г. Самара |
|
12 ноября 2015 г. |
Дело N А55-10750/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 ноября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Рогалевой Е.М., Бажана П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Законовым А.М.,
с участием:
от заявителя - Кириенко Е.В., доверенность 02-269/6419 от 25.11.2013 г.,
от ответчиков:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Гетманова Ю.С., доверенность N 2 от 26.01.2015 г.,
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области - Ряхова Л.В., доверенность 12-6121 от 28.08.2015 г.,
от третьих лиц:
Бусуюк Ивана Ивановича - не явился, извещен,
Евсеева Федора Захаровича - не явился, извещен,
Межрайонной ИФНС России N 3 по Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Сызрань Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.09.2015 года по делу N А55-10750/2015 (судья Филатов М.В.)
по заявлению Администрации городского округа Сызрань Самарской области, г. Сызрань, Самарская область,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г.Самара,
к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области, г.Самара,
с участием третьих лиц - Бусуюк Ивана Ивановича,
Евсеева Федора Захаровича,
Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Самарской области,
об исключении сведений о земельном участке и снятии с государственного кадастрового учета земельный участок
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Сызрань Самарской области обратилась в арбитражный суд с заявлением, с учетом принятого судом уточнения, о признании незаконными действий Управления Росреестра по Самарской области по внесению записи в ЕГПР незаконными и о возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области исключить записи о земельном участке и снять с государственного кадастрового учета земельный участок.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.09.2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Администрация городского округа Сызрань Самарской области просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 10.09.2015 года по делу N А55-10750/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв Межрайонной ИФНС России N 3 по Самарской области на апелляционную жалобу, в котором она просит апелляционный суд решить спор на усмотрение суда и рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ее представителей.
В судебном заседании представитель подателя жалобы её доводы поддержала, просила апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области напротив, считая решение суда верным, просили в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ЕГРП содержит разделы, открытые на два земельных участка с кадастровыми номерами 63:08:0117006:36 и 63:08:0109011:32. Право собственности на земельный участок с КН 63:08:0109011:32 площадью 814,7 кв.м. по адресу: Самарская область, г.Сызрань, в районе с.Уваровка, участок N 13 было зарегистрировано за Евсеевым Ф.З. на основании свидетельства о праве собственности на землю N 11917 от 21.09.1992 и решения Мирового судьи судебного участка N 3 г.Сызрани Самарской области от 27.03.2006 (в настоящее время запись погашена в связи с отчуждением земельного участка иному физическому лицу).
Право собственности на земельный участок с КН 63:08:0117006:36 площадью 777 кв.м. по адресу: Самарская область, г.Сызрань, в районе с.Уваровка, участок N 13, зарегистрировано за Муниципальным образованием - г.о. Сызрань Самарской области (запись N 63-63-08/607/2014-775) в связи с подачей Евсеевым Ф.З. заявления N 63-63-08/607/2014-775 от 19.12.2014 о прекращении права собственности по причине отказа от права в порядке п. 1.1 ст. 19 Земельного кодекса РФ и п.4 ст.30.2 Закона о регистрации.
Основанием для внесения записи о праве на земельный участок с КН 63:08:0109011:32 явилось не только указанное выше свидетельство о праве собственности на землю, но и решение Мирового судьи судебного участка N 3 г.Сызрани Самарской области от 27.03.2006.
Государственный кадастр недвижимости также содержит сведения о двух вышеуказанных самостоятельных земельных участках.
В ГКН содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 63:08:0117006:36, расположенном по адресу: Самарская область, г. Сызрань, для садов, в с. Уваровка, дом N 13, категория земель - земли населенных пунктов, разрешение использование - садоводство, площадью - 777 кв.м.
Сведения о данном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости при проведении работ по инвентаризации данных о ранее учтенных земельных участках 27.01.2006.
В ГКН также содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:08:0109011:32, расположенном по адресу: Самарская область, г. Сызрань, в районе с. Уваровка, дом N 13, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для садоводства, площадью - 814,70 кв.м. (дата постановки - 30.05.2007 г.).
Согласно данным ГКН указанный земельный участок находится в собственности Бусуюка Ивана Ивановича (регистрационная запись от 06.02.2014 N 63-63-08/701/2014-523). Сведения о данном земельном участке внесены в ГКН 22.02.2006 по заявке от 07.02.2006 N 03/06-0377-У на основании представленных документов: землеустроительного дела N 1/165 2005 г., описания земельных участков от 16.12.2005, подготовленного ООО "Эксперт Плюс".
Заявитель в обоснование своей позиции ссылается на то, что регистрационные действия по данному заявлению были осуществлены без учета имеющихся в ЕГРП сведений о ранее зарегистрированном праве собственности Евсеева Ф.З. на земельный участок по адресу: г.Сызрань, с.Уваровка, участок N 13, но с иным кадастровым номером 63:08:0109011:32.
На основании необоснованного поданного заявления Евсеева Ф.З. об отказе от права собственности на земельный участок с КН 63:08:0117006:36 в ЕГРП была внесена запись о регистрации права собственности Муниципального образования - городской округ Сызрань Самарской области N 63-63-08/607/2014-775 от 24.12.2014.
Основанием для внесения в ГКН сведений о земельных участках с КН 63:08:0117006:36 и 63:08:0109011:32 является один и тот же документ (свидетельство о праве собственности на землю N 11917 от 21.09.1992), что позволяет сделать вывод о наличии двойного кадастрового учета.
Однако, исключение из ГКН сведений о земельном участке с КН 63:08:0117006:36 не представляется возможным, ввиду содержания в ЕГРП необоснованной записи о государственной регистрации права собственности Муниципального образования - городской округ Сызрань Самарской области.
Указанные обстоятельства послужили для Администрации основанием обратиться в суд с рассматриваемыми требованиями.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Сведения о спорных земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости в 2006 году.
На момент внесения сведений в государственный кадастр недвижимости действовал Федеральный закон РФ от 02 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (начало действие закона - 11.07.2000 г., окончание действие - 16.05.2008).
Согласно ст. 5 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", действовавшего в рассматриваемый период, деятельность по ведению государственного земельного кадастра осуществляется в соответствии с принципом сопоставимости и совместимости сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.
В соответствии со статьей 14 Закона N 28-ФЗ единый государственный реестр земель представляет собой документ, который предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков.
Единый государственный реестр земель содержал сведения о существующих и прекративших существование земельных участках.
В Едином государственном реестре земель должны были содержаться следующие основные сведения о земельных участках: кадастровые номера; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков; описание границ земельных участков, их отдельных частей; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю; качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.
Статьей 19 Закона N 28-ФЗ был установлен порядок проведения государственного кадастрового учета земельных участков.
В соответствии с 2 ст. 19 Закона N 28-ФЗ для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
В силу ч. 3 ст. 20 Закона N 28-ФЗ в проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случае, если: с заявкой о проведении государственного кадастрового учета земельных участков обратилось ненадлежащее лицо; документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей; площадь земельного участка, в отношении которого должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, меньше минимального размера, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования.
Государственный учет спорных земельных участков был осуществлен на основании представленных документов и в соответствии с требованиями Закона N 28-ФЗ.
В дальнейшем порядок проведения государственного кадастрового учета данных земельных участков был установлен Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со ст. 45 Федерального закона РФ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), государственный кадастровый учет объектов недвижимости, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (ранее учтенные объекты недвижимости).
Сведения о ранее учтенных земельных участках подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости.
Частью 2 ст. 25 Закона о кадастре императивно установлено, в каких случаях орган кадастрового учета снимает земельный участок с государственного кадастрового учета земельные участки, а именно: в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с государственного кадастрового учета в соответствии с установленными ст. 24 Закона о кадастре особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Также Законом о кадастре предусмотрены случаи аннулирования и исключения внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений только в отношении земельных участках, являющихся временными (ч. 4, ч. 5 ст. 24 Закона о кадастре).
В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 63:08:0117006:36 является ранее учтенным, т.е. сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости об указанном земельном участке, являются кадастровыми сведениями (отсутствует временный характер сведений) и кадастровые действия по его преобразованию не осуществлялись, основания для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о прекращении существования данного земельного участка нормами действующего законодательства не предусмотрены.
Более того, материалами дела подтверждается, что на указанный земельный участок зарегистрировано право собственности Муниципального образования городской округ Сызрань Самарской области.
Площадные характеристики земельных участков с кадастровыми номерами 63:08:0109011:32 и 63:08:0117006:36, а также сведения о правообладателях различны, в связи с чем довод заявителя о наличии "двойного" кадастрового учета, суд первой инстанции обоснованно посчитал несостоятельным.
Вышеназванные земельные участки имеют статус "ранее учтенных", поэтому их снятие с государственного кадастрового учета будет возможно только в случае их преобразования.
Указанные земельные участки являются ранее учтенными, кадастровые действия по их преобразованию не осуществлялись. Обратного в материалы дела не представлено.
Согласно п.52 совместного Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, в случае признания права собственности муниципального образования - г.о. Сызрань Самарская область судом отсутствующим, либо прекращения права заявителя данное решение суда будет являться основанием для прекращения права собственности заявителя на земельный участок с КН 63:08:0117006:36.
Доводы заявителя могут быть рассмотрены при оценке судом доказательств и установлении обстоятельств в рамках искового производства по гражданскому спору.
Таким образом, заявитель не лишен возможности защитить свои права в судебном порядке.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о неправильном избрании заявителем способа защиты своего права.
Учитывая имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции правомерно посчитал, что в орган кадастрового учета и в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы для постановки спорных земельных участков на кадастровый учет и регистрации права на эти объекты в ЕГРП.
С учетом изложенного, в удовлетворении требований заявителя судом первой инстанции было обоснованно отказано.
В основу апелляционной жалобы положены доводы о том, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих основания для возникновения права собственности за Евсеевым Ф.З. на земельный участок с кадастровым номером 63:08:0117006:36. Кроме того, администрация ссылается на апелляционное определение Самарского областного суда от 01 июня 2015 года, которым право собственности Евсеева Ф.З. на данный земельный участок было признано отсутствующим. Указанные доводы не могут служить основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Апелляционное определение, на которое ссылается заявитель жалобы, напротив, содержит выводы о том, что право собственности на земельный участок с КН 63:08:0117006:36 за Евсеевым Ф.З. в установленном порядке зарегистрировано не было, вместе с тем, являлось ранее возникшим и в связи с чем, признаётся юридически действительным и при отсутствии его государственной регистрации в ЕГРП. Этим же судебным актом установлено, что собственником указанного земельного участка на момент рассмотрения дела, является муниципальное образование г.о. Сызрань Самарской области.
Таким образом, Евсеев Ф.З. имел возможность обратиться в регистрирующий орган с заявлением о прекращении своего права на данный земельный участок. Следовательно, действия Управления Росреестра, которое произвело спорную регистрацию являются законными.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 10.09.2015 года по делу N А55-10750/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-10750/2015
Истец: Администрация городского округа Сызрань Самарской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Третье лицо: Бусиюк И. И., Евсеев Федор Захарович, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N3 по Самарской области