город Ростов-на-Дону |
|
06 ноября 2015 г. |
дело N А53-22733/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
при участии:
от истца - представитель Балдин В.А. по доверенности от 01.09.2015;
от Министерства финансов Российской Федерации - представитель Пересада С.Н. по доверенности от 15.05.2015;
от Министерства финансов Ростовской области - представитель Волнянский Д.И. по доверенности N 97-7/907 от 30.07.2015;
от Министерства труда и социального развития Ростовской области - представитель Ларичкина Н.Н. по доверенности N 27-3/117 от 15.01.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ДонАвто" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.09.2015 по делу N А53-22733/2014
по иску ООО "ДонАвто"
к ответчикам - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области при участии третьих лиц - администрации г. Волгодонска, МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства", Министерства труда и социального развития Ростовской области, Департамента труда и социального развития администрации г. Волгодонска
о взыскании убытков
принятое в составе судьи Корха С.Э.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДонАвто" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в размере 1415538 руб. 38 коп. (с учетом увеличения размера требований в порядке статьи 49 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - т. 2 л.д. 39-40).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены администрация г. Волгодонска, МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства", Министерство труда и социального развития Ростовской области, Департамент труда и социального развития администрации г. Волгодонска.
Определением от 03.06.2015 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Ростовская область в лице Министерства финансов Ростовской области.
Решением от 02.09.2015 в иске отказано.
Решение мотивировано тем, что факт несения убытков истцом не подтвержден. Российская Федерация является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Заявление исковых требований солидарно к Российской Федерации и к Ростовской области не предполагает альтернативного удовлетворения исковых требований. Основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "ДонАвто" обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что ООО "ДонАвто" не получало компенсацию из средств бюджета Ростовской области за перевозку пассажиров льготных категорий в спорный период с 01.01.2014 по 30.06.2014. По мнению заявителя, ссылки суда первой инстанции на судебные акты необоснованны, поскольку отношения сторон по настоящему договору регулируются иными региональными нормативными актами. Данные обследования пассажиропотока, утвержденные постановлением администрации г. Волгодонска, не оспорены в установленном порядке. Аналогичные требования истца за предыдущий период удовлетворены в полном объеме (дела N А53-6637/2014, N А53-22581/2013). Размер возмещения одной поездки льготного пассажира федерального регистра составляет 2 руб. 45 коп. при стоимости не льготного проезда 14 рублей. При этом, стоимость единого социального билета с 2012 года не индексировалась. Расчет выпадающих доходов, составленный истцом, основан на сведениях, предоставленных Департаментом строительства и городского хозяйства, а также на данных натурного обследования пассажиропотока. Акты о фактическом возмещении расходов по перевозке в общественном транспорте областных льготников в соответствии с выданными едиными социальными билетами в материалы дела не представлены, однако, суд первой инстанции на них сослался в обжалуемом решении.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца жалобу поддержал.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации в заседании доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель Министерства финансов Ростовской области в заседании доводы жалобы не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель Министерства труда и социального развития Ростовской области в заседании доводы жалобы отклонил по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представители третьих лиц - администрации г. Волгодонска, МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства" в заседание не явились, о судебном разбирательстве извещены надлежащим образом.
Представитель Департамента труда и социального развития администрации г. Волгодонска в заседание не явился. Департамент о судебном разбирательстве извещен в порядке пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12 от 17.02.2011.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 27.09.2011 между ООО "ДонАвто" (перевозчик) и МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства" (заказчик) заключен договор N 7 на осуществление пассажирских перевозок автобусами на маршрутах города Волгодонска (т. 1 л.д. 13-17), согласно которому заказчик поручил, а перевозчик принял на себя обязательства по выполнению перевозок пассажиров и багажа указанными в пункте 1.1 договора автобусами по маршрутам регулярных перевозок г. Волгодонска, перечень которых содержится в приложении N 1 к настоящему договору (т. 1 л.д. 17).
В силу пункта 2.4.14 договора перевозчик обязан осуществлять перевозку пассажиров, имеющих право на льготы и преимущества по провозной плате, установленные действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ростовской области и города Волгодонска.
В соответствии с пунктом 7.1 договор вступает в силу с 03.10.2011 и действует до заключения договора с победителем следующего конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах города Волгодонска.
Между Департаментом труда и социального развития администрации г. Волгодонска (департамент) и ООО "ДонАвто" (перевозчик) заключен договор от 17.01.2014 (т. 1 л.д. 39), по условиям которого в целях обеспечения граждан, включенных в федеральный реестр получателей ежемесячных денежных выплат, едиными социальными проездными билетами и перечисления денежных средств, полученных от их реализации, транспортным предприятиям, организациям, индивидуальным предпринимателям, выполняющим перевозки общественным транспортом на городских маршрутах, перевозчик осуществляет перевозку граждан по единым социальным проездным билетам на городском пассажирском транспорте общего пользования, а департамент возмещает расходы перевозчику за перевезенных граждан на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан.
Для определения численности перевезенных граждан по каждому перевозчику применяется методика распределения, установленная пунктом 6.1.3 приложения N 1 к постановлению Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения".
Срок действия договора определен сторонами до 31.12.2014 (пункт 4.1).
Во исполнение названных договоров ООО "ДонАвто" в период с 01.01.2014 по 30.06.2014 осуществляло перевозку граждан, включенных в федеральный регистр, по единому социальному проездному билету. За указанный период ООО "ДонАвто" выплачена компенсация в общей сумме 305-57 руб. 63 коп. по актам сверки о фактическом возмещении расходов N 2 от 15.01.2014, N 21 от 11.02.2014, N 42 от 11.03.2014, N 61 от 09.04.2014, N 85 от 15.05.2014, N 99 от 09.06.2014 (т. 1 л.д. 29-34).
Полагая, что в связи с осуществлением перевозки по единым социальным проездным билетам и неполучением компенсации расходов на предоставление данных услуг из средств бюджета Ростовской области, у перевозчика возникли убытки, ООО "ДонАвто" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на транспортные организации возложены обязательства по предоставлению льгот при оказании услуг по перевозке отдельным категориям граждан.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Меры социальной поддержки по обеспечению льготным проездом граждан, включенных в федеральный регистр, в Ростовской области предоставляются в соответствии с Положением о порядке финансирования и возмещения расходов на предоставление льготного проезда пригородным железнодорожным и водным транспортом, автомобильным транспортом пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщений в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 (приложение N 2).
Согласно указанному положению проезд в наземном городском и пригородном общественном транспорте льготных категорий пассажиров, включенных в федеральный и региональный регистры, осуществляется на основании единого социального проездного билета (пункт 7 Положения), приобретаемых гражданами стоимостью 265,0 руб.
В пункте 11 Положения о порядке расходования средств областного бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области установлено, что автотранспортные организации, осуществляющие перевозки по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам, ежемесячно, в срок до 12 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в министерство труда и социального развития области счета, реестры о фактически произведенных перевозках льготных категорий граждан (далее - реестры) на бумажных и магнитных носителях по форме, установленной министерством труда и социального развития Ростовской области, которые являются неотъемлемой частью контракта (договора), заключенного между министерством труда и социального развития Ростовской области и автотранспортными организациями.
Реестры и счета являются основанием для расчетов за фактически произведенные расходы автотранспортных организаций за льготный проезд федеральных льготников.
В соответствии с пунктом 12 Положения министерство труда и социального развития Ростовской области заключает контракты (договоры) с автотранспортными организациями, указанными в перечне автотранспортных организаций, допущенных к выполнению пассажирских перевозок по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам, представляемом министерством транспорта Ростовской области, на возмещение расходов за бесплатные перевозки федеральных льготников на автомобильном транспорте по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам.
Министерство труда и социального развития Ростовской области осуществляет расходование средств областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств путем их перечисления с лицевого счета получателя средств на счета автотранспортных организаций, представивших реестры, счета (пункт 13 Положения).
В пункте 6.1.3 приложения N 1 к постановлению правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 определена методика компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготных категорий пассажиров, включенных в федеральный и региональный регистры.
Финансирование расходов за проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов осуществляется органами социальной защиты населения муниципальных образований или финансовыми органами муниципальных образований ежемесячно согласно заключенным органами социальной защиты населения муниципальных образований договорам с транспортными предприятиями и отчетам на 1 число месяца, в котором осуществляется финансирование, в размере 265,0 руб. в месяц по количеству фактически перевезенных льготных категорий граждан, получивших единые проездные талоны, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных единых проездных талонов.
Таким образом, в спорный период на территории Ростовской области, регламентирован порядок компенсации расходов транспортной организации в связи с перевозкой граждан льготных категорий.
Довод заявителя жалобы о том, что ООО "ДонАвто" не получало компенсацию из средств бюджета Ростовской области за перевозку пассажиров льготных категорий в спорный период с 01.01.2014 по 30.06.2014, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Из материалов дела следует, что возмещение понесенных расходов производилось ООО "ДонАвто" в соответствии с постановлением администрации Ростовской области от 15.12.2011 N 232 по представленным в материалы дела актам о фактическим возмещении расходов от 15.01.2014, от 11.02.2014, от 11.03.2014, от 09.04.2014, от 15.05.2014, от 09.06.2014 (т. 1 л.д. 29-34).
В данном случае, факт получения обществом компенсации расходов по перевозке автобусами льготных категорий граждан, отнесенных к федеральному регистру, исходя из стоимости единого социального проездного билета с учетом доли ООО "ДонАвто" в перевозке, подтвержден истцом в исковом заявлении (т. 1 л.д. 9), а также в расчете выпадающих доходов за период с 01.01.2014 по 30.06.2014 с указанием сумм возмещения (т. 1 л.д. 19).
Кроме того, в судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца пояснил, что компенсацию в соответствии с постановлением администрации Ростовской области от 15.12.2011 N 232 истец за спорный период получил. Данная сумма учтена при расчете исковых требований.
Таким образом, факт возмещения понесенных ООО "ДонАвто" расходов в соответствии с постановлением администрации Ростовской области от 15.12.2011 N 232, подтвержден.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что размер возмещения одной поездки льготного пассажира федерального регистра составляет 2 руб. 45 коп. при стоимости не льготного проезда 14 рублей, при этом, стоимость единого социального билета с 2012 года не индексировалась.
Между тем постановление Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 является действующим нормативным правовым актом, установившим порядок компенсации, методику расчета и исходные данные, необходимые для расчета размера выпадающих доходов перевозчиков.
Исковые требования касаются возмещения убытков (выпадающих расходов), связанных с предоставлением льгот по провозной плате. Следовательно, предъявляя настоящее требование, ООО "ДонАвто" надлежало подтвердить, в том числе размер затрат, фактически понесенных им на перевозку льготных пассажиров исходя из их количества.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что расчет выпадающих доходов, составленный истцом, основан на сведениях, предоставленных Департаментом строительства и городского хозяйства, а также на данных натурного обследования пассажиропотока.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 420 Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, по контролю в сфере официального статистического учета.
В данном случае, достоверных сведений о фактическом количестве перевезенных льготных пассажиров в рассматриваемом периоде, согласованных с органом государственной статистики, в материалы дела не представлено.
Таким образом, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО "ДонАвто" не подтвердило ни факт причинения ему убытков, ни их размер, что исключает возможность удовлетворения иска.
При таких условиях, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.09.2015 по делу N А53-22733/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Ковалева Н.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-22733/2014
Истец: ООО "ДонАвто"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, министерство финансов Ростовской области, Министерство Финансов РФ в лице Управления Федерального Казначейства по Ростовской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, Ростовская область, в лице Министерства Финансов РО
Третье лицо: Администрация г. Волгодонск Ростовской области, Администрация г. Волгодонска, Департамент труда и социального развития Администрации г. Волгодонска, Департамент труда и социального развития Алминистрации г. Волгодонска, Министерство труда и социального развития РО, Министерство труда и социального развития Ростовской области, Министерство финансов РО, Муниципальное казенное учреждение "Департамент строительства и городского хозяйства"