30 октября 2015 г. |
А39-2622/2015 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Мальковой Д.Г., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сырф К.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 10.08.2015
по делу N А39-2622/2015,
принятое судьей Артамоновой Л.А.
по заявлению Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия
о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия от 01.04.2015 N 17-р,
без участия лиц,
и установил:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия (далее - УФССП по Республике Мордовия, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия (далее - Территориальное управление) от 01.04.2015 N 17-р "О разделе земельного участка с кадастровым номером 13:23:0901135:1".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное унитарное предприятие "Приволжский" (далее - ФГУП "Приволжский"), общество с ограниченной ответственностью "АгроАльянс" (далее - ООО "АгроАльянс").
Решением от 10.08.2015 Арбитражный суд Республики Мордовия отказал заявителю в удовлетворении требования.
УФССП по Республике Мордовия не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, УФССП по Республике Мордовия, Территориальное управление и ООО "АгроАльянс" заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы без их участия.
Территориальное управление и ООО "АгроАльянс" в отзывах на апелляционную жалобу просили в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 10.08.2015 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 13:23:0901135:1, площадью 6717 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации административного здания, расположенный по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, Ленинский район, ул. Терешковой, д. 1, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) сделана запись регистрации от 18.01.2008 N 13-13-01/348/2007-116.
Указанный земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования УФССП по Республике Мордовия, что подтверждается записью в ЕГРП от 14.12.2009 N 13-13-01/364/2009-092 (выписка из ЕГРП от 24.11.2014 N 01/253/2014-57).
На земельном участке с кадастровым номером 13:23:0901135:1 располагались следующие объекты недвижимости, находящиеся в собственности Российской Федерации и закрепленные на праве оперативного управления за УФССП по Республике Мордовия:
- здание детского сада - ясли N 57, площадью 1378,8 кв.м, этажность-2, расположенное по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, Ленинский район, ул. Терешковой, д. 1, о чем 23.05.2005 в ЕГРП сделана запись регистрации N 13-23-02/060/2005-159 (свидетельство о государственной регистрации права серии 13 ГА N 046393);
- здание гаража, площадью 95,2 кв.м, этажность - 1, расположенное по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, Ленинский район, ул. Терешковой, д. 1, о чем 15.11.2011 в ЕГРП сделана запись регистрации N 13-13-01/351/2011-209 (выписка из ЕГРП от 24.11.2014 N 01/253/2014-55).
Впоследствии по решению Арбитражного суда Республики Мордовия от 14.05.2015 по делу N А39-194/2015 регистрационная запись о государственной регистрации права оперативного управления УФССП по Республике Мордовия на здание детского сада-ясли N 57 исключена из ЕГРП, признано право оперативного управления УФССП по Республике Мордовия на административное здание площадью 1286,1 кв.м, расположенное по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Терешковой, 1.
Кроме указанных объектов недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 13:23:0901135:1 находится также склад-овощехранилище, площадью 92 кв.м, расположенное по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, Ленинский район, ул. Терешковой, д. 1, находящееся в собственности Российской Федерации и закрепленное на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Приволжский". Право собственности Российской Федерации на объект недвижимости зарегистрировано 04.10.2011, о чем в ЕГРП сделана запись регистрации N 13-13-01/292/2011-396, а право хозяйственного ведения ФГУП "Приволжский" - 30.03.2012, о чем в ЕГРП сделана запись регистрации N 13-13-01/093/2012-204.
На основании договора от 01.02.2012 N 2647, зарегистрированного в установленном законом порядке 22.02.2012, о чем в ЕГРП сделана запись регистрации N 13-13-01/041/2012-310, склад-овощехранилище ФГУП "Приволжский" предоставило в аренду ООО "АгроАльянс" на основании договора от 01.02.2012 N 2647.
Распоряжением Территориального управления от 18.01.2012 N 1-рз (с учетом изменений, внесенных распоряжением от 25.02.2012 N 25-рз) утверждена схема расположения земельных участков, образованных путем разделения земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, с кадастровым номером 13:23:0901135:1, площадью 6717 кв.м, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, Ленинский район, ул. Терешковой,1, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации административного здания:
- земельного участка площадью 4313 кв.м, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, Ленинский район, ул. Терешковой, 1;
- земельного участка площадью 2404 кв.м, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, Ленинский район, ул. Терешковой, 1.
01.04.2015 Территориальное управление вынесло распоряжение N 17-рз о разделении земельного участка с кадастровым номером 13:23:0901135:1, площадью 6717 кв.м, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, Ленинский район, ул. Терешковой, д.1, на два земельных участка:
- земельный участок с кадастровым номером 13:23:0901135:46, площадью 2404 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации административного здания, расположенный по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, Ленинский район, ул. Терешковой, д. 1,
- земельный участок с кадастровым номером 13:23:0901135:47, площадью 2313 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации административного здания, расположенный по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, Ленинский район, ул. Терешковой, д. 1.
Посчитав данное распоряжение не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, УФССП по Республике Мордовия обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право распоряжения имуществом принадлежит собственнику.
Согласно части 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Приказом Министерства экономического развития Российской федерации от 01.11.2008 N 374 утверждено типовое положение о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
В силу подпунктов 4.1.1, 4.1.2 Типового положения Территориальный орган самостоятельно в том числе осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа; контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Таким образом, Территориальное управление располагает полномочиями собственника по отношению к спорному земельному участку.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 4 статьи 11.2 ЗК РФ (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого распоряжения) предусмотрено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
При этом такое согласие не требуется в том числе в случае образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям.
Поскольку земельный участок 13:23:0901135:1, площадью 6717 кв.м, является собственностью Российской Федерации, суд пришел к правомерному выводу о том, что исходя из прямого указания пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ согласие УФССП по Республике Мордовия на образование новых земельных участков из этого земельного участка, принадлежащего последнему на праве постоянного (бессрочного) пользования, в данном случае не требовалось.
Довод УФССП по Республике Мордовия об обратном не основан на нормах права, в связи с чем правомерно отклонен судом.
Кроме того, как установил суд и следует из материалов дела, Территориальным управлением предпринимались меры по согласованию с УФССП по Республике Мордовия раздела спорного земельного участка. В частности, на основании заявления ФГУП "Приволжский" от 13.02.2013 N 121 Территориальное управление направляло в адрес УФССП по Республике Мордовия обращения от 19.03.2013 N 852, от 20.08.2013 N 3489 по вопросу раздела земельного участка с кадастровым номером 13:23:0901135:1 на земельный участок площадью 2404 кв.м и земельный участок площадью 4313 кв.м с целью последующего прекращения права постоянного (бессрочного) пользования УФССП по Республике Мордовия на земельный участок площадью 2404 кв.м.
Письмом от 26.09.2013 N 13/08-14/8416 УФССП по Республике Мордовия сообщило, что вопрос о разделе земельного участка находится на рассмотрении в Федеральной службе судебных приставов России. Между тем позиция Федеральной службы судебных приставов России до Территориального управления до настоящего времени не доведена.
В соответствии со статьей 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами (пункты 4-6).
В силу пункта 3 статьи 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Как установлено судом, земельный участок с кадастровым номером 13:23:0901135:1 является делимым, в связи с чем его раздел позволяет сформировать земельные участки, необходимые для использования расположенных на них объектов недвижимости.
Поскольку кроме объектов недвижимости, принадлежащих заявителю на праве оперативного управления, на указанном земельном участке расположен склад-овощехранилище, площадью 92 кв.м, находящийся в собственности Российской Федерации и закрепленный на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Приволжский", которым данный объект предоставлен в аренду ООО "АгроАльянс" на основании договора от 01.02.2012 N 2647, суд правильно указал, что раздел земельного участка произведен с целью образования самостоятельных земельных участков под объектами недвижимости УФССП по Республике Мордовия и ФГУП "Приволжский".
Доказательства, подтверждающие, что на земельном участке, кроме вышеназванных объектов недвижимости, находятся какие-либо иные объекты недвижимости, спортивные сооружения, для эксплуатации которых заявителю необходим для использования весь земельный участок площадью 6717 кв.м, УФССП по Республике Мордовия не представило.
В свою очередь Территориальное управление в результате осмотра земельного участка с кадастровым номером 13:23:0901135:1 таких объектов не установило, о чем свидетельствуют акт осмотра от 24.11.2014 с приложенными к нему материалами фотофиксации.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 11.8 ЗК РФ у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного пользования на образуемые земельные участки. При этом дополнительного принятия решения о предоставлении образуемых и измененных земельных участков не требуется.
Таким образом, является правильным вывод суда о том, что в силу приведенных норм на образованные в результате раздела земельные участки с кадастровыми номерами 13:23:0901135:46 и 13:23:0901135:47 у заявителя также возникло право постоянного (бессрочного) пользования.
При этом оспариваемым распоряжением было принято решение именно о разделе земельного участка, а не о его изъятии, а потому УФССП по Республике Мордовия на вновь образованные земельные участки не утеряло право постоянного (бессрочного) пользования, а значит, его довод об обратном признается несостоятельным.
На основании изложенного суд пришел к правомерному выводу о необоснованности требования заявителя.
Суд также правильно указал, что правомерность дальнейших действий Территориального управления в отношении образованных при разделе земельных участков, в частности, по передаче ФГУП "Приволжский" выходит за рамки требования, заявленного по настоящему делу, и не подлежит правовой оценке судом.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному выводу о том, что оспариваемое распоряжение Территориального управления принято в пределах его компетенции, не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное УФССП по Республике Мордовия не доказано, установленные судом обстоятельства и сделанные на их основе выводы не опровергнуты.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый не нормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал УФССП по Республике Мордовия в удовлетворении требования.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Республики Мордовия отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба УФССП по Республике Мордовия по приведенным в ней доводам, основанным на ошибочном толковании норм материального права, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 10.08.2015 по делу N А39-2622/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Д.Г. Малькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-2622/2015
Истец: Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия
Третье лицо: ООО "АгроАльянс", ФГУП "Приволжский"