г. Москва |
|
12 ноября 2015 г. |
Дело N А40-41634/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Савенкова О.В.
судей: Кораблевой М.С., Кузнецовой Е.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Тарновским Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 22.06.2015 по делу N А40-41634/15, принятое судьей Дейна Н.В.
по иску Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению
"Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии"
(ОГРН 1027700485757)
об оспаривании решения
при участии в судебном заседании:
от истца: Дмитриева Е.А. по доверенности от 30.12.2014;
от ответчика: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением:
- о признании незаконным решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по г.Москве (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") от 01.12.2014 N 77/601/14-164907 об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:03:0004006:6094, расположенного по адресу: г.Москва, просп. Буденного, д. 17;
- об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" произвести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:03:0004006:6094, расположенного по адресу: г.Москва, просп. Буденного, д. 17.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.06.2015 по делу N А40-41634/15 в удовлетворении требований Департамента отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Департамент обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт. Заявитель указывает на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Департамента требования апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней мотивам.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представителя ФГБУ "ФКП Росреестра".
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, считает, что решение суда первой инстанции подлежит частичной отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 15.08.2014 Департамент обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве с заявлением N 77-0-1-22/3003/2014-26912 о государственном кадастровом учете объекта недвижимости, распложенного по адресу: г. Москва, просп. Буденного, 17, с кадастровым номером 77:03:0004006:6094.
01.10.2014 ФГБУ "ФКП Росреестра" приняло решение об отказе в снятии приостановлении в постановке на государственный кадастровый учет указанного объекта недвижимости на основании п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
Решением от 01.12.2014 N 77/601/14-164907 ФГБУ "ФКП Росреестра" отказало Департаменту в осуществлении кадастрового учета вышеуказанного объекта недвижимости в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и неустранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
Полагая, что указанный отказ ФГБУ "ФКП Росреестра" не соответствуют закону, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции посчитал, что срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, Департаментом не пропущен.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении требований Департамента, суд первой инстанции учел, что Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закон у или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п.п. 7, 10 - 21, 25 - 29 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости.
Решение об отказе в снятии приостановления на осуществление государственного кадастрового учета объектов недвижимости принято в связи с непредставлением решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения, выданное уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы в нарушение ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), отсутствием акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах и жилых домах в нарушение ст. 15 Закона города Москвы от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики города Москвы".
Статьей 22 Закона о кадастре определен перечень документов, необходимых для осуществления кадастрового учета, а именно:
- заявление о кадастровом учете (по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России то 30.09.2011 N 529 "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете объектов недвижимости");
- технический план помещения, форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития России от 29.11.2010 N 583 "Об утверждении формы технического плана помещения и требований к его подготовке" (далее - Требования).
В силу ч. 8 ст. 41 Закона о кадастре и п. 13 Требований сведения о помещении указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод в эксплуатацию здания или сооружения, в котором находится помещение, проектной документации здания или сооружения, в котором находится помещение, изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта помещения или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта здания или сооружения, в котором находится помещение. Копии указанных документов включаются в состав Приложения.
В соответствии со ст. 15 Закона города Москвы от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" не допускается самовольное переустройство или перепланировка жилого помещения в города Москве.
Постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП утверждены требования к проведению переустройства и административный регламент по предоставлению государственной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах и жилых домах" в городе Москве.
Данные нормативно правовые акты регламентируют действующий порядок согласования перепланировки на объектах жилого и нежилого назначения.
Согласно ч. 2 ст. 25 ЖК РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения является документ органа, осуществляющего согласование перепланируемого помещения, подтверждающий принятие решения о согласовании такой перепланировки (ч. 6 ст. 26 ЖК РФ).
Одним из документов, направляемым собственником помещения в орган, осуществляющий согласование по месту нахождения перепланируемого жилого помещения, в соответствии со ст. 26 ЖК РФ является подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.
Согласно ст. 28 ЖК РФ документом, подтверждающим завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, является Акт приемочной комиссии, который направляется органом, осуществляющим согласование, в орган кадастрового учета в соответствии с Законом о кадастре.
В связи с этим суд первой инстанции посчитал, что в случае подготовки технического плана помещения, конфигурация которого изменена в результате перепланировки, технический план составляется на основании оформленного в установленном порядке проекта перепланировки помещения, выданного осуществляющим согласование органом документа, подтверждающего принятие решения о согласовании перепланировки помещения, и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки помещения.
Следовательно, копии вышеуказанных документов с учетом положений п.13 Требований к подготовке технического плана помещения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 29 ноября 2010 г. N583 включаются в приложение технического плана помещения.
В данном случае к заявлению о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости был приложен технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства, подготовленный на основании Декларации об объекте недвижимости.
ГУП МосгорБТИ в орган кадастрового учета представлены сведения о здании с кадастровым номером 77:03:0004006:6094, в состав которого входит вышеуказанное помещение, содержащее графические сведения об указанном в техническом плане помещении.
При проведении проверки представленных документов при сравнении графических сведений ГКН и технического плана выявлено, что была произведена перепланировка помещений в связи с внесением изменений в ГКН в части указания нумерации и графической части нежилого помещения подв. ком. а, б, в, г, д. е, ж, 1 (ком 1-8, 8а), 2 (ком 1-15), 3 (ком 1-14), 4 (ком 1-12), 5 (ком 1-8), 6 (ком 1-4, 6), 7 (ком 1, 1а, 2-6, 8,9, 9а, 9б, 9в, 11, 11а, 11б, 11в, 11д, 11е, 12). При этом документов подтверждающих решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки и акт о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения выданного уполномоченным органом заявителем не представлено.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что Департаментом в нарушение требований к подготовке технического плана помещения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 29 ноября 2010 г. N 583, представлен технический план без оформления акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке и решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки, в связи с чем отказ кадастрового органа в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости по указанным основаниям является законным и обоснованным.
При таких данных, суд отказал в удовлетворении заявленных требований, так как отказ ФГБУ "ФКП Росреестра" соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Департамента.
Отменяя решение суд первой инстанции, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что из текстовой части Технического плана помещения заключения кадастрового инженера, следует, что он подготовлен в связи с внесением изменений в государственный кадастр недвижимости в части указания нумерации и графической части нежилого помещения с кадастровым номером 77:03:0004006:6094, расположенного по адресу: г.Москва, просп. Буденного д. 17.
В соответствии с Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом о кадастре оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета.
Для осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в соответствии со ст. 22 Закона о кадастре необходимо представить в орган кадастрового учета следующие документы:
- заявление о кадастровом учете (по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России то 30.09.2011 N 529 "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете объектов недвижимости");
- технический план помещения, форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития России от 29.11.2010 N 583 "Об утверждении формы технического плана помещения и требований к его подготовке" (далее - Приказ).
Согласно ч.8 ст.41 Закона о кадастре сведения о помещении указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод в эксплуатацию здания или сооружения, в котором находится помещение; проектной документации здания или сооружения, в котором находится помещение; а также изготовленного до 01.01.2013 г. технического паспорта помещения или изготовленного до 01.01.2013 г. технического паспорта здания или сооружения, в котором находится помещение.
В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости.
Копии указанных документов включаются в состав Приложения.
Таким образом, составление Технического плана помещения на основании декларации об объекте недвижимости при определенных условиях согласуется с требованиями закона.
Так как в качестве Приложения к Техническому плану была включена декларация об объекте недвижимости, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости и подписанная лицом, уполномоченным надлежащей доверенностью, копия свидетельства о государственной регистрации права собственности, то судебная коллегия считает, что представленные заинтересованным лицом документы соответствовали положениям ст. 22 Закона о кадастре и требованиям, предъявляемым к таким документам.
Часть 1 ст. 22 Закона о кадастре недвижимости содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для кадастрового учета.
На основании ч. 4 ст. 21 Закона о кадастре орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные Законом о кадастре.
Таким образом, судебная коллегия считает незаконными действия ФГБУ "ФКП Росреестра", выраженные в требованиях по представлению документов, не указанных в Законе о кадастре, что нарушает права Департамента распоряжаться имуществом в соответствии с действующим законодательством и привело к принятию незаконного решения от 01.12.2014 N 77/601/14-164907 об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:03:0004006:6094, расположенного по адресу: г.Москва, просп. Буденного, д. 17.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции на основании п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необоснованно отказано в возложении на ФГБУ "ФКП Росреестра" обязанности по устранению нарушений прав и законных интересов Департамента в установленном законом порядке.
В связи с этим доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица признаются судебной коллегией обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 2 ст. 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22.06.2015 по делу N А40-41634/15 - отменить.
Признать незаконным решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 01.12.2014 N 77/601/14-164907 об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:03:0004006:6094, расположенного по адресу: г.Москва, просп. Буденного, д. 17;
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" произвести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:03:0004006:6094, расположенного по адресу: г.Москва, просп. Буденного, д. 17.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
М.С. Кораблева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-41634/2015
Истец: ДГИ г. Москвы, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы регистрации , кадастра и картографии", ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве