Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 марта 2016 г. N Ф08-677/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
02 ноября 2015 г. |
Дело N А20-1440/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Остриковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Межрегионального Управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.09.2015 по делу N А20-1440/2015 (судья Пономарев С.М.)
по заявлению Межрегионального Управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (г. Ессентуки)
к обществу с ограниченной ответственностью "БытХимТорг" (г. Нижний Новгород)
о привлечении к административной ответственности,
третье лицо: Колодкин Алексей Борисович (г. Нижний Новгород),
в судебном заседании участвуют:
от Межрегионального Управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу - Лопатин А.С. по доверенности N дов8-3 от 12.01.2015;
от общества с ограниченной ответственностью "БытХимТорг" - Утов А.М. по доверенности N 52АА2256339 от 06.07.2015;
от Колодкина Алексея Борисовича - Утов А.М. по доверенности N 52АА2553128 от 15.08.2015,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому Федеральному округу (далее - заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "БытХимТорг" (далее - общество) о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и конфискации предметов административного правонарушения: средство для ванн "Трояр для придания тонуса кожи" в количестве 136500 бутылок, полуприцепа гос. номер рег. ВА 9578 52, указанных в протоколе ареста товаров и иных вещей от 06.02.2015 N 7-15/71-3 (требования уточненные в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.09.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что действия общества не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, о привлечении общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ и конфискации предметов административного правонарушения согласно протоколу ареста товаров и иных вещей от 06.02.2015 N 7-15/71-3.
В отзыве на апелляционную жалобу общество и третье лицо просят оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзывах на нее, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, 20.11.2014 в ходе проведения ОПО "Алкоголь-транзит" на посту ДПС "Урух" МВД по КБР расположенный на границе РСО-Алания и Кабардино- Балкарской Республике, совместно с сотрудниками полиции МВД по КБР, задержана автомашина Мерседес-Бенц, гос. номер М638ВХ 152 рег., полуприцеп гос. номер ВА9578 52рег., водитель Гришко Геннадий Алексеевич действующий на основании договора возмездного оказания услуг по выполнению функций водителя от 14.05.2014 заключенный между индивидуальным предпринимателем Кистановым Ю.А. и Гришко Г.А.
В ходе обследования данного грузового средства обнаружена продукция с содержанием спирта этилового разлитая в пластиковых бутылках в количестве 136 500 бут. емкостью 0,25 литра с этикеткой средство для ванн "Трояр" для придания тонуса кожи" производства ЗАО "Возрождение". Владельцем груза является общество.
Общество осуществляло внутреннее перемещение средства для ванн "Трояр" для придания тонуса кожи" со склада, расположенного по адресу РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. 1 Промышленная, в склад расположенный по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Гордеевская, д. 97 "А" в количестве 136 500 бутылок, емкостью 0,25 литра.
По результатам проведенной предварительной проверки старшим о/у ОЭБ и ПК МО МВД России "Урванский" М.Х. Урусовым принято постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 08.12.2014 по ст. 171 УПК РФ, копии отказного материала N 4056 направлены в управление.
06.02.2015 на основании поступившего отказного материала предварительной проверки управлением в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ и назначено проведение административного расследования.
06.02.2015 в рамках административного расследования проведен осмотр транспортного средства N 07-15/71-1, которым установлено, что в полуприцепе гос. номер ВА9578 52 рег. находилась продукция с содержанием спирта этилового, разлитая в пластиковые бутылки емкостью 0,25 литра с этикеткой средство для ванн "Трояр" для придания тонуса кожи", в количестве 136 500 бутылок, производства ЗАО "Возрождение".
06.02.2015 составлен протокол ареста товаров и иных вещей N 07-14/71-3, которым наложен арест на средство для ванн "Трояр" для придания тонуса кожи" в количестве 136 500 бутылок, находящийся в полуприцепе гос. номер ВА9578 52 рег. и на полуприцеп гос. номер ВА9578 52 рег.
Также отобраны образцы данной продукции согласно протоколу N 07-15/71-2 о взятии проб и образцов и определением N 07-15/71-4 от 05.03.2015 назначена физико-химическая экспертиза парфюмерно - косметической продукции.
03.04.2015 усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, управление составило протокол N 07-15/71-7 об административном правонарушении.
На основании изложенного управление обратилось в суд с заявлением.
Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции правильно отказал управлению в удовлетворении заявленного требования на основании следующего.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как следует из ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 4 ст. 3.7 КоАП РФ установлено, что конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 данного Кодекса.
При невозможности применения административного наказания в виде конфискации вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ).
Согласно ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа такой продукции; алкогольной продукцией является пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции.
В силу ст. 18 Закона N 171-ФЗ деятельность, связанная с оборотом алкогольной продукции подлежит лицензированию.
Из пункта 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ следует, что под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа.
Как следует из пункта 1 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи; розничной продажи спиртосодержащей продукции; закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях; перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемых в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, организациями, закупившими указанную продукцию в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на транспортных средствах, находящихся в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении таких организаций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона N 171-ФЗ действие указанного закона не распространяется на деятельность организаций, связанную с производством, оборотом парфюмерно-косметической продукции, содержащей этиловый спирт и прошедшей государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2007 N 401 "Об утверждении перечней парфюмерно-косметической продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"" (далее - Постановление N 401) утвержден перечень парфюмерно-косметической продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Пункт 4 ст. 1 ФЗ 171-ФЗ позволяет Правительству РФ устанавливать дополнительные изъятия из-под действия Закона в виде парфюмерно-косметической продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие Закона, исходя из таких показателей, как: объем потребительской тары (упаковки); стоимость парфюмерно-косметической продукции.
Во исполнение этого положения Закона Постановлением N 401 утверждены два Перечня, соответствующих кодам Общероссийского классификатора продукции и Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Номенклатура продукции общества соответствует коду продукции, имеющейся в перечне, т.е. под кодом ОКП 915860, что подтверждается сертификатом соответствия NРОСС 1Ш.АЯ61.В71976 от 01.04.2005 и сертификатом соответствия NРОСС RU.nn39.B00294 от 28.03.2008.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.1999 N 967 "О производстве и обороте спиртосодержащих лекарственных средств и парфюмерно-косметической продукции (средств)" Министерству здравоохранения Российской Федерации до 01.10.1999 поручено утвердить положение о государственной регистрации спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции (средств).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.04.2011 N 6-П "По делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 3.7 и ч. 2 ст. 8.28 КоАП РФ в связи с жалобой ООО "СтройКомплект" положения ч. 2 ст. 8.28 КоАП РФ признаны не соответствующими ч. 1 и 3 ст. 35, ч. 1 ст. 46, ч. 2 ст. 54 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ в той мере, в какой эти положения во взаимосвязи с ч. 1 ст.3.7 КоАП РФ допускают в качестве административного наказания конфискацию орудия совершения административного правонарушения, принадлежащего на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в законной процедуре виновным в его совершении.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 01.03.2012 N 404-О-О, этот вывод, направленный на защиту конституционных прав собственников имущества, носит общий характер и, в частности, распространяется на любые административные правоотношения в сфере предпринимательской деятельности, связанные с возможностью назначения административного наказания в виде конфискации орудия совершения правонарушения, совершенного лицом, не являющимся собственником этого имущества.
В соответствии со статьями 6 и 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" положения нормативных правовых актов, признанные решением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
Как следует из материалов дела, общество купило у ООО "Курс" в 2007 году средство для ванн "Трояр" в количестве 136 570 шт, что подтверждается счет-фактурой N 182 от 18.06.2007 и товарной накладной N 182 от 18.06.2007 (в количестве 31 500 шт); счет-фактурой N 236 от 03.08.2007 и товарной накладной N236 от 03.08.2007 (в количестве 17 430 шт); счет-фактурой N 246 от 10.08.2007 и товарной накладной N 246 от 10.08.2007 (в количестве 87 640 шт).
Жидкость в пластиковых бутылках емкостью 0,25 литра с этикеткой средство для ванн "Трояр" для придания тонуса кожи" производства ЗАО "Возрождение" является спиртосодержащей жидкостью крепостью 60,4%. Жидкости соответствуют требованиям ТУ 9158-005-50062101-2001 (60,0+-0,5) и реквизитам этикеток по содержанию спирта. На этикетках указан срок годности до декабря 2015 года.
Определением N 07-15/71-4 от 05.03.2015 управление назначило экспертизу.
Из заключения экспертов N 006610 от 19.03.2015 представленной Экспертно-криминалистической службы - филиал Центрального экспертно - криминалистического таможенного управления г. Пятигорск, экспертно-исследовательский отдел N 2 (г. Махачкала) Федеральной таможенной службы, следует, что средство для ванн "Трояр" для придания тонуса кожи" является спиртосодержащей жидкостью с объемной долей этилового спирта 60,2+-0,1%. Соответствие образца ТУ 9158-005-50062101-2001 определить не представилось возможным по причине не представления экспертам указанных технических условий. Вопрос представляет ли образец угрозу для вреда и здоровья граждан не входит в компетенцию экспертов. Вопрос является ли образец парфюмерно-косметической продукцией не входит в компетенцию экспертов.
Согласно ТУ 9158-005-50062101-2001 срок годности средство для ванн "Трояр" составляет 10 лет со дня изготовления.
В материалах дела представлены документы подтверждающие, что средство для ванн "Трояр" соответствует требованиям Постановления N 401 и относится к парфюмерно-косметической продукции, и что указанная спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, прошла государственную регистрацию в Роспотребнадзоре, такие как: свидетельство о государственной регистрации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N 77.99.25.1.У.669.7.04 от 02.07.2004 г., в соответствии с которым средство для ванн "Трояр", производства ЗАО "Возрождение", РСО-Алания используется в качестве парфюмерно-косметической продукции, прошла государственную регистрацию, внесена в реестр и разрешена для изготовления на территории РФ, ввоза на территорию РФ и оборота; санитарно-эпидемиологическое заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N 77.99.16.915.Д.001188.02.06 от 22.02.2006 г., в котором установлено, что средства для ванн "Трояр", изготовленные в соответствии с ТУ 9158-005-50062101-2001, производитель ЗАО "Возрождение", РСО-Алания соответствует санитарным правилам - СанПин 1.2.681-97 "Гигиенические требования к производству и безопасности парфюмерно-косметической продукции"; санитарно-эпидемиологическое заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N 50.РА.02.915.П.002377.10 от 30.06.2010 г., в котором установлено, что средства для ванн "Трояр", изготовленные в соответствии с ТУ 9158-005-50062101-2001, производитель ЗАО "Возрождение", РСО-Алания соответствует санитарным правилам - СанПин 1.2.681-97 "Гигиенические требования к производству и безопасности парфюмерно-косметической продукции"; сертификат соответствия N РОСС 1Ш.АЯ61.В71976 от 01.04.2005, в котором установлено, что средства для ванн "Трояр", изготовленные в соответствии с ТУ 9158-005- 50062101-2001, производитель ЗАО "Возрождение", РСО-Алания соответствует санитарным правилам - СанПин 1.2.681-97 "Гигиенические требования к производству и безопасности парфюмерно-косметической продукции"; сертификат соответствия N РОСС RU.nn39.B00294 от 28.03.2008, в котором установлено, что средства для ванн "Трояр", изготовленные в соответствии с ТУ 9158-005- 50062101-2001, производитель ЗАО "Возрождение", РСО-Алания соответствует санитарным правилам - СанПин 1.2.681-97 "Гигиенические требования к производству и безопасности парфюмерно-косметической продукции"; декларация о соответствии Таможенный союз N ТС RU Д-RU.AJl. 14.В. 14944 от 21.02.2013 г., в которой подтверждается, что изделия косметические с маркировкой "Трояр", изготовитель ЗАО "Возрождение", РСО-Алания соответствует требованиям ТР ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции", утв. Решением КТС от 23.09.2011 г. N 799 (ст. 5 п. 3, 4, 5, 9).
В материалах дела представлены свидетельства о государственной регистрации, которые оформлены территориальными органами Роспотребнадзора в установленном порядке в соответствии с Положением о порядке оформления Единой формы документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров) в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям.
Управление не доказало, что представленные образцы не являются парфюмерно-косметической продукцией. Из справки об исследовании N 1500 от 01.12.2014 проведенной "Экспертно-криминалистическим центром МВД по Кабардино-Балкарской Республике" следует, что жидкость в пластиковых бутылках емкостью 0,25 литра с этикеткой средство для ванн "Трояр" для придания тонуса кожи" производства ЗАО "Возрождение" является спиртосодержащей жидкостью крепостью 60,4%. Жидкости соответствуют требованиям ТУ 9158-005-50062101-2001 (60,0+-0,5) и реквизитам этикеток по содержанию спирта.
При этом, обязанность доказывания законности оснований привлечения юридического лица к административной ответственности в силу требований части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возложена на административный орган.
Неустановление административным органом события административного правонарушения не позволяют сделать вывод о наличии в действиях Общества состава вменяемого нарушения, правильно квалифицировать вменяемые юридическому лицу неправомерные действия (бездействие), что является существенным нарушением требований закона, предъявляемых к составлению процессуальных документов при привлечении лица к административной ответственности.
Исходя из объема потребительской тары (упаковки) парфюмерно-косметической продукции и кодов в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, указанных в сертификатах соответствия на продукцию, парфюмерно-косметическая продукция Ответчика в соответствии с Постановлением N 401 относится к продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие Закона N171-ФЗ. Иное из материалов дела об административном правонарушении не следует, о несоответствии продукции Ответчика перечню, утвержденному Постановлением N401, в протоколе не заявлено, такое несоответствие поводом для возбуждения спорного административного дела не являлось.
Суд первой инстанции правильно отклонил довод управления о том, что поскольку в настоящее время не принято нормативно-правовых актов, регулирующих регистрацию парфюмерно-косметической продукции, то деятельность общества подлежит лицензированию, так как он прямо противоречит исключению, установленному пунктом 3 статьи 1 Закона N 171-ФЗ.
Ввиду отсутствия у общества обязанности по лицензированию деятельности по производству, обороту парфюмерно-косметической продукции в данном случае, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ.
Доказательства обратного в материалы дела не представлены.
С учетом того, что управлению отказано в удовлетворении требования о привлечении общества к административной ответственности, управлением не доказано, что арестованная продукция находится в незаконном обороте, а транспортное средство не является собственностью общества, то суд первой инстанции правомерно признал их подлежащими возврату законным владельцам.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании постановлений административного органа, о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.09.2015 по делу N А20-1440/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-1440/2015
Истец: Межрегиональное управление фед. службы по регулированию алкогольного рынка по СКФО
Ответчик: ООО "БытХимТорг"
Третье лицо: Шестнадцатый апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-677/16
09.11.2015 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2306/15
02.11.2015 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2306/15
04.09.2015 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-1440/15
30.07.2015 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2306/15
30.06.2015 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2306/15