказываемые собственникам жилых помещений - юридическим лицам, подлежит применению тариф "для населения", в том числе в случаях, когда помещение является пустующим (незаселенным).
Поставка теплоснабжающей организацией тепловой энергии в пустующее жилое помещение по льготному тарифу для населения не препятствует теплоснабжающей организации получить субсидию на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения.
Помимо того, из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", а также постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П, следует, что при установлении тарифов для населения, которые ниже экономически обоснованного тарифа для прочих потребителей, государство гарантирует теплоснабжающим организациям компенсацию выпадающих расходов. Если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, ОАО "ПЖРЭП" обоснованно применило льготный тариф для населения при расчете стоимости тепловой энергии, поставленной в жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах N 1 и 7 по ул. Школьной с. Ненокса МО "Северодвинск".
В Законе Архангельской области от 02.07.2012 N 512-32-ОЗ "Об установлении лиц, имеющих право на льготы по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций" (далее - Закон N 512-32-ОЗ), на который ссылается министерство в обоснование своей позиции, отсутствуют положения, запрещающие теплоснабжающей организации получать субсидии в отношении объема тепловой энергии, отпущенной в пустующие жилые помещения.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона N 512-32-ОЗ компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, осуществляется путем предоставления субсидий теплоснабжающим организациям за счет средств областного бюджета (далее - субсидии).
Как установлено пунктом 3 статьи 6 Закона N 512-32-ОЗ, субсидии предоставляются в соответствии с заключенными договорами на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, заключенными между уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере топливно-энергетического комплекса (в том числе электроэнергетики, газоснабжения и теплоснабжения), энергосбережения и повышения энергетической эффективности, и теплоснабжающими организациями.
Между тем из положений Порядка и Закона N 512-32-ОЗ следует, что субсидия предоставляется для теплоснабжающих организаций на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, а для населения предусмотрены льготы по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
По смыслу текста договора, его положения не ставят предоставление теплоснабжающей организации субсидии в зависимость от того заселено жилое помещение или нет.
Кроме того, в противном случае на теплоснабжающую организацию возлагались бы несвойственные ей функции по контролю за использованием жилых помещений.
В данном случае общество поставило тепловую энергию в пустующие помещения муниципального жилищного фонда и при расчете стоимости потребленной тепловой энергии, поступившей в данное помещение, применяется тариф "для населения".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ОАО "ПЖРЭП" вправе получить субсидию на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, за поставку тепловой энергии в жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах N 1 и 7 по ул. Школьная с. Ненокса МО "Северодвинск".
В связи с этим у министерства не имелось законных оснований для включения в оспариваемое требование от 05.05.2015 N 203/06-04/2961 предложения о возмещении в областной бюджет необоснованно полученной субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, за 2013 год в размере 425 069 руб. 12 коп., за 2014 год - 414 498 руб. 10 коп., что влечет его недействительность как не соответствующее законодательству и нарушающее права и законные интересы заявителя.
Соответственно, правомерно признан не подлежащим удовлетворению и встречный иск министерства в части взыскания в областной бюджет необоснованно полученной субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, за 2013 год в размере 425 069 руб. 12 коп., за 2014 год - 414 498 руб. 10 коп., как основанное на требовании от 05.05.2015 N 203/06-04/2961.
Апелляционная жалоба министерства не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобе аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 августа 2015 года по делу N А05-6242/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6242/2015
Истец: ОАО "Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ