город Ростов-на-Дону |
|
11 ноября 2015 г. |
дело N А32-212/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Мисника Н.Н., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильенко А.О.,
при участии:
от ИП Патрихалко А.В. - Патрихалко А.В., лично, Поезжаева А.В. по доверенности от 25.09.2015,
ИП Злобина И.А., лично,
от ответчика - Василенко А.В. по доверенности от 02.07.2015,
от ИП Уханева В. А. - Андреева Ю.И. по доверенности от 04.08.2015,
от ИП Шаповалова О.Н. - Андреева Ю.И. по доверенности от 09.10.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Патрихалко Анатолия Владимировича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.2015 по делу N А32-212/2015,
принятое в составе судьи Миргородской О.П.,
по иску индивидуального предпринимателя Патрихалко Анатолия Владимировича, индивидуального предпринимателя Злобина Ильи Александровича
к Департаменту транспорта Краснодарского края
при участии третьих лиц: индивидуального предпринимателя Уханева Владислава Анатольевича, индивидуального предпринимателя Шаповалова Олега Николаевича, общества с ограниченной ответственностью "Ространсавто"
о признании незаконным и отмены конкурса,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Патрихалко Анатолий Владимирович, индивидуальный предприниматель Злобин Илья Александрович обратились в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Департаменту транспорта Краснодарского края о признании незаконным и отмене конкурса N 2/2014 по лотам N 13, 16, 17, 18.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.2015 в иске отказано.
Индивидуальный предприниматель Патрихалко Анатолий Владимирович, обратился с апелляционной жалобой в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просил отменить решение суда, принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что оснований для допуска к конкурсу на лот N 7 простого товарищества в лице ИП Шаповалова О.Н. не имелось, поскольку в нарушение п. 2.3.2 конкурсной документации, ИП Шаповаловым О.Н. был заявлен автобус Хундай Аэрпэйс 2004 года выпуска, обслуживающий регулярный маршрут "Лабинск-Краснодар" время отправления 06-00. Простое товарищество ИП Уханева В.А., предоставляя в заявке на лот N 18 конкурса, договор на предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей ООО "Эксперт", не приложил лицензию указанного учреждения на медицинскую деятельность. Согласно сведений из ИФНС, действие лицензии ООО "Эксперт" закончилось 19.12.2013. В договоре на стоянку автотранспорта в п. Мостовской по ул. Красная, 14, заключенном с Шишкиной Л.М., отсутствуют сведения о принадлежности Шишкиной Л.М. земельного участка по указанному адресу.
В судебном заседании представители истцов апелляционную жалобу поддержали в полном объеме.
Представители ответчика и третьих лиц апелляционную жалобу не признали, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, что 25 декабря 2014 года Департаментом транспорта Краснодарского края проведено заседание конкурсной комиссии по проведению открытых конкурсов на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Краснодарском крае.
На лот N 13 организатором конкурса принято 2 конверта 1-й заявитель: индивидуальный предприниматель Напрев А.Н., 2-й заявитель: простое товарищество в лице индивидуального предпринимателя Патрихалко А.В.
На лот N 17 - простое товарищество в лице индивидуального предпринимателя Шаповалова О.Н. и простое товарищество в лице индивидуального предпринимателя Патрихалко А.В.
25.12.2015 простое товарищество в лице индивидуального предпринимателя Патрихалко А.В. не было допущено к участию в конкурсе по лотам N 13 и 17, что нашло свое отражение в Протоколе N 2/2014 от 25.12.2015.
Основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе явилось то основание, что, у перевозчика отсутствует необходимое количество водителей для осуществления перевозок; отсутствуют необходимые условия для проведения контроля технического и санитарного состояния транспортных средств по возвращении с линии, невозможности проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей с учетом маршрутного графика.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закон у или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закон у или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Департамент транспорта Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края в области реализации государственной политики по обеспечению устойчивого функционирования и комплексного развития транспортного комплекса, специально уполномоченным органом в области организации транспортного обслуживания населения на межмуниципальных маршрутах регулярного сообщения, пролегающих в границах территории Краснодарского края.
К задачам департамента транспорта Краснодарского края отнесено:
- обеспечение государственного регулирования деятельности предприятий транспорта, позволяющее осуществлять учет общественных интересов при их развитии и функционировании, в вопросах технического совершенствования, технологической и экологической безопасности, институциональных преобразований; формирование рынка транспортных услуг, трудовых отношений; обеспечение взаимодействия в пределах установленной компетенции исполнительных органов государственной власти Краснодарского края с организациями независимо от формы собственности в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения (п.2.2 Положения);
- осуществление контроля за выполнением пассажирских перевозок автотранспортными предприятиями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пассажирские перевозки, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством (пункт 2.7 Положения).
Департамент транспорта Краснодарского края также обеспечивает контроль за безопасностью пассажирских перевозок на территории Краснодарского края (пункт 3.28 Положения); осуществляет контроль за выполнением пассажирских перевозок юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пассажирские перевозки (пункт 3.29 Положения).
При таких обстоятельствах интересы департамента в сфере указанной предпринимательской деятельности, ее государственного регулирования, нарушены обществом в связи с предоставлением недостоверных данные о водителях транспортных средств.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 07.07.1999 N 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае" (далее - Закон N 193-КЗ) перевозчики осуществляют регулярные пассажирские перевозки по маршрутам регулярного сообщения на основании договоров на право осуществления регулярных пассажирских перевозок, заключенных соответствующими специально уполномоченными органами в области организации транспортного обслуживания населения с перевозчиками по итогам конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок (часть 2 статьи 4.4).
Конкурс на право осуществления регулярных пассажирских перевозок (далее - конкурс) проводится в целях выбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа, и является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и качественных перевозках (часть 1 статьи 4.3 Закона N 193-КЗ). Организатором конкурса является специально уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в области организации транспортного обслуживания населения или специально уполномоченный орган местного самоуправления в области организации транспортного обслуживания населения в соответствии с их компетенцией (часть 2 статьи 4.3 Закона N 193-КЗ).
Предметом конкурса является заключение договора на право осуществления регулярных пассажирских перевозок на маршруте регулярного сообщения с соблюдением требований, указанных в конкурсной документации, соответствующих законодательству Российской Федерации и настоящему Закону. Объектом конкурса является лот, включающий в себя необходимое количество маршрутных графиков, выполняемых на одном маршруте регулярного сообщения (часть 4 статьи 4.3 Закона N 193-КЗ).
Допуск перевозчиков к конкурсу производится организатором конкурса (часть 5 статьи 4.3 Закона N 193-КЗ).
В конкурсе могут участвовать отдельный перевозчик или группа перевозчиков, объединившихся в простое товарищество и заключивших соглашение о совместном выполнении этих перевозок, соблюдающие установленные законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требования по организации и осуществлению пассажирских перевозок, при условии, если они:
1) имеют в наличии:
а) лицензию на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, предусмотренную законодательством Российской Федерации, и лицензионные карточки установленного образца, оформленные на каждое транспортное средство, претендующее на участие в конкурсе;
б) транспортные средства (на праве собственности или на ином законном основании), соответствующие по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенные в установленном порядке к участию в дорожном движении в количестве, необходимом для обслуживания маршрута; в) водителей в возрасте не старше 60 лет, имеющих необходимую квалификацию и стаж работы водителем не менее 3 лет, прошедших медицинское освидетельствование;
г) работников необходимой квалификации, а также помещения и оборудование, позволяющие осуществлять техническое обслуживание, ремонт транспортных средств, контроль технического и санитарного состояния транспортных средств перед выездом на линию, по возвращении с линии, предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей, или договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание, ремонт транспортных средств, контроль технического и санитарного состояния транспортных средств перед выездом на линию, по возвращении с линии, предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей;
2) не находятся в процессе ликвидации (реорганизации);
3) не признаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке банкротами и в отношении которых не проводится процедура банкротства;
4) не имеют задолженности по обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за календарный год, предшествующий дате проведения конкурса, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
Для оценки заявок на право участия в конкурсе и выбора победителя конкурса создается конкурсная комиссия.
Конкурсная заявка рассматривается конкурсной комиссией в присутствии лица, подавшего данную заявку, либо его представителя на основании письменной доверенности (часть 6 статьи 4.3 Закона N 193-КЗ).
Конкурсная комиссия проводит отбор перевозчиков по следующим критериям:
1) наличие транспортных средств, принадлежащих перевозчику на праве собственности или эксплуатируемых на основании договора лизинга (сублизинга);
2) профессиональная репутация и опыт работы перевозчика по осуществлению пассажирских перевозок (в том числе на данном маршруте);
3) характеристики предлагаемых для перевозок транспортных средств (возрастная, экологические показатели, техническая структура, внешний вид и состояние салонов, удобство пользования для отдельных категорий граждан);
4) условия хранения транспортных средств;
5) наличие собственной или арендованной производственно-технической базы и лицензии на осуществление медицинской деятельности по проведению предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров водителей;
6) анализ данных о состоянии аварийности по вине водителей транспортных средств и транспортной дисциплине участников конкурсов, а также информации о невыполнении участниками конкурса требований законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе с учетом данных системы мониторинга (часть 7 статьи 4.3 Закона N 193-КЗ).
Порядок и условия организации и проведения конкурсов устанавливаются нормативными правовыми актами специально уполномоченного органа в области организации транспортного обслуживания населения и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с их компетенцией (часть 8 статьи 4.3 Закона N 193-КЗ).
По результатам конкурса с перевозчиком заключается договор на право осуществления регулярных пассажирских перевозок на маршруте регулярного сообщения (маршрутном графике) на срок 5 лет, либо на срок договора лизинга (сублизинга, кредитования) на приобретение транспортных средств (часть 9 статьи 4.3 Закона N 193-КЗ).
В соответствии с Положением о департаменте транспорта Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 02.03.2011 N 168 "О департаменте транспорта Краснодарского края", департамент транспорта Краснодарского края (далее - Департамент) является органом исполнительной власти Краснодарского края в области реализации государственной политики по обеспечению устойчивого функционирования и комплексного развития транспортного комплекса, организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильном транспорте, а также специально уполномоченным органом в области организации транспортного обслуживания населения на межмуниципальных маршрутах регулярного сообщения, пролегающих в границах территории Краснодарского края, специально уполномоченным органом государственной власти Краснодарского края в области организации транспортного обслуживания населения, организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении (п. 1.1 Положения).
Департамент транспорта Краснодарского края организует и проводит в пределах своей компетенции конкурсы на право заключения договоров на осуществление регулярных пассажирских перевозок на межмуниципальных маршрутах регулярного сообщения, заключает договоры и обеспечивает контроль за соблюдением условий договоров (п. 3.22 Положения).
Приказом департамента транспорта Краснодарского края от 25.02.2013 N 32 "О конкурсах на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Краснодарском крае" утверждено Положение о конкурсе на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Краснодарском крае.
Как следует из материалов дела при изучении конкурсной документации по лоту N 13, представленной простым товариществом в лице индивидуального предпринимателя Патрихалко А.В. к заявке на участие в конкурсе приложены светокопии водительских удостоверений на трех водителей - Павлюкова Ю.В., Федосеева К.Е. и Панкова С.В., а также копии документов, подтверждающих прохождение ими медицинского освидетельствования и копии трудовых книжек водителей Павлюкова Ю.В., Федосеева К.А. и Панкова С.В.
Согласно записям в трудовой книжке N 3241818 Павлюков Ю.В. работает водителем менее трех лет, с 01 августа 2012 г.
Таким образом, конкурсная документация не соответствует требованиям пп. в п. 5 ст. 4.3 Закона N 193-КЗ, в соответствии с которым в конкурсе могут участвовать как отдельный перевозчик, так и группа перевозчиков, объединившихся в форме, предусмотренной гражданским законодательством, для совместного выполнения пассажирских перевозок на маршруте регулярного сообщения, соблюдающие установленные законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требования по организации и осуществлению пассажирских перевозок, при условии, если они водителей в возрасте не старше 60 лет, имеющих необходимую квалификацию и стаж работы водителем не менее 3 лет, прошедших медицинское освидетельствование.
Кроме того, в части обеспечения режима труда и отдыха водителя в условиях особенностей расписания движения по маршрутному графику (ежедневное отправление из города Краснодара в 8 часов 00 минут, прибытие в город Краснодар в 20 часов 40 минут), по лоту N 13 для выполнения перевозок необходимо проведение контроля технического и санитарного контроля состояния транспортных средств перед выездом на линию, по возвращении с линии. Между тем, в соответствии с п. 1.2. договоров N 61-ТК и 61-ТК/1 от 1 декабря 2013 г. на оказание услуг по контролю технического состояния автотранспорта, заключенного членами простого товарищества и ООО "Автобаза Турист" определено время проведения контроля в рабочие дни с 6 часов 00 минут до 20 часов 00 минут, что не позволяет провести контроль технического и санитарного состояния транспортных средств по возвращении с линии.
Аналогичные требования не соблюдены в представленной конкурсной документации в части обеспечения режима труда водителя в условиях особенностей расписания движения по маршрутному графику (ежедневное отправление из города Краснодара в 8 часов 00 минут, прибытие в город Краснодар в 20 часов 40 минут). Так для выполнения перевозок необходимо проведение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей, однако п. 2.1.1. договоров заключенных членами простого товарищества с ООО "Север-Юг" определено время проведения ежедневного медицинского осмотра водителей транспортных средств с 4 часов 00 минут до 19 часов 00 минут, что не позволяет провести послерейсовый медицинский осмотр водителей.
Согласно пп. г п. 5 ст. 4.3 Закона N 193-КЗ, в соответствии с которым в конкурсе могут участвовать как отдельный перевозчик, так и группа перевозчиков, объединившихся в форме, предусмотренной гражданским законодательством, для совместного выполнения пассажирских перевозок на маршруте регулярного сообщения соблюдающие установленные законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требования по организации и осуществлению пассажирских перевозок, при условии, если они имеют в наличии помещения и оборудование, позволяющие осуществлять техническое обслуживание, ремонт транспортных средств, контроль технического и санитарного состояния транспортных средств перед выездом на линию, по возвращении с линии, предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей, или договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание, ремонт транспортных средств, контроль технического и санитарного состояния транспортных средств перед выездом на линию, по возвращении с линии, предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей.
При изучении конкурсной документации по лоту N 17, представленной простым товариществом в лице индивидуального предпринимателя Патрихалко А.В. к заявке на участие в конкурсе приложены светокопии водительских удостоверений на трех водителей - Турыгина Ю.Н., Гадаева А.П. и Султанова Б.Б., а также копии документов, подтверждающих прохождение ими медицинского освидетельствования и копии трудовых книжек водителей Турыгина Ю.Н., Гадаева А.П. и Султанова Б.Б.
Согласно записям в трудовой книжке N 7576350 Султанов Б.Б. работает водителем менее трех лет, с 01 марта 2012 г.
Таким образом, конкурсная документация не соответствует требованиям пп. в п. 5 ст. 4.3 Закона N 193-КЗ, в соответствии с которым в конкурсе могут участвовать как отдельный перевозчик, так и группа перевозчиков, объединившихся в форме, предусмотренной гражданским законодательством, для совместного выполнения пассажирских перевозок на маршруте регулярного сообщения, соблюдающие установленные законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требования по организации и осуществлению пассажирских перевозок, при условии, если они водителей в возрасте не старше 60 лет, имеющих необходимую квалификацию и стаж работы водителем не менее 3 лет, прошедших медицинское освидетельствование.
Таким образом, отказ ответчику в допуске к конкурсу по лотам N 13 и 17 соответствует требованиям пп. в и г п. 5 ст. 4.3 Закона N 193-КЗ, а также п. 4.3. Положения о конкурсе.
Истец оспаривает также результаты конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Краснодарском крае в части лотов N 16 и 18 на том основании, что он проведён с существенными нарушениями закона, влекущими отмену его результатов.
Так, выражая несогласие с результатами конкурса по лоту N 16, победителем которого определено простое товарищество в лице индивидуального предпринимателя Шаповалова О.Н. истец указывает, что простое товарищество в лице индивидуального предпринимателя Патрихалко А.В. представило на конкурс основным транспортным средством автобус марки YUTONG ZK6129H, год выпуска - 2010, а транспортное средство, представленное Шаповаловым имеет более ранний год выпуска. Кроме того, как указывает истец он имеет опыт работы на маршруте N 521 сообщением "Краснодар- Мостовской".
Между тем, из бюллетеней голосования членов комиссии видно, что один из троих членов конкурсной комиссии, присутствовавших на заседании Лыгин В.Ф. оценивая транспортные средства, присваивает транспортному средству простого товарищества в лице индивидуального предпринимателя Патрихалко А.В. 1 место, а транспортному средству простого товарищества в лице индивидуального предпринимателя Шаповалова О.Н. 2 место. При этом двое оставшихся членов комиссии - Подолинский А.Л. и Фадеев И.В. присваивают участникам конкурса равные места, что указывает на преимущество простого товарищества в лице индивидуального предпринимателя Патрихалко А.В. по данному критерию. При оценке профессиональной репутации и опыта работы перевозчика по осуществлению пассажирских перевозок члены конкурсной комиссии присвоили участникам конкурса равные места.
Однако истцом не учтено, что при определении победителя конкурсной комиссией учитывались и другие критерии, в результате чего простое товарищество в лице индивидуального предпринимателя Шаповалова О.Н. определено победителем по лоту N 16.
Каких-либо доказательств, указывающих на неверное принятие решения членов конкурсной комиссии по другим конкурсным критериям истцом не представлено.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на истца в порядке и размерах, установленных ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.2015 по делу N А32-212/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Патрихалко Анатолия Владимировича (ОГРНИП 304231411900271/ ИНН 231400714729) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2850 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-212/2015
Истец: Злобин И А, Злобин Илья Александрович, Патрихалко А В, Патрихалко Анатолий Владимирович
Ответчик: Департамент Транспорта КК, департамент транспорта Краснодарского края
Третье лицо: ООО "РОСТРАНСАВТО", Уханев Владислав Анатольевич, Шаповалов Олег Николаевич