г. Красноярск |
|
09 ноября 2015 г. |
Дело N А74-3733/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "28" октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "09" ноября 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Борисова Г.Н, Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Андреевское") Махракова А.В., представителя по доверенности от 02.10.2014 24АА1366634,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Андреевское" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "13" августа 2015 года по делу N А74-3733/2015, принятое судьёй Федулкиной А.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Андреевское" (ИНН 1904005501, ОГРН 1101901001355, далее - заявитель, ООО "Андреевское") обратилось в арбитражный суд к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия (ИНН 1901090033, ОГРН 1091901001829, далее - территориально управление), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ИНН 7710723134, ОГРН 1087746829994, далее - Росимущество) с требованием, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, о признании незаконным решения от 23.04.2015 N 837 об отказе в предоставлении в аренду земельных участков и обязании Федерального агентства по управлению государственным имуществом в тридцатидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда выдать Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия поручение о разделе находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 19:04:020603:32 с образованием земельных участков с кадастровыми номерами 19:04:020603:63 площадью 2933 га, 19:04:020603:68 площадью 68 га, 19:04:020603:72 площадью 250 га, 19:04:020603:74 площадью 1325 га и вовлечении их в оборот на условиях, установленных земельным законодательством Российской Федерации, действовавшим на момент обращения заявителя с заявлением о предоставлении участков в аренду.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от "13" августа 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на следующие обстоятельства:
- при принятии решения суду первой инстанции необходимо было руководствоваться положениями статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации;
- неверен вывод суда первой инстанции о ненадлежащем заявителе по делу, поскольку в силу положений статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка может обратиться любое заинтересованное лицо;
- судом первой инстанции не дана правовая оценка письму территориального управления от 23.04.2015 N 837;
- общество произвело раздел земельных участков на основании писем территориального управления от 06.09.2013 и от 07.04.2014 о необходимости проведения кадастровых работ по межеванию испрашиваемых земельных участков.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили.
Дело рассмотрено в отсутствие указанного лица в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Согласно свидетельству о регистрации права 19АА 504830 от 18.01.2013 Российской Федерации принадлежит на праве собственности земельный участок кадастровый номер 19:04:020603:32 площадью 65 691 612 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, находящийся по адресу Республика Хакасия, Алтайский район, Юго-восточнее с.Новороссийское, вдоль автодороги Новороссийское-автодорога Абакан-Саяногорск, Новороссийское-Березовка-Алтай.
01.08.2011 территориальное управление и ООО "Андреевское" заключили договор N 472ФС аренды части земельного участка с кадастровым номером 19:04:020603:32 общей площадью 5482,4739га для целей осуществления сенокошения и выпаса скота на срок с 01.08.2011 по 31.10.2011.
В 2014 году в государственный кадастр недвижимости внесены временные сведения о постановке на кадастровый учет образованных при разделе земельного участка кадастровый номер 19:04:020603:32 следующих участков:
- земельного участка кадастровый номер 19:04:020603:63 площадью 29330900 кв.м. для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, Новороссийский сельсовет, 0,3 км. восточнее с. Новороссийское (дата внесения в кадастр 16.01.2014);
- земельного участка кадастровый номер 19:04:020603:68 площадью 7669915 кв.м. для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, Новороссийский сельсовет, 4,5 км. юго-восточнее с. Новороссийское (дата внесения в кадастр 11.02.2014);
- земельного участка кадастровый номер 19:04:020603:74 площадью 13231770 кв.м. для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, Новороссийский сельсовет, 3 км. на юг от с. Новороссийское (дата внесения в кадастр 08.08.2014);
- земельного участка кадастровый номер 19:04:020603:72 площадью 2505023 кв.м. для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, Новороссийский сельсовет, 5,9 км. восточнее д. Березовка (дата внесения в кадастр 01.08.2014)
23.09.2014 ООО "Андреевское" обратилось в территориальное управление с заявлением о предоставлении на праве аренды на 49 лет:
- земельного участка площадью ориентировочно 3700 га, имеющего ориентиры Республика Хакасия, Алтайский район, Новороссийский сельсовет, 0,3 км. восточнее с. Новороссийское;
- земельного участка площадью ориентировочно 1325 га, имеющего ориентиры Республика Хакасия, Алтайский район, Новороссийский сельсовет, 3 км. на юг от с. Новороссийское;
- земельного участка площадью ориентировочно 250 га, имеющего ориентиры Республика Хакасия, Алтайский район, Новороссийский сельсовет, 4,9 км. восточнее д. Березовка.
К заявлениям о предоставлении земельных участков приложены следующие документы: схема испрашиваемого участка, утвержденная главой Новороссийского сельсовета, справка Управления сельского хозяйства МО Алтайский район о наличии у заявителя стада крупного рогатого скота и сельскохозяйственной техники и учредительные документы общества.
Письмом от 09.12.2014 территориальное управление сообщило заявителю о направлении представленного пакета документов в Росимущество.
23.04.2015 Росимущество по результатам рассмотрения заявления о разделе земельного участка с кадастровым номером 19:04:020603:32 на 10 участков сообщило о невозможности принятия решения о разделе земельного участка в связи с отсутствием достаточного обоснования размеров вновь образуемых участков.
23.04.2015 территориальное управление, сославшись на ответ Росимущества, сообщило обществу "Андреевское" о невозможности принятия решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 19:04:020603:32 в связи с отсутствием в представленном пакете достаточного обоснования размеров вновь образованных участков. В этой связи территориальное управление просило предоставить обоснование размеров участков для повторного направления документов, а также правовые основания пользования обществом земельным участком, о разделе которого заявлено требование.
Полагая, что общество представило все необходимые документы для решения своего вопроса, ООО "Андреевское" расценило ответ от 23.04.2015 как отказ в предоставлении земельных участков и обратилось с иском в суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционная инстанция полагает, что Территориальное управление и Росимущество доказал законность оспариваемого отказа, а ООО "Андреевское" не подтвердило факт нарушения своих прав и законных интересов при издании рассматриваемого акта исходя из следующих оснований.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что права заявителя не могут считаться нарушенными, поскольку заявителем не представлено доказательств наличия у него права на обращение с заявлением о разделе сформированного и прошедшего кадастровый учет земельного участка.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В силу пунктов 1, 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом N 101-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно частям 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
Согласно статье 10 Федерального закона N 101-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исходя из пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Порядок образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 названного Кодекса, за исключением случаев, описанных в пункте 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Анализируя вышеприведенные нормы, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что нормы статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации распространяются на случаи обращения заинтересованного лица за предоставлением части или частей сформированного и прошедшего кадастровый учет земельного участка, если этому обращению предшествовало принятие уполномоченным органом решения о разделе земельного участка.
По смыслу пунктов 1, 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации решения об образовании земельных участков принимаются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия такого решения, необходимы следующие документы: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного срочного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного срочного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования ими.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о разделе земельного участка подлежат установлению обстоятельства, касающиеся наличия и объема прав заинтересованного лица в отношении соответствующего участка, а также возможности его разделения с соблюдением принципов сохранения целевого назначения и разрешенного использования земельного участка, обеспечения прав землевладельцев и землепользователей, рационального использования земель.
Общество обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия с обращением о предоставление в аренду земельных участков федеральной собственности с кадастровыми номерами 19:04:020603:63, 19:04:020603:68, 19:04:020603:72, 19:04:020603:74. Письмом от 24.04.2015 N 837 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия сообщило, что в связи с отсутствием в представленном обществом пакете документов достаточного обоснования размеров земельных участков, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом отказало в согласовании предоставления земельных участков обществу на праве аренды.
Вместе с тем, разделение земельного участка с кадастровым номером 19:04:020603:32 может быть осуществлено только с согласия собственника земельного участка. При этом для раздела земельного участка необходимо, чтобы уполномоченный орган принял об этом решение. В материалах дела отсутствуют доказательства принятия уполномоченным органом собственника земельного участка с кадастровым номером 19:04:020603:32 соответствующего решения о его разделе.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что общество самостоятельно произвело раздел находящегося в государственной собственности земельного участка, поставив на кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами 19:04:020603:63, 19:04:020603:68, 19:04:020603:72, 19:04:020603:74.
Согласно пункту 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законам
Поскольку на земельные участки с кадастровыми номерами 19:04:020603:63, 19:04:020603:68, 19:04:020603:72, 19:04:020603:74 право собственности не зарегистрировано, процедура раздела земельного участка с кадастровым номером 19:04:020603:32 площадью 65 691 612 кв.м. не состоялась.
Довод общества о том, что раздел земельных участков согласован с руководителем территориального управления письмами от 06.09.2013 N 2731 и от 07.04.2014 не подменяет собой решения уполномоченного собственником органа о разделе земельных участков федеральной собственности, поскольку территориальное управление в случаях если испрашиваемый земельный участок превышает 10 гектар таким органом не является.
Как указывалось ранее, исходя из статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации решения об образовании земельных участков, в том числе путем раздела земельного участка, принимаются на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Судом первой инстанции установлено, что между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия и обществом с ограниченной ответственностью "Андреевское" заключен договор аренды части земельного участка с кадастровым номером 19:04:020603:32 общей площадью 5482,4739га от 11.08.2011 N 472ФС для целей осуществления сенокошения и выпаса скота. Указанный договор 31.10.2011 прекратил свое существование в связи с окончанием срока действия договора.
Как верно установил суд первой инстанции, положения части 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации о продлении срока договора на неопределенный срок вследствие продолжения пользования арендованным имуществом к договорам аренды муниципального и государственного имущества не применяются.
Исходя из того, что фактическое пользование земельным участком не порождает преимущественное право истца на приобретение его в аренду, учитывая отсутствие каких-либо прав на земельный участок с кадастровым номером 19:04:020603:32, в том числе его часть, требование об обязании Федерального агентства по управлению государственным имуществом в тридцатидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда выдать территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия поручение о разделе находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 19:04:020603:32 с образованием земельных участков с кадастровыми номерами 19:04:020603:63 площадью 2933 га, 19:04:020603:68 площадью 68 га, 19:04:020603:72 площадью 250 га, 19:04:020603:74 площадью 1325 га. и вовлечении их в оборот на условиях, установленных земельным законодательством Российской Федерации, действовавшим на момент обращения заявителя с заявлением о предоставлении участков в аренду является необоснованным.
Таким образом, суд первой инстанции, правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе общество ссылается на то, что судом первой инстанции не дана правовая оценка отказа по причине отсутствия документов, подтверждающих правовые основания пользования земельными участками, образованными в результате раздела, изложенного в письме территориального управления от 23.04.2015 N 837.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным доводом, поскольку судом первой инстанции правомерно установлено, что у общества право на обращение с заявлением о разделе сформированного и прошедшего кадастровый учет земельного участка отсутствовало.
Кроме этого суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое письмо территориального управления от 23.04.2015 N 837 не нарушает прав заявителя, поскольку содержит лишь предложение представить необходимые документы для положительного решения вопроса о предоставлении в аренду земельных участков.
В ходе повторной оценки имеющихся доказательств, с учетом доводов заявителя жалобы и установления всех юридически значимых обстоятельств, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы общество с ограниченной ответственностью "Андреевское".
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "13" августа 2015 года по делу N А74-3733/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-3733/2015
Истец: ООО "Андреевское"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РХ, Территоривальное управление Федерального агенства по управлению гос. имуществом по РХ, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия