г. Владивосток |
|
06 ноября 2015 г. |
Дело N А24-1685/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 05 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 ноября 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей Л.А. Бессчасной, В.В. Рубановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства научных организаций,
апелляционное производство N 05АП-8318/2015
на решение от 16.07.2015
судьи Т.А. Арзамазовой
по делу N А24-1685/2015 Арбитражного суда Камчатского края
по иску Федерального агентства научных организаций (ИНН 7736666554, ОГРН 5137746009462, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 30.10.2013)
к Федеральному государственному унитарному предприятию "Сосновское" (ИНН 4105002073, ОГРН 1024101215830, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.09.2002)
о взыскании 4.034.500 руб. прибыли за 2013 год,
при участии: стороны не явились,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство научных организаций (далее - истец, Агентство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Федерального государственного унитарного предприятия "Сосновское" (далее - ответчик, предприятие, ФГУП "Сосновское") в доход федерального бюджета 25% прибыли за 2013 года в размере 4.034.500 руб.
Решением от 16.07.2015 в удовлетворении требований отказано, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у ФГУП "Сосновское" обязанности по перечислению в доход федерального бюджета 4.034.500 руб.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Агентство обратилось с апелляционной жалобой и дополнениями к ней, в которой просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права и без учета фактических обстоятельств, установленных по делу.
В обоснование доводов жалобы Агентство со ссылками на статью 17 Федерального закона от 14.11.2001 N 161 "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Постановления Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 N 228, от 03.12.2004 N 739 указывает на обязанность ответчика перечислить в бюджет 25% прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Учитывая, что чистая прибыль предприятия составила 17.338.000 руб., требование о возврате в бюджет 4.034.500 руб. является законным и обоснованным.
При этом вывод суда о том, что денежные средства в сумме 17.338.000 руб. являются межбюджетными трансферами, перечисленными в качестве целевого финансирования, в связи с чем не могут считаться чистой прибылью ФГУП "Сосновское", считает ошибочным, так как нормы закона не содержат указания конкретных источников, из которых должна складываться чистая прибыль. По мнению заявителя жалобы, формирование прибыли за 2013 год за счет получения субсидий, не освобождает предприятие от обязанности перечисления 25% чистой прибыли.
Таким образом, как полагает Агентство, у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
ФГУП "Сосновское" доводы апелляционной жалобы отклонило по основаниям, изложенным в письменном отзыве, представленном в материалы дела.
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны своих представителей не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту АПК РФ), судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу Агентства в отсутствие представителей сторон.
Из материалов дела судом установлено.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Сосновское" является правопреемником Опытно-производственного хозяйства "Сосновское" Елизовского района Камчатской области, организованного в соответствии с Приказом Министерства сельского хозяйства СССР от 11.05.1972 N 329.
В соответствии с Федеральным законом от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2591-р предприятие передано в ведение Агентства.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 720-р Агентству поручено принять решение о перечислении в федеральный бюджет в 2014 году 25% прибыли подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий за предыдущий год, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей и обеспечить ее перечисление.
Приказом Агентства от 30.04.2014 N 58 принято решение о перечислении подведомственными предприятиями в срок до 15.06.2014 25% прибыли.
Во исполнение указанного решения платежным поручением от 11.07.2014 N 199 ответчик перечислил в доход федерального бюджета 300.000 руб.
Настаивая на том, что согласно отчету о финансовых результатах за 12 месяцев 2013 года чистая прибыль ответчика составила 17.338.000 руб., истец считает, что в федеральный бюджет подлежит перечислению дополнительно 4.034.500 руб.
Поскольку от перечисления денежных средств ответчик отказывается, истец обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 АПК РФ, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда нет.
Согласно пункту части 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Аналогичные нормы содержатся в статье 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Согласно пункту 2 названной статьи государственное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, размерах и в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к числу доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относится часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Пунктами 1 и 2 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий", предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти до 1 ноября утверждает программы деятельности предприятий на основании проекта программы деятельности предприятий, который руководитель федерального государственного унитарного предприятия ежегодно составляет и представляет федеральному органу исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 5 указанных Правил руководитель предприятия ежегодно, до 1 апреля, вместе с отчетом о деятельности предприятия за прошедший год представляет в федеральный орган исполнительной власти годовую бухгалтерскую отчетность.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, рассчитывается путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, осуществляемых за счет чистой прибыли.
По смыслу данной нормы при определении размера чистой прибыли, 25% которой подлежит перечислению в доход федерального бюджета, средства, перечисленные предприятию из бюджетов всех уровней на реализацию целевых программ, не могут быть приняты во внимание.
Данный вывод корреспондирует с положением статьи 38 БК РФ, в которой закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, что означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования, а также пункта 14 части 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), согласно которой при определении налоговой базы при исчислении налога на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
Как установлено судом первой инстанции, 06.03.2013 между предприятием и Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края заключено Соглашение о взаимодействии при реализации долгосрочной краевой целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Камчатском крае на 2013-2017 годы", во исполнение которого предприятию перечислено 18.640.000 руб., в том числе 1.763.000 руб. - из федерального бюджета и 16.877.000 руб. - из бюджета Камчатского края. Указанный факт подтверждается отчетом о средствах целевого финансировании за 2013 год, а также письмом врио Губернатора Камчатского края от 22.06.2015 N 15-2919, адресованным руководителю Агентства.
Полученные в рамках целевого финансирования денежные средства предприятием оприходованы и указаны в бухгалтерской отчетности как доходы, влияющие на определение прибыли предприятия, что подтверждается представленными в дело бухгалтерским балансом, отчетом о финансовых результатах.
Из отчета о финансовых результатах видно, что в строке 2340 "Прочие доходы" включены суммы полученных субсидий в размере 18.640.000 руб., в результате чего количественные показатели строки 2400 "Чистая прибыль" в сумме 17.338.000 руб. определены с учетом полученной предприятием субсидии.
Между тем, согласно строке 2120 себестоимость продукции предприятия в 2013 году составила 44.863.000 руб., а выручка от реализации данной продукции составила 43.900.000 руб. (строка 2120).
Таким образом, за 2013 год у предприятия согласно строке 2100 имелся убыток в сумме 963.000 руб.
С учетом изложенного, прибыль в размере 17.338.000 руб. целиком представлены средствами, направленными на реализацию целевых программ.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, при определении размера прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, Агентство обязано было исключить из суммы чистой прибыли денежные средства, полученные предприятием из федерального бюджета и бюджета Камчатского края.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что субсидия, полученная предприятием за 2013 год, превышает доход предприятия, полученного от хозяйственной деятельности (за 2013 год у предприятия имелся убыток), в связи с чем суд правомерно указал на отсутствие прибыли у предприятия от использования государственного имущества в спорный период.
В этой связи, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку расчет истца, предусматривающий отчисления по результатам хозяйственной деятельности за счет субсидий из бюджетных источников, является неправомерным.
Доводы Агентства о том, что законодательством не поименованы конкретные источники, из которых должна складываться чистая прибыль, в связи с чем денежные средства, полученные в рамках целевого финансирования, также включаются в чистую прибыль предприятия, из которой в бюджет перечисляется 25%, оставшихся после уплаты обязательных платежей и налогов, коллегией во внимание не принимается как основанный на неверном применении норм материального права.
Таким образом, апелляционный суд считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют. Доводы, изложенные в жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и апелляционным судом отклоняются. В связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 16.07.2015 по делу N А24-1685/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Пяткова |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-1685/2015
Истец: Федеральное агентство научных организаций
Ответчик: ФГУП "Сосновское"
Хронология рассмотрения дела:
28.03.2016 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-422/16
23.03.2016 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4365/16
06.11.2015 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-8318/15
16.07.2015 Решение Арбитражного суда Камчатского края N А24-1685/15