г. Пермь |
|
09 ноября 2015 г. |
Дело N А50-13556/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 ноября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е.Ю.,
судей Васевой Е.Е., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурашовой Т.В.,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ЭЛИС-Интер" (ОГРН 1105904002335, ИНН 5904224356): Кожин А.В., управляющий на основании решения N 1 от 25.10.2013, предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица - Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае (ОГРН 1045900087287, ИНН 5902293026): Бровина А.В., представитель по доверенности от 13.01.2015, предъявлено удостоверение;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица - Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае
на решение Арбитражного суда Пермского края от 03 сентября 2015 года
по делу N А50-13556/2015, принятое судьей Власовой О.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭЛИС-Интер"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае
об изменении постановления в части квалификации,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭЛИС-Интер" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления Управления от 04.06.2015 N 57-15/184 о назначении обществу административного наказания по части 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде административного штрафа в размере 1 384 454, 00 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 03 сентября 2015 года (резолютивная часть объявлена 02 сентября 2015 года) заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы, административный орган указывает, что не согласен с выводом суда об отсутствии состава административного правонарушения, мотивированным представлением в судебное заседание переоформленным паспортом сделки, согласно которому срок исполнения обязательств по контракту продлен до 31.12.2016. Считает, что в материалы дела не представлены доказательства согласования обществом со своим контрагентом сроков продления исполнения обязательств до 31.12.2016. По мнению административного органа, все действия общества, совершенные после привлечения к административной ответственности, свидетельствуют о его виновности в совершении вменяемого правонарушения. В судебном заседании представитель административного органа на доводах жалобы настаивал.
Заявитель с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. В судебном заседании представитель общества позицию, изложенную в отзыве на жалобу, поддержал. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Поступившее до начала судебного заседания ходатайство административного органа о приобщении к материалам дела дополнительных документов судом апелляционной инстанции рассмотрено, в его удовлетворении отказано на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ, так как дополнительные документы получены после даты вынесения оспариваемого постановления, следовательно, к предмету спора, которым является постановление по административному делу, не относятся.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основе информации, поступившей от ОАО "Сбербанк России", административным органом проведена внеплановая документарная проверка ООО "ЭЛИС-Интер", в ходе которой выявлено нарушение обществом требований п. 2 ч. 1 ст. 19 Федерального закона РФ от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", выразившееся в нарушении срока возврата валютной выручки в размере 27 000 евро.
Выявленный факт послужил основанием для возбуждения в отношении заявителя дела об административном правонарушении, составления 19.05.2015 протокола N 10411000-216/2015 об административном правонарушении по ч.5 ст. 15.25 КоАП РФ.
04.06.2015 руководителем административного органа вынесено постановление N 57-15/184 о назначении ООО "ЭЛИС-Интер" административного наказания, в соответствии с которыми общество было признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 5 ст.15.25 КоАП РФ и привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 1 384 454 руб.
Заявитель с вышеуказанным постановлением не согласился и обратился в арбитражный суд.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд исходил из недоказанности в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Частью 5 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено этим Законом, обязаны в сроки, установленные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее по тексту также - Инструкция N 138-И) установлен порядок представления резидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций.
Согласно п. 11 порядка заполнения СВО (Приложение 1 к Инструкции N 138-И) в графе 11 указывается резидентом, оформившим паспорт сделки (далее - ПС), информация об ожидаемом максимальном сроке исполнения нерезидентом обязательств по контракту, по которому оформлен ПС путем передачи резиденту товаров, выполнения для него работ, оказания ему услуг, передачи ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществляемого резидентом авансового платежа.
Ожидаемый срок указывается в виде последней даты (в формате ДД.ММ.ГГГГ) истечения срока исполнения нерезидентом обязательств в счет осуществляемого авансового платежа, который определяется резидентом исходя из условий контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота, иных документов, связанных с проведением валютных операций, включая сроки для выпуска (условного выпуска) товаров таможенными органами (при наличии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларирования таможенным органов товаров), сроки для оформления документов, подтверждающих исполнение нерезидентом обязательств путем передачи резиденту товаров (при отсутствии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларирования таможенным органов товаров), выполнения для него работ, оказания ему услуг, передачи ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Согласно п. 3 Порядка формирования ведомости банковского контроля по контракту (Приложение 6 к инструкции N 138-И): Раздел II "Сведения о платежах" формируется из данных по валютным операциям, дополнительной информации, содержащейся в СВО, и иных имеющихся в распоряжении банка ПС документов и информации, связанных с проведением резидентом валютных операций по контракту.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривается, что ООО "ЭЛИС-Интер" (Покупатель) заключило с фирмой Greif-Velox MaschinenfabrikGmbH (продавец), Германия контракт от 12.02.203 N 2-GV-13 на поставку оборудования для фасования пентаэритрита и уротропина в клапанные мешки.
Паспорт сделки N 13030002/1481/1115/2/1 оформлен 01.03.2013 в уполномоченном банке - филиале ОАО "Сбербанк России" - Пермский филиал N 6984 на сумму 120 000 евро (код валюты 978), дата завершения обязательств 31.12.2014.
Согласно п. 4.1 контракт вступает в силу в даты подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту. Срок поставки оборудования составляет примерно 25-28 календарных недель и исчисляется с даты подписания контракта.
Во исполнение условий контракта общество перечислило нерезиденту 11.03.2013 и 04.07.2013 денежные средства в сумме 12 000 евро и 15 00 евро соответственно.
Как установлено административным органом, товар на территорию Российской Федерации по контракту N 2-GV-13 от 12.02.2013 нерезидентом не поставлен, денежные средства не возвращены.
Данные обстоятельства явились основанием для вынесения в отношении общества оспариваемого постановления, в котором административный орган исходил из того, что в контракте конкретный срок ввоза товара на территорию РФ, а также срок возврата денежных средств, уплаченных нерезиденту за не ввезенный товар, не оговорены, в связи с чем предельным сроком для возврата денежных средств является дата завершения обязательств, указанная в паспорте сделки - 31.12.2014.
Между тем, при рассмотрении дела в суде первой инстанции общество представило переоформленный паспорт сделки N 13030002/1481/1115/2/1, из которого следует, что дата завершения исполнения обязательств по контракту изменена на 31.12.2016 (л.д. 93-102).
Приняв по внимание условия контракта, а также сведения переоформленного паспорта сделки, суд первой инстанции сделал вывод о недоказанности совершения обществом правонарушения, предусмотренного в ч. 5 ст.15.25 КоАП РФ.
Оценив позиции сторон применительно к представленным доказательствам и нормам материального права, апелляционный суд пришел к выводу, что суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие нарушения со стороны общества положений п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона N 173-ФЗ и оснований для привлечения общества к административной ответственности по ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы апелляционным судом отклонены по следующим мотивам.
Согласно п. 3 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
В рассматриваемом случае, как указано выше, контракт действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту (п. 4.1).
Поскольку в данном случае внешнеторговый контракт не содержит условия о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон, апелляционный суд приходит к выводу, что факт истечения срока действия контракта в данном случае не влечет прекращение возникших из него взаимных обязательств сторон и применительно к п. 3 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации контракт действует до момента окончания исполнения сторонами обязательств.
Позицию административного органа о том, что рассматриваемое правонарушение является оконченным 31.12.2014, апелляционный суд признает основанной на неверном толковании норм действующего гражданского и валютного законодательства и не подтвержденной документально.
Доводы жалобы о том, что совершенные обществом действия по переоформлению паспорта сделки после привлечения к административной ответственности и его представление в суд первой инстанции свидетельствуют о виновности юридического лица, апелляционным судом также отклонены, поскольку носят предположительный характер.
В оспариваемом постановлении обществу не вменялось несоблюдение сроков переоформления паспорта сделки, сам факт нарушения обществом срока переоформления ПС не подтверждает событие вменяемого правонарушения.
Апелляционный суд считает, что административным органом в рассматриваемом деле не установлены и не доказаны факты недобросовестного поведения общества, препятствующего получению товара или возврату уплаченных денежных средств.
Как было отмечено, позиция административного органа строится на том, что если в контракте не указаны конкретные сроки ввоза товара на территорию РФ и срок возврата денежных средств, уплаченных нерезиденту, предельным сроком для репатриации иностранной валюты является дата завершения исполнения обязательств, указанная в паспорте сделки - 31.12.2014.
Между тем, данное умозаключение административного органа сделано без учета положений п. 4.1 контракта, которым соответствуют последующие действия резидента по переоформлению паспорта сделки.
Подлежит отклонению также ссылка административного органа в апелляционной жалобе на постановление апелляционного суда от 31.07.2012 N 17АП-6547/2012-АК, поскольку обстоятельства, изложенные в указанном судебном акте, основаны на иных фактических обстоятельствах и не соотносятся с предметом рассматриваемого спора.
Поскольку Управлением не доказано в действиях (бездействии) общества виновное противоправное деяние, образующее состав вменяемого административного правонарушения, суд первой инстанции на основании ст. 211 АПК РФ правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности.
Доводы, приведенные в жалобе, судом апелляционной инстанции отклонены как противоречащие материалам дела и установленным судом первой инстанции обстоятельствам.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 03 сентября 2015 года по делу N А50-13556/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.Ю.Муравьева |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-13556/2015
Истец: ООО "Элис-Интер"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО НАДЗОРА В ПЕРМСКОМ КРАЕ