г. Пермь |
|
03 ноября 2015 г. |
Дело N А60-34386/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 ноября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.,
судей Борзенковой И.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шабалиной А.В.,
при участии:
от заявителя ООО "Технологии управления" (ОГРН 1046605227107, ИНН 6674147900) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица Департамента лесного хозяйства Свердловской области (ОГРН 1046605227107, ИНН 6674147900) - не явились, извещены надлежащим образом;
от судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Крюковой Ю.О. - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Департамента лесного хозяйства Свердловской области
на определение Арбитражного суда Свердловской области от 31 июля 2015 года об отказе в удовлетворении заявления
по делу N А60-34386/2014,
вынесенное судьей Смагиным К.Н.,
по заявлению ООО "Технологии управления"
к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области
о признании ненормативного акта незаконным,
установил:
Департамент лесного хозяйства Свердловской области обратился в арбитражный суд с заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора, взыскиваемого по постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Свердловской области Крюковой Ю.О. от 16.06.2015 о взыскании с исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству от 13.04.2015 N 6009/15/66062-ИП.
Определением от 31.07.2015 в удовлетворении заявления отказано.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии уважительных причин для неисполнения требований исполнительного документа.
При этом суд исходил из того, что обязанность по предоставлению проектной документации возложена на Департамент лесного хозяйства Свердловской области, указав на то, что довод Департамента о необходимости формирования лесного участка (подготовка проектной документации) для его предоставления в аренду именно ООО "Технологии управления" был отклонен при рассмотрении спора по существу.
Не согласившись с названными выводами суда первой инстанции, повлекшими, по мнению Департамента, отказ в удовлетворении заявления, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит изменить мотивировочную часть в части указанных выводов.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит определение оставить без изменения, жалобу Департамента - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Кроме того обществом заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя, принятое судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
ООО "Технологии управления" (далее - заявитель, общество, взыскатель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент, должник) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении лесного участка на основании письма от 08.05.2014 N 24-08-15-3044/14. В качестве последствий признания отказа незаконным, заявитель просил обязать заинтересованное лицо принять решение о предоставлении в аренду испрашиваемого лесного участка.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.11.2014 по настоящему делу, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015, заявленные требования удовлетворены: признано незаконным решение Департамента об отказе в предоставлении лесного участка, выраженное в письме от 08.05.2014 N 24-08-15-3044/14. На Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения о предоставлении в аренду испрашиваемого лесного участка; с Департамента в пользу общества взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
23.03.2015 в адрес взыскателя выдан исполнительный лист ФС N 000375673.
13.04.2015 Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Свердловской области Крюковой Ю.О. в отношении Департамента возбуждено исполнительное производство с предметом исполнения: обязать Департамент лесного хозяйства Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Технологии управления" путем принятия решения о предоставлении в аренду испрашиваемого лесного участка (л.д. 13-14, т.3).
Пунктом 2 названного постановления должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.
Поскольку исполнительный документ добровольно в пятидневный срок не был исполнен должником, судебный пристав-исполнитель вынес постановление от 16.06.2015 о взыскании с Департамента исполнительского сбора в размере 50 000 руб. (л.д. 11-12, т.3).
Указывая на то, что Департамент заблаговременно, предполагая разумную возможность удовлетворения требований заявителя, предпринимал меры для начала процедуры оформления проектной документации с целью дальнейшего предоставления заявителю участка в аренду (письма от 09.10.2014, от 02.06.2015 (л.д. 15-17, т.3)), заинтересованное лицо обратилось в арбитражный суд с заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
Из апелляционной жалобы усматривается, что ее заявитель не согласен с толкованием судом первой инстанции пункта 6 Порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда (далее - Порядок), утвержденного Приказом Рослесхоза от 13.04.2012 N 139, а именно, считает неверным вывод суда о том, что субъектом ответственности за подготовку и предоставление проектной документации на лесной участок является Департамент.
Апеллянт настаивает на том, что из системного толкования пунктов 6 и 5 Порядка следует правило: для того, чтобы уполномоченным органом исполнительной власти был осуществлен учет лесного участка, необходимо предоставить проектную документацию на него. При этом данная норма не содержит указания на субъект, который должен подготовить проектную документацию.
Указанная позиция подтверждается требованиями ст. 70.1 Ленсного Кодекса РФ в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений".
Данные доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены на основании следующего.
В силу ч. 2 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственный кадастровый учет, осуществляется их государственный учет (п. 2 ст. 4.1 Федерального закона N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").
Согласно п. 3 ст. 4.1 названного Закона государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 данного Кодекса.
Статьей 4.2 Федерального закона N 201-ФЗ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. В соответствии со ст. 4.4 Федерального закона N 201-ФЗ в случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков.
Исходя из положений п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 68 ЛК РФ, лесоустройство включает в себя проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков.
Порядок проведения лесоустройства определяется Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции", согласно пункту 5 которой проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации и статьей 10 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с указанной Лесоустроительной инструкцией, а также ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации, лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
В силу части 1 статьи 69 ЛК РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Пунктом 6 части 1 статьи 83 ЛК РФ предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 68 этого Кодекса.
Приказом Рослесхоза от 13.04.2012 N 139 утвержден "Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда".
Согласно п. 2 Порядка государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда проводится органами государственной власти, осуществляющими ведение государственного лесного реестра в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации
В соответствии с п. 4 Порядка государственный учет проводится в случаях предоставления гражданам и юридическим лицам лесных участков в пределах земель лесного фонда, за исключением случаев предоставления лесных участков для осуществления рекреационной деятельности.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что государственный учет проводится по инициативе органов государственной власти, уполномоченных на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
В соответствии с пунктом 6 для осуществления государственного учета лицами, указанными в пункте 5 настоящего Порядка, предоставляется проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, подготовленная в соответствии со статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации, включающая следующие сведения:
- наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, лесничества, лесопарка, участкового лесничества, номера лесных кварталов, лесотаксационных выделов;
- площадь лесного участка (в том числе лесных земель, из них земель, покрытых лесной растительностью и не покрытых лесной растительностью, и нелесных земель);
- вид разрешенного использования лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка;
- таксационное описание лесного участка (описание лесных насаждений, в том числе их состава, класса возраста, бонитета, полноты, общего запаса древесины);
- целевое назначение лесов (категории защитных лесов);
- картографические материалы с нанесением границ участковых лесничеств, лесных кварталов, лесотаксационных выделов, видов целевого назначения лесов, категорий защитных лесов, номеров лесных кварталов, границ лесного участка с указанием румбов и длины граничных линий, номеров лесотаксационных выделов и площади в масштабе планшета М 1:10000, либо плана лесных насаждений М 1:25000, либо карты-схемы лесничества или лесопарка М 1:100000.
Таким образом, приведенные нормы законодательства императивно обязывают Департамент провести мероприятия по лесоустройству, в том числе подготовить проект лесного участка.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неверно толкует положения пункта 6 Порядка, а именно, подлежит отклонению как необоснованный.
Напротив, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что именно Департамент неверно толкует положения пунктов 5 и 6 указанного Порядка, поскольку законодатель изложил п. 6 Порядка таким образом, чтобы четко указать на субъект, которые должен предоставлять проектную документацию: "_лицами, указанными в пункте 5 настоящего Порядка", к которым в силу вышеназванных норм Лесного кодекса РФ относится Департамент лесного хозяйства Свердловской области.
При этом, в силу положений ст. 70 ЛК РФ выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим Кодексом. Органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Ссылка заявителя жалобы на положения ст. 70.1 Лесного кодекса признается судом апелляционной инстанции не применимой к рассматриваемому спору.
С 01.10.2015 вступили в силу изменения в Лесной кодекс РФ.
Федеральным законом от 29.06. 2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений" пункт 3 части 1 статьи 68, статья 69 ЛК РФ признаны утратившими силу; Кодекс дополнен статьей 70.1 "Проектирование лесных участков", из п. 6 которой следует, что при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 74 настоящего Кодекса), безвозмездное пользование выполнение работ по подготовке проектной документации лесных участков может быть обеспечено заинтересованным лицом.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о необходимости оценивать правомерность оспариваемого определения с учетом положений ст. 70.1 Лесного кодекса РФ, отклоняются, поскольку согласно п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом, между тем статьей 6 Федерального закона от 29.06. 2015 N 206-ФЗ установлено, что он вступает в силу с 1 октября 2015 года.
Кроме того, из названной статьи усматривается, что она декларирует право, а не обязанность заинтересованных лиц подготовить проектную документацию.
Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 89 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486 утверждены Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети.
Довод Департамента о том, что в случае, когда формирование лесного участка и подготовка проектной документации на него осуществляется органом исполнительной власти, определение конфигурации участка, планируемого к передаче в аренду, ставится в зависимость от усмотрения данного органа, что с учетом обширности площадей единиц территориального деления лесничеств с большой вероятностью приведет к формированию лесного участка в границах, не отвечающих требованиям заявителя, отклоняется.
Из судебных актов по делу N А60-30479/2013, которое имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора (ч. 2 ст. 69 АПК РФ), из решения по настоящему делу усматривается, что лесной участок испрашивался для временной воздушной линии электропередачи, при этом размер участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, нормативно установлен соответствующими Правилами.
Кроме того при подаче заявки на предоставление участка в аренду заявителем приложена схема расположения участка (приложение N 2 к заявке от 10.04.2014), описано местоположение участка с указанием кварталов, выделов, занимаемой площади в каждом выделе, а также то обстоятельство, что участок будет проходить по существующим просекам.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии у Департамента обязанности по подготовке проекта лесного участка соответствует нормам права, и апелляционная жалоба об изменении мотивировочной части решения суда удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного определение суда первой инстанции не подлежит отмене (изменению), а апелляционная жалоба должника - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Свердловской области от 31 июля 2015 года по делу N А60-34386/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-34386/2014
Истец: ООО "Технологии управления"
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Свердловской области