город Омск |
|
11 ноября 2015 г. |
Дело N А75-5540/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 ноября 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Веревкина А.В., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Рязановым И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12080/2015) государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.08.2015 по делу N А75-5540/2015 (судья Зубакина О.В.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГСИ Сургутнефтехиммонтаж" (ОГРН 1118602003850) к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании решения от 29.04.2015 N 027 020 15 РК 0003055 недействительным; уменьшении размера санкций; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
при участии в судебном заседании представителей:
от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "ГСИ Сургутнефтехиммонтаж" - Алексеева В.Е. (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации, по доверенности б\н от 03.08.2015 сроком действия до 02.08.2016), Фартов А.Т. (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации, по доверенности N 19 от 14.11.2014 сроком действия до 31.12.2015),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ГСИ Сургутнефтехиммонтаж" (далее - заявитель, общество, ООО "ГСИ Сургутнефтехиммонтаж") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заинтересованное лицо, управление, пенсионный фонд) о признании решения от 29.04.2015 N 027 020 15 РК 0003055 недействительным; уменьшении размера санкций; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Заявление мотивировано отсутствием вины в совершенном правонарушении, в том числе в связи с допущенными пенсионным фондом нарушениями.
Пенсионный фонд с требованиями не согласился, по мотивам, изложенным в отзыве. Считает решение законным и обоснованным. Полагает вину общества в несвоевременном представлении расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам РСВ-1 за 1 квартал 2014 года доказанной.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 27.05.2014 (резолютивная часть объявлена 26.05.2014) заявленные требования удовлетворены: решение от 23.01.2014 N 084 002 14 РК 0000 582 признано недействительным.
Не согласившись с вынесенным решением, Пенсионный фонд обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Фонд указал, что плательщиком представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (РСВ-1) с нарушением установленного законодательством срока представления расчета: расчет представлен плательщиком по телекоммуникационным каналам связи 24.12.2014.
Податель жалобы отмечает, что сведения о соблюдении законности и порядка регистрации в территориальном органе Пенсионного фонда заявителем не запрашивались, а вопрос регистрации общества не является предметом настоящего спора.
Кроме того, Пенсионный фонд указал на соблюдение им требований пункта 4 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского страхования", поскольку акт камеральной проверки направлен заявителю 17.03.2015, то есть в установленный законом срок.
Оспаривая доводы подателя жалобы, общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Пенсионный фонд, надлежащим образом извещённые в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в суд не обеспечил.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие поименованного лица.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ООО "ГСИ Сургутнефтехиммонтаж" с доводами апелляционной жалобы не согласились, поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Правопреемником ООО "ГСИ Север-Нефтегазстрой" является ООО "ГСИ Сургутнефтехиммонтаж".
Управлением проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования ООО "ГСИ Север-Нефтегазстрой" за 1 квартал 2014 года, о чем составлен акт проверки 12.03.2015 N 02702030002203 (том 1 л.д. 107).
На основании акта камеральной проверки от 12.03.2015 N 02702030002203 заместителем начальника управления вынесено решение от 29.04.2015 N02702015РК0003055 о привлечении "ГСИ Сургутнефтехиммонтаж" (в отношении ООО "ГСИ Север-Нефтегазстрой") к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах по части 1 статьи 46 Федерального законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 4 165 849,55 руб. (том 1 л.д. 13).
Основанием для привлечения общества к ответственности по части 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ послужил вывод пенсионного фонда о нарушении ООО "ГСИ Север-Нефтегазстрой" срока представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам РСВ-1 за 1 квартал 2014 года, поскольку вместо установленного законом срока (не позднее 15.05.2014) расчет представлен 24.12.2014.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился в суд с настоящим требованиями.
25.08.2015 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского страхования".
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) заявитель является плательщиком страховых взносов.
Пунктом 3 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ установлена обязанность страхователя представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Пунктом 1 статьи 1 Закона N 212-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Согласно подпункту 1 пункта 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона N 212-ФЗ отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Таким образом, как верно отмечает суд первой инстанции, срок представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за первый квартал 2014 года установлен - не позднее 15.05.2014.
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела и не опровергается обществом по существу, в ходе камеральной проверки установлено, что плательщик страховых взносов ООО "ГСИ Сургутнефтехиммонтаж" представил расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за первый квартал 2014 года - 24.12.2014, то есть с нарушением установленного срока.
Согласно пункту 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб.
Порядок приема и проверки расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам регулируется Распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 31.07.2014 N 323Р "О проверке расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам" и утвержденными данным распоряжением методическими рекомендациями; Распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 11.10.2007 N 190р "О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании" и утвержденными им регламентами обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации; Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, утвержденным Приказом Минтруда России от 22.10.2012 N 329н.
Система электронного документооборота, предусмотренная названными актами Пенсионного фонда Российской Федерации и Минтруда России, содержит возможность отклонять поступающие от страхователей расчеты при наличии в них ошибок.
Как следует из материалов дела, обществом принимались многочисленные попытки к сдаче "расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на ОПС и ОМС плательщиками производящими выплаты физическим лицам" за 1 квартал 2014 года (том 2 л.д. 18-82).
Так, ООО "ГСИ Север-Нефтегазстрой" направлял в УПФ 027-013 "Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на ОПС и ОМС плательщиками производящими выплаты физическим лицам" за 1 квартал 2014 года 15.05.2014, 22.05.2014, 23.05.2014, 26.05.2014, 28.05.2014, 29.05.2014, что подтверждается электронной подписью "ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре", но не был принят УПФ по причине "предупреждений", то есть в системе электронного документооборота Контур-Экстерн в статусе отправки по указанным датам "ХОРОШО, но есть предупреждения", ошибки отсутствовали, что подтверждается журналом форматно-логической проверки файлов (том 1 л.д. 32, том 2 л.д. 15-36).
В своих возражениях от 14.04.2015 N 228 заявитель обращал внимание пенсионного фонда, что ООО "ГСИ Север-Нефтегазстрой" в срок, установленный частью 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ (15.05.2014) направляло в УПФ 027-013 "Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на ОПС и ОМС плательщиками, производящими выплаты физическим лицам" за 1 квартал 2014 года, далее в срок, установленный поименованной статьей, а именно 15 августа 2014 года направляло в УПФ 027-013 "Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на ОПС и ОМС плательщиками, производящими выплаты физическим лицам" за 1 полугодие 2014 года, но расчеты не были приняты (том 3 л.д. 23).
Материалами дела подтверждается, что 15 августа 2014 года заявитель направил в УПФ 027-013 "Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на ОПС и ОМС плательщиками, производящими выплаты физическим лицам" за 1 полугодие 2014 года. Указанный отчет был получен УПФ 027-013, что подтверждается электронной подписью "ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре", но не был принят УПФ по причине ошибок, что подтверждается журналом форматно-логической проверки файлов с сайта ПФР оператора связи СК Контур.
Данный факт также подтверждается представленными обществом скриншотами страниц электронного почтового ящика (том 1 л.д. 32, 33).
18.09.2014 заявитель направил по телекоммуникационным каналам связи в УПФ 027-013, а так же в УПФ 027-020 "Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на ОПС и ОМС плательщиками, производящими выплаты физическим лицам" за 1 квартал 2014 года. Отчет был получен УПФ 027-013, что подтверждается электронной подписью "ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре", но регистрация РВС-1 была невозможна по данным с сайта ПФР оператора связи СК Контур, так как плательщик был перерегистрирован в другой район, дата снятия с учета в ПФР 03.04.2014 года, причина снятия - изменение места нахождения.
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Сургуту, зарегистрировав смену адреса заявителя в ЕГРЮЛ, в соответствии с пунктом 9 "Правил представления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1092 "О порядке представления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в течение 5 рабочих дней с момента внесения в соответствующий государственный реестр сведений должна бесплатно предоставлять указанные сведения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, территориальные органы Федеральной службы государственной статистики без участия заявителя.
Согласно статье 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" регистрация и снятие с регистрационного учёта страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика.
При регистрации страхователю присваивается (новый) регистрационный номер страхователя (пункт 5 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержденного Постановление Правления ПФ РФ от 13.10.2008 N 296п).
На основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (о государственной организации юридического лица при его создании; о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации; об изменении места нахождения юридического лица), территориальный орган ПФР (отделение Пенсионного фонда Российской Федерации) производит регистрацию организации в качестве страхователя с присвоением регистрационного номера. Сведения о дате регистрации и регистрационном номере страхователя передаются территориальным органом ПФР, осуществившим регистрацию страхователя, в регистрирующий орган для включения в ЕГРЮЛ (пункт 9 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержденного Постановлением Правления ПФ РФ от 13.10.2008 N 296п)
Вместе с тем, Пенсионный фонд не представил доказательств соблюдения требований пункта 9 названного Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам.
Сведения о том, что Пенсионный фонд предоставил в регистрирующий орган (ИФНС по г. Сургуту) регистрационный номер общества как страхователя для включения в ЕГРЮЛ отсутствуют. Данные обстоятельства препятствовали принятию Пенсионным фондом направляемой обществом отчетности в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в период с 15.05.2014 по 23.12.2014.
В связи с нарушением Пенсионным фондом пункта 10 части II Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержденного Постановлением Правления ПФ РФ от 13.10.2008 N 296п, заявитель не получал от федеральных органов почтовой связи уведомления о регистрации юридического лица в территориальном органе ПФР по месту нахождения на территории Российской Федерации.
Суд критически относится к представленным заинтересованным лицом в материалы дела копиям книги учета регистрации юридических лиц, а также доводам о получении заявителем уведомления о регистрации юридического лица в территориальном органе ПФР по месту нахождения на территории Российской Федерации.
Согласно уведомлению о регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения на территории Российской Федерации ООО "ГСИ Север-Нефтегазстрой" 09.04.2014 зарегистрировано в УПФ в городе Сургуте (регистрационный номер 027-020-027193) (том 1 л.д. 92).
Согласно пояснениям заявителя общество не получало у Пенсионного фонда уведомление о регистрации юридического лица в территориальном органе ПФР по месту нахождения на территории Российской Федерации. Подпись лица в книге учета регистрации юридических лиц за номером 85 о получении уведомления не содержит фамилии, имени, отчества, а указанный адрес "Монтажная 3" не является адресом нахождения заявителя.
Пенсионный фонд не предоставил в материалы дела доверенность, выданную заявителем лицу, которая бы предоставляла право получения у заинтересованного лица уведомления о регистрации юридического лица в территориальном органе ПФР по месту нахождения на территории Российской Федерации.
В выписке из ЕГРЮЛ от 11.09.2014 N 27 ООО "ГСИ Север-Нефтегазстрой" в разделе N 3 "сведения о регистрации в Отделениях ПФР" отсутствует регистрационный номер, дата постановки и дата снятия с учета в Отделениях ПФР.
В выписке от 23.10.2014 N 8379 ООО "ГСИ Север-Нефтегазстрой" лист 6 в разделе "Сведения о регистрации в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда Социального страхования РФ" указан регистрационный номер, дата постановки и снятие с учета в филиале N 5 ГУ РОФСС РФ по ХМАО-Югре, лист 48 внесена запись 09.09.2014 года о регистрации юридического лица в качестве страхователя в исполнительном органе ФСС РФ, данные о регистрации в качестве страхователя в Отделениях ПФР отсутствуют. Указанные обстоятельства подтверждают отсутствие в период с 15.05.2014 по 23.12.2014 регистрации заявителя в качестве страхователя в УПФ РФ в г. Сургуте, поэтому его вины в несвоевременной сдаче отчетности нет.
Управлением в отношении общества с ограниченной ответственностью "ГСИ Север-Нефтегазстрой" (с 10.04.2015 в отношении правопреемника общества с ограниченной ответственностью "ГСИ Сургутнефтехиммонтаж") вынесено оспариваемое решение, которым заявителю назначен штраф в размере 4 165 849,55 руб. в связи с тем, что общество с ограниченной ответственностью "ГСИ Север-Нефтегазстрой" представил форму РСВ-1 за отчетный период 1 квартал 2014 года - 24.12.2014 с нарушением установленного срока, то есть с просрочкой в 7 месяцев 8 календарных дней.
В силу вышеизложенного, по верному замечанию суда первой инстанции, из представленных документов следует, что расчет был представлен Обществом в установленный законом срок, однако содержал ошибки, подлежащие корректировке в порядке, установленном действующим законодательством, и впоследствии исправлены.
Более того, суд верно установил, что 15.05.2014 "Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на ОПС и ОМС плательщиками производящими выплаты физическим лицам" за 1 квартал 2014 года получен УПФ 027-013, что подтверждается электронной подписью "ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре", но не был принят УПФ 027-013 по причине наличия ошибок (том 2 л.д. 15-17).
Как правомерно отмечает суд первой инстанции, ссылка Пенсионного фонда на представление Обществом расчета 24.12.2014 сделана без учета того, что первоначальный расчет, хоть и содержащий ошибки, подлежащие корректировке в порядке, установленном действующим законодательством, и впоследствии исправленный, представлен Обществом в установленный законом срок; непринятие Управлением Пенсионного фонда расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, первоначально представленного Обществом и содержащего ошибки, в настоящем случае не может являться основанием для признания такого расчета непредставленным.
Учитывая, что диспозиция части 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ не предусматривает наличие такого основания для привлечения к ответственности, как наличие ошибок в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, и что первоначально расчет был представлен своевременно, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ, в связи с недоказанностью вины.
Суд первой инстанции правомерно констатировал, что наличие обстоятельств, не зависящих от заявителя и препятствующих своевременной сдаче расчета.
Так, из материалов дела также усматривается, что 09.09.2014 в УПФ 027-020 заявитель направил "Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на ОПС и ОМС плательщиками, производящими выплаты физическим лицам" за 1 квартал 2014 года. Указанный отчет был получен УПФ 027-020, что подтверждается электронной подписью "ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре", но не был принят УПФ по причине "предупреждений" в системе электронного документооборота Контур-Экстерн статус проверки 09.09.2014 в 18 часов 35 минут "ХОРОШО, но есть предупреждения", Ошибки отсутствовали, что подтверждается журналом форматно-логической проверки файлов с сайта ПФР оператора связи СК Контур.
18.09.2014 в УПФ 027-020 заявитель направил "Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на ОПС и ОМС плательщиками, производящими выплаты физическим лицам" за 1 квартал 2014 года. Указанный отчет был получен УПФ 027-020, что подтверждается электронной подписью "ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре", но не был принят УПФ по причине предупреждений. После проверки 12 часов 00 минут статус "ХОРОШО, но есть предупреждения", ошибки отсутствовали, что подтверждается журналом форматно-логической проверки файлов с сайта ПФР оператора связи СК Контур.
17.11.2014 в 16 часов 09 минут заявитель направил в УПФ 027-020 "Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на ОПС и ОМС плательщиками, производящими выплаты физическим лицам" за 1 квартал 2014 года. Указанный отчет был получен УПФ 027-020, что подтверждается электронной подписью "ОПФР по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре", но не был принят УПФ по причине предупреждений. После проверки 17.11.2014 в 17 часов 34 минуты статус "ХОРОШО, но есть предупреждения". Ошибки отсутствовали, что подтверждается журналом форматно-логической проверки файлов с сайта ПФР оператора связи СК Контур.
Заявитель внёс уточнения и направил повторно 17.11.2014 в 18 часов 04 минуты в УПФ 027-020 "Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на ОПС и ОМС плательщиками производящими выплаты физическим лицам" за 1 квартал 2014 года, указанный отчет был получен УПФ 027-020, что подтверждается электронной подписью "ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре", но отчетность не была принята, так как плательщик был снят с учёта по данным с сайта ПФР оператора связи СК Контур.
После направления заявителем 18.11.2014 в 15 часов 32 минуты в УПФ 027-020 "Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на ОПС и ОМС плательщиками производящими выплаты физическим лицам" за 1 квартал 2014 года, УПФ 027-020 не принимает отчёт и сообщает, что плательщик снят с учёта.
В регистрационной карте информационно-справочного ресурса "Личный кабинет плательщика" сотрудником пенсионного фонда 10.04.2014 под регистрационным номером 027-020-027193 внесено наименование плательщика как общество с ограниченной ответственностью "ГСИ Север-Нефтегазмонтаж".
ООО "ГСИ Север-Нефтегазстрой" обращалось с письмом от 13.10.2014 (том 1 л.д. 39-40) в УПФ РФ в г. Сургуте, а так же в УПФ 027-013 (г. Когалым) с просьбой дать официальное разъяснение о том, как произвести сдачу отчетности "Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на ОПС и ОМС плательщиками, производящими выплаты физическим лицам" за 1 квартал 2014 года, что подтверждается копией отчёта о доставке письма 13.10.2014 в 14 часов 56 минут и завершения документооборота в системе связи СК Контур.
Указанные обстоятельства также подтверждаются пояснениям заявителя, после многочисленных устных телефонных переговоров с органом ПФР 027-013, а так же УПФ 027-020 ООО "ГСИ Север-Нефтегазстрой" узнало о необходимости повторного заключения соглашения об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР, которое было заключено 29.10.2014 (том 1 л.д. 96-103).
Управление Пенсионного фонда РФ в городе Сургуте ХМАО-Югре после ввода в программу данных отчетности вручную окончательно приняло 23.12.2014 исправленный РСВ-1 за отчетный период 1 квартал 2014 года.
Однако пенсионный фонд при вынесении оспариваемого решения не учёл, что законодательство РФ не предусматривает обязанность организации (Общества) заключать новое соглашение с Территориальным органом ПФР об обмене электронными документами в целях предоставления отчетности в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, а также не принял во внимание, что список сотрудников работающих во вредных условиях труда за 1 квартал 2014 года был принят органом ПФР 027-013.
Согласно материалам дела, Пенсионным фондом с учетом пункта 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ начислена сумма к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода (01.01.2014 - 31.03.2014) в размере 17 202 323,64 руб. (не более 30 процентов от указанной суммы составляет 5 160 697,90 руб.).
Заинтересованным лицом изначально был начислен штраф в размере 6 248 774,32 руб., что подтверждается актом проверки N 02702030002203 от 12.03.2015, затем штраф уменьшен до 4 165 849,55 руб.
Управлением при этом не учтено, что только после снятия ошибочного плательщика, допущенного органом ПФР в период с 15.05.2014 по 23.12.2014, ООО "ГСИ Север-Нефтегазстрой" получило возможность сдать отчет РСВ-1 за отчетный период 1 квартал 2014 года.
Оценив данные обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у Фонда оснований для привлечения ООО "ГСИ Север-Нефтегазмонтаж" к ответственности по части 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ, поскольку отсутствует вина общества в совершении правонарушения, за которое оно привлечено к ответственности.
Выводы арбитражного суда о нарушении Пенсионным фондом пункта 4 статьи 38 Закона N 212-ФЗ ввиду того, что акта проверки от 12.03.2015 N 02702030002203 вручен представителю плательщика страховых взносов только 03.04.2015, в то время как следовало в срок до 18.03.2015 вручить под расписку или направить по почте, передать по телекоммуникационным каналам связи, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку согласно имеющейся в материалах копии списка заказных внутренних почтовых отправлений за март 2015 года заинтересованное лицо направило 17.03.2015 акт камеральной проверки в адрес заявителя.
Однако неверный вывод суда первой инстанции не привел к принятию неправильного решения.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно признал решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.04.2015 N 027 020 15 РК 0003055 недействительным.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, удовлетворив требования заявителя, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.08.2015 по делу N А75-5540/2015-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-5540/2015
Истец: ООО "ГСИ Сургутнефтехиммонтаж"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры