г. Самара |
|
10 ноября 2015 г. |
Дело N А65-13308/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 ноября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Филипповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Загнедкиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09.11.2015 в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.08.2015 по делу N А65-13308/2015 (судья Абдуллаев А.Г.), принятое по заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан", Республика Татарстан, Пестречинский район, с.Пановка, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань, о признании недействительными решений,
в судебном заседании принял участие представитель МИФНС России N 6 по Республике Татарстан Хакимов Э.И. (доверенность от 12.01.2015 N 2.4-0-14/000030),
представитель ФКУ "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" не явился, извещен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" (далее - ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Татарстан, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган) от 25.11.2014 N 2.11-0-19/746, от 28.11.2014 N 2.11-0-19/744, N 2.11-0-19/747, N 2.11-0-19/748, N 2.11-0-19/749, N 2.11-0-19/750 и N 2.11-0-19/751 в части начисления налога на прибыль.
Решением от 21.08.2015 по делу N А65-13308/2015 Арбитражный суд Республики Татарстан заявление удовлетворил.
Налоговый орган в апелляционной жалобе просил отменить решение суда первой инстанции.
Учреждение апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
На основании ст.ст.156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя учреждения, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Представитель налогового органа апелляционную жалобу поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве, в выступлении представителя налогового органа в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, по результатам камеральных налоговых проверок налоговых деклараций ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Татарстан по налогу на прибыль за 9 месяцев 2012 года, 2012 год, 1 квартал 2013 года, полугодие 2013 года, 9 месяцев 2013 года, 2013 год и 1 квартал 2014 года налоговый орган принял решения от 25.11.2014 N 2.11-0-19/746, от 28.11.2014 N 2.11-0-19/744, N 2.11-0-19/747, N 2.11-0-19/748, N 2.11-0-19/749, N 2.11-0-19/750 и N 2.11-0-19/751, которыми начислил налог на прибыль в общей сумме 403 902 руб. и предложил учреждению внести соответствующие исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением от 04.02.2015 N 2.14-0-18/004492@ Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан оставило решения налогового органа без изменения.
Основанием для начисления налога на прибыль послужил вывод налогового органа о том, что доходы от реализации продукции, полученной с использованием труда осужденных, учитываются для целей налогообложения прибыли в общем порядке.
Не согласившись с решением налогового органа, ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Татарстан обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление учреждения, обоснованно исходил из следующего.
ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Татарстан в силу ст.246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) является налогоплательщиком налога на прибыль.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком; прибылью для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (ст.247 НК РФ).
В силу пп.33.1 п.1 ст.251 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.
В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы; государственные (муниципальные) услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.
Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (п.3 ст.161 БК РФ).
Согласно п.10 ст.241 БК РФ доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
П.3 ст.13 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" установлена обязанность учреждений, исполняющих наказания, обеспечивать привлечение осужденных к труду.
Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" полномочия по привлечению осужденных к труду возложены на ФСИН России.
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (п.5 Указа).
В силу ч.1 ст.103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
Порядок и условия привлечения осужденных к оплачиваемому труду (продолжительность и учет отработанного времени, оплата труда, порядок удержания из заработной платы осужденных и иное) установлены в главе 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, привлечение осужденных к оплачиваемому труду является одной из государственных функций.
В соответствии с п.1.1 Устава ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Татарстан является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Татарстан по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением (п.1.6 Устава).
Согласно п.1.10 Устава учреждение не преследует цели получения прибыли, но вправе заниматься приносящей доход деятельностью, способствующей выполнению им основных целей и задач в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что доходы от реализации продукции, полученной с использованием труда осужденных, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, как полученные в рамках исполнения государственной функции в соответствии с пп.33.1 п.1 ст.251 НК РФ.
Данный вывод суда согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 27.02.2015 N 302-КГ14-3438 по делу N А19-14904/2013.
Довод налогового органа о том, что суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела не установил обстоятельства, связанные с гражданско-правовыми отношениями учреждения по реализации товаров (работ, услуг), в рамках которых им были получены спорные денежные средства, на предмет привлечения учреждением осужденных к труду для осуществления этих операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежит отклонению, поскольку из оспариваемых решений налогового органа прямо следует, что основанием для начисления налога на прибыль послужил вывод налогового органа о неправомерном невключении учреждением в налогооблагаемую базу доходов от реализации продукции, полученной с использованием труда осужденных.
Доказательств того, что к производству данной продукции осужденные не привлекались, налоговый орган, вопреки требованиям ч.1 ст.65 и ч.5 ст.200 АПК РФ, не представил.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы, со ссылкой на судебные акты по другим делам, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 августа 2015 года по делу N А65-13308/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-13308/2015
Истец: Федеральное казенное учреждение Исправительная колония N3 УФСИН России по РТ, Пестречинский район, с. Пановка
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N6 по Республике Татарстан, г. Казань