г. Саратов |
|
02 ноября 2015 г. |
Дело N А12-14172/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "28" октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "02" ноября 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 августа 2015 года по делу N А12-14172/2015 (судья Селезнев И.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Карапетяна Ваграма Аршавировича
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области (404143, Волгоградская область, р.п. Средняя Ахтуба, ул. Ленина, 38, ИНН 3428984153, ОГРН 1043400705138)
о признании недействительным ненормативного правового акта,
при участии в судебном заседании представителей: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области - представитель Тасуев С.Ш., по доверенности N 04-05/00023/3 от 12.01.2015
в судебном заседании 28.10.2015 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 02.11.2015, 10 час. 00 мин.,
без участия в судебном заседании представителей: индивидуального предпринимателя Карапетяна Ваграма Аршавировича (почтовое уведомление N 77886 приобщено к материалам дела)
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Карапетян В.А., изменяя предмет изначально заявленных требований, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 4 по Волгоградской области N 10-16/26701 от 23.01.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в размере 114078 руб., пени по земельному налогу в размере 15028 руб. и штрафа за неуплату земельного налога в размере 25 374,20 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14 августа 2015 года заявленные требования индивидуального предпринимателя Карапетяна Ваграма Аршавировича удовлетворены.
Признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 4 по Волгоградской области N 10-16/26701 от 23.01.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в размере 114 078 руб., пени по земельному налогу в размере 15028 руб. и штрафа за неуплату земельного налога в размере 25374,20 руб.
На Межрайонную ИФНС России N 4 по Волгоградской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Карапетяна Ваграма Аршавировича.
С Межрайонной ИФНС России N 4 по Волгоградской области в пользу индивидуального предпринимателя Карапетяна Ваграма Аршавировича взысканы судебные расходы в размере 300 руб., понесённые заявителем при оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменного отзыва в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал правовую позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ объявлен перерыв до 28.10.2015, 09 час. 20 мин.
Объявление о перерыве размещено в соответствии с рекомендациями, данными в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 сентября 2006 года N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
После перерыва апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей индивидуального предпринимателя Карапетяна Ваграма Аршавировича, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, индивидуальному предпринимателю Карапетяну В.А. в 2013 году на праве собственности принадлежали пять земельных участков: - кадастровый номер 34:28:080001:3673, дата возникновения 09.12.2013; - кадастровый номер 34:28:100011:568, дата возникновения 15.05.2012; - кадастровый номер 34:28:080001:1760, дата возникновения 10.02.2012, дата отчуждения 09.12.2013; - кадастровый номер 34:28:100011:1091, дата возникновения 25.01.2013; - кадастровый номер 34:28:100011:1092, дата возникновения 25.01.2013.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, представленной налогоплательщиком в налоговый орган 18.03.2014, то есть с нарушением установленного законом срока.
По результатам камеральной налоговой проверки представленной декларации налоговым органом 01.12.2014 составлен акт N 10-16/4268дсп и 23.01.2015 принято решение N 10-16/26701 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьёй 122 НК РФ за неуплату земельного налога в виде штрафа в размере 41458,40 руб. и, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ за несвоевременное представление налоговой декларации в виде штрафа в размере 16084,40 руб.
Этим же решением индивидуальному предпринимателю Карапетяну В.А. доначислен земельный налог за 2013 год в размере 126871 руб. и пени в размере 15028,72 руб.
Основанием для доначисления земельного налога в размере оспариваемой суммы послужили выводы инспекции о том, что налогоплательщик должен был применять при исчислении земельного налога за 2013 год кадастровую стоимость земельного участка в размере, установленном Постановлением N 1130.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области от 10.03.2015 N 149 жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение Межрайонной ИФНС России N 4 по Волгоградской области N 10-16/26701 от 23.01.2014 без изменения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения индивидуального предпринимателя Карапетяна В.А. в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя о признании недействительным решения налогового органа, суд первой инстанции, приняв во внимание, разъяснения, содержащиеся в п.18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" исходил из того, что поскольку Постановление N 1130 опубликовано 30.11.2012, то с учётом положений статьи 5 и статьи 6.1. НК РФ, течение срока вступления его в законную силу начинается с 01.12.2012.
Следовательно, месячный срок истекает 30.12.2012.
Однако 30.12.2012 является календарным воскресеньем, а 31.12.2012 был объявлен выходным днём на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 года N 581 "О переносе выходных дней в 2012 году".
В соответствии с изложенным, Постановление N 1130 вступило в законную силу только 09.01.2013, то есть в течении налогового периода.
Поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и для целей налогообложения она не может изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утверждённые Постановлением N 1130 (вступившим в силу в течение налогового периода), подлежат применению в целях налогообложения с начала следующего нового налогового периода - с 01.01.2014.
Судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда пришла к следующему выводу.
На основании статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного пользования) или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 3 статьи 391 Кодекса, налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Объектом налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 389 Кодекса признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии со статьей 390 Кодекса налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок ее проведения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Волгоградской области утверждены постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области".
Постановление N 1130 было опубликовано в газете "Волгоградская правда" 30.11.2012.
Пунктом 1 статьи 5 Кодекса установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Как следует из пункта 5 этой же статьи, положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Поскольку постановление N 1130 было опубликовано 30.11.2012, суд второй инстанции с учетом положений статьи 5 Кодекса пришел к выводу о том, что оно вступило в законную силу до начала нового налогового периода (т.е. до 01.01.2013).
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции отмечает, что в соответствии с позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 18 постановления N 28 от 30.06.2015 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в той части, в какой нормативные правовые акты об утверждении результатов государственной кадастровой оценки порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ).
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 17-П "По делу о проверке конституционности положений п. 1 ст. 5 и ст. 391 Кодекса в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскшина", конституционные гарантии прав граждан и их объединений как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.
Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе. Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, ст. 15 (ч. 3) Конституции Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Из взаимосвязанных положений ст. 1, 2, 6 (ч. 2), 8, 17 (ч. 1), 18, 19, 34, 35, 55 (ч. 3) и 57 Конституции Российской Федерации, рассматриваемых в единстве с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными им по вопросам действия во времени нормативных правовых актов, влияющих на определение налоговой базы по земельному налогу, следует, что нормативные положения, содержащиеся в актах земельного законодательства, - в той мере, в какой они определяют формирование налоговой базы по земельному налогу и тем самым непосредственно интегрированы в нормативно-правовой механизм регулирования налоговых отношений, - не могут проявлять свое регулятивное воздействие в налоговой сфере по правилам, отличным от тех, которые установлены в отношении собственно актов законодательства о налогах и сборах, и, соответственно, они порождают юридически значимые последствия и подлежат применению для целей исполнения обязанности по уплате земельного налога начиная с того момента, который определяется в общем порядке, установленном на основании ст. 5 Кодекса. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Таким образом, ссылка суда первой инстанции на ст. 6.1 НК РФ непримененима.
При исчислении земельного налога за 2013 года заявитель использовал кадастровую стоимость, установленную постановлением Главы администрации Волгоградской области от 03.08.2005 N 779. Однако, в спорный период (2013 год) указанное постановление утратило силу в связи с изданием постановления N 1130.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции отменяет решение суда первой инстанции и отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Волгоградской области N 10-16/26701 от 23.01.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит признанию недействительным в оспариваемой части, а именно: в части доначисления земельного налога в размере 114078 руб., пени по земельному налогу в размере 15028 руб. и штрафа за неуплату земельного налога в размере 25374,20 руб.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 августа 2015 года по делу N А12-14172/2015 отменить, в удовлетворении заявления Карапетяна В.А., о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области N 10-16/26701 от 23.01.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в размере 114078 руб., пени по земельному налогу в размере 15028 руб. и штрафа за неуплату земельного налога в размере 25374,20 руб. - отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-14172/2015
Истец: ИП Карапетян В. А., Карапетян Ваграм Аршавирович
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области