г. Москва |
|
03 ноября 2015 г. |
Дело N А41-51213/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Оськиным П.П.,
при участии в заседании:
от ИП Баера Н.А.: Зверев А.М., доверенность от 15.01.2015 г.,
от ОАО "РАМЕНСКИЙ ВОДОКАНАЛ": Решетова О.А., доверенность от 26.11.2014 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Баера Нисона Александровича на решение Арбитражного суда Московской области от 31 августа 2015 года по делу N А41-51213/15, принятое судьей Агальцевой Ю.В., по иску ОАО "РАМЕНСКИЙ ВОДОКАНАЛ" к индивидуальному предпринимателю Баеру Нисону Александровичу о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "РАМЕНСКИЙ ВОДОКАНАЛ" (далее - ОАО "РАМЕНСКИЙ ВОДОКАНАЛ", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Баеру Нисону Александровичу (далее - ИП Баер Н.А., ответчик) о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период 01.01.2015 - 31.03.2015 в размере 3339231 руб. 43 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31 августа 2015 года исковые требования были удовлетворены (л.д. 115-116).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ИП Баер Н.А. обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела (л.д. 118-119).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ИП Баера Н.А. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель ОАО "РАМЕНСКИЙ ВОДОКАНАЛ" просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 01.01.2012 года между ОАО "РАМЕНСКИЙ ВОДОКАНАЛ" (поставщик) и ИП Баером Н.А. (абонент) был заключен договор на оказание коммунальных услуг (водоснабжение и водоотведение) N 933-Р/10, предметом которого является отпуск (получение) холодной воды абоненту (-ом) из системы водоснабжения поставщика и прием (сброс) хозяйственно-бытовых стоков от абонента (-ом) в систему канализации в количествах, предусмотренных в Приложении N 1, N 1.1 к договору, являющихся его неотъемлемой частью.
Условия поставки, а также лимиты водопотребления и водоотведения устанавливаются в приложении N 1 к договору (пункт 2.2 договора).
В силу пункта 3.2.1 договора абонент обязуется соблюдать условия, режимы и лимиты водопотребления и водоотведения, нормативы водоотведения по качеству хозяйственно-бытовых стоков, установленные Правилами пользования, иными нормативно-правовыми актами. Не допускать сброса веществ, запрещенных (не разрешенных) к сбросу в систему канализации.
Пунктом 4.1 договора предусмотрено, что поставщик периодически осуществляет контроль за соблюдением нормативов сброса сточных вод, отводимых абонентом и его субабонентами в канализацию путем отбора проб, который может производиться в любое рабочее время суток в отсутствии представителя абонента или субабонента.
27.01.2015 года представителями ОАО "РАМЕНСКИЙ ВОДОКАНАЛ" из контрольного колодца были произведены отборы проб сточных вод, отпускаемых ответчиком, о чем был составлен акт отбора проб воды для лабораторного анализа N 5 от 27.01.2015 (л.д. 31).
По результатам проведенного лабораторного исследования проб установлено превышение допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах ответчика, что отражено в протоколе N 5 "П" (л.д. 29).
На основании положений Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 истец произвел расчет платы за негативное воздействие на центральные сети водоотведения за период 01.01.2015 - 31.03.2015 на сумму 3339231 руб. 43 коп.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательств по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, ОАО "РАМЕНСКИЙ ВОДОКАНАЛ" обратилось в суд с иском по настоящему делу.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из доказанности факта нарушения со стороны ответчика нормативов сбросов загрязняющих веществ и неоплаты ответчиком компенсации.
Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом доводов заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд полагает выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований законными и обоснованными по следующим основаниям.
В силу пункта 65 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом условий, предусмотренных пунктом 61 Правил N 167.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются - абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Правилами N 167 также регулируется порядок отбора проб сточных вод и участие абонента.
Так, согласно пункту 65 указанных Правил абонент может участвовать в отборе контрольных проб сточных вод, проводимом организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Отбор проб сточных вод удостоверяется актом, который подписывают представители организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента.
При отборе представителем организации водопроводно-канализационного хозяйства контрольной пробы абонент может одновременно в присутствии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства отобрать параллельную пробу и провести ее анализ в аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории) за счет собственных средств (пункт 68 Правил N 167).
Из анализа указанных положений следует, что праву абонента участвовать в отборе проб, а также отбору параллельной пробы, корреспондирует обязанность организации водопроводно-канализационного хозяйства заблаговременно уведомить абонента о предстоящем отборе пробы.
С 01 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), главой 5 которого предусмотрена необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила N 644 вступили в силу с 14.08.2013, а в части раздела VII - с 01.01.2014.
В силу пункта 25 указанных Правил абонент обязан соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом N 416-ФЗ, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения (подпункты "в", "г" пункта 36 Правил N 644).
Таким образом, с момента вступления в силу Правил N 644 дополнительно к ранее действовавшим нормативам по составу сточных вод все абоненты обязаны соблюдать требования к составу сточных вод, установленные данными Правилами, а организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право контролировать соблюдение абонентом указанных требований и в случае их нарушения взимать за это плату.
Пунктом 111 Правил N 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно пункту 113 Правила N 644 сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, не должны содержать загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, по перечню согласно приложению N 2, и вещества, запрещенные к применению в Российской Федерации, в том числе ратифицированными Российской Федерации международными нормативными правовыми актами.
Пунктом 118 Правил N 644 установлено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Порядок расчета платы, в случае если по результатам контроля, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, приведенных в пункте 113 настоящих Правил (формула расчета), предусмотрен пунктом 120 Правил N 644.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 утверждены Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод (далее - Правила N 525).
В соответствии с пунктом 6 Правил N 525 периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод не может превышать 1 раза в квартал, за исключением случая, указанного в пункте 7 настоящих Правил, и не может быть реже 1 раза в год.
На основании представленных в дело доказательств судом установлено, что в присутствии представителя ответчика истцом 27.01.2015 года произведен контрольный отбор сточных вод, о чем был составлен акт отбора проб воды для лабораторного анализа N 5 от 27.01.2015, подписанный представителем абонента без замечаний (л.д. 31).
В связи с тем, что по результатам лабораторного исследования отобранной пробы установлено наличие в сточных водах загрязняющих веществ, запрещенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, суд первой инстанции правомерно признал обоснованным начисление истцом платы за период 01.01.2015 - 31.03.2015 в размере 3339231 руб. 43 коп.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то обстоятельство, что ответчик частично перечислил ОАО "РАМЕНСКИЙ ВОДОКАНАЛ" денежные средства в размере 800000 руб., что подтверждается платежными поручениями, представленными в материалы дела (л.д. 105-108), не может быть принята судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку из данных платежных документов усматривается, что ответчиком была произведена оплата за превышение сброса загрязняющих веществ, а не за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе на решение, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 31 августа 2015 года по делу N А41-51213/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий |
С.Ю. Епифанцева |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-51213/2015
Истец: ОАО "РАМЕНСКИЙ ВОДОКАНАЛ"
Ответчик: Баер Нисон Александрович