г. Санкт-Петербург |
|
02 ноября 2015 г. |
Дело N А56-26723/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2015 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Милашунас Ю.А.
при участии:
от истца: Каменев И.А. по доверенности от 15.12.2014
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21298/2015) Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.06.2015 по делу N А56-26723/2015(судья Дудина О.Ю.), принятое
по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Обществу с ограниченной ответственностью "Коммандит-Сервис"
о взыскании, рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Коммандит-Сервис" платы за пользование вагонами в сумме 238.331,92 руб.
Решением от 23.06.2015 исковые требования удовлетворены частично, с общества с ограниченной ответственностью "Коммандит Сервис" в пользу открытого акционерного общества "РЖД" взыскано 75.445,37 руб. платы за пользование вагонами, 2.458,58 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.06.2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы истец сослался на то, что коэффициент индексации в соответствии с условиями договора применяется в том числе и для расчета размера платы за пользование вагонами в соответствии СП. 17.2.1 договора N 31/М.
Представитель истца в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку не обеспечил, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в соответствие со ст. 121-123, 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, апелляционный суд приходит к следующему.
Как установлено судом, между ОАО "Российские железные дороги" (Перевозчик) и ООО "Коммандит-Сервис" (Владелец) 31.05.2011 заключен договор N 31/М на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования (далее - договор). В соответствии с условиями договора локомотивом перевозчика - ОАО "РЖД" со станции Комсомольск-Мурманский осуществляется подача, расстановка на места выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу на праве аренды по договору, примыкающего к главному пути перегона Комсомольск-Мурманский - Ваенга, через стрелочные переводы N1, N2 и N 4. В июне 2014 года в адрес ООО "Коммандит-Сервис" следовало 56 вагонов.
Из материалов дела следует, что момент прибытия вагонов в адрес ответчика, пути необщего пользования ООО "Коммандит-Сервис" были заняты вагонами, ранее поданными под выгрузку, в отношении которых ответчиком было нарушено установленное договором технологическое время для слива цистерн, что подтверждается памятками приемосдатчика. Возможность подать под выгрузку вновь прибывшие вагоны у перевозчика отсутствовала.
Вагоны были задержаны на путях станции Выходной в период с 22:26 13.06.2014 по 02:51 17.06.2014 на основании распоряжения N 2714, оформленного в соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС N 26, о чем составлены акты N 149 от 13.06.2014, N 151 от 17.06.2014. Грузополучатель был уведомлен о задержке следовавших в его адрес 56 вагонов извещением N 123. 17.06.2014 на основании распоряжения N 2773 вагоны были "подняты" и готовы к отправлению на станцию назначения Комсомольск-Мурманский, о чем грузополучатель был уведомлен извещением N 128. Указанные обстоятельства привели к простою вагонов, прибывших в адрес грузополучателя на станции Комсомольск-Мурманский, о чем в соответствии с требованиями ст. 39, ст. 119 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ", а также ч.2 п.3.1 Правил составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России 18.06.03г. N 45, ОАО "РЖД" были составлены акты общей формы N 1/4687 от 18.06.2014, N 1/4686 от 17.06.2014.
Отказ ответчика в добровольном порядке внести начисленную истцом в соответствии с положениями ст. 39 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" плату за пользование вагонами, послужил основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о том, что условие, о применении коэффициентов индексации без предварительного уведомления, с момента их официального ввода, - не имеет отношения к указанному в пункте 17.2.1. порядку расчета платы за пользование вагонами, поскольку коэффициент индексации не введен в формулу расчета ставки платы за вагоны в соответствии с п. 17.2.1. Договора N 31/М.
Однако апелляционный суд не может согласиться с указанными выводами.
Статьей 36 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) на грузополучателя возложена обязанность принять (обеспечить возможность приема) прибывший в его адрес груз. Согласно статье 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования. В порядке пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественных монополий, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу статей 6 и 11 Закона о естественных монополиях определение (установление) цен (тарифов) или их предельного уровня осуществляется органом регулирования естественных монополий. На основании пункта 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий. Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.06.2002 N 35/12 утверждены Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2). Согласно пункту 22 Тарифного руководства N 2 предусмотрена индексация платы за пользование вагонами, контейнерами одновременно с индексацией тарифов на грузовые железнодорожные перевозки. Кроме того, за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах N 9 и N 10 Тарифного руководства N 2.
Таким же порядком исчисляется плата за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов (пункт 12 Тарифного руководства N 2). Договором установлена обязанность владельца уплачивать плату за использование инфраструктуры перевозчика собственными (арендованными, в том числе у перевозчика) вагонами, задержанными (отставленными от движения) на промежуточных станциях в пути следования либо на станции назначения по причинам, зависящим от владельца, обслуживаемых им грузополучателей при условии, что задержка (отставление от движения) на промежуточных станциях в пути следования произошла вследствие невыполнения установленных настоящим договором технологических сроков оборота вагонов и повлекла за собой нарушение сроков доставки грузов. Стороны установили, что порядок задержки и оформления таковой осуществляется в соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования. Размер платы за использование инфраструктуры перевозчика собственными вагонами (арендованными, в том числе у перевозчика), задержанными (отставленными от движения) на промежуточных станциях в пути следования либо на станции назначения устанавливается в размере 50% платы за пользование вагонами. Дорога при расчете платы применила коэффициент 3,159, установленный приказом Федеральной службы по тарифам от 24.12.2013 N 252-т/1.
Суд первой инстанции посчитал, что параграф 15 договора не предусматривает применение названного коэффициента.
Апелляционный суд не может согласиться с выводом суда о неправомерности использования возможности применения к спорным правоотношениям коэффициента 3,159. В договоре стороны определили условие о взимании платы за время ожидания подачи или приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования, при задержке их в ожидании подачи на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от общества. Стороны согласовали плату за пользование вагонами в размере 50% от плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2. Также договором предусмотрено, что коэффициент индексации тарифов и ставок сборов вводятся в действие со дня их официального ввода. В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. При заключении договора действовало Тарифное руководство N 2, следовательно, плата за время нахождения на путях общего пользования вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от владельца, должна исчисляться по правилам Тарифного руководства N 2 с применением индексации.
Из содержания апелляционной жалобы и пояснений представителя истца следует, что последним оспаривается размер присужденной к взысканию платы за пользование вагонами, в частности, неприменение коэффициента индексации, установленного пунктом 17.7. договора N 31/М.
Суд апелляционной инстанции, оценив положения данного пункта договора с позиции статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о том, что данный пункт договора предполагает применение коэффициента индексации ко всем платежам, рассчитываемым по ставкам Тарифного руководства N 2, в том числе и для расчета платы за пользование вагонами в соответствии с подпунктом 17.2.1. договора N 31/М.
Таким образом, расчет платы за пользование вагонами произведен истцом правильно, в соответствии с условиями договора N 31/М.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции не соответствует нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам, в связи с чем, решение суда от 23.06.2015 следует изменить и удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Расходы по оплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.06.2015 по делу N А56-26723/2015 изменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Коммандит Сервис" в пользу открытого акционерного общества "РЖД" плату за пользование вагонами в размере 238.331,92 руб., расходы по оплате государственной пошлины по иску в размере 7.766, 64 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Коммандит Сервис" в пользу открытого акционерного общества "РЖД" расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3.000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.В. Фуркало |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-26723/2015
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО "Коммандит-Сервис"