г. Красноярск |
|
28 октября 2015 г. |
Дело N А74-1865/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Споткай Л.Е.,
судей: Магда О.В., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.,
при участии:
с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Хакасия, при выполнении судебного поручения судьей Арбитражного суда Республики Хакасия Зуевой М. В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Резвановой М.М.,
в судебном заседании в здании Арбитражного суда Республики Хакасия:
от истца (открытого акционерного общества "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)") - Дорохиной И.П., представителя по доверенности от 20.11.2014 N 50,
от ответчика (общества с ограниченной ответственностью "Строительные, жилищно-эксплуатационные услуги") - Зиновьева Т.Б., представителя по доверенности от 15.01.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительные, жилищно-эксплуатационные услуги" (ИНН 1901075814, ОГРН 1061901038187) на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от 05 августа 2015 года по делу N А74-1865/2015, принятое судьёй Кожура-Кобыляцкой Н.Н.,
установил:
Открытое акционерное общество "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" (ИНН 1901067718, ОГРН 1051901068020) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Строительные, жилищно-эксплуатационные услуги" (ИНН 1901075814, ОГРН 1061901038187) о взыскании 366 573 рублей 44 копеек задолженности за поставленную в ноябре 2014 года тепловую энергию.
К участию в деле в качестве третьего лица с участием в деле не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца привлечен Государственный комитет по тарифам и энергетики Республики Хакасия.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 05.08.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что для группы населения г. Абакана до конца 2014 года необходимо было применять Приказ Госкомтарифэнерго Республики Хакасия от 24.07.14 N 24-к.
Заявитель жалобы указывает, что истец в спорный период руководствовался приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 09.10.2014 N 37-к, которым рекомендовано для расчета платы граждан за коммунальные услуги применять с 30.09.2014 по 31.12.2014 тариф в размере 1137,26 руб./Гкал. Однако, с февраля 2015 года ТГК-13 незаконно произвело доначисление платы за отопление за период сентябрь-декабрь 2014 года из расчета тарифа, утвержденного приказом Госкомтарифэнерго от 30.09.2014 N 37-т "О тарифах на тепловую энергию для конечных потребителей филиала Абаканская ТЭЦ ОАО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13), присоединенных к тепловым сетям ООО "Южно-Сибирская теплосетевая компания" на 2014 год" (утвержден тариф с 30.09.2014 и до конца года - 1257,23 руб./Гкал). Истец после утраты юридической силы приказов Госкомтарифэнерго РХ N 24-к N 37-т и N 37-к произвел перерасчет, в результате которого размер внесенной населением платы за энергоресурс увеличился на сумму, превышающую предельный индекс, действовавший в 2014 году, в связи с чем действия истца являются незаконными.
Учитывая, что в течение срока действия тарифов на тепловую энергию - 4 квартал 2014 года, ТГК-13 применяло тариф, установленный приказом Госкомтарифэнерго РХ от 24.07.2014 N 24-к в размере 1137,26 руб./Гкал., правовых оснований для осуществления перерасчета по приказу Госкомтарифэнерго РХ населению от 30.09.2014 N 37-т из расчета 1257,23 руб./Гкал., утратившему силу с 01.01.2015, не имелось, данный приказ применению не подлежит.
Истец представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором возразил против удовлетворения жалобы, настаивая на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.09.2015 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 28.10.2015.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится путем использования системы видеоконференц-связи.
Учитывая, что иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.
В судебном заседании стороны пояснили, что по количеству и объему поставленной тепловой энергии спора не имеется, спор по применённому истцом тарифу.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Просил решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Постановлением администрации г. Абакана от 30.09.2014 N 1934 "Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования город Абакан на период до 2030 года" открытому акционерному обществу "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" в лице филиала "Абаканская ТЭЦ" присвоен статус единой теплоснабжающей организации города Абакана.
Общество с ограниченной ответственностью "Строительные, жилищно-эксплуатационные услуги" является организацией, предоставляющей коммунальные услуги.
В отсутствие заключённого в установленном порядке договора поставки тепловой энергии в ноябре 2014 года истцом оказывалась услуга по теплоснабжению в отношении объектов, находящихся в спорный период в управлении ответчика (жилые дома в г. Абакане).
На основании показаний приборов учёта ответчика истцом выставлены счета - фактуры от 30.11.2014, (корректировочные) от 01.12.2014, 28.02.2015, 01.06.2015 для оплаты фактически полученного теплоресурса (1870,404 Гкал) в ноябре 2014 года на сумму 3 342 624 рубля 18 копеек.
Платёжными поручениями в период с 11.12.2014 по 26.12.2014 ответчик уплатил долг частично в сумме 2 976 050 рублей 69 копеек.
Остаток долга за ноябрь 2014 года составил 366 573 рублей 44 копеек.
Размер платы за ноябрь 2014 года исчислен на основании тарифа 1257 рублей 23 копейки, утверждённого приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 30.09.2014 N 37-Т в период с 30.09.2014 по 31.12.2014. Приказ опубликован 11.10.2014.
Неисполнение ответчиком денежного обязательства в установленном объёме явилось основанием подачи настоящего иска в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанного факта ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате поставленного истцом энергоресурса в ноябре 2014 года в находящиеся в управлении ответчика многоквартирные жилые дома.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, арбитражный апелляционный суд не установил оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта
Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Отношения сторон по поставке тепловой энергии в горячей воде, регулируются главой 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 3 указанной статьи установлено, что к отношениям, не урегулированным нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно статьям 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать энергию в количестве, предусмотренном договором. Количество поданной энергоснабжающей организацией и используемой абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.) устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами
В соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации фактическое пользование ответчиком услугами энергоснабжения, оказываемыми обязанной стороной, следует рассматривать как акцепт абонентом оферты, предложенной энергоснабжающей организацией. При данных условиях спорные правоотношения истца и ответчика квалифицируются как договорные.
Ответчик факт поставки тепловой энергии на объекты ответчика не оспорил, что подтверждается представленным в материалы дела показаниями приборов учета тепловой энергии, счетами-фактурами и частичной оплатой ответчиком принятой тепловой энергии и теплоносителя за ноябрь 2014 года по рекомендованному тарифу.
Поскольку по количеству и объему поставленной тепловой энергии у сторон спора не имеется, суд апелляционной инстанции рассматривает спор по применённому истцом тарифу.
В силу положений пункта 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 9 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункта 33 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 оплата тепловой энергии производится потребителем теплоснабжающей организации по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Акты, принимаемые регулирующими органами в сфере теплоснабжения, рассчитаны на неоднократное применение (в течение регулируемого периода) и регулируют отношения по расчётам за такие услуги применительно к неопределённому кругу лиц, следовательно, данные акты являются нормативными правовыми актами.
Государственным органом исполнительной власти Республики Хакасия, осуществляющим правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов), является Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия (постановление Правительства Республики Хакасия от 06 июня 2012 г. N 372).
Председателем Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия подписан приказ от 09.10.2014 N 37-к "О применении филиалом Абаканская ТЭЦ ОАО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" тарифов на тепловую энергию и горячую воду для расчёта платы граждан с 30 сентября 2014 года по 31 декабря 2014 года, присоединённых к тепловым сетям ООО "Южно-Сибирская теплосетевая компания", которым филиалу Абаканская ТЭЦ ОАО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" рекомендовано для расчёта платы граждан за коммунальные услуги применять тариф на тепловую энергию в размере 1 137 рублей 26 копеек.
В соответствии с пунктом 35 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 орган регулирования обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об установлении цен (тарифов), но не позднее 21 декабря года, предшествующего очередному периоду регулирования, на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в случае отсутствия такого сайта - на официальном сайте субъекта Российской Федерации, а также осуществляет публикацию решения в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать своё решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия").
Положения об обязательности опубликования нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти Республики Хакасия, закреплены в Конституции Республики Хакасия и действовавшем в декабре 2014 года Законе Республики Хакасия от 05.12.2005 N 87-ЗРХ "О нормативных правовых актах Республики Хакасия".
Приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 09.10.2014 N 37-к не опубликовывался и не обнародовался с целью обеспечения возможности ознакомиться с содержанием этого нормативного правового акта тем лицам, права и свободы которых оно затрагивает, в связи с чем, суд первой инстанции верно пришел к выводу о недопустимости его применения.
Напротив, приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия N 37-т от 30.09.2014 "О тарифах на тепловую энергию для конечных потребителей филиала Абаканская ТЭЦ ОАО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)", присоединённых к тепловым сетям ООО "Южно-Сибирская теплосетевая компания", на 2014 год", которым на период с 30 сентября по 31 декабря 2014 года утверждён тариф в размере 1 257 рублей 23 копеек (с учётом НДС), в соответствии с требованиями Федерального закона "О теплоснабжении", Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, официально опубликован (обнародован) в газете "Хакасия", от 11.10.2014 N 194 и на официальном Интерне-портале Республики Хакасия http://www.r-19.ru.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что к правоотношениям сторон в ноябре 2014 года подлежал применению приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 30.09.2014 N 37-т.
То обстоятельство, что первоначально счёт за теплоэнергию выставлен по иной цене, рекомендованной приказом N 37-к от 09.10.2014 "О применении филиалом Абаканская ТЭЦ ОАО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)", не имеет правового значения для правоотношений сторон, поскольку данный документ не опубликован, не обнародован иным способом, носил рекомендательный характер и в силу этих причин не мог конкурировать с приказом N 37-т того же органа об утверждении тарифа на услуги истца в спорный период.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что отсутствие публикации в официальных печатных изданиях приказа N 37-к не влияет на нормативный характер указанного акта, поскольку касается лишь порядка его принятия и обнародования, основан на ошибочном толковании норм права.
Доводы ответчика о превышении истцом предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность) отклоняются, поскольку истец в обоснование иска ссылается на тариф, установленный нормативным правовым актом уполномоченного на то органа государственной власти.
Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона "О теплоснабжении" предельные (минимальный и максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в среднем по субъекту Российской Федерации. Такие предельные уровни устанавливаются на финансовый год и могут быть установлены с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учётом региональных и иных особенностей.
Таким образом, предельные уровни тарифов на тепловую энергию (мощность) рассчитываются в среднем по субъекту Российской Федерации.
В материалах дела отсутствуют сведения о величине средневзвешенного тарифа на тепловую энергию по Республике Хакасия в связи с чем, не имеется оснований для признания доказанным факта установления приказом от 30.09.2014 N 37-т тарифа с превышением указанной величины.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, поскольку рост тарифа для конкретной теплоснабжающей организации не свидетельствует о наличии в действиях регулирующего органа нарушения в сфере ценообразования, в силу вышеприведённых нормативных положений для определения индекса используются иные величины (в среднем по субъекту Российской Федерации).
Приказ от 30.09.2014 N 37-т принят уполномоченным на то органом государственной власти Республики Хакасия и из его содержания не следует прямого противоречия какому-либо нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем, отсутствуют основания для применения в рассматриваемом случае положений части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод ответчика о невозможности взыскания с него задолженности, рассчитанной на основании установленного приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 30.09.2014 N 37-т тарифа, ввиду того, что данный приказ утратил силу в связи с истечением его действия, основан на неверном толковании норм права, поскольку задолженность по оплате тепловой энергии истец взыскивал за период - ноябрь 2014 года, то есть в период действия приказа Госкомтарифэнерго от 30.09.21014 N 37-т.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на преюдициальное значение постановления Абаканского городского суда от 16.04.2015, отклоняются, поскольку в деле участвовали иные лица.
В силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Доводы заявителя о том, что ТГК-13 вправе получить за счет средств бюджета Республики Хакасия выпадающие доходы, не могут повлиять на выводы суда. Оснований для вывода о наличии двойной оплаты за один и тот же период и объемы энергоресурса (сначала на основании корректировочных счетов-фактур, а затем - в виде выплат выпадающих доходов) у суда апелляционной инстанции не имеется, такие доказательства в материалы дела не представлены. В суде апелляционной инстанции такие сведения не приводятся.
На основании изложенного, доводы заявителя о злоупотреблении правом со стороны истца и нарушении статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", являются необоснованными.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в полном объеме.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 05 августа 2015 года по делу N А74-1865/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.Е. Споткай |
Судьи |
О.В. Магда |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-1865/2015
Истец: ОАО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)"
Ответчик: ООО "Строительные, жилищно-эксплуатационные услуги"
Третье лицо: ГК по тарифам и энергетике РХ, Государственная жилищная инспекция Республики Хакасия, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ТАРИФАМ И ЭНЕРГЕТИКЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ, ОАО " ТГК - 13", Филиал "Абаканская ТЭЦ" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)"