город Ростов-на-Дону |
|
05 ноября 2015 г. |
Дело N А53-19525/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2015 года.
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 20.02.2015 - Яхновец В.И., паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.09.2015 по делу N А53-19525/2015, принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области
к заинтересованному лицу - Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области (далее - управление, Управление Роскомнадзора по Ростовской области) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее - предприятие, ФГУП "Почта России") к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявленные требования мотивированы тем, что предприятие осуществляет деятельность с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией N 108074), а именно - ФГУП "Почта России" не было обеспечено качество услуг почтовой связи.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 11.09.2015 предприятие привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. Решение мотивировано тем, что в действиях ФГУП "Почта России" имеется состав административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу, наличием отягчающего обстоятельства - неоднократного привлечения предприятия к административной ответственности за аналогичное правонарушение.
Не согласившись с принятым судебным актом, Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.09.2015 отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование апелляционной жалобы предприятие ссылается на то, что на момент составления протокола пункт 5 лицензии на оказание услуг почтовой связи утратил силу и уполномоченным органом не были внесены в лицензию соответствующие изменения.
Отзыв на апелляционную жалобу представлен не был.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" разъяснено, что апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суд, проверив наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, совещаясь на месте, определил рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области. Представитель предприятия поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, указал на отсутствие события и состава вмененного правонарушения, ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 23.01.2015 N 45 "О признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221", которым были утверждены Правила оказания услуг почтовой связи. Просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ходе реализации своих полномочий Управлением Роскомнадзора по Ростовской области 13.07.2015 в результате анализа поступивших документов (вх. N 12049/61 от 08.07.2015) из УФПС Ростовской области - филиала ФГУП "Почта России", полученных в период рассмотрения обращения гражданина, поступившего в Управление Роскомнадзора по Ростовской области (вх. N 04-11-750/61 от 24.06.2015) по вопросу нарушения режима работы в отделении почтовой связи N 344112, главным специалистом - экспертом отдела надзора в сфере электросвязи и почтовой связи было выявлено нарушение пункта 5 лицензионных требований по осуществлению деятельности в соответствии с лицензией N 108074 на оказание услуг почтовой связи, раздала ХХ перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87, п. 46 "в" Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденные приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N234, а именно: режим работы отделения почтовой связи 344112 не соответствует установленному режиму, в связи с чем пользователи услуг почтовой связи не получили возможности к доступу к услугам почтовой связи в удобное время. При этом изменение режима работы отделения почтовой связи не согласовано.
16.07.2015 на основании выявленных нарушений главным специалистом - экспертом отдела надзора в сфере электросвязи и почтовой связи в отношении ФГУП "Почта России" составлен протокол об административном правонарушении N 20151916, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Управление Роскомнадзора по Ростовской области направило протокол об административном правонарушении и иные материалы дела об административном правонарушении в арбитражный суд для рассмотрения заявления о привлечении предприятия к административной ответственности.
Частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, обороны страны и безопасность государства.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно статье 3 Федерального закона от 24.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
Пункт 36 статьи 12 Федерального закона от 24.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, включает оказание услуг связи.
Статьей 17 Федерального закона "О почтовой связи" установлено, что операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи". Указанные лицензии, а также сертификаты на средства и услуги почтовой связи оформляются и выдаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лицензия на оказание услуги почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, а также перевозку работников, сопровождающих почтовые отправления. Дополнительное лицензирование операций, составляющих единый производственно - технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в качестве самостоятельных видов деятельности не допускается.
ФГУП "Почта России" осуществляет деятельность на основании лицензии от 11.04.2013 N 108074 на оказание услуг почтовой связи.
В ходе проверки выявлены нарушения, допущенные предприятием при осуществлении деятельности по данной лицензии.
В соответствии с пунктом 5 требований к лицензии N 108074 лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 46 Федерального закона "О почтовой связи" N 176-ФЗ от 17.07.1999 оператор связи обязан оказывать пользователям услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, договором, а также руководствоваться при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи (связанные с этим расходы несут операторы связи).
Взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также права и обязанности указанных операторов и пользователей регулируются Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 46 Правил, операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.
В подпункте "в" пункта 46 Правил определено, что операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области связи.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, подтверждается допущение предприятием "Почта России" при осуществлении деятельности нарушений лицензионных требований в виде нарушения режима работы в отделении почтовой связи N 344112 Ростовского-на-Дону почтамта.
Таким образом, наличие в действиях ФГУП "Почта России" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является доказанным.
ФГУП "Почта России", будучи лицом, осуществляющим лицензируемый вид деятельности, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Имея возможность для соблюдения установленных лицензионных требований, ФГУП "Почта России" не приняло необходимых мер по их соблюдению.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о том, что на момент составления протокола пункт 5 лицензии на оказание услуг почтовой связи утратил силу и уполномоченным органом не были внесены в лицензию соответствующие изменения.
Согласно пункту 5 Лицензии лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В связи изданием постановления Правительства Российской Федерации N 45 от 23.01.2015, Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221, утратили силу.
Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, утверждены новые Правила оказания услуг почтовой связи, которые фактически сохранили требования Правил оказания услуг почтовой связи, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" Правила оказания услуг почтовой связи вступают в силу с даты вступления в силу постановления Правительства РФ от 23.01.2015 N 45 о признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 15.04.2005 N 221, вступившего в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 26.01.2015).
В соответствии с п. 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, операторы почтовой связи обязаны: пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки; обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов; обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора; оказывать в установленных законодательством Российской Федерации случаях и порядке содействие уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий; соблюдать тайну связи.
Таким образом, ссылка подателя жалобы на указание административным органом и судом первой инстанции недействующей редакции Правил не привела к принятию незаконного и необоснованного судебного акта и не является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
С учетом изложенной правовой позиции подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы как основанные на неверном применении норм права.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ФГУП "Почта России" не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения им лицензионных требований и условий, за нарушение которых частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В настоящем случае, как обоснованно установлено судом первой инстанции, факт совершения ФГУП "Почта России" административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ доказан и подтвержден материалами административного дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 26.03.2015 N 20150554.
Кроме того, как верно установлено судом первой инстанции, ссылка предприятия на нарушение положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не принимаются судом, поскольку указанный закон не регулирует порядок производства по делу об административном правонарушении.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения данного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, а также не применяется к действиям государственных органов при проведении административного расследования. Следовательно, названный Закон не относится к законодательству Российской Федерации об административных правонарушениях и не регламентирует правоотношения по привлечению к административной ответственности, а потому нарушения Закона N 294-ФЗ не влекут признания результатов производства по делу об административном правонарушении недействительными и не являются основанием для отказа в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности.
Нарушений прав и законных интересов предприятия при производстве по делу об административном правонарушении управлением не допущено.
Доводы апелляционной жалобы предприятия не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Предприятием в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, судом апелляционной не установлено оснований для отмены решения суда от 11.09.2015 о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности.
Решение принято в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, административное наказание назначено с учетом требований статей 4.2, 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, также не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.09.2015 по делу N А53-19525/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.А. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-19525/2015
Истец: Управление Роскомнадзора по РО, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ФГУП "ПОЧТА РОССИИ"
Третье лицо: Горовенко Анатолий Витальевич