г. Пермь |
|
03 ноября 2015 г. |
Дело N А60-21385/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 ноября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л. Х.,
судей Варакса Н.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурашовой Т.В.,
при участии:
от заявителя (общество с ограниченной ответственностью Торговый дом "Логистик") (ОГРН 1106632001145, ИНН 6632032914): не явились;
от заинтересованного лица (Екатеринбургская таможня) (ОГРН 1036604386411, ИНН 6662022335): Голунов Д.В., доверенность от 27.08.2015, Заикин И.В., доверенностЬ от 25.06.2015, предъявлены паспорта;
от третьих лиц (общество с ограниченной ответственностью "Уралпрофлес", общество с ограниченной ответственностью "Таежное"): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Логистик"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 августа 2015 года
по делу N А60-21385/2015,
принятое судьей Киселевым Ю.К.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Логистик"
к Екатеринбургской таможни
с участием третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Уралпрофлес", общества с ограниченной ответственностью "Таежное"
о признании недействительными решения, требований,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Торговый дом "Логистик" (далее - ООО ТД "Логистик", общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Екатеринбургской таможни от 19.03.2015 N 10502000/400/190315/Т0003/1 об отмене применения ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% в отношении товаров: лесоматериалы круглые хвойных пород, сосна обыкновенная и лесоматериалы круглые - бревна из сосны обыкновенной "PHSTUS SYLVESTRIS L" с кодами 4403203901 и 4403203101 ТН ВЭД ТС (дело NА60-21385/2015).
ООО ТД "Логистик" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительными требований таможни от 06.04.2015 N 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124 и 125 об уплате таможенных платежей (дело N А60-31334/2015).
Определением арбитражного суда от 23.07.2015 дела N А60-21385/2015 и А60-31334/2015 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу NА60-21385/2015.
Решением арбитражного суда от 07.08.2015 (резолютивная часть решения объявлена 04.08.2015) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, заявитель обжаловал решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм права, при неполном выяснении судом обстоятельств, имеющих значение для дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе общество приводит доводы о том, что выводы суда о невозможности приобретения им лесоматериала у ООО "Уралпрофлес" не подтверждены надлежащими доказательствами, носят предположительный характер. Полагает, что договорные отношения между ООО ТД "Логистик" и ООО "Уралпрофлес" существовали, при этом время изготовления договоров купли-продажи, счетов-фактур, накладных, актов приема передачи на бумажном носителе фактов сделок не имеет значения для решения вопроса о наличии или отсутствии договорных отношений. Обращает внимание, что требования выставлены таможней с нарушением Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", подписаны неуполномоченным лицом; основанием для направления требований послужили акты камеральной таможенной проверки, законность которых обществом оспаривается.
Заявитель по делу, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела апелляционным судом, представителей для участия в судебном заседании не направил, что не препятствует рассмотрению дела на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Екатеринбургская таможня с доводами жалобы не согласна по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу и поддержанными участвующими в судебном заседании представителями таможни.
Возражения таможни сводятся к тому, что обществом не доказаны условия для получения тарифных преференций. По требованию о признании недействительными требований об уплате таможенных платежей заинтересованное лицо указывает, что требования выставлены при наличии законных оснований, подписаны уполномоченным лицом.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц ООО "Уралпрофлес", ООО "Таежное" представителей для участия в судебном заседании не направили, отзывы на жалобу не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО ТД "Логистик" на основании внешнеторговых контрактов на поставку лесоматериалов круглых хвойных пород (сосна, лиственница, ель, пихта), заключенных с Ваисметовым Х.В. (Узбекистан) N 643/01/013, N 643/02/013; N 643/03/013 от 30.01.2013; от 11.11.2013 N15, заключенного с Абдурахимовым К.П. (Узбекистан) осуществляло экспорт в Узбекистан лесоматериалов.
В период с 15.05.2013 по 25.07.2013 обществом поместило под таможенную процедуру "экспорт" и продекларировало по 22 таможенным декларациям (ДТ) N 10502150/150513/0001851, 10502150/150513/0001856, 10502150/030613/0002185, 10502150/040613/0002208, 10502150/040613/0002211, 10502150/040613/0002213, 10502150/100613/0002308, 10502150/110613/0002358, 10502150/130613/0002397, 10502150/170613/0002457, 10502150/170613/0002460, 10502150/200613/0002541, 10502150/240613/0002597, 10502150/240613/0002608, 10502150/250613/0002634, 10502150/250613/0002643, 10502150/270613/0002691, 10502150/270613/0002696, 10502150/050713/0002854, 10502150/170713/0003065, 10502150/230713/0003162, 10502150/250713/0003203 товар - лесоматериалы круглые хвойных пород, без обработки консервантами, неокоренные, неокантованные (небрусованные), необработанные, сосна обыкновенная вида "PINUS SYLVESTRIS L", код ТН ВЭД ТС 4403203901, 4403209901, 4403203101, 4403209109, изготовитель ООО "Уралпрофлес", условия поставки: FCA Серов/ FCA Сотрино.
При декларировании товаров для подтверждения права на применение льготной ставки вывозных таможенных пошлин (15% от стоимости товара) общество представило разовые экспортные лицензии N N 284RU13032000073, 284RU13032000074, 284RU13032000076, 284RU13032000116, 284RU13032000143, 284RU13032000144, выданные Управлением Минпромторга России по Уральскому району.
Екатеринбургской таможней после выпуска товара проведена камеральная проверка на предмет соблюдения ООО "Логистик" запретов и ограничений по товарам, продекларированным обществом, правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей по проверяемым декларациям.
По результатам проверки таможней в акте от 19.03.2015 N 10502000/400/190315/Ф003/00 (т. 1, л.д. 64-89) сделан вывод о несоблюдении обществом запретов и ограничений, установленных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования", вследствие неправомерного применения к товарам ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% таможенной стоимости, что, по мнению таможни, повлекло неполную уплату таможенных платежей. Поскольку обществом не были соблюдены условия применения ставки таможенной пошлины в размере 15%, следовало применять ставку таможенной пошлины в размере 80%, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м.
В данном случае таможня исходила из того, что право на применение льготной ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% предоставлено только арендаторам лесных участков и лишь в отношении древесины, заготовленной на данных участках, а также лицам, которые приобрели такую древесину у упомянутых арендаторов на основании договоров купли-продажи.
По результатам камеральной проверки таможней принято решение от
19.03.2015 N 10502000/400/190315/Т0003/1 о признании незаконным и отмене применения ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% в отношении товаров: лесоматериалы круглые хвойных пород, сосна обыкновенная и лесоматериалы круглые - бревна из сосны обыкновенной "PINUS SYLVESTRIS L" с кодом 4403203901 и 4403203101 ТН ВЭД ТС по 22 декларациям на товары и внесении соответствующих изменений в упомянутые декларации (т. 1 л.д. 90-95).
06.04.2015 таможня выставила в адрес общества требования N N 104 - 125 об уплате таможенных платежей (вывозной таможенной пошлины) в сумме 2700929 руб. 06 коп., пени - 479643 руб. 50 коп. (представлены в материалы дела в электронном виде, т. 6 л.д. 101).
Не согласившись с решением таможенного органа от 19.03.2015, принятом по результатам камеральной проверки, а также требованиями об уплате таможенных платежей от 06.04.2015 N N 104 - 125, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения таможенного органа по камеральной проверке, а также требований об уплате таможенных платежей.
При рассмотрении дела арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о несоблюдении обществом запретов и ограничений, установленных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.09.2012 N 134, неправомерном применении пониженной ставки таможенной пошлины в отношении экспортированной лесопродукции. Оспариваемые решение и требования признал законными и отказал в удовлетворении требований.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда правильными, соответствующими требованиям законодательства и представленным в материалы дела доказательствам, а жалобу общества не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 152 Таможенного кодекса Таможенного союза перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Статьей 1 Соглашения правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 09.06.2009 "О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами" (действующего в период спорных правоотношений, Соглашение утратило силу с 01.01.2015) установлено, что экспорт и (или) импорт товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами осуществляется путем выдачи лицензий и соответствующих разрешений. Данным Соглашением (п. 3 ст. 3) определены условия и порядок выдачи лицензий.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования" утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами.
Единый перечень товаров согласно решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.09.2012 N 169 дополнен пунктом 2.28 "Товары, в отношении которых государствами - членами Таможенного союза применяются ограничения в соответствии с ограничениями, принятыми при присоединении к Всемирной торговой организации", в том числе товаром -сосна обыкновенного вида "PINUS SYLVESTRIS L" с кодом 4403203101, 4403203901 ТН ВЭД ТС. Следовательно, экспорт данного товара подлежит лицензированию.
Таможенным кодексом установлено, что при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов (п. 3 ст. 3 ТК РФ); таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров (п. 1 ст. 64 ТК РФ).
Исходя из приведенных положений Таможенного кодекса, а также Соглашения от 25.01.2008 "О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран" законодательным актом Российской Федерации как члена таможенного союза, которым определены меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в отношении товаров, вывозимых в третьи страны, являются Закон Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе) и принимаемые в соответствии с ним акты Правительства Российской Федерации.
Согласно положениям Закона о таможенном тарифе названный закон определяет порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, а также особенности предоставления тарифных квот (статья 1); ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 3); в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, под тарифной квотой понимается мера регулирования вывоза из Российской Федерации товаров, происходящих из Российской Федерации, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки вывозной таможенной пошлины при вывозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой вывозной таможенной пошлины, установленной Правительством Российской Федерации. К товарам, вывозимым из Российской Федерации свыше установленного количества (квоты), применяется ставка вывозной таможенной пошлины, установленная Правительством Российской Федерации. Тарифные квоты на вывоз товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации. Метод и порядок распределения тарифной квоты в отношении вывозимых товаров между участниками внешнеторговой деятельности, а также при необходимости распределения тарифной квоты между третьими странами определяется Правительством Российской Федерации (пункты 4, 5 статьи 36).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2012 N 756, действовавшим в период вывоза обществом товара по вышеуказанным ДТ, утверждены ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, в том числе товары, продекларированные и экспортированные обществом. В отношении товаров с кодом 4403203901 и 4403203101 ТН ВЭД ТС при экспорте установлена ставка таможенной пошлины в размере 80%, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м; 15% - при наличии лицензии, выданной компетентным органом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 N 779 утверждены Тарифные квоты в отношении сосны обыкновенной сосны обыкновенной (коды ТН ВЭД ТС 4403 20 310 и 4403 20 390), вывозимой за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе, а также Правила распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в третьи страны, за исключением Европейского союза (далее - Правила).
В соответствии с Правилами использование тарифной квоты осуществляется на основании разовой лицензии, выдаваемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - лицензия) (пункт 8); лицензия выдается участникам внешнеэкономической деятельности, которые являются арендаторами лесных участков, обладающими правом на заготовку ели и сосны обыкновенной, и не имеют задолженности по арендным платежам либо которые заключили договор купли-продажи (поставки) ели и сосны обыкновенной с такими арендаторами (заявителями) (пункт 10, действующий на момент вывоза товара, до 05.11.2013).
Таким образом, предметом лицензии является товар, имеющий предусмотренный Постановлением N 779 код ТН ВЭД ТС и произведенный не имеющим задолженности по арендным платежам заявителем-арендатором, заготовившим лес на арендованном им участке, или приобретенный заявителем (покупателем) у такого арендатора.
Именно такой товар в контексте определения разовой лицензии, с учетом пункта 4 Правил и будет являться лицензируемым товаром, экспорт которого разрешен с использованием предоставленной лицензией тарифной квоты и уплатой льготной ставки таможенной пошлины.
Судом установлено, что в 2013 году ООО "Уралпрофлес" являлось арендатором лесного участка Сотринского лесничества (лесопарка) Свердловской области, на основании договора аренды лесного участка от 27.02.2008 N 24.
30.01.2013 между ООО ТД "Логистик" и ООО "Уралпрофлес" были заключены договоры купли-продажи лесоматериалов N 2, 3 и 4 на поставку балансов хвойных пород в количестве 1305 куб.м.
ООО ТД "Логистик" утверждает, что вывезен на экспорт был товар, приобретенный у ООО "Уралпрофлес", ставка вывозной таможенной пошлины в размере 15% таможенной стоимости применена обоснованно ко всему объему товара.
Таможней при проведении камеральной проверки установлено, подтверждено в ходе судебного разбирательства, не опровергнуто заявителем документально, что в штате ООО "Уралпрофлес" отсутствовали работники, которые могли осуществлять рубку лесных насаждений, не имелось в пользовании техники для рубки и вывоза заготовленного леса с лесосеки и его дальнейшей обработки.
Между ООО "Уралпрофлес" и ООО "Таёжное" подписан договор от 11.01.2013 N 11/01, согласно которому в 2013 году работниками ООО "Таёжное" на участке леса, арендованного ООО "Уралпрофлес", осуществлялась рубка лесных насаждений, весь вырубленный лес в объеме около 7000 куб. м был приобретен ООО "Таёжное", вывезен с лесосеки и реализован на внутреннем рынке. Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями директора ООО "Таёжное" Кудрявцева П.Г. от 03.02.2015 (т. 6 л.д. 49-53, листы 20 - 22 акта камеральной таможенной проверки от 19.03.2015).
Аналогичные объяснения были даны бухгалтером общества "Таёжное" Андреевой Е.В. от 28.01.2015 (т. 5, л.д. 61-62, лист 23 акта камеральной таможенной проверки от 19.03.2015).
Таким образом, материалами дела подтверждено, что фактически заготовку древесины на арендуемом ООО "Уралпрофлес" лесном участке в 2013 году осуществляло ООО "Таёжное", которое приобрело весь заготовленный лес, обработало и реализовало его на внутреннем рынке. Заготовленный ООО "Таежное" лес на арендованном у ООО "Уралпрофлес" участке не мог быть реализован ООО ТД "Логистик" для последующей реализации на экспорт.
Следовательно, выводы таможенного органа о том, что экспортированный товар не был приобретен обществом по договорам купли-продажи (поставки) от 30.01.2013 N 2, 3, 4 с арендатором лесного участка ООО "Уралпрофлес", приобретен у иных неустановленных организаций, в связи с чем, происхождение товара не подтверждено.
ООО "Уралпрофлес" фактическим изготовителем и продавцом лесоматериалов, продекларированных по вышеуказанным ДТ, не является, следовательно, вывоз лесоматериалов ООО ТД "Логистик" на экспорт производился не в рамках договора купли продажи, заключенного с арендатором лесных участков, обладающим правом на заготовку сосны обыкновенной и соответственно, не в рамках предъявленных при таможенном декларировании лицензий Минпромторга России по Уральскому району.
Данные лицензии не применимы к товарам, продекларированным по вышеуказанным декларациям, соответственно, указанные лицензии, дающие право использования тарифной квоты, не подтверждают право на экспорт товара, указанного в ДТ в определенном количестве, установленными такими лицензиями.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов таможенного органа и суда первой инстанции о неправомерности применения ООО ТД "Логистик" льготной таможенной пошлины к объему лесоматериала, заготовленного не на арендуемом лесном участке, поскольку им не соблюдены установленные решением Коллегии Евразийской экономической комиссии N 134 запреты и ограничения, выразившиеся в неправомерном применении пониженной ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% при экспорте, что послужило законным основанием для вынесения таможенным органом решения о применении ставки вывозной таможенной пошлины в размере 80%, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м, и, как следствие, направление требований об уплате таможенных платежей.
Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции дана полная и объективная оценка всем доказательствам, представленным в материалы дела; сопоставлены данные в ходе таможенной проверки объяснения лиц, имеющих непосредственное отношение к сделкам по заготовке и реализации лесоматериалов, и полученные в ходе судебного разбирательства.
Доводы апеллянта, направленные на переоценку выводов суда, коллегией апелляционного суда признаны несостоятельными и отклонены, оснований для переоценки не имеется.
Доводы апеллянта о незаконности выставленных таможней требований об уплате таможенных платежей (ввозной таможенной пошлины и пени за несвоевременную уплату платежей) апелляционным судом рассмотрены и отклонены.
Порядок направления в адрес общества требований об уплате платежей, предусмотренный ст. 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", таможенным органом соблюден. Оспариваемые требования соответствуют форме, утвержденной приказом ФТС России от 30.12.2010 N 2708, содержат все необходимые сведения, подписаны уполномоченным лицом.
Оспаривание акта камеральной проверки, в ходе которой были установлены основания для направления требований об уплате таможенных платежей, не является обстоятельством, препятствующим выставлению требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы существенное значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
С учетом установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы госпошлина подлежит возврату подателю жалобы из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 августа 2015 года по делу N А60-21385/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Логистик" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Логистик" из федерального бюджета госпошлину в сумме 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 03.09.2015 N 639900.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-21385/2015
Истец: ООО ТОРГОВЫЙ ДОМ "ЛОГИСТИК"
Ответчик: Екатеринбургская таможня
Третье лицо: ООО "Таёжное", ООО "Уралпрофлес"