г. Чита |
|
12 ноября 2015 г. |
Дело N А58-1863/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Монаковой О.В., судей Ошировой Л.В., Куклина О.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Трифоновой Ю.О., рассмотрел в судебном апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" Городского округа "Город Якутск" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2015 года по делу N А58-1863/2015 по иску открытого акционерного общества "Водоканал" (ИНН 1435219600, ОГРН 1091435008081, адрес (место нахождения): 677000, Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Богдана Чижика, 19) к муниципальному унитарному предприятию "Жилкомсервис" Городского округа "Город Якутск" (ИНН 1435242617, ОГРН 1111435006935, адрес (место нахождения): 677008, Республика Саха (Якутия), город Якутск, переулок Базовый, 4) о взыскании 31 712 791, 70 рублей, (суд первой инстанции: Семенова У.Н.)
определением от 05 ноября 2015 г. произведена замена судьи Даровских К.Н. на судью Оширову Л.В.
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
установил:
открытое акционерное общество "Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Жилкомсервис" Городского округа "Город Якутск" о взыскании 31 712 791, 70 рублей долга по договору водоотведения N А2560*/02/14 от 01.01.2014.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2015 года взыскано с муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" Городского округа "Город Якутск" в пользу открытого акционерного общества "Водоканал" 21 598 282 рубля 27 копеек долга, а также 123 663 рубля 24 копейки расходов по оплате государственной пошлины, всего 21 721 945 рублей 51 копейку. Взыскано с открытого акционерного общества "Водоканал" в доход федерального бюджета 4 копейки государственной пошлины. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке.
Заявитель в своей апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что сливная станция и СБОС это инженерные сооружения, которые технологически связаны между собой и предназначены для водоотведения (приема, транспортировки, очистки сточных вод и сброса в водный объект), а соответственно вместе являются централизованной системой водоотведения. По отдельности данные сооружения представляют собой объекты такой централизованной системой водоотведения. Истец владеет не всей централизованной системой водоотведения, а только ее отдельным объектом - СБОС, сливная станция принадлежит ответчику на праве хозяйственного ведения, поэтому вывод суда о том, что сливная станция подключена (технологически присоединена) к централизованной системе водоотведения истца является ошибочным.
Также ответчик не является абонентом по отношению к истцу. Абонент - физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор водоотведения, т.е. договор, предмет которого - прием, транспортировка, очистка и последующий сброс сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Ответчик не подпадает под данное определение.
В рамках вышеуказанного договора истец не производит водоотведение, а осуществляет только очистку принятых сточных вод ответчиком от абонентов и их сброс в водный объект. Следовательно, договор, подписанный между истцом и ответчиком, не является договором водоотведения, а заключен в соответствии со ст. 11 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и направлен на обеспечение водоотведения для абонентов, объекты которых не подключены к централизованной системе водоотведения.
Обязательство по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения возникает у лица при условии, что такое лицо является абонентом и им фактически сброшены в централизованную систему водоотведения сточные воды, не соответствующие нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах. Удовлетворяя исковые требования суд ошибочно исходил из наличия этих условий.
Результаты анализа проб сточных вод. нельзя признать достоверными, а произведенный судом расчет платы за негативное воздействие на централизованную систему, правильным, поскольку в протоколах указаны не фактические результаты проведенных анализов, а результаты е учетом погрешности измерения, при этом отсутствуют данные о величине погрешности, и не сказано. каким образом в полученном результате учтена такая погрешность.
Удовлетворяя требование к ответчику, суд взыскал в пользу истца плату за негативное воздействие на всю централизованную систему, тогда как истец, владеет только ее частью. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность для лиц эксплуатирующих отдельные объекты централизованной системы водоотведения, возмещать друг другу расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу такой системы.
Сточные воды из песколовок (сточные воды абонентов) в централизованную систему водоотведении истца не попадали, так как истец не владеет такой системой, ему принадлежит только отдельный объект централизованной системы водоотведения - СБОС. Сточные воды поступили на СБОС истца с показателями концентрации загрязняющих веществ отличными от таких показателей, которые были определены по результатам анализа проб сточных вод. отобранных в песколовках. Поэтому, истец не вправе требовать плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает, что ответчик является их абонентом, так как сливная станция подключена к их канализационной системе и соединены друг с другом канализационными сетями. В отношении них и ответчика были установлены тарифы на услуги в сфере водоотведения с учетом приема, транспортировки и очистки сточных вод. Контррасчет в связи с несогласием с результатами анализа проб сточных вод, несмотря на присутствие представителя ответчика при отборе проб, ответчиком не представлено. Условиями договора водоотведения предусмотрено место отбора проб -песколовки, откуда и были взяты отборы проб. Все сточные воды, поступившие в сливную станцию ответчика с момента их приема им, являются сточными водами самого ответчика, которые он принял по соответствующим актам.
Представлено сообщение о переименовании с открытого акционерного общества "Водоканал" на акционерное общество "Водоканал".
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдение норм процессуального права в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 01.01.2014 между истцом (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ответчиком (абонент) заключен договор водоотведения N А2560*02/14, в соответствии с условиями которого, организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в настоящем договоре, Приложение N1 ( Анкета - расчет).
Граница балансовой принадлежности по канализационным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства определяется в акте о разграничении балансовой принадлежности согласно приложению N 2 (пункт 2 договора).
Граница эксплуатационной ответственности по канализационным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства определяется в акте о разграничении эксплуатационной ответственности согласно приложению N 3. Местом исполнения обязательств по настоящему договору является точка, расположенная на границе эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства (пункт 3 договора).
Сведения о режиме приема сточных вод определяются в соответствии с условиями подключения (технологического присоединения.) к централизованной системе водоотведения согласно приложению N 4 (пункт 5 договора).
Оплата по настоящему договору осуществляется абонентом по тарифам на водоотведение, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При установлении организацией водопроводно-канализационного хозяйства двухставочных тарифов указывается размер нагрузки, в отношении которой применяется ставка тарифа за удержание централизованной системы водоотведения. Тариф на водоотведение, установленный на момент заключения настоящего договора 14,3 и 14,73 руб./куб. м. без НДС (пункт 6 договора).
Расчетный период, установленный настоящим договором, равен 1 календарному месяцу. Абонент оплачивает отведенные сточные воды в объеме отведенных сточных вод до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации водопроводно-канализационного хозяйства (пункт 7 договора).
Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер платы абонента воды в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 9 договора).
Согласно подпункту "Е" пункта 12 договора абонент обязан производить оплату в сроки, порядке и размере, которые определены в соответствии с настоящим договором, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за вред, причиненный водному объекту.
В приложении N 5 к договору указаны сведения об узлах учета сточных вод и о местах отбора сточных вод точки А, Б, С (смешанная) с указанием схемы их расположения.
Так же 01.01.2014 между истцом (абонент) и ответчиком (организация водопроводно-канализационного хозяйства) заключен договор водоотведения N 13, в соответствии с условиями которого, организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод со станции биологической очистки (СБОС) в систему водоотведения сливной станции, хранением в резервуарах усреднителях с последующим сбросом на станцию биологической очистки сточных вод (СБОС) абонента, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, установленных законодательством Российской Федерации и производить оплату за водоотведение организации водопроводно-канализационного хозяйства в сроки, порядке и размере, определенных настоящим договором.
Сведения о режиме приема сточных вод (максимальный суточный) устанавливаются в соответствии с фактическим среднесуточным сбросом в размере 5 880 м3 (пункт 1.2 договора).
В 2014 году на объекте ответчика "Сливная станция" по адресу: г. Якутск, ул. 50 лет Советской Армии 53, принадлежащей ответчику на праве хозяйственного ведения в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серии 14-АБ N 155896, представителями истца, в присутствии представителей ответчика, произведен отбор сточных вод, о чем составлены акты:
- по отбору проб в приемной камере: 716 от 28.01.2014, N 768 от 17.04.2014, N 783 от 15.05.2014, N 799 от 17.06.2014, N 821 от 21.07.2014, N 835 от 18.08.2014, N 850 от 15.09.2014, N 875 от 21.10.2014, N 890 от 18.11.2014, N 906 от 15.12.2014.
- по отбору проб в песколовках N 767 от 17.04.2014, N 782 от 15.05.2014, N 798 от 17.06.2014, N 820 от 21.07.2014, N 836 от 18.08.2014, N 851 от 15.09.2014, N 874 от 21.10.2014, N 891 от 18.11.2014, N 905 от 15.12.2014.
Полученные пробы переданы в Химико-бактериологическую лабораторию ОАО "Водоканал" (аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) в системе аккредитации аналитических лабораторий (центров) N РОСС RU.0001.518585).
По результатам проверки полученных отборов составлены протоколы:
- N 716 от 03.02.2014, N 768 от 17.04.2014, N 783 от 15.05.2014, N 799 от 17.06.2014, N 821 от 28.07.2014, N 835 от 25.08.2014, N 850 от 22.09.2014, N 875 от 27.10.2014, N 890 от 24.11.2014 N 906 от 22.12.2014 результатов анализа сточных вод в приемной камере выявлено - превышение фактических показателей свойств сточных вод ответчика над допустимыми - установленными действующим законодательством и договором.
- N 716 от 03.02.2014, N 768 от 17.04.2014, N 783 от 15.05.2014, N 799 от 17.06.2014, N 821 от 28.07.2014, N 835 от 25.08.2014, N 850 от 22.09.2014, N 875 от 27.10.2014, N 890 от 24.11.2014 N 906 от 22.12.2014 результатов анализа сточных вод в песколовках, выявлено - превышение фактических показателей свойств сточных вод ответчика над допустимыми - установленными действующим законодательством и договором.
В связи с наличием превышения фактических показателей свойств сточных вод ответчика над допустимыми - установленными действующим законодательством и договором, истец рассчитал плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в размере 31 712 791, 70 рублей и направил ответчику счет N 117 от 31.01.2015.
Письмом N 98/Б от 26.02.2015 ответчик отклонил вышеназванный счет, мотивировав это тем, что на совместном совещании по вопросам платежей МУП "Жилкомсервис" за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения ОАО "Водоканал" под председательством заместителя председателя Правительства Республики Саха (Якутия) 29.04.2014 принято решение о не выставлении ОАО "Водоканал" платы за негативное воздействие сточных вод на централизованную систему водоотведения ОАО "Водоканал" в адрес МУП "Жилкомсервис".
Неоплата ответчиком вышеуказанного счета послужила основанием для обращения в суд с иском о взыскании задолженности в размере 31 712 791 рубль 70 копеек, в том числе за январь 2014 года -1 660 018 рублей 17 копеек, апрель 2014 года- 6 443 560 рублей 16 копеек, май 2014 года -2 475 427 рублей 35 копеек, июнь 2014 года -757 366 рублей 75 копеек, июль 2014 года- 1 563 029 рублей 91 копейка, август 2014 года- 762 834 рубля 49 копеек, сентябрь 2014 года -1 227 379 рублей 96 копеек, октябрь 2014 года -2 202 229 рублей 84 копейки, ноябрь 2014 года -2 264 076 рублей 56 копеек, декабрь 2014 года 7 519 324 рубля, всего 26 875 247 рублей 20 копеек, и налога на добавленную стоимость 4 837 544 рубля 50 копеек, в результате выявленного превышения фактических показателей свойств сточных вод над допустимыми, возникшими в сточных водах ответчика.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования истца, исходил из наличия оснований для начисления платы за превышение предельно допустимой концентрации в сточных водах загрязняющих веществ, руководствовался статьями 539, 548, 307-310 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
По договору энергоснабжения (статья 539 Гражданского кодекса Российской Федерации) энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона.
В силу пункта 25 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
Согласно пункту 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 10 статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ от 17.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении").
Пунктом 36 Правил N 644 истцу как организации водопроводно-канализационного хозяйства предоставлено право взимать с абонентов плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения произведен в соответствии с пунктом 123 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644.
Нормативные показатели допустимых сбросов сточных вод в централизованную систему водоотведения утверждены в приложении N 3 к Правилам N 644.
При этом к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов" относятся абоненты, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 200 куб. м/сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.
Из пункта 114 Правил N 644 следует, что состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
Положениями пунктов 118 - 119 Правил N 644 предусмотрено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Абоненты ежеквартально (не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом) представляют в организацию, осуществляющую водоотведение, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, приведенной в пункте 123 настоящих Правил, в виде документа, составленного согласно приложению N 5. Плата вносится абонентом ежемесячно на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение. При этом объем сточных вод учитывается в соответствии с условиями заключенных договоров. В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании декларации о составе и свойствах сточных вод. В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и декларации о составе и свойствах сточных вод расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании результатов контрольных проб сточных вод.
В случае если абонент осуществил сброс сточных вод с нарушением требований, установленных пунктом 114 настоящих Правил, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения допустимой концентрации загрязняющего вещества определяется без учета налога на добавленную стоимость (веществ) и нормативов свойств сточных вод.
На основании проведенных лабораторных исследований пробы сточной воды, отобранной в согласованном месте отбора проб, в соответствии с актами в точках А, Б, С (песколовках), было установлено превышение допустимой концентрации загрязняющих веществ.
Расчет платы за негативное воздействие правомерно произведен в соответствии с пунктом 123 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, который судом проверен, признан верным.
Поскольку ответчик в добровольном порядке не исполнил обязательство по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, суд первой инстанции правомерно взыскал с него сумму 21 598 282, 27 рублей.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на его законность и обоснованность. Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2015 года по делу N А58-1863/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
О.В. Монакова |
Судьи |
О.А. Куклин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-1863/2015
Истец: ОАО "Водоканал"
Ответчик: МУП "Жилкомсервис" Городского округа "Город Якутск"
Хронология рассмотрения дела:
30.03.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7408/15
23.03.2016 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-1863/15
25.02.2016 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-1863/15
18.02.2016 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-1863/15
12.11.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4533/15
17.09.2015 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-1863/15
30.06.2015 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-1863/15