г. Чита |
|
6 ноября 2015 г. |
Дело N А58-2563/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 6 ноября 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Басаева Д.В., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой Д.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" в лице филиала "Нерюнгринская ГРЭС" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 августа 2015 года по делу N А58-2563/2014 по исковому заявлению Открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" в лице филиала "Нерюнгринская ГРЭС" (ОГРН 1051401746769; ИНН 1434031363; адрес места нахождения: г. Хабаровск, ул. Фрунзе, д. 49; адрес места нахождения филиала: Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, пгт. Серебряный бор) к Комитету земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района (ОГРН 1031401720162; ИНН 1434027060; адрес места нахождения: Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, пр-кт Дружбы народов, д. 21) о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 5 145,94 рублей
(суд первой инстанции: Евсеева Е.А.)
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
и установил:
Открытое акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" в лице филиала "Нерюнгринская ГРЭС" (далее - ОАО "ДГК", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК Российской Федерации), к Комитету земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района (далее - Комитет, ответчик) о взыскании 5 145,94 рублей, в том числе неосновательного обогащения в размере 4 631 рублей и 514,94 рублей - суммы процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11 марта 2013 года по 13 октября 2014 года, а также суммы процентов за пользование чужими денежными средствами с 14 октября 2014 года по день фактической оплаты основного долга.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 октября 2014 года (т. 2, л.д. 154-164), оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2014 года (т. 3, л.д. 31-41), заявленные ОАО "ДГК" исковые требования удовлетворены в полном объеме, с Комитета взыскано 5 145,94 рублей, в том числе 4 631 рублей - сумма неосновательного обогащения за период арендных платежей в 2013 году, 514,94 рублей - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11 марта 2013 года по 13 октября 2014 года, проценты за пользование чужими денежными средствами с 14 октября 2014 года по день фактической уплаты сумм основного долга.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 апреля 2015 года (т. 3, л.д. 89-96) названные судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что судами ошибочно применены положения Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582) и приказа Минэкономразвития России от 22.09.2011 N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" (далее - Приказ N 507). По мнению суда кассационной инстанции, при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, надлежит руководствоваться действующим региональным нормативным актом, принятым в пределах полномочий субъекта Российской Федерации и регулирующим соответствующие земельные отношения. Суд кассационной инстанции также указал на необходимость применения к спорным правоотношениям (с учетом их особенностей) положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", устанавливающих особенности исчисления годовой арендной платы в размере, не превышающем двух процентов кадастровой стоимости участков, для земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
По результатам повторного рассмотрения дела решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 августа 2015 года в удовлетворении заявленных ОАО "ДГК" исковых требований отказано. Суд первой инстанции, применив положения решения Нерюнгринского районного Совета от 09.04.2009 N 4-7 "Установление базовых ставок и льгот по арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Нерюнгринского района", пришел к выводу об отсутствии несоответствий между кадастровой стоимостью, ставками арендной платы, видами использования земельных участков, которые бы повлияли на правильность производившихся арендодателем расчетов арендной платы.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, считает его незаконным и необоснованным. В обоснование своей позиции ОАО "ДГК" указывает на необходимость применения к рассматриваемой ситуации положений Постановление N 582 и Приказа N 507, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в публичной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2012 года N 15837/11 сформирована единая правовая позиция, в соответствии с которой основные принципы определения арендной платы, установленные Постановлением N 582, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, в связи с чем подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены. Поэтому размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе, муниципальной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена) не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582.
Заявитель апелляционной жалобы также отмечает, что выводы Верховного Суда Российской Федерации, выраженные в определении от 24 декабря 2014 года N 22-АПГ14-4, в рассматриваемом случае не имеют правового значения, поскольку такие выводы были сделаны в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу Комитетом не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК Российской Федерации, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, что подтверждается, в том числе, почтовыми уведомлениями N 67200290347563 и N 67200290347556, а также отчетом о публикации 14 октября 2015 года на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети Интернет (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебном заседании не обеспечили, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ОАО "ДГК" зарегистрировано в качестве юридического лица 19 декабря 2005 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1051401746769, о чем выдано свидетельство серии 14 N 001006444 (т. 1, л.д. 142).
Между муниципальным образованием "Нерюнгринский район" в лице Комитета (арендодатель) и ОАО "ДГК" (арендатор) заключены договоры аренды земельных участков:
- N 37 от 9 января 2007 года, по условиям которого арендатор принял от арендодателя земельный участок с кадастровым номером 14:19:000000:0005, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Беркакит, кабельная силовая линия от подстанции N 41 к повысительной насосной станции на МТС, общей площадью 640 кв.м. в границах, указанных в кадастровом плане участка, для эксплуатации магистральных сетей 10 кВ. для МТС, ставка арендной платы установлена в размере 2% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка (т. 1, л.д. 12-15);
- N 102 от 9 января 2007 года, по условиям которого арендатор принял от арендодателя земельный участок с кадастровым номером 14:19:209001:0283, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Серебряный Бор, промышленная зона, 310 м. на юго-запад от трубы НГРЭС, общей площадью 18 133 кв.м. в границах, указанных в кадастровом плане участка, для эксплуатации эстакады кабельных сетей от главного корпуса до ОРУ, ставка арендной платы установлена в размере 2% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка (т. 1, л.д. 21-24);
- N 51 от 9 января 2007 года, согласно которому арендатор принял от арендодателя земельный участок с кадастровым номером 14:19:0208007:0023, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Чульман, ул. Островского, общей площадью 254 кв.м., в границах, указанных в кадастровом плане участка, для эксплуатации кабельной трассы (здания трансформаторной подстанции), ставка арендной платы установлена в размере 2% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка (т. 1, л.д. 32-35);
- N 58 от 9 января 2007 года, по условиям которого арендатор принял от арендодателя земельный участок с кадастровым номером 14:19:0208004:0003, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Чульман, от ЧТЭЦ до скважины N 1, 1 бис, общей площадью 25 кв.м., в границах, указанных в кадастровом плане участка, для эксплуатации линии электропередач на скважину N 1 речного водозабора, ставка арендной платы установлена в размере 2% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка (т. 1, л.д. 42-45);
- N 63 от 9 января 2007 года, в соответствии с которым арендатор принял от арендодателя земельный участок с кадастровым номером 14:19:208014:0072, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Чульман, общей площадью 76 кв.м. в границах, указанных в кадастровом плане участка, для эксплуатации трансформаторной подстанции (возле Южной бойлерной), ставка арендной платы установлена в размере 4% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка (т. 1, л.д. 82-85);
- N 66 от 9 января 2007 года, по условиям которого арендатор принял от арендодателя земельный участок с кадастровым номером 14:19:208004:0012, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Чульман, общей площадью 181 кв.м. в границах, указанных в кадастровом плане участка, для эксплуатации линии электропередач от опоры N 26 до скважины N 4, ставка арендной платы установлена в размере 2% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка (т. 1, л.д. 63-66);
- N 67 от 9 января 2007 года, согласно которому арендатор принял от арендодателя земельный участок с кадастровым номером 14:19:000000:0034, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Чульман, от северной границы ЧТЭЦ до СБО, общей площадью 79 кв.м. в границах, указанных в кадастровом плане участка, для эксплуатации линии электропередач на СБО п. Чульман, ставка арендной платы установлена в размере 2% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка (т. 1, л.д. 73-76);
- N 13 от 2 февраля 2009 года, в соответствии с которым арендатор принял от арендодателя земельные участки с кадастровыми номерами 14:19:208005:71, общей площадью 26 кв.м., и 14:19:208004:105, общей площадью 84 кв.м., находящиеся по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Чульман, 1 200 м. на северо-восток от анкерного перехода через железнодорожные пути до скважины N 6 бис, в границах, указанных в кадастровом плане участка, под линию электропередач к скважине N 6 бис, ставка арендной платы установлена в размере 2% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка (т. 1, л.д. 51-54).
Пунктами 2.2 договоров аренды земельных участков N 37 от 9 января 2007 года, N 102 от 9 января 2007 года, N 51 от 9 января 2007 года, N 58 от 9 января 2007 года, N 63 от 9 января 2007 года, N 66 от 9 января 2007 года и N 67 от 9 января 2007 года установлено, что арендная плата начинает исчисляться с 1 января 2007 года.
Пунктом 2.2 договора аренды земельного участка N 13 от 2 февраля 2009 года предусмотрено, что арендная плата исчисляется с 1 января 2009 года.
Пунктом 2.5 рассматриваемых договоров определено, что арендная плата за землю может пересматриваться в случаях изменения действующего законодательства и нормативных актов, устанавливающих размер арендной платы.
В период с первого по четвертый квартал 2013 года по указанным выше договорам аренды, за исключением договора N 102 от 9 января 2007 года, по которому период составил с первого по третий квартал 2013 года, Обществом произведено внесение арендной платы, рассчитанной Комитетом, исходя из базовых ставок арендной платы, утвержденных решением Нерюнгринского районного Совета депутатов Республики Саха (Якутия) от 09.04.2009 N 4-7 "Установление базовых ставок и льгот по арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Нерюнгринского района" (далее - решение Нерюнгринского районного Совета депутатов от 09.04.2009 N 4-7) на общую сумму 21 754 рублей.
С целью приведения в соответствие размеров арендных платежей по заключенным договорам истец направил ответчику письмо от 20 ноября 2013 года N 1-09/2917 о необходимости произвести перерасчет платы с даты введения в действие Приказа N 507 (т. 1, л.д. 125-126).
В письме от 23 января 2014 года N 77 Комитет указал, что акты сверки взаимных расчетов по состоянию на 1 января 2014 года подписаны не будут, поскольку арендная плата по договорам установлена в соответствии с решением Нерюнгринского районного Совета депутатов от 09.04.2009 N 4-7, мировым соглашением от 5 сентября 2012 года и соглашениями о внесении изменений в соответствующие договоры (т. 1, л.д. 127).
Полагая, что перечисленные арендные платежи по договорам аренды за указанные периоды в части суммы 4 631 рубля являются излишне уплаченными, ОАО "ДГК" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания суммы неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами, исходя из следующего.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 Гражданского кодекса).
В соответствии со статьей 614 Гражданского кодекса арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (пункт 1).
Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества (пункт 3).
В силу пункта 7 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года, то есть и в спорный период) установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в спорный период) порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, величина аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года N 11487/09, от 2 февраля 2010 года N 12404/09 и от 15 марта 2012 года N 15117/11, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, то стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, земельные участки с кадастровыми номерами 14:19:000000:0005, 14:19:209001:0283, 14:19:0208007:0023, 14:19:0208004:0003, 14:19:208014:0072, 14:19:208004:0012, 14:19:000000:0034, 14:19:208005:71 и 14:19:208004:105, предоставленные в аренду Обществу для целей эксплуатации линий электропередачи (в том числе линейно-кабельных сооружений) и трансформаторной подстанции, являются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Выполняя указания суда кассационной инстанции и применив правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 24 декабря 2014 года N 22-АПГ14-4, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на федеральном уровне не установлена единая методика расчета арендной платы. В связи с чем из пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Относительно довода заявителя апелляционной жалобы о том, что названная правовая позиция (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 22-АПГ14-4) в рассматриваемом случае не применима, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Федеральный законодатель, закрепив в пункте 4 статьи 22 Земельного кодекса принцип самостоятельного установления субъектами земельных правоотношений размера арендной платы договором аренды и предоставив соответствующим органам государственной власти или органам местного самоуправления (в зависимости от вида права собственности на землю) полномочия по правовому регулированию вопроса о порядке определения размера арендной платы, не ограничил права субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в этом вопросе, что подтверждается отсутствием на федеральном уровне единой методики расчета ставок арендной платы.
Вместе с тем в Земельном кодексе было предусмотрено право Правительства Российской Федерации устанавливать общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 4 статьи 22 в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года).
Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации в соответствии со статьями 22 и 65 Земельного кодекса Постановлением N 582 утвердило основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Так, арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:
- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
- принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
- принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
- принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в два раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
- принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
- принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Кроме того, Постановлением N 582 утверждены Правила, которые определяют способы расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации (пункт 1 Правил).
Однако Постановлением N 582 единая методика расчета ставок арендной платы для всех публичных земель не утверждалась, как не определялся и предельный размер арендной платы для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Требований о недопустимости установления ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, выше ставок, установленных для земель федеральной собственности, утвержденные Постановлением N 582 Правила также не содержат.
Следовательно, Постановление N 582 подлежит применению в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также земель федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в части утвержденных этим постановлением основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Утвержденные этим постановлением правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
Изложенный подход к толкованию приведенных правовых норм земельного законодательства соответствует правовой позиции, выраженной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 22-АПГ14-4, от 13 мая 2015 года по делу N 306-ЭС14-6558, от 15 июня 2015 года N 310-ЭС15-1189, от 27 августа 2015 года по делу N 309-ЭС14-7950, от 21 сентября 2015 года N 303-КГ15-6224 и от 5 октября 2015 года по делу N 303-ЭС15-5991.
Такой подход отличается от существовавшей ранее судебно-арбитражной практики, основанной на правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 17 апреля 2012 года N 15837/11, от 17 декабря 2013 года N 10782/13 и N 9707/13, в соответствии с которой принцип экономической обоснованности трактовался как не допускающий превышения размера ставок арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, и земель, государственная собственность на которые не разграничена), над ставками, установленными Постановлением N 582 для земель федеральной собственности с аналогичными характеристиками.
При этом довод заявителя апелляционной жалобы о том, что должна применяться правовая позиция, выраженная в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а не в определениях Верховного Суда Российской Федерации, не основан на нормах процессуального закона.
Согласно части 4 статьи 170 АПК Российской Федерации в мотивировочной части решения арбитражного суда могут содержаться ссылки на постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Таким образом, после 6 августа 2014 года применению подлежат только те постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которые сохраняют (в части сформированных правовых подходов) силу. В случае, если Президиумом Верховного Суда Российской Федерации предложено иное толкование закона, то именно такое толкование должно учитываться арбитражными судами при разрешении соответствующих споров.
В этой связи суд апелляционной инстанции отмечает, что в Обзоре судебной практики N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 июня 2015 года, указано, что Постановлением N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса, а также в силу действующих до 1 марта 2015 года положений пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса и пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В силу данного разграничения компетенции органов государственной власти и местного самоуправления Правительство Российской Федерации уполномочено устанавливать порядок определения размера арендной платы лишь в отношении земель, находящихся в федеральной собственности.
Следовательно, утвержденные постановлением Правительства N 582 Правила определения размера арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
Действие Правил определения размера арендной платы не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Вместе с тем принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны утверждаться Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Постановление Правительства N 582 в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
С учетом приведенных выше положений части 4 статьи 170 АПК Российской Федерации в настоящее время при разрешении споров о размере арендной платы за земельные участки, находящиеся в публичной собственности, необходимо руководствоваться именно Обзором судебной практики N 2 (2015), утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 июня 2015 года, а не противоречащими ему постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2012 года N 15837/11, от 17 декабря 2013 года N 10782/13 и N 9707/13.
Сформированной в названном Обзоре судебной практики правовой позиции следует Верховный Суд Российской Федерации при рассмотрении конкретных дел (определения от 13 мая 2015 года по делу N 306-ЭС14-6558, от 15 июня 2015 года N 310-ЭС15-1189, от 27 августа 2015 года по делу N 309-ЭС14-7950, от 21 сентября 2015 года N 303-КГ15-6224 и от 5 октября 2015 года по делу N 303-ЭС15-5991).
В постановлениях Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 марта 2015 года по делу N А58-2562/2014, от 2 апреля 2015 года по делу N А74-4216/2014, от 6 апреля 2015 года по делу N А78-11801/2014, от 3 сентября 2015 года по делу N А19-3919/2014, от 10 сентября 2015 года по делу N А58-6434\2014 и от 24 сентября 2015 года по делу N А74-450/2015 также указано, что в настоящее время необходимо руководствоваться именно толкованием, предложенным Верховным Судом Российской Федерации.
В этой связи не может быть принят во внимание и довод заявителя апелляционной жалобы о необходимости применения положений Приказа N 507, утвердившего ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей), поскольку действие такого приказа распространяется только на земельные участки, принадлежащие Российской Федерации на праве собственности.
Исходя из приведенной выше правовой позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, надлежит руководствоваться действующим региональным или местным нормативным актом, принятым в пределах полномочий субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, и регулирующим соответствующие земельные отношения.
Вместе с тем, в ряде случаев необходимо учитывать и положения пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", устанавливающего порядок исчисления годовой арендной платы в отношении некоторых категорий земельных участков.
Данной нормой, в частности, федеральный законодатель установил предельный размер арендной платы (2% кадастровой стоимости) для земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Таким образом, при рассмотрении настоящего спора необходимо руководствоваться пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а также соответствующими нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия) и муниципального образования "Нерюнгринский район".
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 N 26 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Положение N 26).
Согласно п. 1.1 Положения N 26 (в редакции, действовавшей в спорный период) размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется как произведение кадастровой стоимости земельного участка на базовую ставку арендной платы, утвержденную в установленном порядке органом местного самоуправления.
Базовая ставка арендной платы за земельные участки определяется как соответствующая процентная доля кадастровой стоимости земельного участка и не может быть ниже ставки земельного налога за аналогичный по целевому назначению и виду разрешенного использования земельный участок.
Кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.12.2008 N 541 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" (действовало до 1 января 2014 года) и Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.11.2013 N 374 "О кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия)".
Размер кадастровой стоимости переданных по договорам аренды земельных участков подтверждается имеющимися в материалах дела выписками из кадастровых паспортов (т. 1, л.д. 18-20, 27-31, 38-41, 48-50, 57-62, 69-72, 79-81, 88-91).
Решением Нерюнгринского районного Совета от 09.04.2009 N 4-7 установлены базовые ставки и льготы по арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Нерюнгринского района.
В соответствии с пунктом 1 названного решения базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Нерюнгринского района, утверждены, среди прочего, по землям населенных пунктов в Приложении N 1: за земельные участки всех категорий и видов разрешенного использования, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты) предприятий естественных монополий, - в размере 2% от кадастровой стоимости таких участков.
Установление органом местного самоуправления для таких земельных участков предельной годовой ставки в размере 2% полностью соответствует положениям пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Пунктом 10 Приложения N 1 к Решению Нерюнгринского районного Совета от 09.04.2009 N 4-7 для земельных участков, предназначенных для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и таких объектов, как тепловые электростанции, атомные электростанции и иные виды электростанций, трансформаторные подстанции, предусмотрена базовая ставка арендной платы 4% (для всех населенных пунктов на территории Нерюнгринского района).
Как следует из материалов дела, по договорам аренды N 37 от 9 января 2007 года, N 102 от 9 января 2007 года, N 51 от 9 января 2007 года, N 58 от 9 января 2007 года, N 66 от 9 января 2007 года, N 67 от 9 января 2007 года и N 13 от 2 февраля 2009 года, в соответствии с которыми земельные участки предоставлены для эксплуатации линейных объектов (магистральных сетей, эстакады кабельных сетей, кабельной трассы, линий электропередачи), ставка арендной платы определена в размере 2% от кадастровой стоимости земельных участков, что соответствует требованиям пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
По договору N 63 от 9 января 2007 года Обществу предоставлен в аренду земельный участок для эксплуатации трансформаторной подстанции (возле Южной бойлерной), ставка арендной платы определена в размере 4% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, то есть в установленном пунктом 10 Приложения N 1 к Решению Нерюнгринского районного Совета от 09.04.2009 N 4-7 размере.
Учитывая, что трансформаторная подстанция не относится к линейным объектам, суд апелляционной инстанции считает, что предусмотренный договором N 63 от 9 января 2007 года размер арендной платы не противоречит пункту 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Делая такой вывод, суд исходит из того, что в соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
По сути, аналогичное понятие линейных объектов приведено в подпункте в) пункта 2 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87.
Согласно пункту 3.6 Свода правил СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003. Тепловые сети". Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003, утвержденного приказом Минрегионразвития России от 30.06.2012 N 280, магистральные тепловые сети представляют собой тепловые сети (со всеми сопутствующими конструкциями и сооружениями), транспортирующие горячую воду, пар, конденсат водяного пара, от выходной запорной арматуры (исключая ее) источника теплоты до первой запорной арматуры (включая ее) в тепловых пунктах.
В соответствии с Государственным стандартом Союза ССР ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения", утвержденному постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 N 3403 (далее - ГОСТ 24291-90), линия электропередачи - это электроустановка, состоящая из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором по ГОСТ 19431.
В пункте 34 Государственного стандарта Союза ССР ГОСТ 19431-84 "Энергетика и электрификация. Термины и определения", введенным в действие постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 N 1029 (далее - ГОСТ 19431-84), определено, что линия электропередачи представляет собой электрическую линию, выходящую за пределы электростанции или подстанции, и предназначенную для передачи электрической энергии на расстояние.
Согласно ГОСТ 24291-90 электрическая сеть - это совокупность подстанций, распределительных устройств и соединяющих их линий электропередачи, предназначенная для передачи и распределения электрической энергии по ГОСТ 19431.
В ГОСТ 19431 под электрической сетью также понимается совокупность подстанций, распределительных устройств и соединяющих их электрических линий, размещенных на территории района, населенного пункта, потребителя электрической энергии.
Из приведенных нормативных положений можно заключить, что линейным объектом является сооружение инженерно-технического обеспечения, транспорта, связи, электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения, характеризующееся линейно протяженной конфигурацией, длина которого несоизмеримо превышает геометрические параметры своего поперечного сечения (ширину, высоту, диаметр).
Трансформаторная подстанция подобными характеристиками не обладает.
В соответствии с ГОСТ 24291-90 электрическая подстанция - это электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения электрической энергии, состоящая из трансформаторов или других преобразователей электрической энергии, устройств управления, распределительных и вспомогательных устройств по ГОСТ 19431.
В свою очередь, трансформаторной подстанцией является электрическая подстанция, предназначенная для преобразования электрической энергии одного напряжения в энергию другого напряжения с помощью трансформаторов.
Из статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" следует, что линии электропередач (линейные объекты) и трансформаторные подстанции являются самостоятельными объектами электросетевого хозяйства.
Таким образом, трансформаторные подстанции, в отличие от другого объекта электросетевого хозяйства (линий электропередач), не являются линейными объектами, они могут строиться и вводиться как отдельные объекты без подключенных к ним линий электропередач.
Как отмечалось выше, в рассматриваемом случае по договорам аренды N 37 от 9 января 2007 года, N 102 от 9 января 2007 года, N 51 от 9 января 2007 года, N 58 от 9 января 2007 года, N 66 от 9 января 2007 года, N 67 от 9 января 2007 года и N 13 от 2 февраля 2009 года земельные участки предоставлены истцу для эксплуатации магистральных сетей, эстакады кабельных сетей, кабельной трассы и линий электропередачи как линейных объектов, в связи с чем по таким договорам Комитетом обоснованно применена ставка арендной платы в размере 2% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Поскольку трансформаторная подстанция, для эксплуатации которой Обществу предоставлен земельный участок по договору N 63 от 9 января 2007 года, не относится к линейным объектам, а является лишь электроустановкой, частью электрической сети, то в отношении такого земельного участка должны применяться положения пункта 10 Приложения N 1 к Решению Нерюнгринского районного Совета от 09.04.2009 N 4-7, согласно которому базовая ставка арендной платы для такого участка составляет 4%.
При этом установленные пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" ограничения размера арендной платы для земельных участков, предназначенных для эксплуатации линейных объектов, учитываться не должны.
Руководствуясь Положением N 26, суд апелляционной инстанции проверил и нашел правильным уплаченный истцом размер арендной платы по спорным договорам с первого по четвертый квартал 2013 года, а по договору N 102 от 9 января 2007 года с первого по третий квартал 2013 года.
В частности, размер годовой арендной платы составил:
- по договору аренды N 37 от 9 января 2007 года - 724 рубля (56,58 рублей (удельный показатель кадастровой стоимости на 1 кв.м.) * 640 кв.м. (общая площадь) * 2 % (базовая ставка арендной платы));
- по договору аренды N 102 от 9 января 2007 года - 20 860 рублей (57,52 рублей * 18 133 кв.м. * 2%);
- по договору аренды N 51 от 9 января 2007 года - 456 рублей (89,67 рублей * 254 кв.м. * 2%);
- по договору аренды N 58 от 9 января 2007 года - 45 рублей (89,67 рублей * 25 кв.м. * 2%);
- по договору аренды N 63 от 9 января 2007 года - 273 рубля (89,67 рублей * 76 кв.м. * 4%);
- по договору аренды N 66 от 9 января 2007 года - 325 рублей (89,67 рублей * 181 кв.м. * 2%);
- по договору аренды N 67 от 9 января 2007 года - 142 рубля (89,67 рублей * 79 кв.м. * 2%);
- по договору аренды N 13 от 2 февраля 2009 года - 198 рублей (89,67 рублей * 110 * 2%).
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Таким образом, в предмет доказывания по настоящему спору входит: факт приобретения (сбережения) ответчиком имущества истца (или за его счет); отсутствие правовых оснований для получения имущества; размер неосновательного обогащения.
Однако из представленных истцом платежных поручений (т. 1, л.д. 101-124) следует, что в рассматриваемом случае у ОАО "ДГК" переплата по названным выше договорам аренды отсутствует, а перечисленные ответчику денежные средства (в том числе и в сумме 4 631 рубль) являются платой за пользование арендованным имуществом (земельными участками), установленной по соглашению сторон, и, соответственно, неосновательным обогащением для их получателя (Комитета) не являются.
Нарушений норм процессуального закона, являющихся безусловными основаниями для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.
Указания Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, содержащиеся в постановлении от 30 апреля 2015 года, выполнены в полной мере.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы также проверены, но при изложенных выше фактических обстоятельствах настоящего дела и правовом регулировании они не опровергают правильных по существу выводов суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения предъявленного иска о взыскании неосновательного обогащения, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют предусмотренные процессуальным законом основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 августа 2015 года по делу N А58-2563/2014, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 августа 2015 года по делу N А58-2563/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Председательствующий судья |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-2563/2014
Истец: ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" филиал "Нерюнгринская ГРЭС"
Ответчик: Комитет земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района
Хронология рассмотрения дела:
02.03.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-655/16
06.11.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6568/14
10.08.2015 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-2563/14
30.04.2015 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1455/15
30.12.2014 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6568/14
20.10.2014 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-2563/14