город Ростов-на-Дону |
|
12 ноября 2015 г. |
Дело N А53-18616/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шаовым Т.Д.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 07.09.2015 по делу N А53-18616/2015
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Управлению государственного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному Федеральному округу
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
принятое в составе судьи Шапкина П.В.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления N 292/07-03/15 от 26.06.2015 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ, квалифицируемое как невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) в сфере обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии со статьями 226 - 228 АПК РФ дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 07.09.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано, оспариваемое постановление признано законным и обоснованным. Судебный акт мотивирован доказанностью наличия в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, а также оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить. Жалоба мотивирована тем, что в действиях общества отсутствует вина, поскольку со стороны общества были приняты все возможные меры для реализации требований законодательства о транспортной безопасности, касающиеся проведения специальной профессиональной подготовки, а именно, разработало, утвердило и направило план обеспечения транспортной безопасности станции Ростов-Товарный для рассмотрения руководителю ЮТУ Федерального агентства железнодорожного транспорта. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, у общества отсутствует обязанность по назначению и осуществлению специальной профессиональной подготовки сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности на станции Ростов-Товарный, поскольку данная железнодорожная станция включена в реестр категорированных ОТИ с присвоением 1 категории.
Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 АПК РФ. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке упрощенного производства.
Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено без их участия.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 26.05.2015 Управлением проведена внеплановая выездная проверка в отношении железнодорожной станции Ростов-Товарный - Ростовского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД", осуществляющей свою деятельность по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Энергетиков, 5, на предмет выполнения требований ранее выданного инспекторского предписания от 03.02.2015 N 000185 об устранении выявленных нарушений, срок исполнения которого истек 04.05.2015.
В ходе проведенной проверки установлено, что ОАО "РЖД" осуществляет свою деятельность с нарушением требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, а именно:
- в нарушение пунктов 5.8, 5.12 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 43 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта" на железнодорожной станции Ростов-Товарный не осуществлена специальная профессиональная подготовка сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, повышение квалификации, переподготовка сотрудника сил обеспечения транспортной безопасности (ответственного за обеспечение транспортной безопасности) в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации; не разработан и не утвержден план обеспечения транспортной безопасности.
10.06.2015 уполномоченным должностным лицом Управления в отношении ОАО "РЖД" по факту неисполнения требований инспекторского предписания от 03.02.2015 N 000185 об устранении выявленных нарушений составлен протокол об административном правонарушении N 401677 по части 10 статьи 19.5 КоАП РФ.
26.06.2015 рассмотрев протокол об административном правонарушении и приложенные к нему документы, начальник отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления вынес постановление N 292/07-03/15, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о законности и обоснованности оспариваемого постановления от 26.06.2015 N 292/07-03/15 по следующим основаниям.
Согласно части 10 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) в сфере обеспечения транспортной безопасности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати до пятидесяти тысяч рублей.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ, является неисполнение в установленный срок законного предписания, вынесенного уполномоченным органом.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ.
Так, в силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона "О транспортной безопасности" от 09.02.2007 N 16-ФЗ (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 5 и 9 пункта 1 статьи 1 названного Закона объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты системы связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Материалами дела подтверждено, что Ростов-Товарный внесена в Реестр категорированных объектов с присвоением 1 категории (реестровый N ЖСГ 403337 от 31.05.2011). о присвоении реестрового номера и категории ОАО "РЖД" уведомлено 22.06.2011. оценка уязвимости утверждена 20.11.2012.
Таким образом, ОАО "РЖД" в соответствии с пунктом 9 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ, является субъектом транспортной инфраструктуры на железнодорожной станции Ростов-Товарный.
В соответствии с пунктом 5.7 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 43 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта" (далее - Приказ N 43) субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В соответствии с пунктом 5.4 и статьи 10 Приказа N 43 субъект транспортной инфраструктуры обязан назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры первой категории.
Из материалов дела следует, что ответственным за обеспечением транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Ростов-Товарный, назначен главный инженер железнодорожной станции Ростов-Товарный - Трегубенко А.Ф. (распоряжение от 02.06.2014 N 960).
Согласно пункту 5.12 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 43 субъект транспортной инфраструктуры обязан осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определёнными законодательством Российской Федерации.
Между тем, как верно установил суд первой инстанции и подтверждается материалами дела, на момент проведения плановой проверки ответственный за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры - железнодорожная станция Ростов-Товарный не прошел специальную профессиональную подготовку в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Управление правомерно выдало обществу предписание от 03.02.2015 N 000185 об устранении нарушений, связанных с невыполнением названных требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Материалами дела подтверждается, что обществом на момент проведения внеплановой выездной проверки на предмет исполнения данного предписания не были представлены документы, свидетельствующие о проведенных мероприятиях по прохождению или намерению прохождения обучения ответственного за обеспечение транспортной безопасности, а также не представлены доказательства утверждения плана обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Ростов-Товарный.
Законное требование инспекторского предписания в установленный срок обществом не исполнено, что подтверждается актом проверки от 26.05.2015 N 254/07. Доказательств принятия обществом необходимых мер по указанным фактам в материалах дела не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал доказанным факт неисполнения обществом законного требование инспекторского предписания от 03.02.2015 N 000185 в установленный срок.
Из вышеизложенного следует, что обществом не приняло достаточных мер для реализации требований законодательства о транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Ростов-Товарный.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что ОАО "РЖД" имело возможность обучить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры - железнодорожная станция Ростов-Товарный в любом образовательном учреждении имеющим лицензию на право осуществления образовательной деятельности по образовательной программе "Транспортная безопасность". На момент проведения плановой выездной проверки обществом не представлены доказательства прохождения обучения ответственного лица за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Ростов-Товарный.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований законодательства Российской Федерации и прав и интересов третьих лиц, обязано было выполнить требования законного предписания, однако, данного обязательства не исполнило в установленный срок.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у общества реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также принятия всех мер, направленных на предупреждение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
Факт совершения обществом правонарушения полностью подтверждается материалами дела об административном правонарушении, что свидетельствует о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ.
Обществом не представлено доказательств невозможности исполнения предписания Управления в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить. Общество не обращалось в Управление с заявлением о продлении срока исполнения предписания.
Повторенный в апелляционной жалобе довод общества о том, что у субъекта транспортной инфраструктуры в соответствии с Приказом N 43 отсутствует обязанность назначать и обеспечивать обучение лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ первой категории, поскольку п. 6 Приказа N 43 обязывает субъект транспортной инфраструктуры на ОТИ второй категории выполнить требования п. 5 Приказа N 43, а п. 5.4 Приказа не устанавливает выполнение указанной в нем обязанности для ОТИ первой категории, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку подобные требования в части назначения ответственных за обеспечение транспортной безопасности содержатся в аналогичных приказах Минтранса РФ регулирующих сходные правоотношения.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона N 16-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования. В связи с его опубликованием в Российской газете 14.02.2007, данный Федеральный закон вступил в силу 14.08.2007.
Доказательств принятия обществом каких-либо мер, направленных на соблюдение Федерального закона N 16-ФЗ с 14.08.2007 обществом не представлено.
С момента вступления в силу названного Федерального закона на субъекты транспортной инфраструктуры возложена обязанность соблюдения норм и правил о транспортной безопасности.
Обществом не представлено доказательств невозможности исполнения предписания управления в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить. Общество не обращалось в Управление с заявлением о продлении срока исполнения предписания.
Таким образом, судом первой инстанции сделан основанный на обстоятельствах дела вывод о том, что Управлением выдано законное и обоснованное предписание, установлен обоснованный и разумный срок для устранения нарушений, предписание получено обществом своевременно.
В свою очередь, общество не приняло все зависящие от него меры по соблюдению соответствующих требований законодательства, общество с мотивированным заявлением о продлении срока исполнения предписания не обращалось, и судом первой инстанции обоснованно не приняты доводы общества о том, что отсутствуют основания для привлечения общества к административной ответственности по части 10 статьи 19.5 КоАП РФ, поскольку правонарушение совершено по независящим от него обстоятельствам.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу, составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьёй 4.5 КоАП РФ, за совершение указанного выше правонарушения на момент вынесения оспариваемого постановления не истёк.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется. Обществом в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Оспариваемым постановлением обществу назначен минимальный размер штрафа в соответствии с санкцией части 10 статьи 19.5 КоАП РФ в размере 20 000 рублей
Учитывая, что факт нарушения доказан, материалами дела подтвержден, правонарушение квалифицированно правильно, вид административного наказания назначен верно, равно как и верно определен размер примененного административного штрафа, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, соответственно, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем, апелляционная жалоба общества не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.09.2015 по делу N А53-18616/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-18616/2015
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказской железной дороги
Ответчик: УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора, Управление государственного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному Федеральному округу(УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора)