г. Вологда |
|
06 ноября 2015 г. |
Дело N А44-5771/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 06 ноября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Новгородской области от 02 сентября 2015 года по делу N А44-5771/2015 (судья Куропова Л.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное пассажирское автотранспортное предприятие-1" (место нахождения: 173015, Великий Новгород, улица Нехинская, дом 1; ИНН 5321152660, ОГРН 1125321000837; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) (место нахождения: 173001, Великий Новгород, улица Тихвинская, дом 11/16; ИНН 5321173188, ОГРН 1145321017918; далее - Управление) о признании недействительным решения от 10.07.2015 N 063 001 15 РВ 0000143 в части начисления недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 13 838 руб., недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - в сумме 3207,90 руб., пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии - в сумме 1425,90 руб., пеней на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - в сумме 330,83 руб., привлечения к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в общей сумме 3409,18 руб., а также в части обязания заявителя отразить необходимые исправления в документах бухгалтерского учета.
Решением суда требования удовлетворены.
Управление в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает, что обстоятельства, в связи с наступлением которых Обществом произведена выплата материальной помощи работнику, нельзя рассматривать в качестве чрезвычайных. В обоснование указанного довода ссылается на положения Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федерального конституционного закона от 30.01.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", а также пункта 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представители в суд не явились, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена выездная проверка Общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов за период с 13.02.2012 по 31.12.2014, о чем составлен акт выездной проверки от 05.06.2015 N 063 001 15 АВ 0000143 (листы дела 13 - 22).
Проверкой установлено, что в нарушение части 1 статьи 8 Федерального Закона N 212-ФЗ в базу для начисления страховых взносов не включены суммы выплаченной материальной помощи работнику Общества Ивановой В.Г. в декабре 2013 года и в феврале 2014 года в размере 62 900 руб.
По результатам проверки с учетом возражений плательщика страховых взносов Управлением принято решение от 10.07.2015 N 063 001 15 РВ 0000143 о начислении недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 13 838 руб., недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - в сумме 3 207,90 руб., пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии - в сумме 1 425,90 руб., пеней на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - в сумме 330,83 руб., привлечении к ответственности по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ - в общей сумме 3409,18 руб., а также обязании заявителя отразить необходимые исправления в документах бухгалтерского учета.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, придя к выводу, что спорные выплаты непосредственно не связаны с выполнением работником трудовых обязанностей, не предусмотрены частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, и в связи с этим не являются объектом для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, удовлетворил заявленные Обществом требования.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для организаций и индивидуальных предпринимателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Статья 15 ТК РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно статье 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Из приведенных норм права следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Согласно подпункту "а" пункта 3 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации.
В законодательстве нет четкого перечня ситуаций, которые относятся к стихийным бедствиям и чрезвычайным обстоятельствам.
К числу чрезвычайных обстоятельств могут быть отнесены военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и такие случаи, как пожары, наводнения, эпидемии, транспортные аварии, внезапные болезни и т.д., ставящие под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия населения, или отдельных физических лиц.
При этом чрезвычайное обстоятельство - это объективно сложившаяся и непрогнозируемая ситуация.
Для того чтобы выплаты материальной помощи работникам в случае стихийного бедствия или чрезвычайного обстоятельства не облагались страховыми взносами, плательщик страховых взносов должен располагать документами, подтверждающими, что выплата материальной помощи произведена для возмещения материального ущерба или вреда здоровью работника в связи с возникшими чрезвычайными обстоятельствами.
Из материалов дела усматривается, что выплата страхователем единовременной материальной помощи Ивановой В.Г. в декабре 2013 года и феврале 2014 года произведена для возмещения вреда здоровью Ивановой В.Г. в связи с возникшим чрезвычайным обстоятельством (несчастный случай на производстве, повлекший за собой закрытый перелом шейки правого бедра) и затрат на приобретение медикаментов, импланта, а также стоимости стационарного лечения в медицинском учреждении, что подтверждается выпиской из истории болезни Ивановой В.Г., заявлением на оказание материальной помощи в связи с чрезвычайным обстоятельством Ивановой В.Г., положением о выплате единовременной материальной помощи работникам ООО "МПАТП-1", представлением начальника участка, копией договора на оказание медицинских услуг, копией платежных документов.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что указанные выплаты не являются оплатой труда работника в понимании статьи 129 ТК РФ, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд).
При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Апелляционным судом отклоняется ссылка Управления на положения Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федерального конституционного закона от 30.01.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", поскольку в указанных Законах дается понятие чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера и чрезвычайного положения как особого правового режима, которые не идентичны понятию чрезвычайного обстоятельства.
Также апелляционный суд признаёт необоснованной ссылку Управления на пункт 7 части 1 статьи 83 ТК РФ, которым предусмотрено, что трудовой договор подлежит прекращению в случае наступления чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, поскольку отсутствуют основания для применения содержащегося в данной норме перечня чрезвычайных обстоятельств в целях определения базы для обложения страховыми взносами.
Довод Управления о том, что в рассматриваемом случае материальная помощь не была оказана единовременно, а выплачивалась дважды, не принимается апелляционным судом, поскольку выплата указанной помощи произведена в связи с одним случаем возникновения чрезвычайного обстоятельства.
Таким образом, у Управления не имелось правовых оснований для включения соответствующих выплат в расчетную базу для начисления страховых взносов, а также начисления пеней и привлечения Общества к ответственности в виде штрафа.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал недействительным оспариваемое решение Управления.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 02 сентября 2015 года по делу N А44-5771/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-5771/2015
Истец: ООО "Межмуниципальное пассажирское автотранспортное предприятие -1"
Ответчик: ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в городе Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное)