город Воронеж |
|
3 ноября 2015 г. |
Дело N А14-6755/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 ноября 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" в лице филиала ФГБУ "Россельхозцентр" по Воронежской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области: Маликина С.А., заместителя начальника отдела правового обеспечения по доверенности от 30.12.2014 N 182-д;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в городе Москве: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.09.2015 по делу N А14-6755/2015 (судья Симонова И.В.) по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" в лице филиала ФГБУ "Россельхозцентр" по Воронежской области (ОГРН 1077762014110, ИНН 7708652888) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, о признании незаконным отказа в государственной регистрации права,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский сельскохозяйственный центр" в лице филиала ФГБУ "Россельхозцентр" по Воронежской области (далее - заявитель, ФГБУ "Россельхозцентр") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление Росреестра ВО, регистрирующий орган) о признании незаконным сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области об отказе в государственной регистрации права от 30.04.2015 N 15/007/2015-389; а также просит обязать Управление Росреестра ВО зарегистрировать за ФГБУ "Россельхозцентр" право оперативного управления на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 36:14:0014301:385, расположенный по адресу: Воронежская область, г.Лиски, ул. Воронежская, д. 13.
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в городе Москве.
Решением суда от 07.09.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что заявителем на государственную регистрацию не были представлены необходимые правоустанавливающие документы, подтверждающие факт передачи имущества.
В отзыве на жалобу ФГБУ "Россельхозцентр" указывает, что спорный объект перешел к Учреждению в порядке универсального правопреемства. Необходимые документы были представлены Управлению.
В судебное заседание Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский сельскохозяйственный центр" в лице филиала ФГБУ "Россельхозцентр" по Воронежской области и Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в городе Москве не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 05.05.2007 N 566-р и приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29.05.2007 N 288 "О реорганизации ФГУ федеральных государственных территориальных станций защиты растений, государственных семенных инспекций и образовании ФГУ Россельхозцентр" (далее - Приказ Минсельхоза России от 29.05.2007 N 288) в результате реорганизации в форме слияния федеральных государственных учреждений - федеральных государственных территориальных станций защиты растений и государственных семенных инспекций было образовано федеральное государственное учреждение "Российский сельскохозяйственный центр".
В соответствии с передаточным актом б/н от 27.09.2007, утвержденным зам. Министра сельского хозяйства РФ, ФГУ "Госсеминспекция по Воронежской области" передало правопреемнику - ФГУ "Россельхозцентр" подсобное помещение, расположенное по адресу: Воронежская область, г.Лиски, ул. Воронежская, д. 13.
Приказом Минсельхоза России от 24.05.2011 N 135 Федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Минсельхоза России, переименованы в Федеральные государственные бюджетные учреждения.
18.03.2015 ФГБУ "Россельхозцентр" обратилось в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 36:14:0014301:385, расположенный по адресу: Воронежская область, г. Лиски, ул. Воронежская, д.13.
На государственную регистрацию были представлены: справка БТИ N 710 от 08.12.2014 о том, что административное здание и подсобное помещение, расположенные по адресу: Воронежская область, г.Лиски, ул.Воронежская, д. 13, является незавершенным строительством объектом; а также кадастровый паспорт на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 36:14:0014301:385 - подсобное помещение, лит. Б.
Сообщением от 30.04.2015 N 15/007/2015-389 Управление Росреестра по Воронежской области отказало в государственной регистрации права оперативного управления ввиду того, что заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя, а именно: правоустанавливающие документы о передаче спорного объекта в оперативное управление ФГБУ "Россельхозцентр" (абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Считая отказ недействительным, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский сельскохозяйственный центр" в лице филиала ФГБУ "Россельхозцентр" по Воронежской области обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд области исходил из того, что заявителем были представлены все необходимые для государственной регистрации права документ.
Апелляционная коллегия соглашается с данными выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В абзаце 6 пункта 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.
Пунктом 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ установлено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 названного закона документы, предоставляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав; документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.
Пунктом п.2 ст.16 Закона N 122-ФЗ установлено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Основания отказа в государственной регистрации содержатся в статье 20 Закона N 122-ФЗ.
В соответствии с п.5 ст.2 и п.3 ст.20 Закона N 122-ФЗ отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Статья 20 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации права.
Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, установлены статьей 18 Закона N 122-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 17 Закона N122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1, части 2 статьи 16 Закона N122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.
Статьей 13 Закона N122-ФЗ установлено, что при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки и установление противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления.
Из п.п.32, 33 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Минюста РФ от 01.07.2002 N 184, следует, что при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав.
Как следует из материалов настоящего дела, основанием для отказа в государственной регистрации права послужили выводы Управления о том, что в деле отсутствуют правоустанавливающие документы о передачи объекта незавершенного строительства в оперативное управление ФГБУ "Российский сельскохозяйственный центр".
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Согласно пункту 2 статьи 299 ГК РФ имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, поступает в оперативное управление учреждения в порядке, установленном Кодексом, другими законами и иными правовым актами для приобретения права собственности.
От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст. 125, 214 ГК РФ).
Из материалов дела следует, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.05.2007 N 566-р и приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29.05.2007 N288 "О реорганизации ФГУ федеральных государственных территориальных станций защиты растений, государственных семенных инспекций и образовании ФГУ Россельхозцентр" в результате реорганизации в форме слияния федеральных государственных учреждений - федеральных государственных территориальных станций защиты растений и государственных семенных инспекций было образовано федеральное государственное учреждение "Российский сельскохозяйственный центр".
Согласно пункту 1 статьи 58 ГК РФ, при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.
В соответствии с передаточным актом б/н от 27.09.2007, утвержденным зам. Министра сельского хозяйства РФ, ФГУ "Госсеминспекция по Воронежской области" передало правопреемнику - ФГУ "Россельхозцентр" подсобное помещение, расположенное по адресу: Воронежская область, г. Лиски, ул. Воронежская, д. 13.
Согласно пунктам 1.3, 1.4 устава ФГБУ "Россельхозцентр" функции полномочного представителя учредителя учреждения осуществляет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, учреждение находится в ведении министерства.
Согласно пунктам 2.1, 4.1 устава, учреждение имеет обособленное имущество, которое закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества является Российская Федерация.
Реорганизация федеральных государственных учреждений произошла на основании актов высших исполнительных органов Российской Федерации - Распоряжения Правительства РФ и Приказа Минсельхоза РФ, в которых указано о правопреемстве федеральных государственных учреждений. Передаточный акт был утвержден заместителем Министра сельского хозяйства РФ.
Отсутствие в самих актах положения о правопреемстве не свидетельствует об отсутствии правопреемства.
Право собственности на недвижимое имущество, принадлежащее реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику), переходит к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость и возникает с момента завершения реорганизации юридического лица (абзац 3 пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 16 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ; пункт 11 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
В силу прямого указания закона (статьи 58, пункт 1 статьи 129 и 218 Гражданского кодекса Российской Федерации) правопреемство при реорганизации юридического лица относится к числу универсальных, т.е. охватывает все имущественные и неимущественные права реорганизуемого юридического лица, в том числе и право на обращение за регистрацией права собственности на объекты недвижимости.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда от 29.04.2010 N 10/22, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
Из материалов дела следует, что спорное подсобное помещение закреплено на праве оперативного управления за ФГБУ "Россельхозцентр" на основании распоряжения Правительства РФ от 05.05.2007 N 566-р приказа Минсельхоза России от 29.05.2007 N 288, передаточного акта ФГУ "Федеральная государственная территориальная станция защиты растений Воронежской области" от 27.09.2007, акта приема-передачи от 27.09.2007.
Учитывая изложенное, право оперативного управления Учреждения на спорный объект недвижимого имущества возникло на основании актов собственника имущества, а именно распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.05.2007 N 566-р, приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29.05.2007 N 288. Недвижимое имущество передано в соответствии с передаточным актом от 27.09.2007.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал, что Учреждением на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы, предусмотренные статьей 17 Закона N 122-ФЗ, в связи с чем, удовлетворил заявленные требования ФГБУ "Российский сельскохозяйственный центр".
Кроме того, аналогичная правовая позиция нашла свое отражение при рассмотрении дел N А14-10618/2014, N А14-10026/2014, N А14-12988/2014.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При названных условиях, арбитражный суд апелляционной инстанции считает верными выводы суда области о незаконности отказа в государственной регистрации права оперативного управления на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 36:14:0014301:385, выраженного сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области от 30.04.2015 N 15/007/2015-389.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Управлением на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, учитывая изложенное и руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.09.2015 по делу N А14-6755/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-6755/2015
Истец: ФГБУ "Российский сельскохозяйственный центр"
Ответчик: Управление Росреестра по Воронежской области
Третье лицо: ТУФА по УГИ в г. Москве