г. Пермь |
|
03 ноября 2015 г. |
Дело N А50-21116/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 ноября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.Л. Зелениной,
судей В.Ю. Дюкина, Т.В. Макарова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ходыревой Н.В.,
при участии:
от заявителя - Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: Бакина И.В., доверенность от 08.06.2015,
от ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю: Шистерова О.Л., доверенность от 29.12.2014,
от третьих лиц: 1. Министерства обороны Российской Федерации: Бакина И.В., доверенность от 21.01.2015,
2. Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае: не явились,
3. Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": не явились,
от Капустина Александра Витальевича: Капустин Александр Витальевич, паспорт,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика,
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 4 августа 2015 года
по делу N А50-21116/2014,
принятое судьей М.А. Катаевой
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6671257260, ОГРН 1086671005838)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
о признании решения незаконным,
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (ответчик) об отказе в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на недвижимое имущество от 15.07.2014 N 23/207/2014-297.
Определениями от 14.01.2015, 05.03.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае и Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Решением суда от 04.08.2015 заявленные требования удовлетворены, признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю об отказе в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на недвижимое имущество, содержащееся в сообщении об отказе в государственной регистрации от 15.07.2014 N 23/207/2014-297, как несоответствующее Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". На Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Решение суда обжаловано ответчиком в апелляционном порядке.
Ответчик в апелляционной жалобе просит решение отменить, в удовлетворении требований отказать. По мнению ответчика, представленный заявителем в качестве правоустанавливающего документа акт N 5540 от 15.01.1981 "О предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации" свидетельствует о закреплении земельного участка за КЭЧ Пермского района, а не за правопредшественником заявителя по делу. КЭЧ Пермского района, будучи структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации, не являлась юридическим лицом. Имущество, используемое КЭЧ, не переходило во владение и пользование созданного учреждения автоматически в порядке передачи прав и обязанностей при реорганизации, а закреплялось за ним Росимуществом. Основанием возникновения права за правопредшественником заявителя (ФГКЭУ "Пермская квартирно - эксплуатационная часть района") на объекты недвижимого имущества могло являться только соответствующее распоряжение Росимущества о предоставлении имущества заявителю. Передаточный акт от 01.01.2011 при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ и акт N 5540 не являлся основаниями возникновения прав на спорный земельный участок. Поскольку право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком у правопредшественника заявителя не возникло, то такое право не могло перейти в порядке универсального правопреемства заявителю. В связи с чем, представленные заявителем на регистрацию документы вызвали обоснованные сомнения в наличии оснований для удостоверения со стороны государственного органа их юридической силы. У регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для проведения государственной регистрации, решение об отказе в регистрации соответствует требованиям действующего законодательства.
Представитель заявителя и третьего лица, Министерства обороны Российской Федерации в судебном заседании пояснил, что не согласен с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не подлежащим отмене, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В отзыве на апелляционную жалобу указано на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на то, что заявитель является универсальным правопреемником ФГКЭУ "Пермская КЭЧ района", следовательно, надлежащим заявителем при регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" представителя в судебное заседание не направило, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по акту от 15.01.1981 N 5540 о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации, составленному на основании решения исполнительного комитета городского Совета народных депутатов от 25.09.1980 N 518, Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района" (далее также учреждение "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района") в бессрочное пользование для строительства и дальнейшей эксплуатации предоставлен земельный участок 162 га по ул. Карпинского в Индустриальном районе в г. Перми в границах, обозначенных на прилагаемом к настоящему акту плане.
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 59:01:4416064:0005 и разрешенным использованием/назначением: под жилыми домами, учебными зданиями и складскими помещениями на основании решения от 25.09.1980 N 518, что подтверждается кадастровым планом земельного участка (выпиской из государственного земельного кадастра) от 25.10.2004 N 02/04-3704.
При этом учреждение "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района" указана в паспорте земельного участка в качестве правообладателя права постоянного бессрочного пользования (акт от 15.01.1981 N 5540 отражен в особых отметках).
В Единый государственный реестр юридических лиц 25.08.2011 внесена запись о прекращении деятельности учреждения "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района" путем реорганизации в форме присоединения.
В соответствии с Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" и изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица 20.06.2012 учреждение "Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений" является универсальным правопреемником учреждения "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района".
В процессе присоединения федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской федерации между учреждением "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района" и учреждением "Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений" подписан передаточный акт от 01.01.2011, по которому правопреемнику были переданы активы, в том числе в виде основных средств (земельные участки, здания, строения, сооружения, незавершенное строительство и иные, приложение N 1 к передаточному акту), среди них указан и земельный участок с кадастровым номером 59:01:4416064:0005.
Согласно межевому плану от 02.04.2013 указанный земельный участок разделен и из него образовано три земельных участка, включая земельный участок с кадастровым номером 59:01:0000000:47072, расположенный по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского, и на который в установленном законом порядке по заявлению Министерства Обороны Российской Федерации Управлением Росреестра зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
06.03.2014 ФГКУ "Приволжско - Уральское ТУИО" Минобороны России обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 59:01:0000000:47072, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Карпинского.
Сообщением от 15.07.2014 N 23/207/2014-297 Управление Росреестра отказало заявителю в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", так как не представлены документы, необходимые в соответствии с законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по предоставлению таких документов возложена на заявителя, а именно: документы, позволяющие идентифицировать земельный участок площадью 261 222 кв.м с кадастровым номером 59:01:0000000:47072, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского с объектами, указанными в передаточном акте от 01.01.2010.
Заявитель, считая отказ в государственной регистрации права на недвижимое имущество незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене на основании следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее также Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
В силу п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, проводится проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав документов.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 1 ст. 18 данного Закона).
Пунктом 2 ст. 17 Закона о государственной регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 Закона, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав (абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком послужило то, что заявителем на регистрацию не были представлены документы, бесспорно подтверждающие наличие у учреждения права постоянного бессрочного пользования на земельный участок.
Как указано регистрирующим органом в оспариваемом сообщении об отказе в государственной регистрации, характеристики объекта недвижимости, заявленного на регистрацию (адрес, площадь) не позволяют их идентифицировать с объектами, указанными в представленном правоустанавливающем документе.
Согласно п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей в период спорных отношений, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации (подп. 71 п. 7 раздела II Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
Учредителем учреждения "Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений" является Министерство обороны Российской Федерации, которое осуществляет полномочия собственника имущества Министерство обороны Российской Федерации.
В силу п. 3 Устава учреждения "Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений" оно является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно п. 20 Устава учреждение осуществляет действия по оформлению и государственной регистрации прав на недвижимое имущество Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при реорганизации к вновь образованному юридическому лицу переходят права и обязанности правопредшественника в соответствии с передаточным актом.
Согласно п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Законом, за исключением случаев, указанных в п. 4 ст. 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В силу п. 2 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации возникновение и сохранение права собственности на образуемые или измененные земельные участки осуществляются в соответствии со ст. 11.4 - 11.7 настоящего Кодекса. У лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе кадастровый паспорт, свидетельствующий о выделении спорного земельного участка из исходного с кадастровым номером 59:01:44 1 6064:5, оригинал передаточного акта от 01.01.2011, в котором указан земельный участок с кадастровым номером 59:01:44 1 6064:0005, передаваемый правопреемнику, акт от 15.01.1981 N 5540, в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель является правопреемником учреждения "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района", к которому в порядке универсального правопреемства перешло право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 59:01:44 1 6064:0005.
Следовательно, для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком заявителем были представлены все необходимые в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ документы, подтверждающие наличие у заявителя права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок.
При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные требования в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 71 АПК РФ и не могут являться основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Каких - либо доводов, которые не были бы оценены судом первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит. В связи с чем, доводы апелляционной инстанции признаются судом апелляционной инстанции необоснованными и отклоняются.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые явились бы основанием для отмены судебного акта на основании ст. 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено. Решение суда от 04.08.2015 отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 04 августа 2015 года по делу N А50-21116/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.Л.Зеленина |
Судьи |
В.Ю.Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-21116/2014
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРИВОЛЖСКО-УРАЛЬСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: Министерство обороны РФ, Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата ФС государственной регистрации, кадастра и картографии" по ПК, Капустин Александр Витальевич, Купустин Александр Витальевич
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2016 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-11468/15
03.11.2015 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13060/15
29.10.2015 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13060/15
04.08.2015 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-21116/14