г. Москва |
|
13 ноября 2015 г. |
Дело N А40-117335/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Попова В.И., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Анафиевой Д.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ТОСТ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.08.2015 по делу N А40-117335/15, принятое судьей Лапшиной В.В. (шифр судьи 94-983)
по заявлению ООО "ТОСТ"
к ДГИ г. Москвы
о признании незаконным распоряжения Департамента городского имущества г. Москвы N 4387 от 02.04.2015 "О признании утратившим силу распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы от 26.01.2011 N 157",
при участии:
от заявителя: |
Узелков О.Н. выписка; |
от ответчика: |
Исаян А.А. по доверенности от 30.12.2014 N 33-Д-934/14, удостов. 0249/14; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТОСТ" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы (далее - ответчик) о признании незаконным распоряжения от 02.04.2015 N 4387 "О признании утратившим силу распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы от 26.01.2011 N 157".
Решением суда от 20.08.2015 в удовлетворении заявленных требований - отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
Ответчик возражал против изложенных в жалобе доводов, отзыв на жалобу не представил, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда, принятого в соответствии с законодательством РФ и установленными фактическими обстоятельствами, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, заявитель является собственником двух объектов - зданий, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Шоссейная, вл. 2Г, стр. 1, 2.
На основании заявления ООО "ТОСТ" от 27.07.2010 N 33-5Т4-707/10 Департаментом было издано распоряжение от 26.01.2011 N 157 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресному ориентиру: г. Москва, ул. Шоссейная, вл. 2Г, стр. 1, 2 на кадастровой карте территории".
23.09.2013 заявитель обратился в Департамент за государственной услугой "Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка" (вх. N 33-5-27053/13).
На основании указанного обращения Департаментом издано распоряжение от 09.10.2013 N 9343 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресному ориентиру: г. Москва, ул. Шоссейная, вл. 2Г, стр. 1, 2 на кадастровой карте территории".
Согласно указанной схеме расположения земельный участок был сформирован в контурах зданий, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Шоссейная, вл. 2Г, стр. 1, 2.
31.12.2014 заявитель повторно обратился в Департамент за государственной услугой "Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка" (вх. N 33-5-37817/14-(0)-0).
В ответ на указанное обращение Департамент издал распоряжение от 05.02.2015 N 1297 "О признании утратившим силу распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 09.10.2013 N 9343".
Распоряжение Департамента от 09.10.2013 N 9343 было отменено в соответствии с позицией Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве - "не допускается образование многоконтурных участков, на которых нет линейных сооружений".
05.02.2015 Департаментом было издано дополнительно 2 распоряжения N 1294 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Шоссейная, вл. 2Г, стр.1" и N1295 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Шоссейная, вл. 2Г, стр.2".
Отмена распоряжения от 09.10.2013 N 9343, утверждавшего схему расположения одного земельного участка под двумя разными зданиями по контуру этих зданий и принятие распоряжений от 05.02.2015 N 1294 и N 1295 обосновано тем, что не допускается образование многоконтурных участков, на которых нет линейных сооружений.
02.04.2015 Департаментом издано распоряжение N 4387 "О признании утратившим силу распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы от 26.01.2011 N 157".
Не согласившись с данным распоряжением, заявитель обжаловал его в Арбитражный суд г. Москвы.
Согласно ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Согласно ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Согласно п. 6 Приложения N 2 Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" схема расположения земельного участка относится к графической части межевого плана земельного участка.
В силу п. 1 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках.
Таким образом, целью предоставления распоряжения Департамента от 26.01.2011 N 157 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресному ориентиру: г. Москва, ул. Шоссейная, вл. 2Г, стр. 1, 2 на кадастровой карте территории" являлась постановка соответствующего земельного участка на кадастровый учет и дальнейшее оформление земельно-правовых отношений с Департаментом на сформированный земельный участок.
Однако, земельный участок не был поставлен на государственный кадастровый учет в соответствии с распоряжением Департамента от 26.01.2011 N 157.
Как указывает сам заявитель, имеются распоряжения Департамента от 05.02.2015 N 1294 и N 1295, которыми утверждена схема расположения земельных участков по адресам: г. Москва, ул. Шоссейная, вл. 2Г стр.1 и г. Москва, ул. Шоссейная, вл. 2Г стр.2, соответственно.
Указанные распоряжения были изданы Департаментом в соответствии с заявлением ООО "ТОСТ" от 13.12.2014 N 33-5-37817/14-(0)-0 о предоставлении государственной услуги "Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории".
Распоряжения от 05.02.2015 N 1294 и N 1295 являются действующими, заявителем не оспорены.
В процессе оказания государственной услуги на обращение заявителя от 13.12.2014 N 33-5-37817/14-(0)-0 Департаментом было выяснено, что ранее в отношении этих же объектов выпущена схема расположения земельного участка, в связи с чем Департаментом принято решение о признании утратившим силу ранее принятого распорядительного акта от 26.01.2011 N 157.
Согласно п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Таким образом, признание недействительным распоряжения Департамента от 02.04.2015 N 4387 приведет к тому, что на один и тот же объект недвижимости будет выдано две разных схемы расположения земельного участка (от 26.01.2011 и от 05.02.2015), что недопустимо в соответствии со ст. 11.9 ЗК РФ.
С учетом изложенного также следует, что принятие распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка в иных границах, чем было ранее, является самостоятельным основанием для отмены ранее изданного распоряжения об утверждении схемы расположения того же земельного участка.
Законодательство не содержит каких-либо специальных требований к изданию распоряжений Департамента (опубликование, регистрация и др.).
Таким образом действие ненормативных правовых актов Департамента регулируется общими принципами и правилами нормотворчества.
Согласно общим правилам, прекращение действия ненормативного правового акта допускается, в том числе, при принятии акта равной юридической силы, но более поздней датой.
Таким образом, издание Департаментом новых распоряжений (от 05.02.2015 N 1294 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Шоссейная, вл. 2Г, стр.1" и N 1295 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Шоссейная, вл. 2Г, стр.2") прекращает действие распоряжения Департамента от 26.01.2011 N 157, т.к. имеет равную юридическую силу и имеет одинаковый предмет, даже безотносительно принятия оспариваемого распоряжения Департамента от 02.04.2015 N 4387 "О признании утратившим силу распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы от 26.01.2011 N 157".
Ссылка заявителя на положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" является несостоятельной, поскольку согласно Постановлению Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы.
Департамент относится к органам государственной власти субъекта РФ, положения о которых регулируются Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", те положения Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления не подлежат применению к регулированию отношений с органом государственной власти субъекта РФ - Департаментом.
Кроме того, границы схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории в редакции распоряжения Департамента от 26.01.2011 N 157 пересекаются с границами участка проектируемой улично-дорожной сети "Проектируемый проезд N 3723", который был утвержден постановлением Правительства Москвы 24.06.2008 N 532-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2007 году и мерах по реализации задач в области земельных отношений на 2008 год" (под номером 4716).
Согласно п. 1 постановления Правительства Москвы 24.06.2008 N 532-ПП резервирование земель в городе Москве в пределах территорий (зон) планируемого размещения объектов улично-дорожной сети (УДС) города Москвы осуществляется на основании красных линий, определяющих планируемое прохождение трасс, размещение эстакад, мостов, тоннелей и иных транспортных сооружений.
Согласно п. 2 названного Постановления указанные участки в пределах территорий (зон) планируемого размещения объектов УДС зарезервированы для нужд города Москвы сроком до 2015 года.
Таким образом, признание оспариваемого распоряжения недействительным приведет к тому, что границы участка, согласно схеме расположения, утвержденной распоряжением от 26.01.2011 N 157 будут иметь пересечение с границами участка улично-дорожной сети "Проектируемый проезд N3723", что недопустимо в силу ст. 11.9 ЗК РФ.
Таким образом, Департаментом городского имущества города Москвы при вынесении оспариваемого распоряжения были соблюдены требования земельного законодательства.
В совместном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в частности в абзаце втором пункта 1 установлено, что если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, для признания недействительным обжалуемого заявителем распоряжения необходимо наличие двух обязательных условий, а именно: несоответствие его закону и наличие нарушения прав заявителя.
Обязанность Заявителя доказать нарушение своих прав вытекает из части 1 статьи 4, части 1 статьи 65, части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Доказательств несоответствия оспариваемого распоряжения требованиям действующего законодательства, в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.
Заявителем также не представлено доказательств, подтверждающих нарушение оспариваемым распоряжением его прав и законных интересов, и не указано какое его право подлежит восстановлению путем признания указанного приказа недействительным.
Оспариваемое распоряжение не создает заявителю каких-либо препятствий при осуществлении им экономической деятельности и не возлагает на него какие-либо обязанности.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы заявитель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.08.2015 по делу N А40-117335/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-117335/2015
Истец: ООО "ТОСТ"
Ответчик: ДГИ г. Москвы, Департамент городского имущества г. Москвы