г. Саратов |
|
02 ноября 2015 г. |
Дело N А12-43474/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Александровой Л.Б., Веряскиной С.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Журовой Ю.А.,
при участии в судебном заседании директора Государственного автономного учреждения Волгоградской области "Волгоградский областной бизнес-инкубатор" Богомолова А.А., представителя Государственного автономного учреждения Волгоградской области "Волгоградский областной бизнес-инкубатор" Волковой И.Р., действующей по доверенности от 21.07.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного автономного учреждения Волгоградской области "Волгоградский областной бизнес-инкубатор" (404112, Волгоградская область, г.Волжский, ул. Пушкина, 45/1, ОГРН 1093435004002, ИНН 3435901976)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 июля 2015 года по делу N А12-43474/2014 (судья Смагоринская Е.Б.)
по заявлению Государственного автономного учреждения Волгоградской области "Волгоградский областной бизнес-инкубатор" (404112, Волгоградская область, г.Волжский, ул. Пушкина, 45/1, ОГРН 1093435004002, ИНН 3435901976)
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. им. Гагарина, д.2, ОГРН 1043400325429, ИНН 3444115626)
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Государственное автономное учреждение Волгоградской области "Волгоградский областной бизнес-инкубатор" (далее - ГАУ ВО "Волгоградский областной бизнес-инкубатор", заявитель, учреждение) с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области (далее - ТУ Росфиннадзора в Волгоградской области, Управление) о признании незаконным возложение на ГАУ ВО "Волгоградский областной бизнес-инкубатор" обязательства о возмещении в доход областного бюджета средства областного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, в сумме 166 666,70 руб.; о признании недействительным предписания ТУ Росфиннадзора в Волгоградской области от 30.06.2014 N 07-36/38/07-14-14/2279.
Решением суда от 17.07.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ГАУ ВО "Волгоградский областной бизнес-инкубатор" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
ТУ Росфиннадзора в Волгоградской области возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
ТУ Росфиннадзора в Волгоградской области явку представителя в судебное заседание не обеспечило. О месте и времени рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, что подтверждено уведомлением о вручении почтового отправления N 410031 88 78737 1. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 30 сентября 2015 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. Управлением заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Судом ходатайство удовлетворено. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании Плана контрольной работы ТУ Росфиннадзора в Волгоградской области на 2014 год, в соответствии с приказом руководителя Управления от 03.06.2014 N 73-рп ТУ Росфиннадзора в Волгоградской области проведена выездная проверка ГАУ ВО "Волгоградский областной бизнес-инкубатор" по вопросу правомерности получения и целевого использования субсидии, предоставленной из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства (на функционирование в Волгоградской области представительства "Евро Инфо Корреспондентского Центра - Россия" и создание и развитие центра инжиниринга Волгоградской области) за период с 01.01.2012 по 31.12.2013.
В ходе проверки установлено, что в нарушение части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 5.14.2 приказа Минэкономразвития России от 24.04.2013 N 220, пункта 2.3.1 Соглашения от 11.02.2013 N 15 Учреждением допущено нецелевое использование средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, выделенная в рамках Программы N 243-п, на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг по предоставлению бесплатной информационно-консультационной поддержки и содействия субъектам малого и среднего предпринимательства Волгоградской области в установлении и развитии межрегиональной и внешнеэкономической деятельности на 2013 год в сумме 166 666,70 руб. Средства областного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидии из федерального бюджета, выделенные на оказание государственной услуги по предоставлению бесплатной информационно-консультационной поддержки и содействия субъектам малого и среднего предпринимательства Волгоградской области в установлении и развитии межрегиональной и внешнеэкономической деятельности направлены на оплату услуг по организации и проведению деловых миссий в Центральную Европу (Венгрия, Словакия, Чехия), в Австрию ООО "АЕРИС", не являющегося экспортно-ориентированным субъектом малого и среднего предпринимательства Волгоградской области и не осуществляющего внешнеэкономическую деятельность.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 24.06.2014 (т.1 л.д.20-47).
30 июня 2014 года ТУ Росфиннадзора в Волгоградской области выдано предписание N 07-36/38/07-14-14/2279 со сроком исполнения в течение 30 дней с момента получения предписания, в соответствии с которым заявителю предписано: возместить в доход областного бюджета средства областного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, в сумме 166 666,70 руб., использованных не по целевому назначению в соответствии с пунктом 4.2 соглашения от 11.02.2013 N 15 "О порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг" (т.1 л.д.17-19).
Заявитель не согласился с выданным предписанием от 30.06.2014 N 07-36/38/07-14-14/2279 и обжаловал его в судебном порядке в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования, поскольку оспариваемое предписание законно, принято в пределах полномочий органа и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными и подтверждёнными собранными по делу доказательствами.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, как предусмотрено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статьей 13 Гражданского кодекса РФ.
В рассматриваемом случае не установлена совокупность указанных оснований для признания недействительным оспоренного предписания.
Судом первой инстанции верно установлено, что выводы, указанные в оспариваемом предписании, основаны на материалах проверки, по результатам которой Учреждение привлечено к административной ответственности постановлением от 11.07.2014 N 307-13-14/22П/211, законность которого была предметом рассмотрения в деле N 12-14/2015 Волжского городского суда Волгоградской области.
Согласно части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Апелляционная коллегия считает несостоятельными доводы Учреждения о том, что в указанных судебных актах (решение Волжского городского суда Волгоградской области от 22.01.2015 по делу N 12-14/2015, оставленное без изменения решением Волгоградского областного суда от 17.04.2015 по делу N 07п-426/2015) не в полном объёме исследованы и не дана оценка обстоятельствам квалификации выявленного бюджетного нарушения, выразившегося в нецелевом использовании бюджетных средств.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации и обеспечение ее деятельности.
С целью реализации вышеуказанных полномочий на территории Волгоградской области создано ГАУ ВО "Волгоградский областной бизнес-инкубатор", в состав которого вошло структурное подразделение в виде отдела - ЕвроИнфо Корреспондентский Центр (далее - ЕИКЦ).
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 03.09.2012 N 806 утвержден перечень государственных услуг, оказываемых Учреждением, подведомственным министерству экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области (далее - Министерство экономики), согласно которому одной из услуг является предоставление бесплатной информационно-консультационной поддержки и содействия субъектам малого и среднего предпринимательства Волгоградской области для установления и развития межрегиональной и внешнеэкономической деятельности.
Для осуществления Учреждением деятельности по предоставления государственных услуг приказом Министерства экономики Волгоградской области от 29.12.2012 N 436 утверждено государственное задание на 2013 год (далее -государственное задание).
11 февраля 2013 года между Министерством экономики и Учреждением заключено соглашение N 15 (далее - Соглашение), которым определён порядок и условия предоставления заявителям субсидии из областного бюджета на финансирование выполнения государственного задания.
Согласно разделу 2 государственного задания в качестве потребителя государственной услуги - предоставление бесплатной информационно-консультационной поддержки и содействия субъектам малого и среднего предпринимательства Волгоградской области для установления и развития межрегиональной и внешнеэкономической деятельности, указаны юридические лица, а также физические лица, внесённые в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отнесённые в соответствии с действующим законодательством к субъектам малого предпринимательства, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства, зарегистрированные в установленном порядке на территории Волгоградской области и осуществляющие деятельность на территории Волгоградской области.
Пунктом 4.1 раздела 2 государственного задания указаны нормативные правовые акты, регулирующие порядок оказания государственной услуги, одним из которых указан приказ Минэкономразвития России от 24.04.2013 N 220 "Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации" (далее - приказ N 220).
Таким образом, доводы Учреждения о нераспространении действия приказа N 220 на отношения Учреждения по оказанию государственной услуги являются необоснованными.
В соответствии с абзацем 2 пункта 5.14.2 приказа N 220 Российское представительство Европейской сети поддержки предпринимательства и региональные ЕИКЦ выполняет следующие задачи:
* развитие инфраструктуры содействия экспортно-ориентированным малым и средним предприятиям субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим или планирующим осуществить реализацию продукции (товаров, работ, услуг) за пределы субъекта Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях с качественными стандартами услуг;
* поддержка экспортно-ориентированных малых и средних предприятий в выходе на внешние и межрегиональные рынки (поиск партнеров в Российской Федерации и за рубежом, организация бизнес миссий и деловых переговоров, бирж контактов, проведение маркетинговых исследований);
* содействие модернизации и переоборудованию производств экспортно-ориентированных малых и средних предприятий:
* развитие единого информационного пространства посредством интеграции существующих деловых сетей и баз данных.
При установлении задачи развития содействия экспортно-ориентированным малым и средним предприятиям субъектам малого и среднего предпринимательства приказом N 220 конкретизирован круг потенциальных получателей услуг, а именно: осуществляющим или планирующим осуществить реализацию продукции (товаров, работ и услуг) за пределы субъекта Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях.
Согласно пункту 5.13.2.3. приказа N 220 под "деловыми миссиями" понимаются коллективные поездки представителей действующих экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства с предварительной маркетинговой подготовкой (анализом условий вхождения на определённый сегмент иностранного рынка, определением потенциальных интересантов, экспонированием и показом товаров (работ, услуг) с целью их продвижения, определения степени заинтересованности в сотрудничестве и получения обратного отклика) и организацией двусторонних деловых переговоров.
Апелляционная коллегия согласна с выводом Управления, что понятия "бизнес миссии" и "деловые миссии" идентичны, поэтому довод Учреждения о том, что "деловые миссии" применимы только в части 5.13 Приказа N 20, является несостоятельным.
Согласно статье 1 Федерального закона от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" участниками внешнеэкономической деятельности (российские лица) являются осуществляющие внешнеэкономическую деятельность или осуществляющие ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров, информации, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, и физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации или получившими вид на жительство в Российской Федерации иностранными гражданами, в том числе физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5.13.2.2 приказа N 220 предусмотрены гранты начинающим экспортерам, к которым отнесены юридические лица и индивидуальные предприниматели, включая крестьянские (фермерские) хозяйства - субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, в целях частичной компенсации затрат на осуществление первой экспортной поставки. Гранты начинающим экспортерам за счёт средств субсидии федерального бюджета предоставляются при условии предоставления информации о заключении первой внешнеторговой сделки субъектом малого и среднего предпринимательства.
Принимая во внимание приведённые положения приказа N 220, начинающий и действующий субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, как экспортно-ориентированные субъекты, - это хозяйствующие субъекты, имевшие хоть одну экспортную поставку. Вместе с тем, в отличие от начинающего экспортно-ориентированного субъекта малого и среднего предпринимательства, действующий экспортно-ориентированный субъект - это субъект, имеющий предварительную маркетинговую подготовку и право на участие в бизнес-миссиях ("деловых миссиях"), организованных субъектом Российской Федерации.
Довод ГАУ ВО "Волгоградский областной бизнес-инкубатор" о том, что Учреждение не предоставляло грантов за счёт средств субсидии начинающим экспортерам не имеет правового значения по настоящему делу и не может быть принят во внимание ввиду того, что положения пункта 5.13.2.2. приказа N 220 были приведены в целях сопоставления понятий "начинающий" и "действующий" субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.
Поэтому поддержка экспортно-ориентированных малых и средних предприятий в выходе на внешние и межрегиональные рынки посредством организации бизнес миссий предоставляется действующим экспортно-ориентированным субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность (с момента реализации первой экспортной поставки) и имеющим предварительную маркетинговую подготовку (анализ условий вхождения на определённый сегмент иностранного рынка, определением потенциальных интересантов, экспонированием и показом товаров (работ, услуг) с целью их продвижения, определения степени заинтересованности в сотрудничестве и получения обратного отклика).
ГАУ ВО "Волгоградский областной бизнес-инкубатор" в целях реализации предоставления государственной услуги в рамках государственного задания заключило 2 договора (от 13.11.2013 и от 15.11.2013) с Астраханским фондом поддержки малого и среднего предпринимательства, предметом которых являлось оказание услуг по организации и проведению деловых миссий для 5 экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства и одного представителя организации инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса Волгоградской области в Центральную Европу (Венгрия, Словакия, Чехия) - по договору от 13.11.2013, и в Австрию - по договору от 15.11.2013, в соответствии с техническими заданиями.
Указанными техническими заданиями предусмотрены цели мероприятия "содействие экспортно-ориентированным инновационным малым и средним предприятиям в продвижении проектов, коммерциализации технологий и поиске партнеров для международной кооперации в Центральной Европе и Австрии, участниками которых должны были являться экспортно-ориентированные инновационные предприятия Волгоградской области, организации инновационной инфраструктуры Волгоградской области, региональные субъекты инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 5.1.1. приказа N 220 даётся понятие малых инновационных компаний, к которым относятся субъекты малого предпринимательства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау).
Согласно материалам дела в двух деловых миссиях для субъектов малого и среднего предпринимательства Волгоградской области принимало участие ООО "АЕРИС".
Из выписки Единого государственного реестра юридических лиц следует, что деятельностью в сфере инноваций ООО "АЕРИС" не занимается. Основным направлением его деятельности является оказание услуг в сфере недвижимости для жителей Волгоградской области. За пределами Российской Федерации, ООО "АЕРИС" какие-либо услуги не оказывались, товары не реализовывались.
Несмотря на то, что ООО "АЕРИС" относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, оно не является действующим экспортно-ориентированным, в том числе инновационным малым и средним предприятием, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, и, имеющим маркетинговую подготовку, дающих право на осуществление деловых миссий, в соответствии с условиями договоров от 13.11.2013 и от 15.11.2013.
Доказательства, подтверждающие факт осуществления ООО "АЕРИС" внешнеэкономической, в том числе инновационной деятельности, а также данные об открытии счетов в иностранной валюте, суду не представлены.
Вопреки доводам жалобы, представленный Учреждением договор от 04.12.2013, заключенный между ООО "АЕРИС" и иностранной компанией "Bridge WalkEnterprises.r.o" (г. Прага Чешская республика) получил надлежащую оценку суда, судом учтено, что этот договор заключен после участия в деловых миссиях, а также то, что его заключение не требует поездки в Чешскую республику, так как форма этого договора является общедоступной, размещена на сайте указанной компании и его заключение осуществляется посредством обмена информацией в электронном виде.
Из решения Волжского городского суда Волгоградской области от 22.01.2015 по делу N 12-14/2015 видно, что указанные обстоятельства и факты исследовались судом и получили надлежащую оценку.
Учреждением в нарушение Соглашения к участию в указанной деловой миссии допущено ООО "АЕРИС", что является бюджетным правонарушением, выразившимся в нецелевом использовании средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которой являлись средства федерального бюджета, предоставленных на выполнение государственного задания.
Обстоятельства нецелевого использования бюджетных средств Учреждением, послужили основанием для выдачи Учреждению оспариваемого предписания Управления.
Оспариваемое предписание вынесено компетентным органом в пределах его полномочий и не содержит незаконных либо неисполнимых требований. Оно не нарушает права заявителя, а направлено на побуждение его должным образом исполнять свои обязанности.
Таким образом, является верным вывод суда первой инстанции о том, что отсутствуют основания для признания оспоренного предписания недействительным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Суд первой инстанции, не установив нарушения норм закона и прав заявителя, обоснованно в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены обжалованного решения не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы следует отнести на заявителя в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 12 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в арбитражных судах при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда, юридические лица оплачивают государственную пошлину в размере 50% от размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы оплачена ГАУ ВО "Волгоградский областной бизнес-инкубатор" в размере 3 000 руб. платёжным поручением от 20.08.2015 N 790 (т.2 л.д.136). Государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета как излишне уплаченная.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.07.2015 по делу N А12-43474/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить государственному автономному учреждению Волгоградской области "Волгоградский областной бизнес-инкубатор" (Волгоградская область, г. Волжский) излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-43474/2014
Истец: ГАУ Волгоградской области "Волгоградский областной бизнес-инкубатор"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, Территориальное Управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области
Третье лицо: Прокуратура Волгоградской области, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора