Требование: о признании права собственности в отношении недвижимого имущества
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Чита |
|
13 декабря 2016 г. |
Дело N А19-16727/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 декабря 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Ткаченко Э.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 октября 2016 года по делу N А19-16727/2015 (суд первой инстанции - Михеева А.Ф.),
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087, место нахождения: 664025, г. Иркутск, ул. Российская, 17, далее - ТУ ФАУ ГИ по Иркутской области, Управление) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Администрации Тарминского сельского поселения (ИНН 3823018104, ОГРН 1053847044580, место нахождения: 665761, Иркутская область, Братский район, п. Тарма, ул. Дружбы, 19, далее - Администрация Тарминского СП) о признании права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами: 38:02:060404:10, 38:02:060404:9, расположенные по адресу: Иркутская область, Братский район, южнее площадки основного производства ОАО "БратскКомплексХолдинг".
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 19.04.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельным требований на предмет спора, привлечены: Открытое акционерное общество "Группа "Илим" (ИНН 7840346335, ОГРН 5067847380189, место нахождения: 191025, г. Санкт-Петербург, ул. Марата, 17, далее ОАО "Группа "Илим"), Администрация муниципального образования "Братский район" (ИНН 3823028737, ОГРН 1023802318759, место нахождения: 665770, г. Вихоревка, ул. Дзержинского, 105, далее Администрация МО "Братский район").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 4 октября 2016 года по делу N А19-16727/2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
ТУ ФАУ ГИ по Иркутской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт как незаконный и необоснованный по мотивам, изложенным в жалобе.
ОАО "Группа "Илим" доводы апелляционной жалобы поддержало.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация Тарминского сельского поселения с доводами жалобы не согласилась.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 15.11.2016. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывы на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением N 516-р от 06 октября 1992 года Государственное предприятие "Братский лесопромышленный комплекс" (ГП "Братский ЛПК") было преобразовано в акционерное общество открытого типа "Братский лесопромышленный комплекс".
В соответствии с Перечнем объектов недвижимого имущества - зданий, сооружений по состоянию на 01.07.1992 г., утвержденным 12 апреля 2001 года, в уставный капитал АО "Братский лесопромышленный комплекс" были переданы объекты недвижимого имущества, в том числе: Шламонакопитель N 3 (инв.N 30143. номер в перечне 1107); Шламонакопитель N 2 (инв. N 3010S, номер в Перечне 1106).
В 1994 году акционерное общество открытого типа "Братский лесопромышленный комплекс", было преобразовано в акционерное общество открытого типа - Лесопромышленная холдинговая компания "Братский лесопромышленный комплекс" (АООТ "БратскКомплексХолдинг").
В связи с введением в действие Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об акционерных обществах" от 26.12.95г. N 208-ФЗ был утвержден новый устав Открытого акционерного общества - Лесопромышленная холдинговая компания "Братский лесопромышленный комплекс" (ОАО "БратскКомплексХолдинг").
Решением Совета директоров ОАО "БратскКомплексХолдинг" от 26 февраля 1998 года принято решение о создании ОАО "Целлюлозно-картонный комбинат" (ОАО "ЦКК") с единственным учредителем - ОАО "БратскКомплексХолдинг" (протокол заседания совета директоров ОАО "БратскКомплексХолдинг" N 9-а от 26.02.1998 г.).
В качестве вклада в Уставный капитал ОАО "Целлюлозно-картонный комбинат", в соответствии с Приложением N 1 к перечню передаваемого имущества с баланса ОАО "БратскКомплексХолдинг" на баланс ОАО "ЦКК" по состоянию на 01.01.1998 г. были переданы объекты недвижимого имущества, в том числе: Шламонакопитель N 3 (инв.N 30143, номер в Перечне 409); Шламонакопитель N 2 (инв. N 30108. номер в Перечне 380).
С 02 июля 2007 года ОАО "Целлюлозно-картонный комбинат" было реорганизовано в форме присоединения к ОАО "Группа "ИЛИМ".
В соответствии с передаточным актом (утвержден Решением внеочередного общего собрания акционеров ОАО "Целлюлозно-картонный комбинат" от 05.02.2007 г.) ОАО "Целлюлозно-картонный комбинат" передало ОАО "Группа "Илим" объекты недвижимого имущества, в том числе: Шламонакопитель N 3 (инв.N 30143, номер в Передаточном акте 174); Шламонакопитель N 2 (инв. N 30108, номер в Передаточном акте 156).
Данные объекты находятся на балансе филиала ОАО "Группа "Илим" в г. Братске (справка N ОБ-70430/11-156 от 25.05.2016 г.) и принадлежат на праве собственности последнему, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. л.д. 215-216).
Согласно кадастровым паспортам объектов недвижимости (т. л.д. 202-205, 208-214) объекты Шламонакопитель N 2 и Шламонакопитель N 3 частично расположены в границах земельных участков с кадастровыми номерами 38:02:060401:9, 38:02:060401:10 государственная собственность на которые не разграничена и частично расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:130, находящегося в собственности Российской Федерации, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле.
Распоряжениями от 20.10.2004 г. N N 1964, 1965 главы Администрации Муниципального образования "Братский район" были утверждены проекты границ земельных участков для размещения Шламонакопителя N 2 и Шламонакопителя N 3.
Постановлением главы Администрации муниципального образования Братского района N 49 от 05.03.2005 г. спорные земельные участки были предоставлены в аренду для размещения Шламонакопителя N 2 и Шламонакопителя N 3.
Данные земельные участки были предоставлены Муниципальным образованием "Братский район" Иркутской области в аренду ОАО "Группа "Илим" на основании договоров от 07.07.2008 г. N 92 и N 94.
ТУ ФАУ Ги по Иркутской области обратилось в арбитражный суд с иском о признании права собственности на указанные земельные участки. В обоснование иска ссылается на то, что Шламонакопитель N 2 и Шламонакопитель N 3 частично расположены на земельном участке, являющемся федеральной собственностью и частично на земельных участках, относящихся к землям Тарминского сельского поселения; основанием внесения земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:130 в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, послужило наличие на данном земельном участке объектов недвижимого имущества - шламонакопителей, находящихся до приватизации в федеральной собственности; поскольку до приватизации на указанных земельных участках находилось имущество, являющееся федеральной собственностью, заявляет требования о признании права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 38:02:060401:0010 и 38:02:060401:0009.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав может осуществляться в том числе путем признания права.
В соответствии с разъяснениями, данными в пунктах 58 и 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Отказывая в иске, суд первой инстанции обоснованно исходил из отсутствия правовых оснований для отнесения земельных участков с кадастровыми номерами 38:02:060401:0010 и 38:02:060401:0009 к федеральной собственности на основании критериев, установленных статьей 3.1. Федерального закона N 137-ФЗ и статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации, а также недоказанности факта предоставления спорных участков в пользование федеральным предприятием, учреждениям в соответствии с законодательством, действовавшим до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Объекты технического и инженерного обеспечения предприятий: объект размещения загрязняющих опасных отходов - Шламонакопитель N 1, объект размещения загрязняющих опасных отходов - Шламонакопитель N 2, объект размещения загрязняющих опасных отходов - Шламонакопитель N 3, общая площадь 4 284 125 кв. м, адрес объекта: Иркутская область, г.Братск, П 28 172 00 00 - ПЗ 1 02 00 00 - Р 05 15 00 00 - С 04 08 00 00, кадастровый (или условный) номер: 38:34:016001:130, о чем в материалах дела имеется свидетельство о государственной регистрации права от 31.01.2012 г. N38 АД 618958.
В качестве документов - оснований в данном свидетельстве о государственной регистрации права, указаны: распоряжение Правительства РФ от 05.12.2005 N 2136-р; распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Иркутской области от 04.03.2011 г. Ж1-з "Об образовании земельных участков путем раздела земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации".
Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 05.09.2014 г., земельный участок из земель населенных пунктов и объекты технического и инженерного обеспечения предприятий: объект размещения загрязняющих опасных отходов Шламонакопитель N 1, объект размещения загрязняющих опасных отходов - Шламонакопитель N 2, объект размещения загрязняющих опасных отходов -Шламонакопитель N 3, принадлежат на праве аренды ОТКРЫТОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "ГРУППА "ИЛИМ" на основании договора аренды земельного участка от 08.04.2002 N1673, соглашения от 29.06.2007 г. о замене стороны в договоре N 1673 от 08.04.2002 г. от 28.07.2007, соглашения N284 от 24.03.2006 г. о переводе на Российскую Федерацию в лице Территориального управления Росимущества по Иркутской области прав и обязанностей арендодателя по договору Аренды земельного участка от 08.04.2002 N1673, соглашения от 06.04.2005 г.
Сведения о разграничении собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 38:02:060401:0010 и 38:02:060401:0009 категории земель: земли промышленности, земли энергетики, транспорта связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием для размещения Шламонакопителя N 2 и для размещения Шламонакопителя N 3 в материалах дела отсутствуют. Согласно кадастровым паспортам указанных земельных участков (т.2. л.д. 124-129) земельные участки поставлены на кадастровый учет 06.06.2005 г.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса РФ).
Одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 38:02:060401:0010 и 38:02:060401:0009 были образованы 06.06.2005 г., к спорным правоотношениям подлежат применению нормы Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ), устанавливавшего основания и порядок разграничения государственной собственности на землю с 20.12.2001 по 01.07.2006.
Согласно статье 2 Федерального закона N 101-ФЗ право собственности на земельные участки возникало у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с момента его государственной регистрации, основанием которой являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении соответствующих перечней земельных участков и судебные решения по спорам о разграничении государственной собственности на землю.
Статьями 3 - 5 Федерального закона N 101-ФЗ установлены основания внесения земельных участков в перечни разграничиваемых в пользу Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Согласно абзацу 3 статьи 3 Федерального закона N 101-ФЗ основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения.
Из материалов дела следует, что в границах спорных земельных участков частично располагаются объекты недвижимости Шламонакопитель N 2 и Шламонакопитель N 3, которые входили до их приватизации в состав собственности Российской Федерации.
Принимая во внимание установленные для данных участков категории земель, суд первой инстанции правильно установил, что земельные участки с кадастровыми номерами 38:02:060401:0010 и 38:02:060401:0009 в период действия Федерального закона N 101-ФЗ соответствовали критериям, установленным абзацем 3 статьи 3 названного закона, необходимым для внесения соответствующих земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности.
Вместе с тем, поскольку в силу статьи 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки возникало у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с момента его государственной регистрации, основанием которой являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении соответствующих перечней земельных участков, необходимым условием для удовлетворения исковых требований по настоящему делу являются факты внесения спорных земельных участков в соответствующие перечни земельных участков, утвержденных актами Правительства Российской Федерации либо наличия судебных решений по спорам о разграничении государственной собственности на землю, принятых в отношении спорных земельных участков.
Таких доказательств в материалы дела представлено не было.
С 01.07.2006 Федеральным законом N 137-ФЗ изменены критерии разграничения государственной собственности на землю и порядок ее разграничения. Предусмотренное ранее Федеральным законом N 101-ФЗ основание разграничения находящихся в государственной собственности участков, как принадлежность расположенного на них недвижимого имущества до его приватизации к определенному уровню публичной собственности, из критериев разграничения исключено.
Согласно пункту 1 статьи 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Поскольку на момент введения в действие с 01.07.2006 г. статьи 3.1. Федерального закона N 137-ФЗ спорные земельные участки не разграничены, частично заняты приватизированным недвижимым имуществом Шламонакопителями N 2 и N 3, находившимся в собственности АООТ "БРАТСКИЙ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС", АООТ "БРАТСККОМПЛЕКСХОЛДИНГ", ОАО "ЦКК", а с 22.08.2007 г. и 23.08.2007 г. - в собственности ОАО "ГРУППА "ИЛИМ", то вне зависимости от принадлежности такого имущества до приватизации земельные участки с кадастровыми номерами 38:02:060401:0010 и 38:02:060401:0009 подлежат отнесению к тем земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно исходил из того, что правовых оснований для удовлетворения требований истца не имеется, поскольку не установлено правовых оснований для отнесения земельных участков с кадастровыми номерами 38:02:060401:0010 и 38:02:060401:0009 к федеральной собственности на основании критериев, установленных статьей 3.1. Федерального закона N 137-ФЗ и статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации, как и не доказан факт предоставления спорных участков в пользование федеральным предприятием, учреждениям в соответствии с законодательством, действовавшим до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
С иском о признании права собственности вправе обратиться в суд лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства нахождения спорных земельных участков и частично расположенных на них объектов недвижимого имущества во владении Российской Федерации. Кроме того, как следует из материалов дела, Российская Федерация в лице уполномоченного органа не обращалась с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки и не представляла в регистрирующий орган правоустанавливающие документы на этот участок.
Указанные действия от имени Российской Федерации были выполнены третьим лицом - Открытым акционерным обществом "ГРУППА "ИЛИМ" в ходе судебного разбирательства по делу. По результатам рассмотрения названного обращения в регистрирующий орган Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (Управление Росреестра по Иркутской области) заявителю сообщено об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (исх. от 09.09.2016 г. N N 38/003/002/2016-4400 и 38/003/002/2016-4401)
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 октября 2016 года по делу N А19-16727/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Э.В. Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-16727/2015
Истец: Российская Федерация в лице уполномоченного органа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области
Ответчик: Администрация Тарминского сельского поселения
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Братский район", ОАО "Группа "Илим"