30 октября 2015 г. |
А79-3773/2015 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Мальковой Д.Г., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сырф К.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Беляева Зинона Анатольевича (ОГРН 304212707200082, ИНН 212700713281, г. Чебоксары)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 12.08.2015
по делу N А79-3773/2015,
принятое судьей Щетинкиным А.В.
по заявлению индивидуального предпринимателя Беляева Зинона Анатольевича
о признании незаконными действий Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Беляева Зинона Анатольевича - Смирнова Ю.И. по доверенности от 17.01.2015 N 02,
и установил:
индивидуальный предприниматель Беляев Зинон Анатольевич (далее - ИП Беляев З.А., Предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - Минтранс Чувашии) по включению в расписание движения автобусов по междугородным (межобластным) маршрутам Чувашской Республики на весеннее - летний период 2015 года рейса на регулярном межсубъектном автобусном маршруте N 501 "Чебоксары - Нижний Новгород" с отправлением с Центрального автовокзала открытого акционерного общества "Автовокзалы и автостанции" (далее - ОАО "АвтоВас") в 06 час. 35 мин. и обязании Минтранса Чувашии исключить из расписания рейс с отправлением в 06 час. 35 мин.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, к участию в деле привлечены ОАО "АвтоВас", Чувашский автотранспортный союз, общество с ограниченной ответственностью "Альбатрос" (далее - ООО "Альбатрос").
Решением от 12.08.2015 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал заявителю в удовлетворении требований.
ИП Беляев З.А. не согласился с принятым решением арбитражного суда первой инстанции и обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Предпринимателя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, Министерство заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.
Министерство и ООО "Альбатрос" в отзывах на апелляционную жалобу просили оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 12.08.2015 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Предпринимателя, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, ИП Беляев З.А. осуществляет пассажирские перевозки по регулярному автобусному маршруту между субъектами Российской Федерации N 501 "Чебоксары - Нижний Новгород", внесенного Минтрансом Чувашии 28.07.2014 в общероссийский реестр за N 2161501.
В соответствии с согласованным в установленном порядке расписанием Предприниматель осуществляет отправление из г. Чебоксары в Нижний Новгород в 06 час. 40 мин. с Центрального автовокзала ОАО "АвтоВАС".
Наряду с ИП Беляевым З.А. по регулярному автобусному маршруту между субъектами Российской Федерации N 501 "Чебоксары - Нижний Новгород" пассажирские перевозки осуществляет также ООО "Альбатрос", паспорт маршрута которого зарегистрирован в Минтрансе Чувашии 02.11.2009 под N 2154501.
Из размещенного на официальном сайте Минтранса Чувашии в информационно-телекоммуникационной сети Интернет расписания движения автобусов по междугородным (межобластным) маршрутам Чувашской Республики на весеннее - летний период 2015 года Предприниматель узнал о включении в расписание рейса на регулярном межсубъектном автобусном маршруте N 501 "Чебоксары - Нижний Новгород" с отправлением с Центрального автовокзала ОАО "АвтоВАС" в 06 час. 35 мин.
Посчитав оспариваемые действия Минтранса Чувашии незаконными и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ИП Беляев З.А. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.11.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" вопросы организации деятельности городского, пригородного и междугороднего транспорта относятся к компетенции субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и муниципальном сообщении отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (далее - Порядок) утвержден приказом Минтранса России от 14.08.2003 N 178 и предназначен для упорядочения процедуры открытия регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (межобластных, межкраевых, межреспубликанских), установления единых подходов, процедур взаимодействия, последовательности и сроков выполнения работ, связанных с открытием этих маршрутов.
Работа по формированию сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации с привлечением Российского автотранспортного союза и других организаций (пункт 2 Порядка). Открытие маршрутов производится по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 Порядка). Инициаторами открытия регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации могут выступать юридические и физические лица (пункт 4 Порядка).
Для решения вопроса об организации регулярного автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации рассматриваются следующие документы: заявка на открытие маршрута с указанием для юридического лица наименования, организационно-правовой формы, местонахождения, наименования банковского учреждения и номера расчетного счета, для индивидуального предпринимателя - фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность; копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; копия лицензии на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом; документ, содержащий сведения о количестве и типе транспортных средств; документы, перечисленные в пункте 6 настоящего Порядка (пункт 7 Порядка).
Представленные документы регистрируются, по ним проводится экспертиза, и при ее положительном завершении они направляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с территории которого начинается маршрут, для принятия решения о возможности его открытия (пункт 8 Порядка).
После получения согласия на открытие маршрута от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации оформляется паспорт маршрута (форма прилагается), после чего паспорт маршрута, расписание движения автобуса и ходатайство о согласовании открытия маршрута направляются в субъекты Российской Федерации, по территории которых будет проходить или заканчиваться вновь открываемый маршрут (пункт 9 Порядка).
Согласованные документы на открытие регулярного автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации или аргументированный отказ с указанием конкретных причин направляются перевозчику (пункт 10 Порядка).
Таким образом, указанным Порядком предусмотрена лишь процедура открытия нового межсубъектного автобусного маршрута. Изменение расписания движения автобусов по межсубъектному маршруту Порядком не предусмотрено.
При этом, как указывает Минтранс Чувашии, для решения вопроса открытия дополнительных рейсов он запрашивает документы, предусмотренные данным Порядком.
Кроме того, как пояснил Минтранс Чувашии в отзыве на апелляционную жалобу со ссылкой на письмо Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области от 14.07.2015 N 325-01-05-4712/15, при изменении расписания движения автобусов по межсубъектному маршруту, а равно и включении дополнительных рейсов на существующем маршруте, после получения согласования от органов исполнительной власти субъектов оформление паспорта маршрута не требуется в связи с тем, что расписание в паспорт не входит.
В силу пунктов 9 и 15 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" маршрут регулярных перевозок - это предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке; расписание - это график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта.
На основании приведенных норм суд пришел к правильному выводу, что расписание движения транспортных средств является неотъемлемой частью маршрута регулярных перевозок.
Правоотношения, связанные с организацией регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах и перевозок легковым такси в целях создания безопасных условий перевозок пассажиров в Чувашской Республике, регулируются Законом Чувашской Республики от 29.12.2003 N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" (далее - Закон об организации перевозок).
Согласно статье 1 Закона об организации перевозок организатор - это заказчик регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом - орган исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченный Кабинетом Министров Чувашской Республики по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок.
Статьей 4 Закона об организации перевозок определено, что организация регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах, а также участие в организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межрегиональных маршрутах осуществляется уполномоченным органом.
В рамках предоставленных полномочий организатор в установленном порядке принимает решение об открытии новых маршрутов регулярных перевозок, изменении или прекращении существующих маршрутов регулярных перевозок, согласовывает маршруты, графики и расписание движения транспортных средств по маршрутам регулярных перевозок, участвует в организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межрегиональных маршрутах в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также публикует в средствах массовой информации перечень маршрутов регулярных перевозок, расписание движения и иную информацию, необходимую потребителям транспортных услуг.
В соответствии с пунктом 3 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила перевозок), регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям (далее - расписание).
Расписание составляется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства (пункт 4 Правил перевозок).
В случае, если потребность в регулярных перевозках пассажиров и багажа существенно зависит от времени года или дней недели, расписание может составляться на летний и осенне-зимний периоды года и (или) отдельно для рабочих, выходных и праздничных дней (пункт 8 Правил перевозок).
Изменения, внесенные в расписание, доводятся до сведения населения не позднее чем за 10 дней до начала осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа согласно измененному расписанию (пункт 9 Правил перевозок).
Согласно пунктам 29, 42 и 43 раздела III Положения о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (приложение N 1), утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 06.06.2012 N 217, Минтранс Чувашии о в соответствии с возложенными на него задачами выполняет такие основные функции как: готовит для средств массовой информации и размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию в области транспорта и дорожного хозяйства, согласовывает маршруты, графики и расписание движения транспортных средств по маршрутам регулярных перевозок; участвует в организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межрегиональных маршрутах в соответствии с законодательством Российской Федерации; публикует в средствах массовой информации перечень маршрутов регулярных перевозок, расписание движения и иную информацию, необходимую потребителям транспортных услуг.
В силу части 2.1 статьи 7 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" общедоступная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется государственными органами и органами местного самоуправления неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети "Интернет" в форме открытых данных.
Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами: 1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации; 2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет" (статья 6 указанного Закона).
Как указывает Минтранс Чувашии, для открытия автобусного маршрута ООО "Альбатрос", имеющее лицензию от 03.04.2009 N АСС-21-011175 на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом, представило полный пакет документов (вх. N 2139 от 11.04.2014) в соответствии с требованиями Порядка.
Открытие ООО "Альбатрос" рейса по маршруту N 501 "Чебоксары - Н. Новгород" со временем отправления из г. Чебоксары в 6 час. 35 мин. согласовано письмами Минтранса Чувашии от 07.05.2014 N 051/08-1861 и Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области от 16.12.2014 N 325-01-05-8953/14.
При этом согласно расписанию ООО "Альбатрос" по маршруту N 501 "Чебоксары - Н. Новгород" автобус отправляется из г. Чебоксары в г. Нижний Новгород в 6 час. 35 мин.
Паспорт маршрута согласован указанными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и внесен Министерством транспорта Российской Федерации в Реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации.
Сведения о расписании движения автобусов по маршруту в указанный Реестр не включаются, в связи с чем повторное утверждение паспорта маршрута не требуется.
В размещенное на официальном сайте Минтранса Чувашии в сети "Интернет" сводное расписание движения автобусов по междугородным (межобластным) маршрутам включены сведения о времени отправления обслуживаемого ООО "Альбатрос" рейса по маршруту N 501 "Чебоксары - Н. Новгород" из г. Чебоксары в 6 час. 35 мин., из г. Н. Новгород в 12 час. 05 мин.
Поскольку сводное расписание движения автобусов по междугородным (межобластным) маршрутам размещается Минтрансом Чувашии на официальном сайте Минтранса Чувашии в целях информирования населения о существующих отправлениях рейсов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что размещение информации о деятельности государственного органа, в том числе сведений об изменении расписания регулярных пассажирских перевозок как части маршрута, соответствует требованиям действующего законодательства, в данном случае вышеназванному Порядку.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что оспариваемые действия Минтранса Чувашии не противоречат действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы Предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное ИП Беляевым З.А. не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требования.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба ИП Беляева З.А. по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 12.08.2015 по делу N А79-3773/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Беляева Зинона Анатольевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Д.Г. Малькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-3773/2015
Истец: ИП Беляев Зинон Анатольевич
Ответчик: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики
Третье лицо: ОАО "Автовокзалы и Автостанции", ООО Альбатрос, Чувашский Автотранспортный союз (ЧАТС)