город Ростов-на-Дону |
|
05 ноября 2015 г. |
дело N А32-24300/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В. судей Н.Н. Смотровой, Г.А. Сурмаляна,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 63 муниципального образования город Новороссийск на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.08.2015 по делу N А32-24300/2015, принятое судьей Купреевым Д.В., по заявлению Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Новороссийске к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад N 63 муниципального образования город Новороссийск о взыскании штрафных санкций
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Струкачевой Н.П.
при участии:
от заявителя: представитель не явился уведомлен надлежащим образом
от ответчика заинтересованного лица: представитель не явился уведомлен надлежащим образом
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Новороссийске (далее - государственное учреждение, пенсионный фонд) в городе Новороссийске Краснодарского края обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о взыскании с муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада N 63 муниципального образования город Новороссийск (далее по тексту МАДОУ детский сад N 63, образовательное учреждение) штрафных санкций за неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в размере 105 663,67 рубля, из них: на страховую часть трудовой пенсии в сумме 68 240,29 рубля; на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 17 538,34 рубля; на страховые взносы, уплачиваемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 19 885,04 рубля.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.08.2015 г. заявленные требования удовлетворены, с муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада N 63 муниципального образования город Новороссийск суд взыскал 105 663 рубля 67 копеек штрафных санкций за неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, 4 169 рублей 91 копейку госпошлины в доход федерального бюджета.
Решение мотивировано тем, что образовательное учреждение не исполнило добровольно требование N 3 от 24.03.2015 г. об уплате штрафа, вынесенное на основании решения государственного учреждения от 25.02. 2015 г.N 3.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 63 муниципального образования город Новороссийск обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение отменить. В апелляционной жалобе образовательное учреждение указало, что согласно справки о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам по состоянию на 28.07.2014 г. за период с 01.01.2012 г.по 31.12.2012 г. задолженности по уплате взносов не имеет. Основанием для вынесения решения является расчет РСВ-1 за 2012 год от 26.02.2013 г., при этом согласно акту сверки по состоянию на 28.07.2014 г. неоплаченных сумм страховых взносов МАДОУ не имеет.
В отзыве на апелляционную жалобу государственное учреждение указало, что в ходе камеральной проверки было установлено, что плательщиком страховых взносов самостоятельно не исчислены и не уплачены пени, соответствующие доначисленным страховым взносам за 4 квартал 2012 года, что подтверждается реестром платежей, справкой от 28.07.2014 г., а также решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.2013 г.дело N А32-14162/2013 и определением суда 08.08.2013 г.в соответствии с которым сумма задолженности по пене за 4 квартал 2012 года составила: 9114,09 руб. Государственное учреждение вынесло решение от 25.02.205г.,требование от 24.03.2015 г., которое образовательное учреждение добровольно не исполнило. Пенсионный фонд просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 63 муниципального образования город Новороссийск зарегистрировано в качестве юридического лица и состоит на учете в ПФР в качестве страхователя.
Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственным учреждением) в городе Новороссийске Краснодарского края проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) учреждением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период 01.10.2012 - 31.12.2012, о чем составлен акт от 16.01.2015 N 3.
Из указанного акта следует, что камеральная проверка проведена на основании расчета РСВ-1 за 2012 год от 26.02.2013 г. рег. N 03301914РС 0423141. В акте камеральной проверки в разделе 3 указано, что настоящей проверкой выявлено: недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 01.10.2012 по 31.12.2012 - "0", по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 01.10.2012 по 31.12.2012 - "0". В п 3.2 акта указано, что сумма штрафа по ст.47 Федерального Закона N 212-ФЗ составляет 105663,67 руб. (528318,37(общая сумма доначисленных страховых взносов) х 20% =105663,67).
В разделе 4 акта проверки суммы предлагаемые ко взысканию в части страховых взносов и пени проставлены "0". В приложении N 1 к акту проверки суммы страховых взносов и пеней не доначислены, указана только сумма штрафа 105663,67 руб.
По результатам рассмотрения указанного акта фондом вынесено решение от 25.02.2015 N 3 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым ответчик привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в размере 105 663,67 рубля за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.
В решении указано, что МАДОУ Детский сад N 63 не выполнил условия п.4 ст.17 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. На дату представления уточненных расчетов (РСВ-1) 26.02.2013 г. уплачена только недостающая сумма страховых взносов, не были перечислены соответствующие ей пени за каждый календарный день просрочки. Применен штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Штраф рассчитан от суммы доначисленных взносов за 2012 г. 528318,37 руб. и составил - 105663,67 руб.
Требованием от 24.03.2015 N 3 ответчику предложено добровольно уплатить штраф в срок до 13.04.2015, при этом в требовании отсутствуют сумы недоимки и пени.
Требование Пенсионного фонда в добровольном порядке в полном объеме не исполнено, что послужило основанием для обращения ПФР в арбитражный суд с заявлением о взыскании спорной суммы в судебном порядке.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции об обоснованности доначисления МАДОУ детский сад N 63 штрафа по следующим основаниям.
Согласно пункта 9 статьи 2 Закона N 212-ФЗ недоимка - сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный настоящим Федеральным законом срок.
Пунктами 1-3 статьи 25 Закона N 212-ФЗ определено, что пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона N 212-ФЗ при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей.
В силу подп. 1 п. 4 ст. 17 данного закона плательщик страховых взносов, представивший уточненный расчет после истечения срока подачи первоначального расчета и срока уплаты страховых взносов, но до того, как он узнал об обнаружении нарушения органом контроля за уплатой страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за период, в котором совершена ошибка, освобождается от ответственности при условии: доплаты недостающей суммы страховых взносов до представления уточненного расчета; доплаты соответствующих пеней на сумму образовавшейся задолженности до представления уточненного расчета.
На основании п. 1 ст. 47 указанного закона неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Порядок привлечения страхователя к ответственности установлен гл. 5 Закона N 212-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 40 Закона о страховых нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность.
В силу п. 1 ст. 39 Закона N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку; решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в ч. 5 ст. 38 данного Федерального закона. Установленный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения; выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения (ч. 4 п. 6 ст. 39 Закона N 212-ФЗ).
В силу п. 8 ст. 39 Закона N 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов (п. 9 ст. 39 Закона о страховых взносах).
Надлежащее отражение в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании, конкретных фактов выявленного правонарушения, обстоятельств его совершения, а также документов, подтверждающих выявленные нарушения, является гарантией прав страхователя на представление возражений относительно обстоятельств, отраженных в акте.
Решение о привлечении страхователя к ответственности должно быть основано на документально подтвержденных фактах правонарушений, отраженных в акте, привлечение к ответственности возможно только при наличии вины правонарушителя во вменяемом ему нарушении.
В силу ч. 1 ст. 40, ч. 1 ст. 42 Закона N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое данным Федеральным законом установлена ответственность. Виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
При рассмотрении материалов проверки пенсионным фондом не установлены подлежащие доказыванию все элементы состава вменяемого обществу правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ; в описательной, мотивировочной частях акта проверки, решения не изложены конкретные обстоятельства правонарушения, допущенные обществом.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что в акте камеральной проверке N 3 от 16.01.2012 г., решении N 3 от 25.02.2015 г. не указан размер пени, который не был уплачен МАДОУ детский сад N 63 при подаче уточненного расчета РСВ-1 за 2012 г., который был предметом камеральной проверки.
В акте проверке, в решении указана сумма доначисленных страховых взносов -528318,37 руб., при этом сумма неуплаченных взносов и пени указана - "0". Следовательно, акт и решение содержат противоречивые сведения. Из пункта 3.2 акта проверки невозможно установить конкретное нарушение, на основании которого начислена сумма штрафа. Только в решении указано основание: на дату представления уточненных расчетов (РСВ-1) 26.02.2013 г. уплачена только недостающая сумма страховых взносов, не были перечислены соответствующие ей пени за каждый календарный день просрочки, при этом размер пени также не указан.
При этом в отзыве на апелляционную жалобу пенсионный фонд разъяснил, что камеральной проверкой установлено неуплата пени, соответствующим доначисленным страховым взносам за 4 квартал 2012 года. Указанный факт подтверждается реестром платежей, справкой от 28.07.2014 г., решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.2013 г. по делу N А32-14162/2013 и определением суда от 08.08.2013 г., сумму пени составляет -9114,09 руб.
На основании пункта 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Состав нарушения является материальным - устанавливается противоправное деяние плательщика, которое находится в причинной связи с неуплатой страхового взноса, доказывание этих обстоятельств возлагается на фонд.
Согласно пункту 1 статьи 40 Закона N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность.
Законом N 212-ФЗ предусмотрено, что сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов, тем самым носит компенсационный характер в случае нарушения обязанности по своевременной уплате страховых взносов.
В качестве основания по п.1 части 4 ст.17 Закона N 212-ФЗ освобождения от ответственности при условии: доплаты недостающей суммы страховых взносов до представления уточненного расчета; доплаты соответствующих пеней на сумму образовавшейся задолженности до представления уточненного расчета.
Неуплата пени после подачи уточненного расчета является условием освобождения от ответственности, но не создает самостоятельный состав нарушения.
При этом штраф в решении рассчитан, исходя из нормы пункта 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов.
Однако сумма недоимки в решении N 3 от 25.02.2015 г. равна нулю. Штраф рассчитан исходя из суммы доначисленных взносов за 2012 год 528318,37 руб.
Судебная коллегия приходит к выводу о необоснованности привлечения страхователя к ответственности, при отсутствии состава вменяемого правонарушения.
Следовательно, требования пенсионного фонда о взыскании с МАДОУ детский сад N 63 суммы штрафа в размере 105663,67 руб. подлежат отклонению.
Решение суда первой инстанции от 10.08.2015 г. подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.08.2015 по делу N А32-24300/2015 - отменить. В удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-24300/2015
Истец: ГУ УПФР в г. Новороссийске, Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Новороссийске
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД N 63 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОВОРОССИЙСК
Третье лицо: МБДОУ детский сад N 63