г. Самара |
|
05 ноября 2015 г. |
Дело N А55-11963/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 ноября 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой А.С.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "АИР" - извещен, не явился,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - извещен, не явился,
от Министерства строительства Самарской области - извещен, не явился,
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 октября 2015 года, в помещении суда, апелляционные жалобы
общества с ограниченной ответственностью "АИР",
Министерства строительства Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 июля 2015 года по делу N А55-11963/2015 (судья Лихачев А.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АИР",
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
при участии третьих лиц:
Министерства строительства Самарской области,
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара,
о признании незаконным решения и обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АИР" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - ответчик, Управление), в котором просит признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 27.04.2015 г. N 63/001/870/2015-2369 об отказе в государственной регистрации договора от 19.02.2015 г. N 936 аренды земельного участка с кадастровым номером 63:01:0413011:612 площадью 300,0 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области провести государственную регистрацию договора от 19.02.2015 г. N 936 аренды земельного участка с кадастровым номером 63:01:0413011:612 площадью 300,0 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская (л.д. 4-6).
Решением суда первой инстанции от 29.07.2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 124-130).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования ООО "АИР".
В обоснование поданной апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что Министерством строительства Самарской области соблюден порядок предоставления в аренду земельного участка заявителю, предусмотренный законодательством.
Отказ в удовлетворении заявленных требований ООО "АИР" судом мотивирован принятием 09.11.2012 г. Правительством Самарской области постановления N 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г. о. Самара для строительства исключительно на торгах", до вступления в силу которого, ООО "АИР" не приобрело каких-либо прав в отношении испрашиваемого земельного участка и не представило бесспорных доказательств того, что приобрело бы эти права, если бы положения постановления N 639 не были применимы.
Наличие приказа Министерства строительства Самарской области о предоставлении ООО "АИР" в аренду испрашиваемого участка является бесспорным доказательством того, что, если бы положения постановления N 639 не были применимы, ООО "АИР" приобрело право аренды на вышеуказанный земельный участок.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство строительства Самарской области обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования ООО "АИР" о признании незаконным решения Управления Росреестра по Самарской области от 27.04.2015 г. N 63/001/870/2015-2369 об отказе в государственной регистрации договора аренды от 19.02.2015 г. N 956 земельного участка с кадастровым номером 63:01:0413011:612, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская; обязании Управления Росреестра по Самарской области принять решение о государственной регистрации договора аренды от 19.02.2015 г. N 956 указанного земельного участка.
В обоснование поданной апелляционной жалобы Министерство строительства Самарской области указывает на то, что судом сделан вывод о том, что ООО "АИР" не приобрело каких-либо прав в отношении испрашиваемого земельного участка до вступления в законную силу положений постановления N 639 и не представило бесспорных доказательств того, что приобрело бы эти права, если бы положения постановления N 639 не были применены.
Вместе с тем, фактом, свидетельствующим о том, что ООО "АИР" приобрело бы эти права является издание уполномоченными органами правовых актов: распоряжения департамента от 06.06.2014 г. N РД-718, которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приказа министерства от 03.10.2014 г. N 413-п, утверждающего акт о выборе земельного участка.
Указанные правовые акты являются действующими, не отменены и не признаны незаконными в судебном порядке, оценка им в ходе судебного разбирательства не дана.
Податель жалобы обращает внимание на то обстоятельство, что ООО "АИР" обратилось в министерство с заявлением о выборе земельного участка 30.07.2010 г., до вступления в силу положений постановления N 639.
Таким образом, уполномоченным органом в полной мере осуществлялись работы по формированию земельного участка в соответствии с процедурой предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
Постановление N 639 не содержало положений, согласно которым данное постановление распространялось на правоотношения, возникшие до вступления его в законную силу.
Ответчик и Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара отзывы на жалобы в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Согласно распоряжению председателя третьего судебного состава коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 28.10.2015 года в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда в судебном заседании под председательством судьи Холодной С.Т., назначенном на 28.10.2015 года по делу N А55-11963/2015 произведена замена судьи Кувшинова В.Е. на судью Рогалеву Е.М.
После замены судей дело рассматривалось с самого начала.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства по данному делу.
Заявитель обратился в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области с заявлением от 30.07.2010 г. N 201000448 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская, под строительство автосервиса (л.д. 18).
В связи с отсутствием в действующих Правилах застройки и землепользования в г. Самаре разрешенного вида использования земельного участка "под автосервис", 29.02.2012 г. заявитель обратился в Министерство строительства Самарской области о внесении изменений в ранее поступившее заявление о выборе земельного участка в части разрешенного вида использования.
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 06.06.2014 г. N РД-718 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 300 кв. м. по ул. Грозненской в Куйбышевском районе г. Самары, относящегося по категории к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны предприятий и складов V-IV классов вредности по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61, для строительства авторемонтного предприятия (л.д. 23).
Приказом министерства от 03.10.2014 г. N 413-п утвержден акт о выборе земельного участка площадью 300 кв.м. для строительства авторемонтного предприятия и заявителю предварительно согласовано месторазмещение авторемонтного предприятия на испрашиваемом земельном участке (л.д. 25).
Приказом министерства от 13.01.2015 г. N 3-п заявителю предоставлен в аренду сроком на три года без права выкупа в собственность земельный участок (кадастровый номер 63:01:0413011-612) площадью 300 кв. м, относящийся к категории "земли населенных пунктов", для строительства авторемонтного предприятия (л.д. 28).
Между заявителем и министерством заключен договор аренды от 19.02.2015 г. N 956 земельного участка сроком на три года (л.д. 29-31).
Общество обратилось в Управление с заявлением от 18.03.2015 г. о государственной регистрации договора аренды земельного участка от 19.02.2015 г. N 956.
Сообщением от 27.04.2015 г. N 63/001/870/2015-2369 Управление отказало заявителю в государственной регистрации договора аренды, мотивировав тем, что заявителем не соблюдена процедура предоставления земельного участка, установленная постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 г. N 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах" согласно которому предоставление испрашиваемого земельного участка возможно только лишь путем проведения торгов (л.д. 37-39).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя с соответствующими требованиями в арбитражный суд (л.д. 4-6).
29.07.2015 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение (л.д. 124-130).
Суд апелляционной инстанции считает доводы подателей жалоб несостоятельными, исходя из следующего.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015 г.).
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Первоначальным этапом предоставления участка является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктами 2,5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Кодекса).
В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, введенным Федеральным законом от 27.12.2009 г. N 365-ФЗ и вступившим в силу с 01.01.2010 г., органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Перечень случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара исключительно на торгах установлен постановлением N 639, которое вступило в силу по истечению 10 дней со дня официального опубликования в газете "Волжская коммуна" от 13.11.2012 г. N 418(28346) - 23.11.2012 г.
Таким образом, с данного момента вступил в силу нормативный акт, предусматривающий иной порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства объектов бытового обслуживания, исключительно путем проведения торгов.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Пунктом 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 г. N 20-П установлено, что законодатель не вправе придавать обратную силу правовому регулированию, если оно ограничивает субъективные права лица, уже существующие в конкретных правоотношениях.
На момент вступления в силу постановления N 639 акт о выборе земельного участка не утвержден, решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принято.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий:
-несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту;
-нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая заявителю в удовлетворении требований, пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем в нарушение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не доказана правомерность и обоснованность заявленных требований.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области во исполнение требований части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом исполнило процессуальную обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого решения от 27.04.2015 г. N 63/001/870/2015-2369 об отказе в государственной регистрации договора от 19.02.2015 г. N 936 аренды земельного участка с кадастровым номером 63:01:0413011:612 площадью 300,0 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Куйбы-шевский район, ул. Грозненская положениям действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно отсутствия оснований для удовлетворения требований заявителя.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционных жалобах заявителя и Министерства строительства Самарской области, являются ошибочными и во внимание судом апелляционной инстанции не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "АИР" и Министерства строительства Самарской области удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 июля 2015 года по делу N А55-11963/2015 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11963/2015
Истец: ООО "АИР", Худяковой И. В. ЗАО "Геоинформ", Худяковой И. В. ЗАО "Геоинформ" - представитель
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры г. о. Самара, Министерство строительства Самарской области