г. Владивосток |
|
10 ноября 2015 г. |
Дело N А51-10471/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 02 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 ноября 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "ТОЛСТОВЦЫ",
апелляционное производство N 05АП-9415/2015
на решение от 25.08.2015
судьи А.К. Калягина
по делу N А51-10471/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению товарищества собственников жилья "Толстовцы" (ИНН 2536200301, ОГРН 1082536003857, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 17.03.2008)
к администрации города Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002)
о признании незаконными бездействия, отказа,
при участии:
от администрации города Владивостока: представитель Шубин М.С. по доверенности от 01.10.2015 N 1-3/3410, сроком по 31.12.2016, удостоверение N4707;
от товарищества собственников жилья "Толстовцы": в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "ТОЛСТОВЦЫ" (далее по тексту - заявитель, ТСЖ "ТОЛСТОВЦЫ", товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о:
- признании незаконным бездействия администрации города Владивостока (далее - администрация), выразившегося в невнесении изменений в ведомственную целевую адресную программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов г. Владивостока на 2010-2011 годы" о перераспределении денежных средств в размере 2.239.535 рублей 80 копеек на проведение работ по капитальному ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирных жилых домов по N N 38, 40, 42, 44 по ул. Льва Толстого в г. Владивостоке; о
- признании незаконным решения Администрации, изложенного в письме от 07.05.2015 N 4102Д, об отказе внесения изменений в ведомственную целевую адресную программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов г. Владивостока на 2010-2011 годы" о перераспределении денежных средств в размере 2.239.535 рублей 80 копеек на проведение работ по капитальному ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирных жилых домов по N N 38, 40, 42, 44 по ул. Льва Толстого в г. Владивостоке;
- об обязании Администрации устранить допущенные нарушения и внести изменения в ведомственную целевую адресную программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов г. Владивостока на 2010-2011 годы" в части перераспределения денежных средств в размере 2.239.535 рублей 80 копеек на проведение работ по капитальному ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирных жилых домов по N N 38, 40, 42, 44 по ул. Льва Толстого в г. Владивостоке (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.08.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ТСЖ "ТОЛСТОВЦЫ" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции податель жалобы ссылается на то, что ни положения Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее по тексту - Закон N 185-ФЗ), ни постановление Администрации Приморского края от 28.05.2010 N 197-па, ни постановление главы города Владивостока от 06.04.2010 N 359, не предусматривают право органа местного самоуправления отказать заявителю во внесении изменений в ведомственную целевую адресную программу, если заявитель не выполнил условие заблаговременности включения. Также указывает на недоказанность того обстоятельства, что период действия целевой программы "Адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае" был ограничен для заявителя 2010-2011 годами. Кроме того, полагает, что нарушение срока выполнения региональной адресной программы не означает установление запрета на завершение выполнения программы после этого срока, в связи с чем ТСЖ "ТОЛСТОВЦЫ" считает возможным внесение изменений в данную программу в 2015 году.
ТСЖ "ТОЛСТОВЦЫ", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей товарищества по имеющимся в материалах дела документам.
Представитель Администрации в судебном заседании и в письменном отзыве, приобщенном коллегией к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ, по доводам апелляционной жалобы возразил. Решение суда просил оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
Постановлением администрации города Владивостока от 06.04.2010 N 359 многоквартирные жилые дома N N 38, 40, 42, 44 по ул. Толстого в г. Владивостоке были включены в ведомственную целевую адресную программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока на 2010-2011 годы" в рамках исполнения Закона N 185-ФЗ).
На основании заключенных ТСЖ "ТОЛСТОВЦЫ" и ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" договоров банковского счета от 12.07.2010 N N 00402, 00403, 00404, 00405, заявителю были открыты банковские счета, на которые Администрацией города Владивостока в соответствии с Законом N 185-ФЗ были перечислены денежные средства в размере 12.168.412 рублей 73 копейки.
Товариществом в рамках исполнения Закона N 185-ФЗ были заключены следующие договоры подряда на выполнение работ по капитальному ремонту домов N N 38, 40, 42, 44 по ул. Толстого в г. Владивостоке: договоры подряда NN1-4 от 09.08.2010 с ООО "СРК-Армада" на выполнение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных сетей, кровли; договоры подряда от 12.08.2010 NN12/08/38, 12/08/40, 12/08/42, 12/08/44 с ООО "Мастерстрой-ДВ" на выполнение работ по капитальному ремонту фасада и отмостки; договор подряда от 16.08.2010 N16/08-10 с ООО "Специализированная компания "ДАЛЬЛИФТ" на выполнение работ по замене лифтов.
Стоимость выполненных по вышеуказанным договорам подряда работ составила 9.928.876 рублей 93 копейки.
24.07.2012 собственниками квартир в вышеуказанных домах на общем собрании собственников было принято решение о перераспределении остатка выделенных в рамках реализации Закона N 185-ФЗ денежных средств в размере 2.239.535 рублей 80 копеек на проведение работ по капитальному ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирных жилых домов N N 38, 40, 42, 44 по ул. Толстого в г. Владивостоке.
Администрация города Владивостока письмами от 14.02.2012 N 29-р/360, от 13.05.2014 N 29-8/2864, направленными в адрес заявителя, предложила заявителю представить администрации акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3, а также вернуть в местный бюджет неизрасходованные денежные средства, выделенные в соответствии с Законом N 185-ФЗ.
Как следует из представленного в материалы дела письма от 30.03.2015 N 29-8/1634 Управления содержания жилищного фонда администрации города Владивостока, заявитель не обращался в Администрацию города Владивостока по вопросу направления неизрасходованных денежных средств в размере 2.239.535 рублей 80 копеек на проведение капитального ремонта подвальных помещений многоквартирных домов N N 38, 40, 42, 44 по ул. Толстого в г. Владивостоке, изменения в адресную программу по проведению капитального ремонта в связи с направлением денежных средств на проведение капитального ремонта подвальных помещений вышеуказанных многоквартирных домов не вносились.
ТСЖ "ТОЛСТОВЦЫ" направило в адрес администрации города Владивостока письмо от 13.04.2015, полученное последней согласно входящему номеру 15.04.2015 N 4102Д, содержащее требования о перераспределении денежных средств в размере 2.239.535 рублей 80 копеек на проведение работ по капитальному ремонту подвальных помещений и внесении изменений в ведомственную целевую адресную программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока на 2010-2011 годы" по многоквартирным жилым домам N N 38, 40, 42, 44 по ул. Толстого в г. Владивостоке.
Письмом от 15.04.2015, полученным администрацией согласно входящему номеру от 17.04.2015 N 4102Д, заявитель направил администрации города Владивостока дополнительные документы для принятия решения по вопросу внесения изменений в ведомственную целевую адресную программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока на 2010-2011 годы".
В ответ на указанное заявление администрация города Владивостока приняла решение, изложенное в письме от 07.05.2015 N 4102Д, об отказе в удовлетворении требований заявителя, указав, что заявитель обязан возвратить неизрасходованные денежные средства в размере 2.239.535 рублей 80 копеек на расчетный счет администрации, так как использование заявителем неизрасходованных денежных средств на проведение работ по капитальному ремонту подвальных помещений в указанной сумме является нецелевым использованием средств и влечет последствия, предусмотренные Законом N 185-ФЗ.
Не согласившись с решением Администрации об отказе внесения изменений в ведомственную целевую адресную программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов г. Владивостока на 2010-2011 годы" о перераспределении денежных средств в размере 2.239.535 рублей 80 копеек на проведение работ по капитальному ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирных жилых домов по N N 38, 40, 42, 44 по ул. Льва Толстого в г. Владивостоке, изложенным в письме от 07.05.2015 N 4102Д, полагая, что бездействие администрации города Владивостока по невнесению таких изменений в ведомственную целевую адресную программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов г. Владивостока на 2010-2011 годы" не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ТСЖ "ТОЛСТОВЦЫ" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав в судебном заседании представителя Администрации, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям:
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 Закона N 185-ФЗ в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Перечень работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в рамках реализации положений Закона N 185-ФЗ установлен частью 3 статьи 15 указанного Закона.
Частью 5 статьи 15 Закона N 185-ФЗ установлено, что направляемые на проведение капитального ремонта многоквартирных домов средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов, средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах в пределах минимального объема, установленного соответственно частью 2 статьи 18 и пунктом 2 части 6 статьи 20 настоящего Федерального закона, могут использоваться только на проведение работ, указанных в части 3 настоящей статьи, а также на разработку проектной документации для капитального ремонта указанных в пункте 1 части 2 настоящей статьи многоквартирных домов, виды работ по которому установлены частью 3 настоящей статьи, проведение энергетического обследования многоквартирного дома, если региональной адресной программой по проведению капитального ремонта многоквартирных домов предусмотрено проведение этого обследования, и проведение государственной экспертизы такой документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Как предусмотрено частью 8 статьи 20 Закона N 185-ФЗ, порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, может устанавливаться субъектом Российской Федерации; порядок выплаты товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо собственниками помещений в многоквартирном доме средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома, в том числе порядок, предусматривающий возможность предоставления рассрочки выплаты таких средств, определяется органом местного самоуправления.
Оплата работ по капитальному ремонту многоквартирного дома за счет размещенных на банковских счетах и указанных в части 7 настоящей статьи средств производится с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с органом местного самоуправления и подписанных лицами, которые уполномочены действовать от имени товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации, за исключением случая, установленного частью 11 настоящей статьи (часть 9 статьи 20 Закона N 185-ФЗ).
Постановлением Администрации Приморского края от 28.05.2010 N 197-па утверждена краевая программа "Адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае на 2010 - 2011 годы".
В соответствии с пунктами 204, 205, 207, 208 Приложения N 1 к "Адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае на 2010 - 2011 годы" многоквартирные жилые дома N N 38, 40, 42, 44 по ул. Толстого в г. Владивостоке были включены в перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту в рамках программы.
Согласно пунктам 204, 205, 207, 208 реестра многоквартирных домов, участвующих в программе, с указанием стоимости по видам работ (Приложение N 3 к "Адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае на 2010 - 2011") в отношении вышеуказанных многоквартирных домов были предусмотрены следующие виды работ: ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт крыши, ремонт или замена лифтового оборудования, утепление и ремонт фасадов.
06.04.2010 главой города Владивостока было принято постановление N 359 "Об утверждении ведомственной целевой адресной программы "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока" на 2010 - 2011 годы".
В Приложении N 1 к ведомственной целевой адресной программе "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока" на 2010 - 2011 годы был установлен перечень многоквартирных домов, на проведение капитального ремонта которых выделялись денежные средства, в который были включены, в том числе, жилые дома N N 38, 40, 42, 44 по ул. Толстого в г. Владивостоке.
В пунктах 173, 174, 176, 177 Реестра многоквартирных домов по видам ремонта (Приложение N 3 к ведомственной целевой адресной программе "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока" на 2010 - 2011 годы) в отношении вышеуказанных жилых домов по ул. Толстого были предусмотрены следующие виды работ: ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт крыши, ремонт или замена лифтового оборудования, утепление и ремонт фасадов.
Как верно установил суд первой инстанции, условием, основанием выделения денежных средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, регионального и местного бюджетов для производства капитального ремонта домов являлось включение определенного вида работ, предусмотренного частью 3 статьи 15 Закона N 185-ФЗ в целевую программу капитального ремонта.
Вместе с тем, ни постановление Администрации Приморского края от 28.05.2010 N 197-па, которым утверждена краевая программа "Адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае на 2010 - 2011 годы", ни постановление главы города Владивостока от 06.04.2010 N 359, которым утверждена ведомственная целевая адресная программа "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока" на 2010 - 2011 годы", не предусматривали возможность направления ТСЖ "Толстовцы" средств субсидии на выполнение работ по капитальному ремонту подвальных помещений спорных многоквартирных домов, и не определяли размер такой субсидии.
В связи с тем, что перечень и стоимость работ по капитальному ремонту спорных многоквартирных домов, то есть целевой характер бюджетных денежных средств на момент перечисления ТСЖ "Толстовцы" субсидии уже были определены постановлением Администрации Приморского края от 28.05.2010 N 197-па, а также постановлением главы города Владивостока от 06.04.2010 N 359, неизрасходованные заявителем денежные средства в размере 2.239.535 рублей 80 копеек могли быть направлены на выполнение работ по капитальному ремонту подвальных помещений спорных домов только при условии предварительного внесения изменений в вышеуказанные программы капитального ремонта.
Между тем, как краевая программа "Адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае на 2010 - 2011 годы", так и ведомственная целевая адресная программа "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока" на 2010 -2011 годы" в изначальной и измененной редакции не предусматривали направления финансовой поддержки на капитальный ремонт подвальных помещений спорных многоквартирных домов.
В этой связи коллегия апелляционного суда считает, что суд первой инстанции обоснованно учел, что в настоящее время внесение изменений в вышеуказанные программы капитального ремонта невозможно ввиду их завершения, а также несоблюдения заявителем процедуры направления неизрасходованных денежных средств на новые виды ремонтных работ.
Довод заявителя апелляционной жалобы о недоказанности того обстоятельства, что период действия программы капитального ремонта для заявителя был ограничен 2010-2011 годами, судебная коллегия находит ошибочным, поскольку в соответствии с разделом 5 ведомственной целевой адресной программы "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока на 2010 - 2011 годы" указанная программа реализуется в один этап в течении 2010-2011 годов. При этом финансирование работ и проведение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов осуществляется в 2010 - 2011 годах (раздел 6 Программы).
В соответствии с Приложением N 1 к ведомственной целевой адресной программе "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока на 2010 - 2011 годы" плановая дата завершения работ по капитальному ремонту спорных домов (срок завершения программы) установлена до марта 2011 года.
Изложенный в апелляционной жалобе довод товарищества о наличии возможности внесения изменений в ведомственную целевую адресную программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока на 2010 - 2011 годы" подлежит отклонению как противоречащий вышеуказанным обстоятельствам дела и положениям части 6 статьи 15 Закона N 185-ФЗ, в силу которой региональные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов или этапы этих программ, на реализацию которых до 31 декабря 2010 года предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда, должны быть реализованы до 1 января 2012 года.
Делая данный вывод, коллегия апелляционного суда также исходит из того, что по смыслу Закона N 185-ФЗ основанием для направления средств Фонда, регионального бюджета, местного бюджета, средств собственников помещений на выполнение работ по капитального ремонту многоквартирного дома является включение указанных видов работ в региональную (муниципальную) программу капитального ремонта. Тем самым, включение работ по капитальному ремонту в программу капитального ремонта должно предшествовать выполнению указанных работ, а не наоборот.
Вместе с тем изменения и дополнения в региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае, а также ведомственную целевую адресную программу проведения капитального ремонта многоквартирных домов г. Владивостока в части включения в них работ по капитальному ремонту подвальных помещений спорных домов не вносились и в настоящее время не могут быть внесены с учетом их завершения.
Более того, поскольку действие такого нормативного акта как ведомственная целевая адресная программа "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока" на 2010 - 2011 годы" ограничено сроком ее реализации и финансирования (2010-2011 годы), по окончании указанного срока такой нормативный акт утрачивает силу, в связи с чем внесение в него изменений по окончании срока его действия не представляется возможным.
При этом необходимо отметить, что выполнение ТСЖ "Толстовцы" работ по капитальному ремонту подвальных помещений спорных домов с нарушением установленного порядка и в отсутствие внесенных изменений в краевую программу "Адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае на 2010 - 2011 годы", а также ведомственную целевую адресную программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока" на 2010 - 2011 годы", повлекло нарушения товариществом требования Закона N 185-ФЗ, выраженные в нарушении установленного порядке привлечения подрядной организации (часть 8 статьи 20 Закона N 185-ФЗ), а также согласования с Администрацией города Владивостока актов выполненных работ по капитальному ремонту и их оплаты (частью 9 статьи 20 Закона N 185-ФЗ).
Принимая обжалуемое заявителем решение, суд первой инстанции также учел, что в соответствии с пунктом 13 постановления главы города Владивостока от 12.12.2008 N 763 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, которые осуществляют управление многоквартирными домами, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов", неизрасходованные при реализации региональных адресных программ денежные средства используются в Порядке, утвержденном правлением государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок использования неизрасходованных при реализации региональных адресных программ денежных средств утвержден протоколом правления государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 05.08.2008 N 27 (далее - Порядок использования неизрасходованных денежных средств).
Оценив положения пунктов 4, 8, 9, 12 Порядка использования неизрасходованных денежных средств, суд первой инстанции пришел к верному выводу о нарушении товариществом условий, необходимых для направления неиспользованных денежных средств на выполнение новых видов работ по капитальному ремонту, установленных названным Порядком.
Так, из представленного в материалы дела письма от 30.03.2015 N 29-8/1634 следует, что заявитель не обращался в Администрацию по вопросу направления неизрасходованных денежных средств в размере 2.239.535 рублей 80 копеек на проведение капитального ремонта подвальных помещений спорных многоквартирных домов, в связи с чем государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства о планируемом администрацией использовании неизрасходованных денежных средств не уведомлялся, а изменения в адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае в связи с направлением администрацией денежных средств на выполнение ремонта подвальных помещений спорных домов не вносились.
Доказательств того, что заявитель обращался в орган местного самоуправления по вопросу направления неизрасходованных денежных средств на выполнение капитального ремонта подвальных помещений до заключения им соответствующего договора подряда и выполнения указанных работ, в материалах дела не имеется.
Кроме того, неправомерность направления ТСЖ "Толстовцы" остатка денежных средств в размере 2.239.535 рублей 80 копеек на выполнение капитального ремонта подвальных помещений спорных многоквартирных домов уже являлось предметом судебного разбирательства между Администрацией и товариществом (дело N А51-2448/2015), в рамках которого судом уже оценивались доводы товарищества о возможности расходования вышеуказанных денежных средств в отсутствие внесенных изменений в программу капитального ремонта.
Так, доводы ТСЖ "Толстовцы" о возможности принятия собственниками помещений спорных домов решения о направлении остатка бюджетных денежных средств на проведение работ по ремонту подвальных помещений уже были рассмотрены и отклонены судами как противоречащие нормам Закона N 185-ФЗ, региональным и муниципальным адресным программам проведения капитального ремонта многоквартирных домов, которые не устанавливают право получателей бюджетных денежных средств самостоятельно определять (изменять) перечень и стоимость работ по капитальному ремонту домов, включенных такие программы, а также направлять бюджетные денежные средства на выполнение видов работ, не включенных в программы.
Фактически требования товарищества по настоящему делу направлены на оспаривание установленного Арбитражным судом Приморского края в рамках дела N А51-2448/2015 факта неправомерного расходования бюджетных денежных средств в размере 2.239.535 рублей 80 копеек при проведении капитального ремонта спорных домов, а также уклонение от исполнения обязанности по возврату вышеуказанных средств в бюджет.
В свою очередь, решение Арбитражного суда Приморского края от 11.06.2015, оставленное без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2015 по делу N А51-2448/2015, подтверждает доводы Администрации о неправомерности действий ТСЖ "Толстовцы по направлению денежных средств в размере 2.239.535 рублей 80 копеек на выполнение работ по капитальному ремонту подвальных помещений спорных домов в отсутствие предварительно внесенных изменений в программу капитального ремонта.
Таким образом, с учетом того обстоятельства, что работы по капитальному ремонту подвальных помещений в жилых домах N N 38, 40, 42, 44 по ул. Толстого не были включены в целевую программу "Адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае" на 2010-2011 годы, заявитель не предпринял заблаговременно, в установленном порядке необходимые для такого включения действия, доказательства того обстоятельства, что заявитель в 2010-2011 годах с соблюдением установленной законодательством процедуры обращался в администрацию с требованием о внесении изменений в целевую программу, в материалы дела не представлены, а также принимая во внимание то, что срок реализации и финансирования программы истек в 2011 году, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным решения Администрации, изложенного в письме от 07.05.2015 N 4102Д, и, следовательно, не усматривает предусмотренной нормами главы 24 АПК РФ возможности удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемый отказ администрации не противоречит закону и в целом не привел к нарушению прав и законных интересов товарищества.
Также судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным бездействия администрации города Владивостока, поскольку направление заявителю письма от 07.05.2015 N 4102Д свидетельствует о том, что орган местного самоуправления совершил действия, направленные на рассмотрение требований заявителя о внесении изменений в целевую адресную программу, дал на требования заявителя мотивированный ответ, в связи с чем у арбитражного суда правомерно отсутствовали основания для вывода о наличии бездействия администрации по рассмотрению требований заявителя.
Поскольку в удовлетворении требований товарищества отказано, то у суда первой инстанции обоснованно отсутствовали основания восстановления прав последнего путем понуждения Администрации устранить допущенные нарушения и внести изменения в ведомственную целевую адресную программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов г. Владивостока на 2010-2011 годы" в части перераспределения денежных средств в размере 2.239.535 рублей 80 копеек на проведение работ по капитальному ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирных жилых домов по N N 38, 40, 42, 44 по ул. Льва Толстого в г. Владивостоке.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.08.2015 по делу N А51-10471/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Гуцалюк |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-10471/2015
Истец: ТСЖ "ТОЛСТОВЦЫ"
Ответчик: Администрация города Владивостока