Тула |
|
11 ноября 2015 г. |
Дело N А09-1995/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.11.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.11.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Мордасова Е.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондаренко О.А., в отсутствие истца - Департамента сельского хозяйства Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023242735262, ИНН 3234014082), ответчика - публичного акционерного общества "Снежка" (Брянская область, пос. Путевка, ОГРН 1023202140830, ИНН 3207000549), третьего лица - администрации Губернатора Брянской области и правительства Брянской области в лице контрольно-ревизионного управления администрации Губернатора и правительства Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1133256002901, ИНН 3257001770), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Снежка" на решение Арбитражного суда Брянской области от 29.07.2015 по делу N А09-1995/2015 (судья Дюбо Ю.И.), установил следующее.
Департамент сельского хозяйства Брянской области (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Брянской области с иском к публичному акционерному обществу "Снежка" (далее - ответчик, ПАО "Снежка") о взыскании 549 745 рублей 43 копеек субсидии (с учетом уточнения требований, заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области в лице контрольно-ревизионного управления администрации Губернатора и Правительства Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 29.07.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
ПАО "Снежка" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на то, что Департаментом не представлены доказательства нецелевого использования полученной субсидии.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, ПАО "Снежка" являлось получателем субсидий из областного и федерального бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в соответствии с указанными постановлениями Правительства Российской Федерации, постановлением администрации Брянской области, указом Губернатора Брянской области.
В соответствии с приказом Департамента от 21.03.2013 N 65 "О возмещении затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями, предприятиями и организациями АПК Брянской области", за счет средств областного бюджета ПАО "Снежка" перечислено 2 615 рублей 64 копейки, что подтверждается платежным поручением от 26.03.2013 N 28793.
В соответствии с приказом Департамента от 28.03.2013 N 102 "О возмещении части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" за счет средств федерального бюджета ПАО "Снежка" перечислено 209 250 рублей 29 копеек, что подтверждается платежным поручением от 28.03.2013 N 5008763.
В соответствии с приказом комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области от 12.05.2012 N 148 "О возмещении части затрат на уплату процентов по кредитам на срок до 1 года, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями и предприятиями АПК Брянской области за счет средств федерального бюджета в 2012 году" ПАО "Снежка" перечислено 722 761 рублей 66 копеек, что подтверждается платежным поручением от 12.05.2012 N 3083917.
В соответствии с приказом комитета по сельскому хозяйству Брянской области от 25.05.2012 N 194 "О возмещении затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями, предприятиями и организациями АПК Брянской области, за счет средств областного бюджета" ПАО "Снежка" перечислено 9 034 рубля 53 копейки, что подтверждается платежным поручением от 29.05.2012 N 61733.
Соответственно всего ПАО "Снежка" получено 943 662 рубля 12 копеек, в том числе из федерального бюджета 932 011 рублей 95 копеек, из областного - 11 650 рублей 17 копеек.
На основании поручения заместителя Губернатора Брянской области от 23.10.2014 N 11-7354и главными консультантами контрольно-ревизионного управления администрации Губернатора и Правительства Брянской области Дехановой СВ. и Коноваловой Н.А. проведена проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных сельскохозяйственным товаропроизводителям в рамках реализации мероприятий государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2012 - 2015 годы).
По результатам указанной проверки 09.12.2014 составлен акт проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных сельскохозяйственным товаропроизводителям в рамках реализации мероприятий государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2012 - 2015 годы) и установлен факт неправомерного предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочному кредиту от 30.03.2011 N 116900/0027, заключенному ОАО "Снежка" с ОАО "Российский Сельскохозяйственный Банк" на приобретение кормов, по причине недостоверности документов, подтверждающих использование кредитных средств по целевому назначению.
В ходе проверки установлено, что ОАО "Снежка" в 2012 и 2013 годы в целях получения субсидий из областного бюджета на возмещение затрат на уплату процентов по кредитному договору от 30.03.2011 N 116900/0027, заключенному с ОАО "Российский Сельскохозяйственный банк" для привлечения кредитных ресурсов в сумме 17 млн. рублей на закупку кормов, в Департамент представлен пакет документов, подтверждающих использование вышеуказанных средств на приобретение кормов в полном объеме.
Часть вышеуказанных средств в сумме 7 230 778 рублей 31.03.2011 возвращена поставщиком - ООО "АсКо" на расчетный счет ОАО "Снежка" на следующий день после их получения и использована ОАО "Снежка" в полном объеме на погашение основного долга по иным кредитным договорам от 19.01.2010 N 106900/0002 и от 16.02.2010 N 106900/0006.
В результате предоставления ПАО "Снежка" недостоверных данных сумма излишне полученной субсидии по кредитному договору от 30.03.2011 N 116900/0027 составила 549 745 рублей 43 копеек, в том числе за счет средств федерального бюджета - 542 958 рублей 44 копейки, за счет средств областного бюджета - 6 786 рублей 99 копеек.
В рамках досудебного урегулирования спора по возврату субсидий Департаментом письмом от 22.12.2014 N 14-6150 в адрес ответчика направлялась претензия, требования истца в которой ответчиком оставлены без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, представлять в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии пунктом 1.1. Положения о Департаменте сельского хозяйства Брянской области, утвержденное указом Губернатора Брянской области от 29.01.2013 N 67 "О переименовании Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области", Департамент сельского хозяйства Брянской области является исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим государственное регулирование в агропромышленном комплексе области, обеспечивающим проведение на территории области единой государственной аграрной политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий области.
Департамент осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета, направляемых на финансирование программой мероприятий АПК, в соответствии с законом Брянской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, доводит до распорядителей и получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств (пункты 2.20, 2.11 Положения).
Порядок предоставления субсидий регламентирован постановлением администрации Брянской области от 21.01.2011 N 33 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах", указом Губернатора Брянской области от 08.02.2013 N 114 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах",
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1460 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах", постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах".
Согласно подпункту "а" пункта 2 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденного указ Губернатора Брянской области от 08.02.2013 N 114 "Об утверждении порядка предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах", субсидии из областного бюджета предоставляются в целях оказания финансовой поддержки, связанной с возмещением затрат на уплату процентов по кредитным договорам (договорам займа), заключенным по 31 декабря 2012 года на срок до 1 года сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, заключенным с 1 января 2009 года по 31 декабря 2012 года включительно, - на закупку горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, машин, установок и аппаратов дождевальных и поливных, насосных станций, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ.
Как отмечалось выше, ОАО "Снежка" в 2012 и 2013 годы в целях получения субсидий из областного бюджета на возмещение затрат на уплату процентов по кредитному договору от 30.03.2011 N 116900/0027, заключенному с ОАО "Российский Сельскохозяйственный банк" для привлечения кредитных ресурсов в сумме 17 млн. рублей на закупку кормов.
Впоследствии, 31.03.2011 часть средств, затраченных на приобретение кормов в рамках кредитного договора от 30.03.2011 N 116900/0027, в размере 7 230 778 рублей возвращена поставщиком - ООО "АсКо" на расчетный счет ответчика.
Из пояснений ПАО "Снежка, судом установлено, что ООО "АсКо" в письме от 31.03.2011 N 19, направленном ОАО "Снежка", просило читать назначение платежа в платежном поручении от 31.03.2011 N 139 как "Предоставление денежных средств по договору займа б/н от 31.03.2011 (под 3% годовых)". Ответчик указал также, что ОАО "Российский Сельскохозяйственный банк", предоставившее кредитные ресурсы для закупки кормов, претензий о нарушении сроком оплаты процентов по кредиту к ПАО "Снежка" не предъявляло.
Между тем доказательств наличия договора займа б/н от 31.03.2011, заключенного между ООО "АсКо" и ОАО "Снежка", а также документов, свидетельствующих о погашении этого займа, ПАО "Снежка" в материалы дела не представило.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, отсутствие претензий ОАО "Российский Сельскохозяйственный банк" по оплате кредита не свидетельствует о целевом использовании денежных средств.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в нарушение подпункта "а" пункта 2 Порядка субсидия в сумме 549 745 рублей 43 копейки получена ответчиком неправомерно.
Довод ПАО "Снежка" о пропуске Департаментом срока исковой давности для предъявления настоящего требования, справедливо отклонен судом первой инстанции на основании следующего.
В силу пункта 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В редакции, действовавшей ранее, в силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствие с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ установленные положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) сроки исковой давности и правила их исчисления применяются к требованиям, сроки предъявления которых были предусмотрены ранее действовавшим законодательством и не истекли до 1 сентября 2013 года.
До 01 сентября 2013 срок исковой давности по требованиям не истек.
Поскольку обстоятельства нецелевого использования денежных средств были выяснены при проведении проверки в 4 квартале 2014 года, суд первой инстанции обоснованно заключил, что срок исковой давности не пропущен.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Департамента.
Доводы заявителя апелляционной жалобы выражают его несогласие с оценкой судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и на правильность принятого решения не влияют. Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 29.07.2015 по делу N А09-1995/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-1995/2015
Истец: департамент сельского хозяйства Брянской области
Ответчик: ОАО "Снежка", ПАО "Снежка"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГУБЕРНАТОРА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ И ПРАВИТЕЛЬСТВА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ