г. Вологда |
|
12 ноября 2015 г. |
Дело N А05-5831/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 ноября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Виноградовой Т.В. и Докшиной А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 августа 2015 года по делу N А05-5831/2015 (судья Хромцов В.Н.),
установил:
открытое акционерное общество "Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат" (место нахождения: 163012, город Архангельск, улица Добролюбова, дом 1, корпус 1; ОГРН 1022900520807, ИНН 2901010706; далее - общество, ОАО "СЦБК") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области (место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; ОГРН 1042900033780, ИНН 2901128698; далее - агентство, административный орган) от 06.05.2015 N 47АП о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 100 000 руб., при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества "Архэнергосбыт" (место нахождения: 369000, Карачаево-Черкесская Республика, город Черкесск, проспект Ленина, дом 147; ОГРН 1052901029235, ИНН 2901134250), общества с ограниченной ответственностью "Поморская лесопильная компания" (место нахождения: 163012, город Архангельск, улица Добролюбова, дом 1, корпус 1; ОГРН 1152901000031, ИНН 2901254251) о признании незаконным и отмене постановления от 06.05.2015 N 47АП
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 19 августа 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "СЦБК" с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что обязаны раскрывать информацию только субъекты рынков электрической энергии, которым ОАО "СЦБК" не относится. Также ссылается на непринятие арбитражным судом довода общества о том, что административная ответственность по статье 9.15 КоАП РФ наступает только при нарушении сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц, который в данном случае отсутствовал.
От агентства и третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, агентством в отношении общества проведено систематическое наблюдение и анализ опубликованной информации на предмет раскрытия информации, источника опубликования, сроков и периодичности раскрытия, полноты раскрытия в рамках Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты), о чем составлен акт от 18.03.2015 N 157РИ.
В ходе проверки выявлено, что обществом не соблюдены требования пунктов 3, 3.1, подпунктов "а", "б", "д", "ж", "з" пункта 11, пункта 12 Стандартов по раскрытию указанной в данных пунктах информации в срок до 01.03.2015.
Ведущий консультант контрольно-административного отдела агентства Васильева И.Г. составила 10.04.2015 в отношении общества протокол об административном правонарушении N 47 АП по факту совершения правонарушения, выразившегося в нарушении вышеперечисленных пунктов Стандартов, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ.
Исполняющий обязанности руководителя агентства Юдин С.В. вынес 06.05.2015 постановление N 47АП о назначении административного наказания, согласно которому общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Судом первой инстанции принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу статьи 9.15 КоАП РФ нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере электроэнергетики, направленные на обеспечение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности субъектов оптового и розничного рынков электрической энергии.
Объективной стороной правонарушения является неопубликование информации, предусмотренной Стандартами, в электронных средствах массовой информации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к деятельности субъектов естественных монополий.
Пункт 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - постановление N 861), устанавливает, что под сетевыми организациями понимаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Таким образом, сетевой организацией признается хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, для которого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливается тариф на передачу электрической энергии.
Лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что общество в период 2014 года до 01.02.2015 оказывало услуги по передаче электрической энергии, являлось сетевой организацией.
Согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти осуществляют в том числе государственное регулирование и государственный контроль (надзор) деятельности субъектов естественных монополий в электроэнергетике и установление стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий в электроэнергетике.
Согласно пункту 3 Стандартов субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем:
- опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее - официальные печатные издания);
- опубликования в электронных средствах массовой информации;
- предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что административная ответственность по статье 9.15 КоАП РФ наступает только при нарушении сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц, не может быть принят исходя из буквального содержания статьи 9.15 КоАП РФ и способов раскрытия информации, указанных в пункте 3 Стандартов.
Субъекты рынков электрической энергии направляют сведения о месте опубликования информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим документом, в органы государственной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор) в части соблюдения стандартов раскрытия соответствующей информации, в срок, не превышающий 15 дней со дня ее опубликования. Субъекты рынков электрической энергии, осуществляющие деятельность в сферах деятельности субъектов естественных монополий, направляют указанную информацию также в Федеральную службу по тарифам.
Пунктом 11 Стандартов установлено, что сетевая организация, помимо информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего документа, раскрывает дополнительную информацию, определенную данным пунктом.
В соответствии с пунктом 12 Стандартов информация, указанная в подпункте "а", абзацах первом - четырнадцатом подпункта "б", подпункте "д", абзаце втором подпункта "ж" и абзаце втором подпункта "з" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 01 марта.
Следовательно, как правомерно определено судом первой инстанции, ежегодно до 01 марта публикуется информация: о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование (далее - регулируемые товары (работы, услуги)), включая информацию о тарифах на услуги по передаче электрической энергии и размерах платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на текущий период регулирования, с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов; об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества, включая информацию о балансе электрической энергии и мощности, в том числе об отпуске электроэнергии в сеть и отпуске электроэнергии из сети сетевой компании по уровням напряжений, используемым для ценообразования, потребителям электрической энергии и территориальным сетевым организациям, присоединенным к сетям сетевой организации; об объеме переданной электроэнергии по договорам об оказании услуг по передаче электроэнергии потребителям сетевой организации в разрезе уровней напряжений, используемых для ценообразования; о потерях электроэнергии в сетях сетевой организации в абсолютном и относительном выражении по уровням напряжения, используемым для целей ценообразования; о затратах на оплату потерь, в том числе о затратах сетевой организации на покупку потерь в собственных сетях; об уровне нормативных потерь электроэнергии на текущий период с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь; о перечне мероприятий по снижению размеров потерь в сетях, а также о сроках их исполнения и источниках финансирования; о закупке сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости; о размере фактических потерь, оплачиваемых покупателями при осуществлении расчетов за электрическую энергию по уровням напряжения; о перечне зон деятельности сетевой организации с детализацией по населенным пунктам и районам городов, определяемых в соответствии с границами балансовой принадлежности электросетевого хозяйства, находящегося в собственности сетевой организации или на ином законном основании; о техническом состоянии сетей, в том числе о сводных данных об аварийных отключениях в месяц по границам территориальных зон деятельности организации, вызванных авариями или внеплановыми отключениями объектов электросетевого хозяйства, с указанием даты аварийного отключения объектов электросетевого хозяйства и включения их в работу, причин аварий (по итогам расследования в установленном порядке) и мероприятий по их устранению; об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (работ, услуг) субъектами естественных монополий, и (или) об условиях договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с указанием типовых форм договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии, типовых договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и источника официального опубликования нормативного правового акта, регулирующего условия этих договоров; об инвестиционных программах (о проектах инвестиционных программ) и отчетах об их реализации, включая отчеты о выполнении годовых планов капитальных вложений и планов капитального ремонта (инвестиционных программ) с указанием достигнутых результатов в части расширения пропускной способности, снижения потерь в сетях и увеличения резерва для присоединения потребителей отдельно по каждому центру питания напряжением 35 кВ и выше по форме, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; о корпоративных правилах осуществления закупок (включая использование конкурсов, аукционов).
Контроль за соблюдением Стандартов возложен в том числе на Федеральную службу по тарифам и ее территориальные органы.
Агентством установлено, что общество в срок до 01.03.2015 не раскрыло в средствах массовой информации, на своем официальном сайте в сети Интернет www.solombala.com информацию, предусмотренную пунктом 11 Стандартов.
Событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ, зафиксировано в протоколе об административном правонарушении и подтверждается материалами дела.
Довод общества о том, что поскольку с 01.02.2015 оно утратило статус сетевой организации, то оно освобождается от исполнения обязанности по раскрытию информации, подлежит отклонению.
Стандартами установлены периодичность и срок раскрытия информации - ежегодно не позднее 01 марта текущего года. Таким образом, оказывая услуги в качестве сетевой организации в период с 2014 года до 31.01.2015, общество имело обязанность по раскрытию информации.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество имело возможность не нарушать требования раскрытия информации, однако не приняло всех зависящих от него мер для соблюдения законодательства.
Существенных процессуальных нарушений закона, являющихся самостоятельным основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, при привлечении общества к административной ответственности в материалах дела не усматривается.
Довод общества о малозначительности совершенного правонарушения судом первой инстанции отклонен обоснованно.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 18.1 названного постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Общество не представило доказательства, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения. При этом принятие мер по устранению правонарушения после выявления факта нарушения установленных законодательством требований нельзя отнести к исключительным обстоятельствам, свидетельствующим о малозначительности совершенного правонарушения.
Таким образом, оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности не имеется.
Довод общества о том, что агентством при рассмотрении административного дела не учтено такое смягчающее ответственность обстоятельство, как совершение данного правонарушения впервые, не может быть принят.
Как следует из материалов дела, исполняющий обязанности руководителя агентства назначил обществу наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб., то есть в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ. При вынесении оспариваемого постановления были применены положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и учтены характер совершенного административного правонарушения и его последствия, а также финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы суда, изложенные в обжалуемом решении.
Дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 августа 2015 года по делу N А05-5831/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-5831/2015
Истец: ОАО "Соломбальский ЛДК", ОАО "Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат"
Ответчик: Агентство по тарифам и ценам Архангельской области
Третье лицо: ОАО "Архэнергосбыт", ООО "Поморская лесопильная компания", КУ Епифанов Павел Валентинович