г.Москва |
|
09 ноября 2015 г. |
Дело N А40-66250/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 ноября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: |
Чеботаревой И.А., Москвиной Л.А., |
при ведении протокола |
и.о. секретаря судебного заседания Крючковым П.М., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента образования г.Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.07.2015 по делу N А40-66250/15, принятое судьей Аксеновой Е.А. (121-532)
по заявлению Негосударственного образовательного частного учреждения "Средняя общеобразовательная школа "Феникс" (ОГРН 1107799019107)
к Департаменту образования г.Москвы
о признании недействительным предписания
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Володина А.И. по дов. от 04.07.2015 N 38-12-37; Коновалов А.М. по дов. от 19.02.2013 N 38-12-07; |
УСТАНОВИЛ:
Негосударственное образовательное частное учреждение "Средняя общеобразовательная школа "Феникс" (далее - заявитель, НОЧУ "СОШ Феникс") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным предписания Департамента образования города Москвы (далее - ответчик, Департамент) N 2015-219/ВВ-Л от 03.04.2015 в части принятия мер НОЧУ "СОШ Феникс", направленных на получение лицензии на образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам для детей в срок до 03.04.2015.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.07.2015 заявленные требования удовлетворены ввиду наличия совокупности необходимых условий, предусмотренных ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Ответчик не согласился с решением суда и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании представители ответчика доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, изложили свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просили отменить решение суда первой инстанции, поскольку считают его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, в период с 01 по 03 апреля 2015 года Управлением государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования города Москвы на основании распоряжения Департамента от 19.03.2015 N 728рп "О проведении внеплановой выездной проверки Негосударственного образовательного частного учреждения "Средняя общеобразовательная школа "Феникс" с целью контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности и на основании обращений физических лиц по вопросу осуществления незаконной образовательной деятельности проведена внеплановая выездная проверка в отношении НОЧУ "СОШ Феникс".
По результатам проверки составлены протоколы N 2015-219/ВВ-Л от 01.04.2015, N 2015-219/ВВ-Л-1 от 02.04.2015 и акт проверки N 2015-219/ВВ-Л от 0304.2015.
Также заявителю было выдано предписание N 2015-219/ВВ-Л от 03.04.2015 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований и условий со сроком устранения в срок до 03.07.2015.
В ходе проверки, в том числе было выявлено, что НОЧУ "СОШ Феникс" осуществляет незаконную безлицензионную образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам для детей в нарушение лицензии на право осуществления общеобразовательной деятельности от 08.10.2013 N 034237 (по адресу не указанному в лицензии, а именно: 115404, г.Москва, ул.6-я Радиальная, д.5, корп.3).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения НОЧУ "СОШ Феникс" с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно ч.1 ст.4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закон у или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Рассматривая спор и принимая решение об удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, подлежащие применению при рассмотрении возникшего спора, полно, всесторонне исследовал представленные сторонами доказательства, установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда первой инстанции признаются коллегией несостоятельными.
Так, согласно п.п.4.2.1, 4.2.5 Положения о Департаменте образования города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 N 447-ПП, к полномочиям Департамента относится предоставление лицензий на осуществление образовательной деятельности организациям, осуществляющим образовательную деятельность, лицензирование которой отнесено к компетенции города Москвы, их переоформлении, приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензий. Департамент уполномочен на выдачу организациям, осуществляющим образовательную деятельность, предписаний об устранении выявленных нарушений требований федерального государственного образовательного стандарта.
Как следует из подп."а" п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966, лицензионным требованием к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам.
Согласно распоряжению Правительства Москвы от 02.08.2005 N 1435-РП "О реорганизации части производственной территории ОАО "Московский комбинат хлебопродуктов" со строительством многофункционального жилого комплекса со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и объектов социальной инфраструктуры, были определены объекты социальной инфраструктуры: школы, детские дошкольные учреждения другие объекты, которые будут построены на части производственной территории ОАО Московский комбинат хлебопродуктов".
В 2013 году застройщик ЖК "Царицыно" ОАО "Московский комбинат хлебопродуктов" направил заявителю предложение стать оператором двух строящихся детских садов в ЖК "Царицыно".
В соответствии с дополнительным соглашением N 1 к инвестиционному контракту от 04.06.2013 объекты социальной сферы передаются в собственность застройщика.
26.08.2013 между ОАО "Московский комбинат хлебопродуктов" (Арендодатель) и НОЧУ "СОШ Феникс" (Арендатор) заключен договор аренды здания детского учреждения N 749/13.
Из договора аренды следует, что Арендатор принял во временное владение и использование нежилое здание детского учреждения, расположенное по адресу: г.Москва, ул.6-я Радиальная, д.5, корп.3, ДОУ - 2.
Решением Учредителя N 5 от 30.08.2013 создан филиал по адресу: г.Москва, ул.Радиальная, д.5, корп.3, в Устав организации внесена соответствующая дополнительная информация.
В 2013-2014 гг. получены необходимые заключения для получения в дальнейшем лицензии на образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.
18.06.2014 (исх. N 1680) получено уведомление от ОАО "Московский комбинат хлебопродуктов" о том, что согласно распоряжению Правительства Москвы от 30.04.2014 N 215-РП два встроенных дошкольных учреждения передаются в собственность города Москвы в лице Департамента имущества города Москвы.
Заявитель обратился в Департамент за разъяснением о возможности функционирования филиала НОЧУ "СОШ "Феникс" по адресу: г.Москва, ул.6-я Радиальная, д.5 корп.3 до передачи здания в собственность города Москвы.
Для обеспечения непрерывности и целостности образовательной программы для детей, обучающихся на договорной основе в НОЧУ СОШ "Феникс" в течение учебного года, Департаментом было принято решение о пользовании зданием ДОУ-2 до окончания учебного года (2014-2015).
Письмом от 15.07.2014 (исх. N 01-50/02-1821/14) заявитель был уведомлен о том, что ГБОУ СОШ N 508 начнет осуществлять образовательную деятельность в помещениях по вышеуказанному адресу с 01.09.2014.
07.08.2014 Департаментом городского имущества города Москвы вынесено распоряжение N 11856 "О закреплении на праве оперативного управления за ГБОУ СОШ N 508 объектов нежилого фонда по адресу: г.Москва, ул.6-я Радиальная, д.5, корп.3".
В соответствии с данным распоряжением ГБОУ СОШ N 508 предписано в месячный срок обеспечить государственную регистрацию права оперативного управления на объекты нежилого фонда, с предоставлением в недельный срок после регистрации в Департамент копии свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления на объекты нежилого фонда.
Между тем, в ходе проверки состояния здания специалистами Дирекции по строительству и реконструкции зданий и сооружений образовательных организаций города Москвы были выявлены многочисленные нарушения, требующие устранения перед передачей здания ГБОУ СОШ N 508 с последующим размещением в нем бюджетного образовательного учреждения.
Устранение выявленных нарушений было возложено на застройщика ОАО "Московский комбинат хлебопродуктов", был определен срок устранения замечаний до 12.01.2015, однако нарушения застройщиком так и не были устранены.
Как усматривается из материалов дела, заявителем был подготовлен пакет документов в отраслевую комиссию по филиалу, но он не был принят, поскольку филиал не имеет лицензии на образовательную деятельность. Пройти процедуру лицензирования заявитель не имел возможности, поскольку здание не передано в собственность города Москвы и отсутствует кадастровый номер здания.
10.12.2014 (исх. N 02-14-3598/14) Департамент образования города Москвы направил в адрес заявителя уведомление о приеме заявления и документов к рассмотрению по существу в соответствии с ч.14 ст.18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
25.12.2014 (исх. N 02-14-3725/14) Департаментом направлено уведомление об отказе в переоформлении лицензии.
Как достоверно установлено судом первой инстанции, письмом из Префектуры ЮАО г.Москвы от 05.03.2015 было разъяснено, что право собственности города Москвы на данные объекты (ДОУ-1 и ДОУ-2), расположенные по адресу: г.Москва, ул.6-я Радиальная, д.5, корп.3, зарегистрировано 27.01.2015 и 10.02.2015 соответственно.
07.08.2014 Департаментом городского имущества города Москвы по предложению Департамента образования города Москвы выпущено распоряжение N 11856, согласно которому объекты подлежат закреплению на праве оперативного управления за государственным образовательным учреждением города Москвы средней образовательной школой N 508.
Из пояснений представителей сторон усматривается, что Департаментом городского имущества города Москвы проводится работа по оформлению актов приема-передачи пристроек ДОУ площадью 2 519,2 кв.м и 2 703,4 кв.м по адресу: г.Москва, ул.6-я Радиальная, д.5, корп.3 ГБОУ СОШ N 508 на праве оперативного управления.
При таких данных, вопрос передачи в аренду НОЧУ "СОШ "Феникс" пристройки площадью 2 519,2кв.м может рассматриваться администрацией образовательной организации - ГБОУ СОШ N 508 после государственной регистрации права оперативного управления на помещение пристройки.
Таким образом, письмом из Префектуры ЮАО г.Москвы подтверждается, что право оперативного управления ГБОУ СОШ N 508 на пристройку ДОУ площадью 2 519,2 кв.м. до настоящего времени не оформлено.
Оформление права оперативного управления зависит от оформления актов приема-передачи пристроек ДОУ, что в свою очередь зависит от устранения выявленных нарушений ОАО "Московский комбинат хлебопродуктов". Заявитель на процесс оформления документов повлиять не может.
Учитывая изложенное, является правильным вывод суда о том, что без осуществления необходимых действий третьими лицами (устранение нарушений застройщиком ОАО "Московский комбинат хлебопродуктов", оформление актов приема-передачи помещений Департаментом городского имущества и регистрация права оперативного управления ГБОУ СОШ N 508) заявитель не может оформить договор аренды с ГБОУ СОШ, а также лицензию на ведение образовательной деятельности в филиале по адресу: г.Москва, ул.6-я Радиальная, д.5, корп.3.
Кроме того, необходимо отметить, что исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
В оспариваемом предписании Департамент образования города Москвы, указывая на осуществление НОЧУ СОШ Феникс" безлицензионной образовательной деятельностью по адресу: г.Москва, ул.6-я Радиальная, д.5, корп.3, предписывает, в том числе получить лицензию до 03.07.2015. Однако данное требование не может быть выполнено по причине того, что его выполнение от НОЧУ СОШ "Феникс" не зависит, а зависит от третьих лиц, на которых заявитель повлиять не может.
Таким образом, оспариваемое предписание является неисполнимыми и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку в случае его неисполнения в установленный срок заявитель будет привлечен к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда и не могут повлечь его безусловную отмену.
Кроме того, по смыслу и содержанию ст.270 АПК РФ, правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Государственная пошлина взыскана судом в ответчика в пользу заявителя в порядке ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.07.2015 по делу N А40-66250/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-66250/2015
Истец: Департамент образования г. Москвы, Коллегия адвокатов "Гервик,Голик и партнеры", НОЧУ Средняя общеобразовательная школа Феникс
Ответчик: Департамент образования г. Москвы, Негосударственное образовательное частное учреждение "Средняя общеобразовательная школа "Феникс"