г. Санкт-Петербург |
|
11 ноября 2015 г. |
Дело N А26-4108/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 ноября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шамовой Г.А.
при участии в заседании:
от истца: Косенков А.И. - по доверенности от 12.01.2015;
от ответчика: не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22269/2015) ФКУ "Военный комиссариат Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.07.2015 по делу N А26-4108/2015 (судья Дементьева А.В.), принятое
по иску Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Республиканская больница им. В. А. Баранова", место нахождения: 185019, г. Петрозаводск, ул. Пирогова, д. 3, ОГРН 1021000530066,
к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Республики Карелия", место нахождения: 185035, г. Петрозаводск, ул. Антикайнена, д. 19, ОГРН 1031000007720,
третье лицо: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Карелия
о взыскании неосновательного обогащения
установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия "Республиканская больница им. В. А. Баранова" (далее - истец, Больница) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением о взыскании с Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Карелия" (далее - ответчик, Военный комиссариат) 5 805 654,55 руб. неосновательного обогащения.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Карелия.
Решением суда от 20.07.2015 требования истца удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решение, обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит решение от 20.07.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, спор между истцом и ответчиком основан на различном понимании норм закона, определяющих смысл понятий "медицинское обследование" и "медицинское освидетельствование" и их соотношении при определении уровней бюджетного финансирования. При этом Военный комиссариат указал на то, что порядок компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" определен в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила N704), в подпункте 3 пункта 3 которых указан перечень мероприятий, к участию в которых привлекаются врачи-специалисты и средний медицинский персонал, а также определен исчерпывающий перечень расходов, компенсируемых военными комиссариатами, в котором отсутствуют расходы на проведение обязательных диагностических исследований до начала проведения медицинского освидетельствования, в связи с чем ответчику как получателю бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств на означенные мероприятия не устанавливались и у него отсутствует обязанность по оплате оказанных Больницей услуг. Кроме того, ответчик ссылается на то, что поскольку финансовое обеспечение медицинского обследования граждан, указанных в пункте 1 статьи 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" осуществляется в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья, Военный комиссариат не является надлежащим ответчиком по делу.
К судебному заседанию от третьего лица в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Карелия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы ответчика несостоятельными.
В судебном заседании представитель истца позицию ответчика также не признал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу Военного комиссариата без удовлетворения.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечил явку своего представителя в судебное заседание, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 01.04.2014 по 31.12.2014 в связи с направление ответчиком истцу призывников последним были оказаны Военному комиссариату услуги по медицинскому освидетельствованию и медицинскому обследованию граждан Российской Федерации при подготовке к военной службе и выставлены в его адрес счета N 221, 222, 223 от 29.05.2014, N275, 276, 277, 278, 279 от 16.06.2014, N395, 396, 397 от 21.07.2014, N 500, 501, 502 от 06.08.2014, N 616 от 04.09.2014, N731, 734, 735 от 09.10.2014, N 964, 965, 966 от 03.12.2014, N972, 973, 974 от 15.12.2014, N61, 62, 63 от 26.01.2015 на общую сумму 5 805 654,55 руб.
Однако, ответчик отказался от возмещения истцу расходов, связанных с проведением диагностических исследований в целях медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет при призыве на военную службу, в связи с чем Больница обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Военного комиссариата сбереженных им денежные средств, являющихся неосновательным обогащением последнего.
Удовлетворяя требования истца в полном объеме, суд первой инстанции посчитал их обоснованными как по праву, так и по размеру.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ей удовлетворения и отмены принятого по делу решения на основании следующего.
В соответствии с пунктом 17 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 N 1609, одной из основных задач военного комиссариата является организация совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и представителями медицинских организаций (военно-медицинских учреждений) медицинского освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, призываемых на военную службу (военные сборы), и осуществление контроля за прохождением ими медицинского обследования.
Согласно статье 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением этого закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5.1 Закона N 53-ФЗ граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами. Финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 6). Финансовое обеспечение медицинского обследования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан (пункт 7).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N 1441 утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе (далее - Постановление N 1441), пунктом 1 которого предусмотрено, что финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 2 Постановления N 1441 обязательная подготовка граждан к военной службе включает, в частности, медицинское освидетельствование и медицинское обследование.
Порядок компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ, определен Правилами N 704.
Пунктами 2 - 4 Правил N 704 предусмотрено, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные, в том числе, с прохождением медицинского освидетельствования и медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу. Компенсации таких расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации. Выплата указанной компенсации осуществляется путем перечисления на счета получателей компенсации (образовательных учреждений общественных объединений и транспортных организаций) на основании их счетов средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства федеральному казенному учреждению, находящемуся в ведении Министерства обороны Российской Федерации.
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела истцом в период с 01.04.2014 по 31.12.2014 призывникам, направленным ответчиком для обследования, были проведены следующие диагностические исследования: лабораторная диагностика, нейрофункциональная диагностика, рентгенодиагностика, ультразвуковая диагностика, функциональная диагностика, консультации врачей специалистов, стационарное лечение, МРТ, СКТ, эндоскопия и амбулаторные хирургические манипуляции, на общую сумму 5 805 654,55 руб.
Материалами дела подтверждается отсутствие между сторонами договорных отношений в 2014 году.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено судом, услуги по медицинскому освидетельствованию и медицинскому обследованию граждан Российской Федерации при подготовке к военной службе оказывались истцом по инициативе, с ведома и одобрения Военного комиссариата в рамках ранее сложившихся между ними правовых отношений.
Доказательств обратного ответчиком вопреки части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено.
Факт оказания истцом услуг, равно как и объем (стоимость) оказанных услуг, ответчиком не оспаривается.
При таких обстоятельствах, учитывая, что за счет предоставления Больницей медицинских услуг на заявленную сумму, ответчик выполнил возложенные на него законом публичные функции по организации призыва граждан на военную службу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение в размере 5 805 654,55 руб., в связи с чем, руководствуясь статьёй 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно удовлетворил заявленные исковые требований в полном объеме.
Нарушений или неправильного применения норм материального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
Доводы подателя жалобы об обратном основаны на ошибочном толковании положений вышеназванных нормативных правовых актов, а потому отклоняются апелляционной коллегией как несостоятельные.
На основании изложенного, а также принимая во внимание, что нарушений или неправильного применения норм процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, при вынесении решения от 20.07.2015 судом первой инстанции не допущено, дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все доводы сторон и представленные ими доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной коллегии не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика и отмены или изменения принятого по делу решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.07.2015 по делу N А26-4108/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Республики Карелия" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
Г. В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4108/2015
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия "Республиканская больница им. В. А. Баранова"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ", ФКУ "Военный комиссариат Республики Карелия"
Третье лицо: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РК