г. Владимир |
|
28 октября 2015 г. |
Дело N А79-3072/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.10.2015.
Полный текст постановления изготовлен 28.10.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Соловьевой М.В., Логиновой О.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кочуевой К.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Чувашгаз" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 03.08.2015 по делу N А79-3072/2015,
по иску государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Чувашгаз" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, г. Чебоксары (ОГРН 1032128003720), к обществу с ограниченной ответственностью "Управление ЖКХ", г. Алатырь Чувашской Республики (ОГРН 5082131000034), о взыскании 172 277 руб. 83 коп.,
при участии:
от истца - Яковлев Ю.А, по доверенности от 22.06.2015 сроком действия по 31.12.2015, Рассказова Л.В. по доверенности от 20.09.2015 сроком действия по 31.12.2015,
установил:
государственное унитарное предприятие Чувашской Республики "Чувашгаз" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее - ГУП "Чувашгаз" Минстроя Чувашии) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управление ЖКХ" (далее - ООО "Управление ЖКХ") о взыскании 166 114 руб. 30 коп. долга, 2530 руб. 11 коп. неустойки за период с 25.03.2015 по 08.05.2015 за просрочку платежа по теплоснабжению, 3633 руб. 42 коп. за период с 25.03.2015 по 19.05.2015 и далее по день фактической оплаты долга из расчета 1/300 ставки рефинансирования Банка России за просрочку платежа по горячему водоснабжению.
Решением от 03.08.2015 Арбитражный суд Чувашской Республики удовлетворил исковые требования частично. Взыскал с ООО "Управление ЖКХ" в пользу ГУП "Чувашгаз" Минстроя Чувашии 2516 руб. 36 коп. неустойки за период с 26.03.2015 по 08.05.2015 и 90 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части в иске отказал.
ГУП "Чувашгаз" Минстроя Чувашии, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование своих доводов заявитель жалобы указывает на неправомерное определение ответчиком объема поставленной горячей воды исходя из показаний индивидуальных (квартирных) приборов учета, без доказательств введения их в коммерческую эксплуатацию.
Кроме того, по мнению заявителя, использование в расчетах за ГВС показаний индивидуальных приборов учета означает необоснованное перемещение границы эксплуатационной ответственности и возложение на ресурсоснабжающую организацию расходов в виде стоимости ресурсов, использованных на общедомовые нужды и потерь во внутридомовых сетях.
Заявитель, ссылаясь на условия договора, полагает, что расчет за услуги ГВС производился по количеству жильцов и установленному нормативу.
Заявитель жалобы не согласен с распределением расходов по госпошлине.
Заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы.
Остальные лица явку полномочных представителей в заседание суда не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 19.02.2015 ГУП "Чувашгаз" Минстроя Чувашии (истец) и ООО "Управление ЖКХ" заключен договор снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг N 14.
В соответствии с условиями договора энергоснабжающая организация поставляет энергоресуры в виде тепловой энергии и горячей воды в многоквартирные дома по адресам в г. Алатырь: ул. Горького, д. 36, ул. Горького, д. 38, ул. Гончарова, д. 115, ул. Советская, д. 14, ул. Советская, д. 37 через котельную, расположенную по адресу г. Алатырь, ул. Горького, д. 38А с 11 октября 2014 года.
Пунктом 8.1 договора стороны предусмотрели, что объём коммунального ресурса - горячей воды определяется как произведение норматива потребления кубических метров в месяц на 1 человека и количества фактически проживающих людей в жилых и нежилых помещениях, не являющихся общим имуществом. Величина норматива потребления горячей воды устанавливается согласно Постановлению Кабинета Министров ЧР от 16.05.2013 N 172.
В соответствии с пунктом 9.2 договора размер платы за поставляемый коммунальный ресурс - горячая вода определяется как произведение объёма коммунального ресурса - горячая вода в куб.м. и тарифа - стоимость единицы горячей воды в руб./куб.м. Тариф на горячую воду устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов.
Согласно пункту 9.3 договора расчетным периодом по настоящему договору является календарный месяц.
По данным истца за февраль 2015 года ответчик потребил горячую воду на сумму 277 568 руб. 29 коп., о чем ему направлены акты от 28.02.2015 N 27 и N 29.
Ответчик оплатил стоимость энергоресурса на горячую воду в размере 50 153 руб. 97 коп.
Задолженность ответчика перед истцом по данным ресурсоснабжающей организации составляет 166 114 руб. 30 коп.
Неоплата ответчиком задолженности за потребленную горячую воду в полном объеме явилась основанием для обращения истца в арбитражный суд с заявленными исковыми требованиями.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации фактическое потребление применительно к энергоснабжению определяется принадлежностью сетей, через которые подается энергия.
Из пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации усматривается, что в тех случаях, когда потребитель пользуется энергией, подаваемой обязанной стороной, фактическое пользование потребителем энергии следует считать как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, подающей тепло. Данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно статьям 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется ее оплачивать.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и вступили в силу с 01.09.2012.
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
В силу пункта 13 Правил N 354 условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить данному нормативно-правовому акту, в связи с чем названный порядок расчета платы был транслирован в Правила N 124 (пункт 21).
Пунктом 80 Правил N 354 (в редакции спорного периода) установлено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Согласно пункту 81 Правил N 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
В соответствии с пунктом 82 Правил N 354 исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Согласно подпункту "е" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 до вступления в силу Правил N 354 объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению.
В силу этой формулы общий объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, представляет собой сумму слагаемых, в числе которых объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды.
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по приведенной в пункте формуле, учитывающей, в частности, показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, либо (при отсутствии индивидуальных или общих (квартирных приборов учета) - нормативы потребления соответствующей коммунальной услуги, а также объем коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды.
Пунктом 2 Правил N 124 установлено, что Правила применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
Таким образом, с момента принятия Правил N 124 изменился порядок определения объемов поставляемого в многоквартирный жилой дом коммунального ресурса при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2012 N АКПИ12-604 положения подпункта "е" пункта 3 Постановления N 124 признаны соответствующими действующему законодательству.
С 01.09.2012 вступили в законную силу Правила N 354, и с этого момента они применяются в части определения объема коммунальных ресурсов.
Судом установлено, что ООО "Управление ЖКХ" представило доказательства наличия в жилых помещениях приборов учета, установленных с соблюдением порядка их установки; их пригодности к коммерческому учету, а также того, что им, как исполнителем коммунальных услуг, велся учет коммунального ресурса по индивидуальным приборам учета и принимались показания индивидуальных приборов учета.
Таким образом, является правомерным вывод суда о необходимости определения объема потребленной воды на основании показаний индивидуальных приборов учета.
В соответствии с постановлением Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 16.12.2014 N 49-13-21/гв "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую организациями, осуществляющими горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, потребителям в Чувашской Республике, на 2015 год" ГУП "Чувашгаз" Минстроя Чувашии установлен тариф для группы потребителей "население" исходя из компонента на холодную воду - 26,08 руб./куб. и компонента на тепловую энергию - 1 299,32 руб./Гкал.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 04.09.2012 N 370 (в редакции Постановления Кабинета Министров ЧР от 28.01.2015 N 7) утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению и об особенностях расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Чувашской Республики.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, сделал правомерный вывод о том, что задолженность перед истцом у ответчика за потребленные в феврале 2014 года энергоресурсы отсутствует, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении иска в части взыскания долга.
На основании пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии с пунктом 9.7 Договора N 14 снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг от 19 февраля 2015 года, окончательная плата по расчетам за коммунальные ресурсы вносится на основании платежных документов (счетов на оплату), представляемых по электронному адресу "ресурсоснабжающей организацией" не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата.
В соответствии с пунктом 12.7 Договора N 14 снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг от 19 февраля 2015 года за нарушение обязательств по оплате тепловой энергии (теплоносителя) и (или) горячей воды "потребитель" уплачивает "ресурсоснабжающей организации" неустойку в размере 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату уплаты задолженности на сумму задолженности за каждый день просрочки платежа.
В связи с отказом в удовлетворении иска в части взыскания 166 114 руб. 30 коп. долга по горячему водоснабжению за февраль 2015 года, в удовлетворении требования о взыскании неустойки в размере 3633 руб. 42 коп. правомерно отказано.
При этом факт несвоевременного погашения задолженности по оплате поставленного энергоресурса на нужды отопления установлен материалами дела и сторонами не оспаривается.
Проверив расчет истца, суд первой инстанции обоснованно признал его неправильным.
Суд, ссылаясь на пункт 9.7 Договора от 19.02.2015 N 14, а также статью 190 Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно пришел к выводу, что неустойка подлежит взысканию за период с 26.03.2015 по 08.05.2015 и составляет 2 516 руб. 36 коп.
Довод заявителя о неверном распределении расходов по оплате госпошлины отклоняется апелляционным судом как основанный на неверном толковании норм материального и процессуального права.
Распределение государственной пошлины в размере, определенном статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, является обязанностью суда и не зависит от усмотрения суда либо заявления стороны по делу.
Порядок распределения судебных расходов между лицами, участвующими в деле, определен в статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В силу абзаца 2 части 1 указанной статьи в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Поскольку исковые требования истца удовлетворены частично, суд первой инстанции обоснованно в соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 110 АПК РФ распределил расходы по оплате госпошлины пропорционально удовлетворенным требованиям.
Таким образом, изложенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 03.08.2015 по делу N А79-3072/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Чувашгаз" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.И. Вечканов |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-3072/2015
Истец: ГУП Чувашской Республики "Чувашгаз" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики
Ответчик: ООО "Управление ЖКХ"
Третье лицо: МИ ФНС N 1 по Чувашской Республике