г. Чита |
|
10 ноября 2015 г. |
Дело N А78-4427/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гречаниченко А.В.,
судей Юдина С.И., Скажутиной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шаферовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Амта" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 июня 2015 года по делу N А10-945/2015 по иску Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия (ОГРН 1110327013500, ИНН 0326501651; адрес: г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, д. 8) к открытому акционерному обществу "Амта" (ОГРН 1020300894712, ИНН 0323004316; адрес: г. Улан-Удэ, ул. Пирогова, д. 3 А) о взыскании 1 411 828,56 руб. (суд первой инстанции: Борголова Г.В.),
при участии в судебном заседании конкурсного управляющего ОАО "Амта" - Анучиной О.А.,
установил:
Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия (далее - Минпромторг Республики Бурятия, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском о взыскании 1 411 828 рублей 56 копеек - полученной субсидии и процентов за пользование субсидией с закрытого акционерного общества "АМТА" (далее - ЗАО "АМТА", ответчик).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 июня 2015 года иск удовлетворен в полном объеме: с ответчика в пользу истца взыскано 1 411 828 рублей 56 копеек, из которых 1 219 376 рублей 80 копеек - предоставленная субсидия, 192 451 рубль 76 копеек - проценты за пользование субсидией.
Ответчик, не согласившись с решением суда, обжаловал его в апелляционном порядке, ссылаясь на отсутствие оснований для расторжения инвестиционного соглашения ввиду надлежащего выполнения его условий ответчиком, а также на неуведомление ответчика об одностороннем расторжении инвестиционного соглашения.
Стороны о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в судебном заседании представитель ОАО "АМТА" поддержал доводы жалобы, истец представителя для участия в судебном заседании не направил.
Руководствуясь частью 1 статьи 123, частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного истца.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что распоряжением Правительства Республики Бурятия от 23.03.2012 N 168-р "О предоставлении ЗАО "АМТА" государственной поддержки в форме субсидий на компенсацию части платы за пользование кредитами коммерческих банков" ЗАО "АМТА" с целью реализации инвестиционного проекта "Модернизация оборудования линий по производству шоколадных конфет конфетно-карамельного цеха ЗАО "АМТА", ответчику предоставлена государственная поддержка в форме субсидий на компенсацию части платы за пользование кредитами коммерческих банков (далее - субсидии) в размере 1 339 884,10 рублей, в том числе за 2011 год - 636 258,86 рублей, за 2012 год - 551 190,16 рублей, за 2013 год - 151 687,68 рублей, за 2014 год - 747,4 рублей (л.д. 12).
6 апреля 2012 года между Правительством Республики Бурятия и ЗАО "АМТА" заключено инвестиционное соглашение N 010-000018 (л.д. 13-19), предметом которого является взаимодействие сторон по реализации инвестиционного проекта "Модернизация оборудования линий по производству шоколадных конфет конфетно-карамельного цеха ЗАО "Амта", предусматривающего приобретение комплекта оборудования для производства многослойных и отливных слойных конфет, с объемом инвестиций 28 400 000 рублей и сроком реализации с 2011 по 2014 годы.
Согласно пункту 2.3.1. инвестиционного соглашения Правительство Республики Бурятия обязуется предоставить инвестору государственную поддержку в форме субсидии на компенсацию части платы за пользование кредитами коммерческих банков.
В материалы дела представлено кредитное соглашение N КС-756111/2011/00005 от 24.01.2011, заключённое между ЗАО "АМТА" и филиалом ОАО "Банк ВТБ" в г. Улан-Удэ, об открытии кредитной линии на сумму 12 000 000 рублей (л.д. 36-54).
23 августа 2012 года во исполнение инвестиционного соглашения между Министерством промышленности и торговли Республики Бурятия и ЗАО "АМТА" подписано соглашение N 2 о предоставлении государственной поддержки в форме субсидии на компенсацию части затрат, связанных с уплатой процентов по кредиту, полученному для финансирования инвестиционного проекта. Согласно пункту 1.1 соглашения N 2 Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия, являясь главным распорядителем бюджетных средств, обязуется в течение срока действия настоящего соглашения предоставить ЗАО "АМТА" субсидию в сумме 1 339 884,10 рублей путём ежемесячного перечисления причитающихся сумм субсидии на банковский счет N 40702810800561000377, открытый организацией в банке.
Также 23 августа 2012 года между Министерством промышленности и торговли Республики Бурятия, филиалом ОАО "Банк ВТБ" в г. Улан-Удэ и ЗАО "АМТА" подписано соглашение N 2/1, предметом которого является установление прав и обязательств сторон на период действия настоящего соглашения, определяющих порядок предоставления субсидии в общей сумме 1 339 884,10 рублей на компенсацию части затрат, связанных с уплатой процентов по кредиту, предоставленному банком организации на основании кредитного договора N КС-756111/2011/00005 от 24.01.2011, на финансирование инвестиционного проекта "Модернизация оборудования линий по производству шоколадных конфет конфетно-карамельного цеха ЗАО "АМТА".
Всего в период с 19.10.2012 по 04.10.2013 ответчику перечислены субсидии в общей сумме 1 219 376 рублей 80 копеек. Перечисление денежных средств осуществлялось главным распорядителем бюджетных средств Министерством промышленности и торговли Республики Бурятия.
Факт перечисления субсидии подтверждается копиями платежных поручений N 2501520 от 19.10.2012 на сумму 1 003 743 рубля 09 копеек, N 2972172 от 29.12.2012 на сумму 23 616 рублей 30 копеек, N 2985470 от 15.01.2013 на сумму 64 954 рубля 16 копеек, N 3651697 от 23.05.2013 на сумму 69 814 рублей 36 копеек, N 3840701 от 26.06.2013 на сумму 15 823 рубля 35 копеек, N 4375839 от 04.10.2013 на сумму 41 425 рублей 54 копейки.
Распоряжением Правительства Республики Бурятия N 646-р от 20.10.2014 инвестиционное соглашение N 010-000018 от 06.04.2012, заключенное между Правительством Республики Бурятия и ЗАО "АМТА", по реализации инвестиционного проекта "Модернизация оборудования линий по производству шоколадных конфет конфетно-карамельного цеха" расторгнуто, и предоставление государственной поддержки, предусмотренной указанным инвестиционным соглашением, прекращено (л.д. 154).
Изложенные фактические обстоятельства не оспариваются сторонами.
Истец, ссылаясь на расторжение инвестиционного соглашения, обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика 1 219 376 рублей 80 копеек - суммы предоставленной субсидии, 192 451 рубль 76 копеек - процентов за пользование субсидией.
Арбитражным судом Республики Бурятия в отношении ответчика рассматривается дело о его признании несостоятельным (банкротом) N А10-3476/2014.
Производство по делу N А10-3476/2014 возбуждено 19 августа 2014 года.
02 октября 2014 года в отношении должника ОАО "АМТА" введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждена Анучина Ольга Анатольевна.
Решением от 19 февраля 2015 года по делу N А10-3476/2014 ОАО "АМТА" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев.
Из материалов дела следует, что взыскиваемая истцом сумма субсидии и процентов за пользование субсидией является с учётом расторжения инвестиционного соглашения N 010-000018 от 06.04.2012 с 20 октября 2014 года денежным обязательством ответчика, возникшим после принятия арбитражным судом к производству заявления о признании должника "АМТА" банкротом.
С учетом части 1 статьи 5 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 2 постановления от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве", предъявленная к взысканию сумма относится к текущим платежам и требование о взыскании рассматривается в самостоятельном исковом производстве.
Предоставление субсидий из средств республиканского бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предусмотрено Законом Республики Бурятия N 868 - IV от 08.05.2009 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Бурятия".
Согласно статье 3 вышеуказанного Закона Республики Бурятия одной из форм государственной поддержки инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Бурятия, является предоставление за счет средств республиканского бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственных (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг на компенсацию части платы за пользование кредитами коммерческих банков утверждён постановлением Правительства Республики Бурятия N 77 от 21.02.2008.
Согласно пункту 4.7 Порядка предоставления субсидий, утверждённого постановлением Правительства Республики Бурятия N 77 от 21.02.2008, в случае досрочного расторжения инвестиционного соглашения и прекращения предоставления субсидий получатель субсидии обязан произвести возврат в республиканский бюджет сумм ранее полученных субсидий, а также процентов на указанные суммы за период их фактического использования в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на дату расторжения инвестиционного соглашения.
Возможность одностороннего отказа от инвестиционного соглашения N 010-000018 от 06.04.2012 по инициативе Правительства Республики Бурятия предусмотрена пунктом 4.4 инвестиционного соглашения.
Кроме того, одностороннее расторжение инвестиционного соглашения предусмотрено статьёй 11 Закона Республики Бурятия N 868 - IV от 08.05.2009 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Бурятия".
В соответствии с пунктом 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.06.2015, в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Соответственно, инвестиционное соглашение N 010-000018 от 06.04.2012 считается расторгнутым с 20 октября 2014 года.
Причиной одностороннего отказа Правительства Республики Бурятия от инвестиционного соглашения N 010-000018 от 06.04.2012 явилось невыполнение ответчиком показателей реализации инвестиционного проекта. Арбитражным судом первой инстанции вопрос об обстоятельствах и основаниях для расторжения инвестиционного соглашения обсуждался, соответствующие пояснения истца представлены в дело и оглашены непосредственно в судебном заседании (09:00-12:36 аудиозаписи судебного заседания от 04.06.2015),
Ответчик факт одностороннего расторжения 20.10.2014 инвестиционного соглашения N 010-000018 от 06.04.2012 не оспорил, доказательств того, что условия инвестиционного соглашения надлежаще и в полном объеме исполнялись (по экономической, бюджетной, социальной эффективности, заявленной в бизнес-плане по реализации проекта, по направлению отчетов), в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено. Апелляционная жалоба также не содержит ссылок на документы, подтверждающие надлежащее исполнение соглашения.
В связи с расторжением инвестиционного соглашения N 010-000018 от 06.04.2012 вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований о возвращении в республиканский бюджет в соответствии с пунктом 4.7 Порядка предоставления субсидий, утверждённого постановлением Правительства Республики Бурятия N 77 от 21.02.2008 перечисленных ответчику сумм субсидии на компенсацию части затрат за пользование кредитами коммерческих банков в общей сумме 1 219 376 рублей 80 копеек признаются обоснованными.
Также истцом заявлено о взыскании с ответчика начисленных процентов за пользование субсидией по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на дату расторжения инвестиционного соглашения, в общей сумме 192 451 рубль 76 копеек за период с даты получения сумм субсидии ответчиков по день расторжения инвестиционного соглашения.
Расчёт процентов за пользование субсидией судом проверен, признаётся верным (л.д. 62-63). Арифметически расчет ответчиком не оспорен, доводов относительно взыскания процентов апелляционная жалоба также не содержит.
Таким образом, удовлетворение иска в полном объеме является обоснованным.
Суд первой инстанции освободил ответчика от уплаты государственной пошлины за рассмотрение иска на основании части 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются по изложенным основаниям. Обстоятельство надлежащего выполнения условий инвестиционного соглашения ответчиком не подтверждено, и у истца имелись достаточные основания для одностороннего расторжения инвестиционного соглашения на основании статьи 11 Закона Республики Бурятия N 868 - IV от 08.05.2009 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Бурятия", и пункта 4.4 инвестиционного соглашения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 июня 2015 года по делу N А10-945/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.В. Гречаниченко |
Судьи |
Е.Н. Скажутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-945/2015
Истец: Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия
Ответчик: ОАО Амта