г. Воронеж |
|
30 октября 2015 г. |
Дело N А36-6195/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М.,
судей Сурненкова А.А.,
Маховой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шевелюхиной М.Д.,
при участии:
от акционерного общества "Липецкая городская энергетическая компания": Гусаковой О.Е., представителя по доверенности N 175 от 27.07.2015;
от муниципального образования город Липецк в лице Администрации города Липецка: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования город Липецк, в лице Администрации города Липецка на решение Арбитражного суда Липецкой области от 21.07.2015 по делу N А36-6195/2014 (судья Гриднева Е.М.), по иску акционерного общества "Липецкая городская энергетическая компания" (ИНН 4825066916, ОГРН 1094823016617) к муниципальному образованию город Липецк, в лице Администрации города Липецка (ИНН 4826001213, ОГРН 1024800834464) о взыскании 172 236 руб., 20 коп. убытков с привлечением Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Липецкая городская энергетическая компания" (АО "ЛГЭК", истец) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области к муниципальному образованию город Липецк, в лице Администрации города Липецка (МО город Липецк, в лице Администрации города Липецка, ответчик) с иском (с учетом уточнения) о взыскании убытков в сумме 172 139 руб. 62 коп.
Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 21.07.2015 исковые требования удовлетворены частично. С МО город Липецк, в лице Администрации города Липецка в пользу АО "ЛГЭК" взыскано 171 235 руб. 73 коп. убытков, 6 131 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины. В остальной части в иске отказано.
Не согласившись с указанным решением, МО город Липецк, в лице Администрации города Липецка обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного суда Липецкой области от 21.07.2015.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители АО "ЛГЭК", МО город Липецк, в лице Администрации города Липецка, Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка не явились.
Через канцелярию суда посредством факсимильной связи от ответчика и третьего лица поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения вышеуказанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, а также поступивших ходатайств, апелляционная жалоба была рассмотрена в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Посредством сервиса "Мой арбитр" в электронном виде от АО "ЛГЭК" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просило обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что решение Арбитражного суда Липецкой области от 21.07.2015 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу МО город Липецк, в лице Администрации города Липецка - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, во исполнение требований части 6 статьи 13 ФЗ от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее ФЗ "Об энергосбережении") собственники помещений в многоквартирных домах в срок до 01.07.2012 обязаны были обеспечить оснащение домов общедомовыми приборами учета (далее - ОДПУ) используемых энергоресурсов.
В установленный законом срок многоквартирные дома расположенные по адресам: ул. Осипенко, 13, г. Липецк; ул. Осипенко, 8 А, г. Липецк; пл. Константиновой, 4, г. Липецк; ул. Баумана, 329/1, г. Липецк; ул. Баумана, 331/1, г. Липецк; ул. Ковалева, 99, г. Липецк; ул. Кутузова, 3, г. Липецк; ул. Неделина, 35, г. Липецк; ул. Гагарина, 99, г. Липецк; ул. Гагарина, 101, г. Липецк; ул. Гришина, 4, г. Липецк; ул. М. Расковой, 13 А, г. Липецк; ул.М. Расковой, 16, г. Липецк; ул. Суворова, 16, г. Липецк; ул. Мусорского, 1, г. Липецк; ул. Терешковой, 28/3, г. Липецк; ул. Малые - Ключи, 1, г. Липецк; ул. Малые -Ключи, 2, г. Липецк; ул. 60 лет СССР, 20 А, г. Липецк; ул. 9 микрорайон, 23, не были оснащены ОДПУ холодной воды, тепловой энергии и теплоносителя.
Истец, в рамках исполнения требования части 12 статьи 13 Закона "Об энергосбережении" совершил действия по установке данных общедомовых приборов учета.
ОДПУ допущены в эксплуатацию, о чем составлены акты первичного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и акты приема в эксплуатацию узла учета питьевой воды.
Согласно данным, предоставленным Департаментом жилищно - коммунального хозяйства N 4094 - 01 - 10 от 10.12.2013, в жилых домах расположенных по указанным адресам имеется доля муниципальных квартир, от имени собственника таких помещений действует Департамент жилищно - коммунального хозяйства, в соответствии с п. 3.24 Положения о департаменте жилищно - коммунального хозяйства администрации г. Липецка, от 21.02.2012 N410.
В соответствии с локально-сметным расчетом стоимость за установленные общедомовые приборы учета холодной воды, тепловой энергии и теплоносителя, пропорционально доли муниципальных квартир в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирных домах, составила 171 235 руб. 73 коп.
В соответствии со справкой о стоимости выполненных работ N 1 от 31.08.2013 общая стоимость установки ОДПУ холодной воды по адресу: ул. Осипенко, 13, г. Липецк составляет 46 080 руб. 77 коп., сумма к оплате по муниципальным квартирам составила - 4 055 руб. 22 коп.. в соответствии со справкой о стоимости выполненных работ N 1/2 от 31.08.2013 общая стоимость установки ОДПУ холодной воды по адресу: ул. Осипенко, 8 А, г. Липецк составляет 48 773 руб. 53 коп., сумма к оплате по муниципальным квартирам составила - 12 616 руб. 96 коп. в соответствии со справкой о стоимости выполненных работ N1/3 от 31.08.2013 общая стоимость установки ОДПУ холодной воды по адресу: пл. Константиновой, 4, г. Липецк составляет 46 880 руб. 81 коп., сумма к оплате по муниципальным квартирам составила - 10 795 руб. 72 коп. в соответствии со справкой о стоимости выполненных работ N1/4 от 31.08.2013 общая стоимость установки ОДПУ холодной воды по адресу: ул. Баумана, 329/1, г. Липецк составляет 47 397 руб. 65 коп., сумма к оплате по муниципальным квартирам составила - 2 722 руб. 75 коп. в соответствии со справкой о стоимости выполненных работ N1/5 от 31.08.2013 общая стоимость установки ОДПУ холодной воды по адресу: ул. Баумана, 331/1, г. Липецк составляет 47 677 руб. 31 коп., сумма к оплате по муниципальным квартирам составила - 75 502 руб. 78 коп. в соответствии со справкой о стоимости выполненных работ N1/6 от 31.08.2013 общая стоимость установки ОДПУ холодной воды по адресу: ул. Ковалева, 99, г. Липецк составляет 45 414 руб. 07 коп., сумма к оплате по муниципальным квартирам составила - 16 117 руб. 38 коп. в соответствии со справкой о стоимости выполненных работ N1/7 от 31.08.2013 общая стоимость установки ОДПУ холодной воды по адресу: ул. Кутузова, 3, г. Липецк составляет 56 329 руб. 42 коп., сумма к оплате по муниципальным квартирам составила -11 374 руб. 99 коп. в соответствии со справкой о стоимости выполненных работ N1/9 от 31.08.2013 общая стоимость установки ОДПУ холодной воды по адресу: ул. Неделина, 35, г. Липецк составляет 53 811 руб. 18 коп., сумма к оплате по муниципальным квартирам составила - 7 329 руб. 61 коп. в соответствии со справкой о стоимости выполненных работ N1/13 от 31.08.2013 общая стоимость установки ОДПУ холодной воды по адресу: ул. Гагарина, 99, г. Липецк составляет 47 067 руб. 25 коп., сумма к оплате по муниципальным квартирам составила - 2 416 руб. 44 коп. в соответствии со справкой о стоимости выполненных работ N1/14 от 31.08.2013 общая стоимость установки ОДПУ холодной воды по адресу: ул. Гагарина, 101, г. Липецк составляет 46 524 руб. 45 коп., сумма к оплате по муниципальным квартирам составила - 3 037 руб. 41 коп. в соответствии со справкой о стоимости выполненных работ N1/16 от 31.08.2013, общая стоимость установки ОДПУ холодной воды по адресу: ул. Гришина, 4, г. Липецк составляет 47 901 руб. 51 коп., сумма к оплате по муниципальным квартирам составила - 13 345 руб. 03 коп. в соответствии со справкой о стоимости выполненных работ N1/17 от 31.08.2013 общая стоимость установки ОДПУ холодной воды по адресу: ул. М.Расковой, 13 А, г. Липецк составляет 50 904 руб. 61 коп., сумма к оплате по муниципальным квартирам составила - 12 847 руб. 32 коп. в соответствии со справкой о стоимости выполненных работ N1/18 от 31.08.2013 г. общая стоимость установки ОДПУ холодной воды по адресу: ул. М.Расковой, 16, г. Липецк составляет 49 028 руб. 41 коп., сумма к оплате по муниципальным квартирам составила - 10 600 руб.01 коп. в соответствии со справкой о стоимости выполненных работ N1/19 от 31.08.2013 общая стоимость установки ОДПУ холодной воды по адресу: ул. Суворова, 16, г. Липецк составляет 45 705 руб. 53 коп., сумма к оплате по муниципальным квартирам составила - 8 496 руб. 17 коп. в соответствии со справкой о стоимости выполненных работ N1/20 от 31.08.2013 общая стоимость установки ОДПУ холодной воды по адресу: ул. Мусорского, 1, г. Липецк составляет 53 062 руб. 83 коп., сумма к оплате по муниципальным квартирам составила - 7 612 руб. 45 коп. в соответствии со справкой о стоимости выполненных работ N1/22 от 31.08.2013 общая стоимость установки ОДПУ холодной воды по адресу: ул. Терешковой, 28/3, г. Липецк составляет 50 431 руб. 66 коп., сумма к оплате по муниципальным квартирам составила - 5 241 руб. 52 коп. в соответствии со справкой о стоимости выполненных работ N1 от 28.12.2013 общая стоимость установки ОДПУ тепловой энергии и теплоносителя по адресу: ул. Малые -Ключи, 1, г. Липецк составляет 112 858 руб. 72 коп., сумма к оплате по муниципальным квартирам составила - 9 312 руб. 11 коп. в соответствии со справкой о стоимости выполненных работ N1 от 28.12.2013 общая стоимость установки ОДПУ тепловой энергии и теплоносителя по адресу: ул. Малые -Ключи, 2, г. Липецк составляет 115 306 руб. 53 коп., сумма к оплате по муниципальным квартирам составила -18 034 руб. 64 коп. в соответствии со справкой о стоимости выполненных работ N1 от 29.12.2013 общая стоимость установки ОДПУ тепловой энергии и теплоносителя по адресу: ул. 60 лет СССР, 20 А, г. Липецк составляет 112 542 руб. 83 коп., сумма к оплате по муниципальным квартирам составила - 6 505 руб. 35 коп. в соответствии со справкой о стоимости выполненных работ N1 от 27.12.2013 общая стоимость установки ОДПУ тепловой энергии и теплоносителя по адресу: ул. 9 микрорайон, 23, г. Липецк составляет 182 336 руб. 38 коп., сумма к оплате по муниципальным квартирам составила - 1 271 руб. 87 коп.
Согласно Закону "Об энергосбережении" (п.9 ст. 11) собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 N 261-ФЗ (далее - Закон об энергосбережении), до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 статьи 13 Закона об энергоснабжении, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона об энергосбережении, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой воды, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой воды, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой воды.
В связи с тем, что собственники помещений в многоквартирных домах по адресам: ул. Осипенко, 13, г. Липецк; ул. Осипенко, 8 А, г. Липецк; пл. Константиновой, 4, г. Липецк; ул. Баумана, 329/1, г. Липецк; ул. Баумана, 331/1, г. Липецк; ул. Ковалева, 99, г. Липецк; ул. Кутузова, 3, г. Липецк; ул. Неделина, 35, г. Липецк; ул. Гагарина, 99, г. Липецк; ул. Гагарина 101, г. Липецк; ул. Гришина, 4, г. Липецк; ул. М. Расковой, 13 А, г. Липецк; ул.М. Расковой 16, г. Липецк; ул. Суворова, 16, г. Липецк; ул. Мусорского, 1, г. Липецк; ул. Терешковой, 28/3 г. Липецк; ул. Малые - Ключи, 1, г. Липецк; ул. Малые - Ключи, 2, г. Липецк; ул. 60 лет СССР, 20 А, г. Липецк; ул. 9 микрорайон, 23, не произвели установку общедомовых приборов учета энергоресурсов, во исполнение требований части 12 стать 13 Закона "Об энергосбережении", установку общедомовых приборов учета в указанных многоквартирных домах произвело ОАО "ЛГЭК".
Для установки общедомовых приборов учета, в том числе и в многоквартирных домах по указанным выше адресам, ОАО "ЛГЭК" по результатам аукциона заключило с ООО "Взлет - Финанс" договоры подряда на установку общедомовых приборов учета (узлов учета) энергоресурсов N 1996/13 от 31.07.2013 иN 3786/13 от 01.11.2013. В соответствии с указанными договорами подряда, по вышеназванным адресам были установлены общедомовые приборы учета энергоресурсов, что подтверждается Актами первичного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и Актами приема в эксплуатацию узла учета питьевой воды.
Согласно данным предоставленным Департаментом жилищно - коммунального хозяйства N 4094 - 01 - 10 от 10.12.2013, в жилых домах расположенных по указанным адресам имеется доля муниципальных квартир, от имени собственников таких помещений действует Департамент жилищно - коммунального хозяйства (структурным подразделением администрации города).
В пункте 3.24. "Положение о департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка" указано, что Департамент ЖКХ осуществляет от имени администрации города Липецка полномочия собственника, закрепленного за ним муниципального имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
В силу пункта 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 01.07.2010 организации (далее - Организации), которые осуществляют снабжение водой или ее передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Закон об энергосбережении прямо предусматривает обязанность собственников помещений в многоквартирном доме, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, обеспечить оснащение многоквартирного дома приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В силу пункта 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 01.01.2013 Организации обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 статьи 13 закона не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Обязанность по оплате расходов на установку приборов учета лежит на собственнике помещения. Указанной нормой предусмотрено, что в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Истцом в адрес ответчика были направлены счета за установленные общедомовые приборы учета, а также претензия N 6591 от 08.08.2014, ответа на претензию не поступило, оплата не произведена.
Ссылаясь на неоплату оказанных услуг, истец обратился в Арбитражный суд Липецкой области с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться, в частности, путем возмещения убытков и иными способами, предусмотренными законом. По смыслу указанной нормы способы защиты подлежат применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения, следовательно, к рассматриваемому спору подлежат применению нормы действующего законодательства по возмещению убытков.
Вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п. 1 ст. 1064 ГК РФ). Способами возмещения вреда являются возмещение вреда в натуре (предоставление вещи того же рода и качества, исправление поврежденной вещи и т.п.) или возмещение причиненных убытков (ст. 1082 ГК РФ).
Пунктами 1 и 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение в меньшем размере, при этом, под убытками понимаются расходы лица, чье право нарушено, которые оно произвело, или должно будет произвести для восстановления своего нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы (упущенная выгода).
Пунктом 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее также - Правила N 491), определено, что в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 01.01.2013 не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Закон об энергосбережении), был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором пункта 38(1) Правил, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
В соответствии с абзацем вторым пункта 38(1) Правил N 491, доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
Расчет доли муниципального образования г. Липецк в праве общей собственности на общее имущество в жилых домах по адресам; ул. Осипенко, 13, г. Липецк; ул. Осипенко, 8 А, г. Липецк; пл. Константиновой, 4, г. Липецк; ул. Баумана, 329/1, г. Липецк; ул. Баумана, 331/1, г. Липецк; ул. Ковалева, 99, г. Липецк; ул. Кутузова, 3, г. Липецк; ул. Неделина, 35, г. Липецк; ул. Гагарина, 99, г. Липецк; ул. Гагарина, 101, г. Липецк; ул. Гришина, 4, г. Липецк; ул. М. Расковой, 13 А, г. Липецк; ул.М. Расковой, 16, г. Липецк; ул. Суворова, 16, г. Липецк; ул. Мусорского, 1, г. Липецк; ул. Терешковой, 28/3, г. Липецк; ул. Малые - Ключи, 1, г. Липецк; ул. Малые - Ключи, 2, г. Липецк; ул. 60 лет СССР, 20 А, г. Липецк; ул. 9 микрорайон, 23, осуществлялся исходя из сведений об общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и площади жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.
Для расчета исковых требований использовались следующие документы: справка о стоимости выполненных работ (форма КС - 3), акт о приемке выполненных работ (форма КС - 2), акты на выполненные проектные работы, письмо Департамента жилищно - коммунального хозяйства N 4094 - 10 - 10 от 10.12.2013 (имеет сведения о площади жилых помещений находящихся в муниципальной собственности).
На основании произведенного расчета сумма, подлежащая оплате муниципальным образованием г. Липецка, с учетом доли в общем праве собственности составляет 171 235 руб. 73 коп. Расчет, представленный истцом, не оспорен ответчиком.
В отношении остальных собственников жилых и нежилых помещений в указанных многоквартирных домах также проводится работа по возмещению затрат за установленные ОДПУ: в адрес граждан - собственников помещений многоквартирных домов направляются платежно-расчетные документы для оплаты расходов АО "ЛГЭК" на установку ОДПУ с учетом рассрочки платежа, с муниципального образования г. Липецк, как собственника нежилых помещений, стоимость установки ОДПУ в части доли муниципальной собственности взыскивается в судебном порядке (дело N А36-7024/2014).
В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях (п. 5 Постановления N 491).
Доводы ответчика о том, что наниматели жилых помещений оплачивают управляющим компаниям расходы на приборы учета, документально никак не подтверждены и нормативно-правовыми актами не предусмотрена обязанность нанимателя жилых помещений приобретать имущество в пользу наймодателя.
На основании статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации - на наймодателя жилого помещения по договору социального найма возложена обязанность, в частности, принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма, определенные в статье 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, касаются использования, обеспечения сохранности, поддержания надлежащего состояния, производства текущего ремонта непосредственно того жилого помещения, которое предоставлено ему для проживания.
Оснований полагать, что наниматель должен отвечать за расходы на установку общедомового имущества перед ресурсоснабжающей организацией, а не перед собственником, судебная коллегия не усматривает.
Обязанность по оснащению в установленные сроки многоквартирных домов приборами учета коммунальных ресурсов, в том числе тепловой энергии, а также по вводу установленных приборов учета в эксплуатацию, ФЗ от 23.11.2009 N 261 - ФЗ возложена на собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 5 ст. 13 Закона), из анализа части 4 статьи 12 Закона следует, что именно собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества.
Поскольку истцом представлены доказательства обоснованности требования о взыскании 171 235 руб. 73 коп. убытков, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку изложенных выше обстоятельств и не содержат доказательств несоответствия данной судом оценки, имеющимся в деле доказательствам.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательствах и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного Липецкой области от 21.07.2015 по делу N А36-6195/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования город Липецк, в лице Администрации города Липецка - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.М. Мокроусова |
Судьи |
А.А. Сурненков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-6195/2014
Истец: АО "Липецкая городская энергетическая компания"
Ответчик: Администрация города Липецка
Третье лицо: Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка