г. Самара |
|
05 ноября 2015 г. |
Дело N А55-24273/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 ноября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Холодной С.Т., Бажана П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Законовым А.М.,
с участием:
от Администрации городского округа Сызрань - Кириенко Е.В., доверенность N 02-269/6419 от 25.11.2013 г.,
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в лице филиала по Самарской области - Гетманова Ю.С., доверенность N 2 от 26.01.2015 г.,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - не явился, извещен,
от Правительства Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в лице филиала по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.08.2015 года по делу N А55-24273/2014 (судья Харламов А.Ю.)
по заявлению Администрации городского округа Сызрань,
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в лице филиала по Самарской области,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Правительства Самарской области,
о снятии с государственного кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Сызрань, обратилась в арбитражный суд с заявлением, в котором с учетом объединения дел в одно производство, а также с учетом уточнения предмета заявленных требований просит суд снять с государственного кадастрового учета, следующие земельные участки:
- кадастровый номер - 63:08:0114033:210, земли населенных пунктов, разрешенное использование: станция технического обслуживания, площадью 3 000 м2, местоположение: Самарская область, г. Сызрань;
- кадастровый номер - 63:08:0114033:213, земли населенных пунктов, разрешенное использование: автозаправочная станция N 62, площадью 4 000 м2, местоположение: Самарская область, г. Сызрань, пос. Западный;
- кадастровый номер - 63:08:0114033:216, земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазин "Нефтепродукты", площадью 4 000 м2, местоположение: Самарская область, г. Сызрань;
- кадастровый номер - 63:08:0114033:215, земли населенных пунктов, разрешенное использование: швейный цех N 7, площадью 2 384 м2, местоположение: Самарская область, г. Сызрань, ул. Нефтебазная;
- кадастровый номер - 63:08:0114033:205, земли населенных пунктов, разрешенное использование: база предприятия, площадью 250 000 м2, местоположение: Самарская область, г. Сызрань, ул. Нефтебазная.
- кадастровый номер - 63:08:0101026:386, земли населенных пунктов, разрешенное использование: Дом культуры, площадью 1 940 м2, местоположение: Самарская область, г. Сызрань, ул. К.Маркса, 87;
- кадастровый номер - 63:08:0101026:394, земли населенных пунктов, разрешенное использование: Для спортзала, площадью 214 м2, местоположение: Самарская область, г. Сызрань, ул. В.Пионерская, 45 "А";
- кадастровый номер - 63:08:0201018:58, земли населенных пунктов, разрешенное использование: Магазин N 2, площадью 288 м2, местоположение: Самарская область, г. Сызрань, ул. Красноуральская, 14 "А";
- кадастровый номер - 63:08:0111078:31, земли населенных пунктов, разрешенное использование: Предприятие, площадью 25 000 м2, местоположение: Самарская область, г. Сызрань;
- кадастровый номер - 63:08:0114033:212, земли населенных пунктов, разрешенное использование: автозаправочная станция, площадью 4 000 м2, местоположение: Самарская область, г. Сызрань, пос. Западный;
- кадастровый номер - 63:08:0114033:207, земли населенных пунктов, разрешенное использование: автозаправочная станция, площадью 5 000 м2, местоположение: Самарская область, г. Сызрань, вторая Сызрань;
- кадастровый номер - 63:08:0114033:208, земли населенных пунктов, разрешенное использование: автозаправочная станция, площадью 4 000 м2, местоположение: Самарская область, г. Сызрань, пос. Машинистов;
- кадастровый номер - 63:08:0114033:214, земли населенных пунктов, разрешенное использование: автозаправочная станция N 39, площадью 8 000 м2, местоположение: Самарская область, г. Сызрань, пос. Западный;
- кадастровый номер - 63:08:0114033:209, земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазин "Нефтепродуктов", площадью 4 000 м2, местоположение: Самарская область, г. Сызрань".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.08.2015 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в лице филиала по Самарской области просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 24.08.2015 года по делу N А55-24273/2014 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступили возражения Администрации городского округа Сызрань на апелляционную жалобу, в котором она просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 24.08.2015 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель подателя жалобы её доводы поддержала, просила апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Администрации городского округа Сызрань напротив, считая решение суда верным, просила в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, во исполнение Протокола заседания Совета при Губернаторе Самарской области по развитию местного самоуправления от 20 апреля 2011 года N ВА-8-12 и с учетом Письма Министерства управления финансами Самарской области от 03 сентября 2014 года исходящий номер МФ-13-03/1453, направленного на проведение мероприятий по увеличению поступлению налоговых и неналоговых поступлений в местный бюджет, Администрацией городского округа Сызрань проводятся работы по актуализации базы данных государственного кадастрового учета.
В рамках проводимых Администрацией городского округа Сызрань мероприятий по земельным участкам с кадастровыми номерами:
- 63:08:0114033:210, 63:08:0114033:213, 63:08:0114033:216, 63:08:0114033:215, 63:08:0114033:205, 63:08:0101026:386, 63:08:0101026:394, 63:08:0201018:58, 63:08:0111078:31, 63:08:0114033:212, 63:08:0114033:207, 63:08:0114033:208, 63:08:0114033:214, 63:08:0114033:209 были установлены следующие обстоятельства:
1) заявок на проведение государственного кадастрового учета спорных земельных участков не было, а УФАКОН (на момент постановки спорных земельных участков на кадастровый учет - уполномоченный орган по ведению государственного земельного кадастра) руководствовалось Указаниями для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участков ГЗК-1-Т.Р-11-02-01, утвержденных Первым заместителем руководителя Росземкадастра В.Кисловым 10 апреля 2001 года;
2) материалы инвентаризации г. Сызрани Самарской области не были утверждены ни каким документом, что противоречит подпункту 2.4 пункта 2 Указаний Росземкадастра ГЗК-1-Т.Р-11-02-01, утвержденных Первым заместителем руководителя Росземкадастра В.Кисловым 10 апреля 2001 года);
3) землеустроительные дела по инвентаризации земель руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Сызрани не подписаны и не скреплены печатью;
4) посредством принятия Главой Администрации городского округа Сызрань ряда постановлений не только прекратилось право постоянного (бессрочного) пользования за соответствующими юридическими и физическим лицами на спорные земельные участки, но также данными ненормативными правовыми актами было постановлено, что ранее оформленные и выданные указанным юридическим и физическим лицам свидетельства и государственные акты являются утратившими силу;
5) сведения относительно спорных земельных участках, как о ранее учтенных земельных участках были внесены в ГКН на основании документов, выданных до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - на основании свидетельств о праве собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей и государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей;
6) сведения, внесенные в ГКН, не подтверждают существование спорных земельных участков в качестве индивидуально-определенной вещи, как того требует часть 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", то есть, отсутствует уникальность характеристик спорных земельных участков, что предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 7 данного нормативного правового акта;
7) наличием сведений относительно спорных земельных участков в ГКН, у которых отсутствуют уникальные характеристики и которые не могут быть объектами налогообложения, нарушаются права Администрации городского округа Сызрань.
Из содержания имеющихся в настоящем деле Кадастровых паспортов спорных земельных участков следует, что границы спорных земельных участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации. При этом сведения о спорных земельных участках были внесены в ГКН в результате проведения работ по инвентаризации данных о ранее учтенных земельных участках, на что также указано заинтересованным лицом в представленных суду первой инстанции отзывах.
Согласно представленным в дело Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области Уведомлений "Об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений" в ЕГРП отсутствуют сведения о зарегистрированных правах в отношении спорных земельных участков.
Администрация городского округа Сызрань в обоснование нарушения прав заявителя ссылается на то, что бюджет городского округа Сызрань Самарской области формируется с учетом того, что за использование спорных земельных участков бюджетом городского округа Сызрань будет получен земельный налог либо арендная плата. Однако, поскольку в отношении спорных земельных участков отсутствуют сведения о правах каких-либо лиц, а их границы не определены на местности, имеет место нарушение положений Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно которому в ГКН должны быть внесены сведения, которые подтверждают существование недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
В этой связи наличие в ГКН сведений о спорных земельных участках не влечет за собой получение денежных средств в бюджет городского округа Сызрань Самарской области.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Как установлено статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным нормативным правовым актом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
В соответствии с часть 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (статья 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии со статьей 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 данного Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Таким образом, положения части 4 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" устанавливающие порядок аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках, в отношении ранее учтенных земельных участков не применяются.
Ранее учтенный земельный участок может быть снят с государственного кадастрового учета только в результате образования из него новых земельных участков по правилам главы 1.1 Земельного кодекса Российской Федерации с даты государственной регистрации прав на образуемые земельные участки (часть 3 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости") или на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
Перечень оснований для снятия с кадастрового учета земельного участка, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В этой связи суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что заявителем в материалы дела представлены достаточные документы, подтверждающие необходимость исключения из ГКН сведений о ранее учтенных земельных участках с кадастровыми номерами:
- 63:08:0114033:210, 63:08:0114033:213, 63:08:0114033:216, 63:08:0114033:215, 63:08:0114033:205, 63:08:0101026:386, 63:08:0101026:394, 63:08:0201018:58, 63:08:0111078:31, 63:08:0114033:212, 63:08:0114033:207, 63:08:0114033:208, 63:08:0114033:214, 63:08:0114033:209.
При этом, исключение из ГКН сведений о спорных земельных участках не затрагивает прав и законных интересов иных лиц, так как, права на спорные земельные участки в установленном Законом порядке в ЕГРП не зарегистрированы.
Довод в апелляционной жалобе, что у спорных земельных участков отсутствуют уникальные характеристики, позволяющими быть объектами налогообложения, является не состоятельным по причине того, что в самой же апелляционной жалобе указано какие сведения вносятся в ГКН по ч.1 ст. 7 Федерального закона N 221-ФЗ.
В числе сведений, подлежащих внесению в ГКН, в апелляционной жалобе указан пункт 3) "описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок".
Следовательно, довод в апелляционной жалобе о том, что спорные земельные участки обладают такими уникальными характеристиками, как вид объекта недвижимости, кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в ГКН являются ошибочными.
Вид объекта недвижимости, кадастровый номер и дата внесения кадастрового номера в ГКН не подтверждают существование объекта недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, как того требует ч.3 ст.1 Закона N 221-ФЗ.
Довод подателя жалобы о том, что сведения в ГКН на спорные земельные участки внесены на основании инвентаризационной описи, которая готовилась Управлением Роснедвижимости по Самарской области и его территориальными отделами, является не состоятельным и не подтвержденным документально.
Напротив, Управление Росреестра по Самарской области, которое является хранителем государственного Фонда данных (ГФД) сообщает, что по материалам инвентаризации информация о спорных земельных участках отсутствует. Из чего следует, что сведения, внесенные в ГКН, не подтверждают существование объекта в качестве индивидуально-определенной вещи, как того требует ч.3 ст.1 Закона N 221-ФЗ. Отсутствует уникальность характеристик объекта недвижимости, как того требует п.3 ч.1 ст.7 Закона N 221-ФЗ.
Довод в апелляционной жалобы о том, что спорные земельные участки могут быть преобразованы органом местного самоуправления путем принятия соответствующих решений, то есть решать вопрос во внесудебном порядке, является не состоятельным по причине того, что спорных земельных участков в натуре не существует, а существует только сведения в ГКН на эти земельные участки.
Орган местного самоуправления не формировал земельные участки, чтобы потом их преобразовывать.
Иных правовых оснований для исключения из ГКН сведений на не существующие в натуре земельные участки, как только по решению суда, у Администрации не имеется.
Учитывая, что в отношении спорных земельных участков отсутствуют правопритязания третьих лиц, границы указанных земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации не установлены, а материалы инвентаризации г. Сызрани Самарской области в отношении данных земельных участков не были утверждены каким-либо документом соответствующего уполномоченного органа, сведения о земельных участках внесены в ГКН по результатам проведения работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках при отсутствии каких-либо правоустанавливающих (правоподтверждающих) документов, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что требования Администрации городского округа Сызрань подлежат удовлетворению.
Аналогичные выводы содержатся в определении ВС РФ N 306-КГ15-11928 от 02 октября 2015 года, вынесенном по дел N А55-17496/2014.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 24.08.2015 года по делу N А55-24273/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
С.Т. Холодная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-24273/2014
Истец: Администрация г. о. Сызрань Самарской области
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области
Третье лицо: Администрации городского округа Сызрань, Правительство самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области