город Москва |
|
2 ноября 2015 г. |
дело N А40-85706/15 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26.10.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.11.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.
судей |
Мухина С.М., Кольцовой Н.Н., |
при ведении протокола |
помощником судьи Шакк С.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной налоговой службы России по г. Москве, Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 46 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.08.2015
по делу N А40-85706/15, принятое судьей Кузиным М.М.
по заявлению ООО "Визарт Строй" (117209, Москва, ул. Перекопская, дом 17, корп. 4)
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 46 по г. Москве (125373, Москва, Походный проезд, домовладение 3, стр. 2), УФНС России по г. Москве (125284, Москва, Хорошевское шоссе, дом 12 А)
третье лицо: ИФНС РФ N 27 по г. Москве (117418, Москва, ул. Новочеремушкинская, дом 58, корпус 1)
о признании недействительным решения;
при участии:
от заявителя - Широков К.И. по доверенности от 23.04.2015;
от заинтересованных лиц - Дубровский В.В. по доверенности от 23.10.2014; Старшинова О.В. по доверенности от 13.01.2015;
от третьего лица - Булыгина И.И. по доверенности от 27.07.2015;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.08.2015 признано незаконными решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 46 по г. Москве от 29.12.2014 N 469083А и решение Управления Федеральной налоговой службы России по г. Москве от 04.02.2015 N 12- 34/018835 и на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 46 по г. Москве возложена обязанность произвести регистрацию ООО "Визарт Строй" в связи с его ликвидацией в установленном законом порядке и сроки.
В качестве третьего лица в деле участвует ИФНС РФ N 27 по г. Москве.
УФНС России по г. Москве и Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N 46 по г. Москве не согласились с выводами суда первой инстанции, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители лиц, участвующих в деле в судебное заседание явились.
Представители налоговых органов и третьего лица поддержали доводы апелляционных жалоб.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, представлен отзыв, который приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 22.12.2011 участником ООО "Визарт Строй" принято решение о ликвидации общества, о чем 11.01.2012 МИФНС N 46 по г. Москве внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ N 2127746050903.
13.06.2012 в ЕГРЮЛ внесена запись за N 9127746106017 о назначении ликвидатором общества Помукчинского В.В. на основании решения участника общества.
25.07.2012 в Вестнике государственной регистрации опубликовано решение о ликвидации ООО "Визарт Строй".
17.10.2012 в ЕГРЮЛ внесена запись N 7127747820457 о составлении промежуточного ликвидационного баланса, утвержденного решением участника от 02.10.2012.
29.10.2014 решением N 1/14 участника ООО "Визарт Строй" утвержден ликвидационный баланс общества.
24.12.2014 и регистрирующий орган поданы документы о ликвидации юридического лица.
29.12.2014 налоговым органом принято решение N 469083АЮ, которым отказано в государственной регистрации в связи с его ликвидацией, со ссылкой на отсутствие в представленных документах ликвидационного баланса, содержащего достоверные сведения о задолженности перед бюджетом и заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, составленного в соответствии с п. п. 1, 2 ст. 224 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
02.02.2015 общество, в лице ликвидатора, обратилось с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы России по г. Москве на решение МИФНС России N 46 по г. Москве об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
04.02.2015 Управлением Федеральной налоговой службы по г. Москве принято решение N 12-34/018835, которым жалоба оставлена без удовлетворения, в связи с тем, что регистрирующий орган располагал информацией об имеющейся у общества неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации (письмом ИФНС России N 27 по г. Москве от 15.12.2014 N 07-15/045427@).
Не согласившись с решениями налоговых органов, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из того, что обжалуемые решения органов налогового контроля не соответствуют действующему законодательству, поскольку заявителем для государственной регистрации представлен полный пакет документов и у налогового органа отсутствовали правовые основания для принятия решения об отказе в государственной регистрации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 данной статьи Кодекса обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
В соответствии с положениями ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований указанного Федерального закона и устава общества.
Согласно ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
В соответствии со ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
В силу ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее 2-х месяцев с момента публикации о ликвидации.
В соответствии с приказом Федеральной налоговой службы России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ сведения, подлежащие опубликованию в соответствии законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".
В силу ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, основанием для отказа в регистрации юридического лица является: непредставление определенных указанным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Пунктом 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ предусмотрено, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется в том числе ликвидационный баланс.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Промежуточный ликвидационный баланс составляется в соответствии с действующими правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности и характеризует имущественное и финансовое положение юридического лица (активы и пассивы) по состоянию на дату истечения срока для предъявления требований кредиторов, указанного в сообщении о ликвидации юридического лица.
Требования кредиторов учитываются в размере, признанном ликвидационной комиссией, на основании документов, подтверждающих наличие обязательств юридического лица и их размер.
Такими документами являются договор, заключенный данным юридическим лицом, решение судебных органов, иные документы (ценные бумаги, в том числе векселя, платежные поручения и т.п.).
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о незаконности решений налоговых органов, поскольку из представленных заявителем документов не усматривается, что в ходе ликвидации общества выявлена недостаточность имущества заявителя для удовлетворения требований кредиторов.
Довод о том, что у заявителя имеется задолженность перед бюджетом - неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций (письмом ИФНС России N 27 по г. Москве от 15.12.2014 N 07-15/045427@), отклоняется, так как имеются доказательств отсутствия задолженности перед бюджетом у заявителя.
В письме ИФНС России N 27 по г. Москве указано на то, что по состоянию на 05.12.2014 общество задолженность имеет, вместе с тем, размер задолженности не указан (л.д. 44-45).
Из материалов дела следует, что решением ИФНС N 27 по г. Москве ООО "Визарт Строй" привлекалось к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа по налогу на прибыль в размере 2.000 руб.
Ликвидатором общества штраф оплачен, о чем свидетельствуют платежные поручения от 11.11.2014 N 665, N 858 (л.д. 10, 11), при этом оплата штрафов, в виду отсутствия расчетных счетов у общества, осуществлялась в наличной форме, с указанием в платежных документах, в чьих интересах и на каком основании действует плательщик.
Из материалов дела не следует, что налоговым органом предъявлены требования как кредитора общества в предусмотренный для этого срок, не подтверждено наличие задолженности, не предъявлено требований о ее взыскании, с заявлениями о принудительном взыскании задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами налоговый орган не обращался, иных сведений в материалах дела не имеется.
Таким образом, наличие у заявителя задолженности перед бюджетом, налоговыми органами не доказано.
Согласно пп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации в связи с ликвидацией допускается в случае: непредставления определенных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов и при представлении документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Заявителем представлен полный комплект документов, предусмотренных Законом для регистрации ликвидации юридического лица в надлежащий регистрирующий орган, в том числе подтверждение публикации о ликвидации юридического лица.
Требования кредиторов в установленный законом срок не заявлены.
В связи с этим оснований для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией у регистрирующего органа не имелось.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, требования заявителя удовлетворены судом первой инстанции обоснованно, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.08.2015 по делу N А40-85706/15 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-85706/2015
Истец: ООО "Визарт Строй", ООО Визарт Строй
Ответчик: МИФНС N 46 по г. Москве, УФНС России по Москве
Третье лицо: В ИФНС России N27 по г. Москве, ИФНС России N 27 по г. Москве, УФНС России по г. Москве