г. Томск |
|
6 ноября 2015 г. |
Дело N А45-13196/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий Колупаева Л. А.
судьи: Музыкантова М.Х., Скачкова О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кульковой Т.А.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен);
от заинтересованного лица: без участия (извещен);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16 сентября 2015 года
по делу N А45-13196/2015 (судья В.В. Шашкова)
по заявлению открытого акционерного общества "Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина", г.Новосибирск (ОГРН 1025401486373)
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Новосибирска
о признании незаконными требования и решения,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина" (далее - заявитель, общество, ОАО "Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Новосибирска (далее - заинтересованное лицо, Учреждение, Фонд, апеллянт), в котором просит признать незаконными требование от 16.03.2015 N 06400640084481 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов и решение от 06.04.2015 N 064 006 15 ВД 0017597 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках. В целях устранения допущенных нарушений заявитель просит возвратить ему ранее уплаченные пени в сумме 380 867, 99 руб.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 16.09.2015 заявленные требования удовлетворены, требование от 16.03.2015 N 06400640084481 об уплате пени на недоимку по страховым взносам на сумму 380 867,99 руб. и решение от 06.04.2015 N 064 006 15 ВД 0017597 о взыскании начисленных пени в сумме 380 867,99 руб. признаны недействительными.
Суд обязал Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Новосибирска устранить допущенные нарушения путем возврата ОАО "Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина" уплаченных пени в размере 380 867,99 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления по основаниям несоответствия выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Фонд указывает на правомерность вынесенного решения, т.к. заявитель указав неверный код бюджетной классификации - КБК произвел оплату взносов в федеральный Фонд ОМС, вместо уплаты их в Пенсионный фонд, а суд не разобрался в фактических обстоятельствах дела и вынес неправильное решение. Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В представленном отзыве общество просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении). Учреждением заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, ОАО "НМЗ им. Кузьмина" платежными поручениями от 17.11.2014 N 146 и от 15.12.2014 N 594 перечислило в Пенсионный фонд страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части пенсии за октябрь и ноябрь 2014 г. В назначении платежа указано - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии.
В обоих платежных поручениях ошибочно указан код бюджетной классификации (далее - КБК) - 39210202101081011160, соответствующий уплате взносов в Фонд обязательного медицинского страхования.
08.02.2015 общество обратилось в Управление Пенсионного фонда с заявлением о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов.
20.02.2015 Пенсионный фонд принял решение о зачете излишне уплаченных страховых взносов: денежные средства, поступившие в бюджет Пенсионного фонда по платежным поручениям N 146 и N 594, отнесены с КБК Фонда ОМС на КБК страховой части трудовой пенсии.
Пенсионный фонд, посчитав, что неправильное указание КБК в платежных поручениях привело к несвоевременному поступлению денежных средств в соответствующий бюджет, начислило заявителю пени за период с даты перечисления денежных средств (18.11.2014, 16.12.2014, 16.01.2015) до даты удовлетворения заявления о зачете (20.02.2015) в общей сумме 380 867,99 руб.
В адрес общества направлено требование от 16.03.2015 N 06400640084481 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в срок до 04.04.2015, а 06.04.2015 принято решение N 064 006 15 ВД 0017597 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах в банках.
На основании инкассового поручения от 13.04.2015 N 669 сумма пени в размере 380 867, 99 руб. списана со счета заявителя.
Управление в обоснование своей позиции ссылается на положения пункта 4 части 6 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", согласно которой обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка-получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.
Посчитав незаконными требование от 16.03.2015 и решение от 06.04.2015, общество обратилось с настоящим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что внесение обществом денежной суммы не на тот КБК не привело к непоступлению сумм страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в бюджет.
Статьями 23 и 24 указанного закона установлены порядок и сроки уплаты страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Страхователи ежемесячно производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам. Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее пятнадцатого числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Согласно статье 26 Закона об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, то есть денежной суммой, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроками. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями как денежной суммой, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными указанным Федеральным законом N 212-ФЗ сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
Пунктом 2 статьи 24 Закона об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации, в редакции, применяемой к рассматриваемому периоду, установлено, что сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии и страховые взносы в фонд обязательного медицинского страхования перечисляются на единый счет территориального органа Федерального казначейства 40101810900000010001.
Из представленных заявителем документов следует, что уплата страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии за октябрь и ноябрь 2014 г. перечислена на указанный выше единый счет Федерального казначейства.
Апелляционная инстанция считает довод управления несостоятельным и признает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что сам факт неправильного указания кода бюджетной классификации не может явиться основанием для непризнания органом Пенсионного фонда РФ обязанности плательщика по уплате страховых взносов не исполненной, в силу нижеследующего.
Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 1, 2 ст. 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.
При рассмотрении спора судами установлено, что перечисленная обществом сумма страховых взносов поступила на соответствующий счет казначейства, следовательно, поступила в бюджетную систему Российской Федерации и не может признаваться недоимкой.
Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" не установлен порядок уточнения платежа при неверном указании КБК.
В то же время согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в функции администратора доходов бюджета входят принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства.
Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации как администратор пенсионных взносов с 2010 года обладает полномочиями по уточнению платежа, несмотря на то, что это прямо не предусмотрено Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что у Управления отсутствовали правовые основания для начисления и взыскания с общества пени в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 380 867, 99 руб.
При таких обстоятельствах заявленные требования общества удовлетворено судом первой инстанции правомерно.
В целом доводы подателя жалобы, аналогичные доводам, приводимым в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана основанная на материалах дела оценка, оснований для пересмотра которой у апелляционного суда не имеется.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьёй 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16 сентября 2015 года по делу N А45-13196/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
М.Х. Музыкантова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-13196/2015
Истец: ОАО "Новосибирский металлургический завод им.Кузьмина"
Ответчик: Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Новосибирска