Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 14 апреля 2016 г. N Ф05-1835/16 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
05 ноября 2015 г. |
Дело N А40-33733/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.Н. Лаптевой,
судей М.Е. Верстовой, Н.И. Левченко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем К.А. Фокиным,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 27 июля 2015 года
по делу N А40-33733/2015, принятое судьёй Гараевой Н.Я.
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс"
(ОГРН 1027728000871, 117997, город Москва, улица Наметкина, дом 16)
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
(ОГРН 1037739877295, 107174, город Москва, улица Новая Басманная, дом 2 )
о взыскании неустойки
при участии в судебном заседании:
от истца: Слизовский А.А. (доверенность от 01.01.2014)
от ответчика: Макаренко И.А. (доверенность от 16.10.2015)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Международная Глобал Форвардинг" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании пени за просрочку доставки груза (порожних вагонов) в размере 1.307.354, 77 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 июля 2015 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
При этом суд исходил из того, что ответчиком допущена просрочка установленных сроков доставки груза (порожних вагонов).
Расчет пени проверен судом и признан достоверным.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Указывает на необходимость увеличения сроков доставки грузов (порожних вагонов). Кроме того, заявленный истцом ко взысканию размер неустойки явно несоразмерен последствиям нарушения ответчиком своих обязательств. Просит суд применить положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снизить размер взысканной судом неустойки.
Истец в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил письменные пояснения.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, истец против доводов жалобы возражал.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, считает, что решение суда подлежит изменению, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, предметом иска является требование о взыскании с ответчика пени за нарушение нормативно установленных сроков доставки грузов (порожних вагонов) в феврале 2014 года.
Основанием иска указано ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по своевременной доставке грузов (порожних вагонов) со ссылкой на представленные в материалы дела железнодорожные накладные.
Отношения сторон по перевозке груза железнодорожным транспортом регулируются положениями главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом железнодорожного транспорта.
Согласно части 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В соответствии со статьей 793 Гражданского кодекса Российской Федерации за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную этим кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статьей 33 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" установлено, что перевозчик обязан доставить груз в срок, установленный правилами перевозки грузов.
Порядок исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом установлен Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 г. N 27.
Статьями 97, 120 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрена ответственность перевозчика за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров в виде уплаты пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Истец в рамках настоящего дела отыскивает пени за нарушение сроков доставки грузов (порожних вагонов) железнодорожным транспортом в общем размере 1.307.354, 77 руб.
Расчет неустойки ответчиком оспорен, контррасчет представлен.
С учетом длительного периода просрочки исполнения обязательства по доставке груза (порожних вагонов), суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика пени в полном размере с учетом Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8, Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 г. N 17, Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 г. N 81 ввиду отсутствия явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции необоснованно не применен пункт 5.9 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, подлежащий применению, в соответствии с которым срок доставки увеличивается на 1 сутки при прохождении Московского и Санкт-Петербургского железнодорожного узлов или прибытии грузов на железнодорожные станции этих узлов или при следовании грузов транзитом через эти узлы.
Из представленного и исследованного судом апелляционной инстанции непосредственно в судебном заседании с участием сторон расчета исковых требований усматривается, что истцом учтены дополнительные сутки прохождения вагонов через станции Московского и Санкт-Петербургского транспортных узлов (протокол судебного заседания и аудиозапись от 02.11.2015 г.).
Представленный истцом расчет проверен апелляционным судом, выполнен арифметически верно, а доводы ответчика об обратном опровергаются непосредственным исследованием расчета по каждой из спорных накладных, указанных в апелляционной жалобе.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что в Тарифном руководстве N 4, книге 3 "Тарифные расстояния между транзитными пунктами железных дорог федерального железнодорожного транспорта", утвержденном приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15.07.2003 г. N 55, Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, дается понятие обобщенный транзитный пункт "Московский узел", куда входят железнодорожные станции Окружной линии Московского узла - Андроновка, Белокаменная, Бойня, Братцево, Владыкино-Московское, Воробьевы Горы, Канатчиково, Кожухово, Кутузово, Лефортово, Лихоборы, Москва-Южный Порт, Новопролетарская, Пресня, Ростокино, Серебряный Бор, Угрешская, Черкизово Московской железной дороги.
Станция Перово не входит в число станций Московского железнодорожного узла, а прохождение вагонов через станции Санкт-Петербургского железнодорожного узла учтено истцом при расчете исковых требований.
Суд апелляционной инстанции также отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции необоснованно не учтены положения пункта 5.1 договора на оказание услуг от 28.02.2013 г. N Д-31ФБФ/Д10, согласно которому стороны согласовали увеличение сроков доставки порожних собственных (арендованных) вагонов заказчика, прошедших подборку (подгруппировку) или иную маневровую работу на железнодорожной станции Перово Московской дирекции управлением движением, на двое суток, исходя из следующего.
Из представленного и исследованного судом апелляционной инстанции непосредственно в судебном заседании с участием сторон расчета исковых требований усматривается, что истцом в расчете исковых требований учтены дополнительные сутки на подборку (подгруппировку) или иную маневровую работу вагонов на железнодорожной станции Перово Московской дирекции управлением движением (протокол судебного заседания и аудиозапись от 02.11.2015 г.).
Данные обстоятельства ответчиком не оспорены.
Ссылки ответчика на дорожные ведомости, согласно которых вагоны следовали через станцию Перово, необоснованны, поскольку пунктом 5.3 договора императивно установлено, что исполнитель (ответчик) при приеме перевозочных документов на отправку грузов на лицевой стороне накладной проставляет (указывает) увеличенный срок доставки. Железнодорожные накладные, по которым истцом не учтены дополнительные сутки на подборку (подгруппировку) или иную маневровую работу вагонов, таких отметок не содержат. Кроме того, само по себе прохождение вагонов, что отражено в дорожных ведомостях, через станцию Перово не свидетельствует о том, что в отношении них ответчиком оказаны услуги по подборке (подгруппировке) или иной маневровой работы.
Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Вместе с тем, суд первой инстанции необоснованно не применил пункт 6.6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, подлежащий применению, в соответствии с которым срок доставки грузов увеличивается на все время задержки в случае задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.
Основания и порядок задержки вагонов регулируются пунктами 4.6, 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 26, согласно которым при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами N 45, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов. Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя. Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения. Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции. Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей. На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.5 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 45 (далее - Правила N 45), акт общей формы составляется для удостоверения, среди прочего, обстоятельств задержки груженных вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя; акт должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
В подтверждение факта задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования не по вине перевозчика ответчиком представлены акты общей формы, составленные как на промежуточных станциях, так и на станции назначения Яничкино.
В материалах дела также имеются извещения ответчика об отставлении вагонов на промежуточных станциях в связи с нарушением технологических сроков оборота вагонов на станции назначения с подписью о их вручении истцу (т. 2 л.д. 50, 51, 82 и другие).
Истец в суде апелляционной инстанции настаивал, что акты общей формы на станции назначения не составлялись, однако указанный довод опровергается представленными в материалы дела актами общей формы (т. 2 л.д. 52, 70, 111 и другие). Также истец настаивал, что акты общей формы подписаны истцом с разногласиями. Вместе с тем, данные доводы истца документально ничем не подтверждены. Представленные в материалы дела акты общей формы сведений о их подписании истцом с разногласий не содержат.
Доводы истца о том, что количество вагонов, находящихся и планируемых к нахождению на станции Яничкино, а, следовательно, и возможность приема станцией назначения грузов, следующих по железнодорожным накладным согласованным, зависит от ответчика и находится за пределами компетенции истца, не принимаются апелляционным судом. Материалами дела подтвержден факт задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, в связи с чем ответчик на основании пункта 6.6 Правил вправе увеличить срок доставки грузов на все время задержки.
Таким образом, пени в размере 158.398,29 руб. взысканы необоснованно.
Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы о необходимости применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снижения размера взысканных пени, не принимаются апелляционным судом.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 г. N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 Кодекса только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика.
При этом ответчик должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.
Ответчиком при рассмотрении дела в суде первой инстанции было заявлено о снижении размера пени за просрочку доставки грузов.
Однако, правила статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают право суда уменьшить подлежащую уплате неустойку в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства.
Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства Кодекс предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.
Снижение неустойки судом возможно только в одном случае - в случае явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения права.
Иные фактические обстоятельства (финансовые трудности должника, его тяжелое экономическое положение и т.п.) не могут быть рассмотрены судом в качестве таких оснований.
Ответчик, указывая на необходимость снижения размера ответственности ввиду незначительной просрочки доставки груза (вагонов) и отсутствия у истца убытков, каких-либо доказательств явной несоразмерности взысканных с него судом пени последствиям нарушения денежного обязательства не представил.
В настоящем деле расчет неустойки, подлежащей выплате кредитору, был произведен истцом на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации исходя из девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера.
Указанная неустойка, ограниченная законом размером провозной платы, по существу, представляет собой наименьший размер платы за пользование вагонами. Поэтому ее уменьшение возможно только в чрезвычайных случаях, а по общему правилу не должно допускаться, поскольку такой размер неустойки не может являться явно несоразмерным последствиям просрочки уплаты денежных средств.
При этом необоснованное уменьшение неустойки судами с экономической точки зрения позволяет должнику получить доступ к финансированию за счет другого лица на нерыночных условиях, что в целом может стимулировать недобросовестных должников к неплатежам и вызывать крайне негативные макроэкономические последствия.
Неисполнение должником денежного обязательства позволяет ему пользоваться чужими денежными средствами.
Никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения.
Указанная правовая позиция нашла отражение в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.2011 г. N 11680/10.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции были неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит изменению, с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" следует взыскать пени в размере 1.148.959,48 руб. В удовлетворении остальной части иска отказать.
В связи с частичным удовлетворением иска, расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 22.914,55 руб. относятся на ответчика (87,89 % от суммы иска), в остальной части в размере 3.159 руб. - на истца (12.11 % от суммы иска). Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, уплаченной ответчиком при обращении с апелляционной жалобой, в размере 2.636,70 руб. (87,89 % от суммы иска) относятся на ответчика, в остальной части в размере 363,30 руб. (12.11 % от суммы иска) - на истца. В результате произведенного судом зачета, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 22.551,25 руб. (22.914,55 руб. - 363,30 руб.).
Судебные расходы между сторонами в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 июля 2015 года по делу N А40-33733/2015 изменить.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" (ОГРН 1027728000871) неустойку в размере 1.148.959 (один миллион сто сорок восемь тысяч девятьсот пятьдесят девять) рублей 48 копеек, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 22.551 (двадцать две тысячи пятьсот пятьдесят один) рублей 25 копеек.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Н. Лаптева |
Судьи |
М.Е. Верстова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-33733/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 14 апреля 2016 г. N Ф05-1835/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ГАЗПРОМТРАНС"
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"