город Воронеж |
|
3 ноября 2015 г. |
Дело N А35-97/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 ноября 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "Курская теплосетевая компания": Белоусова Н.В., представителя по доверенности от 25.12.2014N 8;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Курская теплосетевая компания" на решение Арбитражного суда Курской области от 31.08.2015 по делу N А35-97/2015 (судья Силакова О.Н.) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Курская теплосетевая компания" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курской области о признании незаконным и об отмене постановления о назначении административного наказания по делу N 04-02-49-2014 об административном правонарушении от 24.12.2014,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Курская теплосетевая компания" (далее - ООО "Курская ТСК", Общество, заявитель, ОГРН 1124632011756, ИНН 4632168044) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее - УФАС по Курской области, антимонопольный орган) о признании незаконным и об отмене постановления о назначении административного наказания по делу N 04-02-49-2014 об административном правонарушении от 24.12.2014.
Решением суда от 31.08.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Общество с ограниченной ответственностью "Курская теплосетевая компания" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что расчет стоимости горячей воды по ЖСК-95 был произведен исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и установленных Комитетом по тарифам и ценам Курской области тарифов на горячую воду. Следовательно, начисление платы было произведено в соответствии с законодательством РФ.
В отзыве на жалобу антимонопольный орган указывает на наличие в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.
В судебное заседание Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 20.02.2014 в Курское УФАС России поступило заявление Жилищно-строительного кооператива N 95 (далее - ЖСК N 95) с жалобой на действия ООО "Курская ТСК", выразившиеся в неправильном начислении платы за услуги по горячему водоснабжению жилого многоквартирного дома N 3 по проспекту Кулакова г.Курска в январе-феврале 2014 года.
При рассмотрении указанного заявления и дополнительно представленной информации Курским УФАС России сделан вывод о том, что ООО "Курская ТСК" при определении стоимости услуги по горячему водоснабжению многоквартирного жилого дома N 3 по проспекту Кулакова г. Курска в январе-феврале 2014 года, применяло порядок расчета, не соответствующий требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых ломов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
На основании выявленных фактов УФАС России по Курской области было возбуждено дело N 04-05/09-2014 по признакам нарушения ст.10 ФЗ "О защите конкуренции" со стороны ООО "Курская ТСК", выразившегося в применении для определения стоимости услуги по горячему водоснабжению многоквартирного жилого дома N 3 по проспекту Кулакова г. Курска в январе-феврале 2014 года порядка расчета, не соответствующего требованиям Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Управлением было установлено, что при расчете стоимости услуг горячего водоснабжения, предоставленных жилому многоквартирному дому N 3 по проспекту Кулакова г. Курска в январе и феврале 2014 года ООО "Курская ТСК" использовались компоненты на тепловую энергию и на холодную воду, утвержденные постановлением комитета по тарифам и ценам Курской области от 17.12.2013 N 478. При определении стоимости оказанных в январе-феврале 2014 года услуг горячего водоснабжения, предоставленных жителям многоквартирного дома N 3 по проспекту Кулакова г.Курска ООО "Курская ТСК" нарушило требования Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, что повлекло нарушение прав и законных интересов ЖСК-95 и жильцов данного дома.
На основании выявленных нарушений 01.07.2014 Комиссией УФАС по Курской области было принято решение по делу N 04-05/09-2014, согласно которому ООО "Курская ТСК" признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" путем злоупотребления доминирующим положением, выразившемся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении расчетов за услуги горячего водоснабжения жилого многоквартирного дома N3 по проспекту Кулакова г.Курска в январе-феврале 2014 года, результатом которого является или может явиться ущемление интересов ЖСК N95 и собственников помещений в данном жилом многоквартирном доме.
На основании решения по делу N 04-05/09-2014 Комиссия Курского УФАС России выдано ООО "Курская ТСК" предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
По признакам наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.31 КоАП РФ 12.11.2014 ведущим специалистом-экспертом отдела естественных монополий Курского УФАС России Краснослободцевой А.В., в присутствии представителя ООО "Курская ТСК", был составлен протокол об административном правонарушении N 04-02-49-2014.
24.12.2014 заместителем руководителя Курского УФАС России Волковой М.В. вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N 04-02-49-2014 об административном правонарушении, в соответствии с которым ООО "Курская ТСК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.14.31 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Считая постановление о назначении административного наказания по делу N 04-02-49-2014 об административном правонарушении от 24.12.2014 незаконным, ООО "Курская ТСК" обратилось в Арбитражный суд Курской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд области исходил из того, что в действиях Общества имеется состав вменяемого административного правонарушения.
Апелляционная коллегия соглашается с данными выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии со ст.23.48 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания по делу N 04-02-49-2014 об административном правонарушении от 24.12.2014 принято уполномоченным лицом.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ установлена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. Объектом правонарушения по данной статье являются общественные отношения области защиты конкуренции.
Субъектами правонарушения в отношении юридических лиц являются юридические лица, занимающие доминирующее положение на том или ином рынке товаров (услуг).
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в совершении его субъектами действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является вступившее в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Это прямо предусмотрено вышеуказанной частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ. Данная норма не содержит каких-либо иных поводов к возбуждению производства по делу об административном правонарушении для данных составов (статьи 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33).
Таким образом, у антимонопольного органа имелись достаточные основания и повод для возбуждения дела об административном правонарушении.
Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, согласно части 6 статьи 4.5 КоАП РФ начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Учитывая, что факт нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен УФАС России по Курской области при рассмотрении антимонопольного дела N 04-05/09-2014 и зафиксирован в решении от 01.07.2014, годичный срок давности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, начинает исчисляться с 01.07.2014 (см. пункт 10.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30).
Следовательно, постановление 24.12.2014 принято в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Факт злоупотребления Обществом своим доминирующим положением, выразившимся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении расчетов за услуги горячего водоснабжения жилого многоквартирного дома N 3 по проспекту Кулакова г.Курска в январе-феврале 2014 года, результатом которого является или может явиться ущемление интересов ЖСК N 95 и собственников помещений в данном жилом многоквартирном доме, подтвержден материалами дела.
При рассмотрении антимонопольного дела было установлено, что Обществом при начислении платы за услугу горячего водоснабжения для жилого многоквартирного дома N 3 по проспекту Кулакова г. Курска за январь 2014 года не учтено, что тариф на горячую воду, установленный постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 17.12.2013 N478 с 01.01.2014 на территории Курской области в отношении потребителей ООО "Курская теплосетевая компания" для закрытой системы горячего водоснабжения в размере 106,29 руб./м3, уже включает в себя финансовые потребности организации коммунального комплекса на содержание централизованных систем горячего водоснабжения. Данное обстоятельство также следует из примененной Комитетом по тарифам и ценам Курской области в постановлении от 17.12.2013 N 478 лексической конструкции "в том числе", подразумевающей, что установленные в подпунктах 1.2 и 1.3 компоненты тарифа входят в его состав. По жилому многоквартирному дому N3 по проспекту Кулакова г. Курска за январь 2014 года на основании законодательно не закрепленного алгоритма расчета ООО "Курская ГСК" было начислено 214824,05 руб., что на 25% превышает рассчитанную Комиссией согласно положениям Правил сумму.
Факт нарушения Обществом пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" подтвержден материалами антимонопольного дела.
Решение Комиссии УФАС по Курской области от 01.07.2014 N 04-05/09-2014 о нарушении антимонопольного законодательства не было обжаловано ООО "Курская ТСК" в установленном законом порядке, вступило в законную силу, и на основании ч.1.2 ст.28.1 КоАП РФ послужило поводом для возбуждения дела об административном правонарушении.
Доказательств его обжалования в материалах дела не имеется.
С учетом установленных обстоятельств, арбитражный суд области сделал правильный и мотивированный вывод о наличии в действиях Общества объективной стороны вменяемого административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в ред. Постановления Пленума Вас РФ от 10.11.2011 N71) разъяснено, что юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Вина заявителя в совершении административного правонарушения заключается в том, что ООО "Курская ТСК" не были приняты все возможные меры по соблюдению требований пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих Обществу в соблюдении вышеприведенной правовой нормы, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах ООО "Курская ТСК" виновно в совершенном правонарушении.
Процедура привлечения Общества к административной ответственности соблюдена.
Дело об административном правонарушении рассмотрено административным органом в порядке и сроки, установленные статьями 4.5, 23.49, 29.6, 29.7 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд области обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях ООО "Курская ТСК" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Нарушений при расчете суммы наложенного штрафа не установлено.
При названных условиях, арбитражный суд апелляционной инстанции считает верными выводы суда области о законности постановления о назначении административного наказания по делу N 04-02-49-2014 об административном правонарушении от 24.12.2014.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Обществом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, учитывая изложенное и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 31.08.2015 по делу N А35-97/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в порядке ч. 4 ст. 288 АПК РФ, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-97/2015
Истец: ООО "Курская теплосетевая компания"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области
Третье лицо: Девятнадцатый арбитрпажный апелляционный суд