г. Пермь |
|
03 ноября 2015 г. |
Дело N А71-6697/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 ноября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л. Х.,
судей Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.,
при участии:
от заявителя (общество с ограниченной ответственностью "Аргон 19") (ОГРН 1121832001785, ИНН 1832096465): не явились;
от заинтересованного лица (Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Аргон 19"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06 августа 2015 года
по делу N А71-6697/2015,
принятое судьей Калининым Е.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аргон 19"
к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска
о признании недействительным предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Аргон 19" (далее - ООО "Аргон 19", общество), обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным предписания Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска ( далее - Управление) от 29.05.2015 N 317/06-02 и акта от 29.05.2015 N 317/06-02.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.08.2015 (резолютивная часть решения опубликована 04.08.2015) в удовлетворении требований о признании недействительным предписания от 29.05.2015 N 317/06-02 отказано, в остальной части производство по делу прекращено.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, заявитель обжаловал решение суда в апелляционном порядке, в жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований о признании недействительным предписания.
В апелляционной жалобе ее податель приводит доводы о доказанности факта проживания в квартире N 16 дома N 17 по ул. Молодежная в г. Ижевске четырех человек, что послужило законным основанием для доначисления платы за коммунальные услуги. Доказательством проживания в квартире четырех граждан является акт о выявлении количества проживающих от 06.02.2015, письмо Федеральной миграционной службы от 12.03.2015. Поскольку форма заявления, предусмотренного пунктом 57 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства от 06.11.2011 N 354 (далее - Правил N 354) не утверждена, подписанный собственником квартиры акт от 06.02.2015 следует считать заявлением собственника о пользовании помещением временно проживающими потребителями.
Заинтересованное лицо не согласно с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, решение суда считает законным и обоснованным, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Стороны по делу, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, для рассмотрения поступившего из прокуратуры Устиновского района города Ижевска обращения гр. Пушина А.В., проживающего по адресу: г. Ижевск, ул. Молодежная, д. 17 кв. 16 с жалобой на необоснованный расчет ООО "Аргон 19" (с которым ТСЖ "Молодежное" заключен договор обслуживания) платы за коммунальные услуги исходя из проживания по указанному адресу 4-х человек, тогда как по адресу зарегистрирован 1 человек, Управлением на основании приказа от 28.04.2015 N 317/06-02 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Аргон 19".
В ходе проверки Управлением выявлено и отражено в акте от 29.05.2015 N 317/06-02 нарушение ООО "Аргон, 19" установленного пунктами 56, 56 (1), 57, 58 Правил N 354 порядка расчета платы за индивидуального потребление коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, выразившееся в предъявлении к оплате собственнику квартиры N 16 вышеуказанного дома за февраль 2015 года суммы 5 375,41 руб. (л.д. 11-13).
Для устранения нарушений Управлением выдано предписание от 29.05.2015 N 317/06-02, которым ООО УК "Аргон 19" предписано в срок до 19.07.2015 привести порядок расчета размера за холодное водоснабжение, водоотведение в соответствие с установленными требованиями (л.д. 10).
Полагая, что предписание и акт проверки являются незаконными, ООО УК "Аргон 19" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не установлено совокупности оснований для признания недействительным предписания. В части оспаривания акта проверки судом производство по делу прекращено.
Повторно исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
В соответствии с положениями главы 24 АПК РФ ненормативный акт государственного органа подлежит признанию недействительным в судебном порядке, если он не соответствует закону или иному нормативному акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении требований о признании недействительным предписания в предмет доказывания входят вопросы о наличии у органа, выдавшего предписание, соответствующих полномочий, оценка законности оспариваемого предписания, нарушение прав и законных интересов лица. В отношении которого вынесено предписание.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (п. 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее - ЖК РФ).
В соответствии с ч.1.1 ст. 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Частью 2.1 ст. 20 ЖК РФ предусмотрено, что муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Из анализа указанных норм права следует, что порядок осуществления муниципального жилищного контроля должен быть установлен муниципальным правовым актом либо законом субъекта Российской Федерации, при этом нормативно-правовые акты органов местного самоуправления в указанной сфере не должны противоречить законам субъекта.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок.
Согласно п. 1 ст. 15 Закона N 294-ФЗ должностные лица не вправе проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа местного самоуправления, от имени которого действуют эти должностные лица.
В соответствии с подп. 8 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 N 40-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и внесении изменения в статью 35 Закона "Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" органы местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики наделены государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищного надзору, в том числе по организации и проведению проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
Таким образом, проверка проведена Управлением в пределах предоставленных полномочий по контролю за соблюдением требований нормативных актов при определении размера платы за коммунальные услуги.
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном порядке.
В соответствии с п.42 Правил N 354, при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 Приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги с учетом количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
Согласно п. 56 (1) Правил N 354 в случае, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.
В этом акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей. В случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю).
Указанный акт в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, рассчитывается исполнителем пропорционально количеству прожитых такими потребителями дней и оплачивается постоянно проживающим потребителем. Расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, прекращается со дня, следующего за днем окончания срока проживания таких потребителей в жилом помещении, который указан в заявлении собственника или постоянно проживающего потребителя о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями, но не ранее даты получения такого заявления исполнителем (подп. "б" п. 57 Правил N 354).
Количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в подпункте "б" пункта 57 Правил, и (или) на основании составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.15 КоАП РФ (п. 58 Правил N 354).
ООО "Аргон 19" является управляющей организацией дома N 17 по ул. Молодежная в г. Ижевске и исполнителем коммунальной услуги на основании п. 2 Правил N 354.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается обществом факт начисления и предъявления к оплате собственнику квартиры 16 дома 17 по ул. Молодежная в г. Ижевске платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению согласно счет-извещения за февраль 2015 года в объеме, исчисленном в отсутствие индивидуальных приборов учета, из расчета на трех проживающих квартире граждан за период с 01.03.2013 по 31.01.2015 (дополнительно), в то время как в квартире зарегистрирован 1 человек. Количество фактически проживающих в квартире граждан определено управляющей организацией на основании акта от 06.02.2015, составленного комиссией в составе представителей управляющей компании и членов Совета дома (л.д. 39).
Между тем, акт от 06.02.2015 в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции не направлен; протокол об административном правонарушении, предусмотренный статьей 19.15 КоАП РФ уполномоченными органами не составлялся. Собственник жилого помещения (квартиры N 16) в адрес управляющей организации заявления, предусмотренного подп. "б" п. 57 Правил N 354 не направлял.
Согласно ст. 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Поскольку Правилами N 354 установлен порядок фиксации лиц, временно проживающих в жилом помещении с целью начисления коммунальных расходов, наличие оснований для начисления платы должно быть подтверждено доказательствами, предусмотренными Правилами N 354.
Правилами N 354 не предусмотрены положения, которые позволяли бы управляющей организации самостоятельно устанавливать количество фактически проживающих временных жильцов путем составления акта.
Следовательно, акт от 02.06.2015 не является достаточным основанием для начисления платы за коммунальные услуги исходя из указанного в нем количества проживающих граждан. Данный акт не является надлежащим основанием для начисления платы еще и потому, что расчет платы за коммунальные услуги произведен за период с 01.01.2013 по 31.01.2015, в то время как акт составлен 06.02.2015. В акте указано, что граждане проживают в квартире с 01.05.2013, дата начала проживания установлена произвольно.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции сделан правильный вывод о недоказанности ООО "Аргон 19" правовых оснований для перерасчета платы собственнику квартиры N 16 по ул. Молодежная, 17.
Таким образом, вынесенное Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска предписание N 3/7/06-02 от 29.05.2015 суд первой инстанции обоснованно признал законным и отказал в удовлетворении требований.
В части требований о признании недействительным акта проверки от 29.05.2015 N 317/06-02 производство по делу прекращено судом обоснованно, поскольку акт не содержит обязательных для исполнения предписаний, не нарушает права и законные интересы общества, следовательно, не может быть оспорен в арбитражном суде.
Общество в апелляционной жалобы выводы суда о наличии оснований для прекращения производства по делу в части требований о признании незаконным акта проверки не оспаривает.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену определения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06 августа 2015 года по делу N А71-6697/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аргон-19 - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Аргон-19" в доход федерального бюджета госпошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1 500 (Одна тысяча пятьсот рублей).
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-6697/2015
Истец: ООО "АРГОН 19"
Ответчик: Администрация г. Ижевска в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства, Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска