г. Самара |
|
16 ноября 2015 г. |
Дело N А72-983/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 ноября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Радушевой О.Н., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Промышленная экспертиза" - Будаева О.Н., доверенность от 10.08.2015 г.,
от Территориального управления Росимущества в Ульяновской области - Дуплинская Е.А., доверенность от 01.07.2015 г. N 77,
от акционерного общества "Авиастар-СП"- не явился, извещен,
от муниципального образования "Город Ульяновск", - не явился, извещен,
от Михайлова В.Н. - не явился, извещен,
от Никитиной Е.В. - не явился, извещен,
от ООО "Завод СИГНАЛ" - не явился, извещен,
от Ульяновского МУП "Благоустройство Заволжья" - не явился, извещен,
от ООО "АКОС-73" - не явился, извещен,
от ООО "Автостар" - не явился, извещен,
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Территориального управления Росимущества в Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 августа 2015 г. по делу N А72-983/2015 (судья Тимофеев В.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Промышленная экспертиза" (ОГРН: 1107328000680, ИНН: 7328058621), г. Ульяновск,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (ОГРН: 1107325002509, ИНН: 7325095632), г.Ульяновск,
третьи лица: Акционерное общество "Авиастар-СП", г. Ульяновск,
Муниципальное образование "Город Ульяновск", г. Ульяновск,
Михайлов В.Н., г. Ульяновск,
Никитина Е.В., г. Москва,
ООО "Завод СИГНАЛ", г. Ульяновск,
Ульяновское МУП "Благоустройство Заволжья", г. Ульяновск,
ООО "АКОС-73", г. Ульяновск,
ООО "Автостар", г. Ульяновск,
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, г. Москва,
о признании незаконным бездействия, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Промышленная экспертиза" (далее - ООО "ПромЭкс", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (далее - административный орган, ответчик):
- о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, выраженного в несогласовании схемы раздела границ земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:221 площадью 2 902 425,00 кв.м, расположенного по адресу Ульяновская область, г Ульяновск, р-н Заволжский, пр-т. Антонова, 1, с выделением земельного участка площадью 20382,85 кв.м, состоящего из двух контуров: 73:24:000000:221 :ЗУ 1(1) площадью 1029,61 кв.м и 73:24:000000:221 :ЗУ1(2) площадью 19353,24 кв.м, под объекты недвижимости (ограждение металлическое, корпус 73, асфальтобетонная площадка 14/2, асфальтобетонная площадка 14/3), принадлежащие ООО "Промышленная экспертиза" на праве собственности;
- об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области устранить нарушение прав и законных интересов ООО "Промышленная экспертиза" путем утверждения схемы раздела границ земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:221 площадью 2 902 425,00 кв.м, расположенного по адресу Ульяновская обл, г Ульяновск, р-н Заволжский, пр-т. Антонова, 1, с выделением земельного участка площадью 20382,85 кв.м, состоящего из двух контуров: 73:24:000000:221 :ЗУ1(1) площадью 1029,61 кв.м и 73:24:000000:221 :ЗУ1(2) площадью 19353,24 кв.м, под объекты недвижимости (ограждение металлическое, корпус 73, асфальтобетонная площадка 14/2, асфальтобетонная площадка 14/3), принадлежащие ООО "Промышленная экспертиза" на праве собственности;
- об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области на основании схемы раздела границ земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:221 провести межевые работы по разделу земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:221 общей площадью 2 902 425,00 кв.м на 2 земельных участка площадью 2 882 042,15 кв.м и 20382,85 кв.м, состоящего из двух контуров: площадью 1029,61 кв.м и 19353,24 кв.м, расположенных по адресу: г.Ульяновск, Заволжский район, пр-т. Антонова, 1, и поставить вновь образованные земельные участки на государственный кадастровый учет, или выдать ООО "Промышленная экспертиза" доверенность на проведение межевых работ и постановку на государственный кадастровый учет вновь образованных участков площадью 2 882 042,15 кв.м и 20382,85 кв.м, состоящем из двух контуров площадью 1029,61 кв.м и 19353,24 кв.м
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25 августа 2015 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Территориальное управление Росимущества в Ульяновской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт, в котором отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе указывает, что общество не относится к лицам, которые в соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации имеют право на обращение в уполномоченный орган с заявлением об образовании земельного участка, следовательно невозможно удовлетворить требования заявителя без учета мнения других собственников объектов недвижимости и самого правообладателя земельного участка.
По мнению подателя жалобы, фактически бездействие со стороны Управления отсутствовало, Управление выполнило необходимые действия в установленный срок и перенаправило обращение заявителя в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в соответствием с п. 4.2.25 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области.
Также податель жалобы считает, что имеющийся спор между сторонами о разделе земельного участка не может быть разрешен в рамках дела, возникшего из публичных правоотношений, по правилам гл. 24 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Территориального управления Росимущества в Ульяновской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ООО "Промышленная экспертиза" считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью "Промышленная экспертиза" является собственником следующих объектов:
- Корпус 73 общей площадью 46,53 кв.м, назначение: нежилое, расположенный по адресу: Ульяновская область, г.Ульяновск, пр-т. Антонова, д.1 (свидетельство о государственной регистрации права серия 73 АА N 480666);
- Асфальтобетонная площадка 14/2, площадь покрытия 3162,5 кв.м, назначение: нежилое, расположенная по адресу: Ульяновская область, г.Ульяновск, пр-т. Антонова, д.1 (свидетельство о государственной регистрации права серия 73 АА N 484494);
- Асфальтобетонная площадка 14/3, площадь покрытия 3140,2 кв.м, назначение: нежилое, расположенная по адресу: Ульяновская область, г.Ульяновск, пр-т. Антонова, д.1 (свидетельство о государственной регистрации права серия 73 АА N 474533);
- Ограждение металлическое, протяженность 1004 м, назначение: ограждение металлическое, расположенное по адресу: Ульяновская область, г.Ульяновск, пр-т. Антонова, д.1 (свидетельство о государственной регистрации права серия 73 АА N 483462).
Вышеуказанные объекты недвижимости расположены на делимом земельном участке с кадастровым номером 73:24:000000:221 площадью 2 902 425,00 кв.м, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации.
По утверждению заявителя, для эксплуатации вышеуказанного объекта недвижимости необходим многоконтурный земельный участок, состоящий из двух контуров: площадью 1 029,61 кв.м и 19 353,24 кв.м.
20.11.2014 общество с целью реализации исключительного права на приватизацию земельных участков, необходимых для использования объектов недвижимости, обратилось к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновском области с заявлением об утверждении схемы раздела границ земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:221 площадью 2 902 425,00 кв.м., расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, район Заволжский, проспект Антонова, д. 1, с выделением земельного участка площадью 20 382,85 кв.м., состоящего из двух контуров: -73:24:000000:221:ЗУ1(1) площадью 1029,61 кв.м., и - 73:24:000000:221 :ЗУ1(2) площадью 19353,24 кв.м., под объекты недвижимости, принадлежащие обществу на праве собственности, а также на основании схемы раздела границ земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:221 провести межевые работы по разделу земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:221 общей площадью 2 902 425,00 кв.м на 2 земельных участка площадью 2 882 042,15 кв.м. и 20382,85 кв.м., состоящего из двух контуров: площадью 1029,61 кв.м и 19353,24 кв.м., расположенных по адресу: г.Ульяновск, Заволжский район, пр-т, Антонова, 1, и поставить вновь образованные земельные участки на государственный кадастровый учет, или выдать ООО "Промышленная экспертиза" доверенность на проведение межевых работ и постановку на государственный кадастровый учет вновь образованных участков площадью 2 882 042,15 кв.м и 20382,85 кв.м., состоящем из двух контуров площадью 1029,61 кв.м и 19353,24 кв.м.
Полагая, что бездействие административного органа является незаконным и необоснованным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Определением от 22.05.2015 суд удовлетворил ходатайство заявителя о назначении судебной экспертизы, судом назначена судебная экспертиза, производство по делу N А72-983/2015 приостановлено.
Производство экспертизы поручено эксперту Ключниковой Наталье Вячеславовне Закрытого акционерного общества "Многопрофильный деловой центр", на разрешение которой поставлены следующие вопросы:
1. Какова площадь многоконтурного земельного участка, необходимого для размещения и эксплуатации по назначению объектов недвижимости:
- ограждение металлическое (кадастровый номер 73:24:0:202:0250110107, литеры CXXVI, CXXVII, CXXVIII, CXXIX);
- корпус 73 (кадастровый номер 73:24:021103:0005:0250011054, литера С73);
- асфальтобетонная площадка 14/2 (кадастровый номер 73:24:021103:0005:0250110077, литера CI);
- асфальтобетонная площадка 14/3 (кадастровый номер 73:24:021103:0005:0250110078, литера СП), расположенных по адресу: Ульяновская область, г.Ульяновск, пр. Антонова, 1?
2. Будет ли иметь вновь образуемый многоконтурный земельный участок, необходимый для размещения и эксплуатации по назначению объектов недвижимости: ограждение металлическое (кадастровый номер 73:24:0:202:0250110107, литеры CXXVI, CXXVII, CXXVIII, CXXIX); корпус 73 (кадастровый номер 73:24:021103:0005:0250011054, литера С73); асфальтобетонная площадка 14/2 (кадастровый номер 73:24:021103:0005:0250110077, литера CI); асфальтобетонная площадка 14/3 (кадастровый номер 73:24:021103:0005:0250110078, литера СП), расположенных по адресу: Ульяновская область, г.Ульяновск, пр-кт.Антонова, 1, доступ (выход) к землям общего пользования?
Определением от 17.06.2015 продолжено проведение экспертизы, назначенной определением суда от 22.05.2015. Производство по делу N А72-983/2015 приостановлено до получения заключения эксперта.
Определением от 02.07.2015 производство по настоящему делу было возобновлено.
Определением от 22.07.2015 судом принято к производству ходатайство заявителя о назначении судебной экспертизы по иным вопросам. Заявитель просил назначить по арбитражному делу N А72-983/2015 проведение судебной экспертизы и поручить проведение экспертизы эксперту закрытого акционерного общества "Многопрофильный деловой центр" Ключниковой Наталье Вячеславовне.
Суд поручил проведение экспертизы закрытому акционерному обществу "Многопрофильный деловой центр", эксперту Ключниковой Наталье Вячеславовне и поставил перед экспертом следующие вопросы:
1) Возможен ли раздел земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:221 согласно схеме раздела, предлагаемой ООО "Промышленная экспертиза"?
2) Соответствует ли предлагаемый ООО "Промышленная экспертиза" способ раздела земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:221 площадью 2 902 425,00 кв.м, расположенного по адресу Ульяновская обл, г Ульяновск, р-н Заволжский, пр-т. Антонова, 1, с выделением земельного участка площадью 20382,85 кв.м, состоящего из двух контуров: 73:24:000000:221 :ЗУ1(1) площадью 1029,61 кв.м и 73:24:000000:221 :ЗУ 1(2) площадью 19353,24 кв.м, под объекты недвижимости (ограждение металлическое, корпус 73, асфальтобетонная площадка 14/2, асфальтобетонная площадка 14/3), нормативным требованиям?
3) Какова площадь многоконтурного земельного участка, необходимого для размещения и эксплуатации по назначению объектов недвижимости: ограждение металлическое (кадастровый номер 73:24:0:202:0250110107, литеры CXXVI, CXXVII, CXXVIII, CXXIX); корпус 73 (кадастровый номер 73:24:021103:0005:0250011054, литера С73); асфальтобетонная площадка 14/2 (кадастровый номер 73:24:021103:0005:0250110077, литера CI); асфальтобетонная площадка 14/3 (кадастровый номер 73:24:021103:0005:0250110078, литера СП), расположенных по адресу: Ульяновская область, г.Ульяновск, пр-кт. Антонова, 1, согласно предложенной ООО "Промышленная экспертиза" схеме раздела?
4) Обеспечивает ли предлагаемый ООО "Промышленная экспертиза" способ раздела земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:221 возможность доступа к объектам, расположенным на вновь образуемом земельном участке?
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, в том числе заключение эксперта N э4086/15 от 30.06.2015, заключение эксперта N э4191/15 от 18.08.2015, суд правомерно указал на следующее.
Согласно пункту 7 статьи 36 Кодекса в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с частью 3 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при наличии на одном сформированном земельном участке объектов недвижимости нескольких собственников каждый из них имеет право ставить вопрос о выделе соответствующей части земельного участка в самостоятельный участок и о приобретении его в собственность или аренду независимо от других лиц, если первоначальный участок делим, образуемые земельные участки превышают минимально допустимые пределы и к ним будет обеспечен доступ от участков общего пользования, в том числе путем установления сервитута.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица. С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Судом, по ходатайству заявителя были назначены судебные экспертизы. По результатам проведения экспертизы, заключения эксперта N э4086/15 от 30.06.2015 (т.2, л.д. 78-103), эксперт пришел к следующим выводам:
1. Площадь многоконтурного земельного участка, необходимого для размещения и эксплуатации по назначению объектов недвижимости:
- ограждение металлическое (кадастровый номер 73:24:0:202:0250110107, литеры CXXVI, CXXVII, CXXVIII, CXXIX),
- корпус 73 (кадастровый номер 73:24:021103:0005:0250011054, литера С73).
- асфальтобетонная площадка 14/2 (кадастровый номер 73:24:021103:0005:0250110077, литеры CI),
- асфальтобетонная площадка 14/3 (кадастровый номер 73:24:021103:0005:0250110078, литеры CII), расположенных по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, пр- т Антонова, 1, составляет 10553,0 кв. м.
2. Вновь образуемый многоконтурный земельный участок, необходимый для размещения и эксплуатации по назначению объектов недвижимости:
- ограждение металлическое (кадастровый номер 73:24:0:202:0250110107, литеры CXXVI, CXXVII, CXXVIII, CXXIX), корпус 73 (кадастровый номер 73:24:021103:0005:0250011054, литера С73), асфальтобетонная площадка 14/2 (кадастровый номер 73:24:021103:0005:0250110077, литера CI), асфальтобетонная площадка 14/3 (кадастровый номер 73:24:021103:0005:0250110078, литера CII), расположенных по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, пр-т Антонова, 1, непосредственный доступ (выход) к землям общего пользования (14 проезду Инженерный) иметь не будет.
Контур 3 и контур 4 (см. Схему в Приложении) образуемого многоконтурного земельного участка, необходимые для размещения и эксплуатации по назначению асфальтобетонной площадки 14/2 (кадастровый номер 73:24:021103:0005:0250110077, литера CI) и асфальтобетонной площадки 14/3 (кадастровый номер 73:24:021103:0005:0250110078, литера CII), расположенных по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, пр-т Антонова, 1, будут иметь доступ (выход) к автодороге общего пользования, находящейся согласно исходных копий документов (Свидетельство о государственной регистрации права от 10 июня 2014 г. 73 АА 805241) в собственности МО "Город Ульяновск" и расположенной в границах земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:221 по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, пр-т Антонова, 1.
При этом в пункте 1 III раздела отмечается, что экспертом определена минимально необходимая площадь для размещения и использования исследуемых объектов недвижимости без учета всех принципов и критериев возможности реального раздела земельного участка по ул. Антонова, 1 и разработки вариантов такого раздела. Необходимая площадь определена с учетом нормативов проектирования и в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ, в силу которых не допускается образование земельных участков, приводящее к невозможности использования расположенных на таких участках объектов.
С учетом обстоятельств дела, суд счел возможным удовлетворить ходатайство заявителя и назначить еще одну экспертизу.
Согласно заключения эксперта N э4191/15 от 18.08.2015:
1) Раздел земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:221 согласно схемы раздела, предлагаемой ООО "Промышленная экспертиза", возможен.
2) Предлагаемый ООО "Промышленная экспертиза" способ раздела земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:221 площадью 2 902 425,00 кв.м, расположенного по адресу: Ульяновская область, г.Ульяновск, р-н Заволжский, пр-т Антонова, 1, с выделением земельного участка площадью 20382,85 кв.м, состоящего из двух контуров: 73:24:000000:221 :ЗУ1 (1) площадью 1029,61 кв.м и 73:24:000000:221: ЗУ 1(2) площадью 19353,24 кв.м под объекты недвижимости (ограждение металлическое, корпус 73, асфальтобетонная площадка 14/2, асфальтобетонная площадка 14/3), соответствует нормативным требованиям.
3) Площадь многоконтурного земельного участка, необходимого для размещения и эксплуатации по назначению объектов недвижимости: ограждение металлическое (кадастровый номер 73:24:0:202:0250110107, литеры CXXVI, CXXVII, CXXVIII, CXXIX); корпус 73 (кадастровый номер 73:24:021103:0005:0250011054, литера С73); асфальтобетонная площадка 14/2 (кадастровый номер 73:24:021103:0005:0250110077, литера CI); асфальтобетонная площадка 14/3 (кадастровый номер 73:24:021103:0005:025011078, литера СП), расположенных по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, пр-кт Антонова, 1, согласно предложенной ООО "Промышленная экспертиза" схеме раздела, составляет 20382,85 кв.м.
Суд при вынесении решения по данному делу использовал результаты двух экспертиз. Результаты экспертиз не противоречат, а взаимодополняют друг друга, подтверждают возможность раздела многоконтурного земельного участка по схеме, предложенной заявителем.
Судом учтено, что Территориальное управление Росимущества в Ульяновской области ссылалось на отсутствие с его стороны бездействия, поскольку письмо от 18.11.2014 б/н было перенаправлено в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом письмом от 09.12.2014 N 03-6684, так как в соответствии с Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, утвержденного приказом N 63 от 05.03.2009 года, принятие решения о согласовании схемы раздела земельного участка более 10 га не входит в полномочия территориального органа.
Судом первой инстанции правильно указано на то, что ТУ Росимущество в Ульяновской области как уполномоченный орган обязано было рассмотреть заявку Общества, согласовать схему расположения истребуемого многоконтурного земельного участка под объектами недвижимости, провести межевые работы по разделу земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:221 общей площадью 2 902 425,00 кв.м на 2 земельных участка площадью 2 882 042,15 кв.м и 20382,85 кв.м, состоящего из двух контуров: площадью 1029,61 кв.м и 19353,24 кв.м, расположенных по адресу: г.Ульяновск, Заволжский район, пр-т. Антонова, 1, и поставить вновь образованные земельные участки на государственный кадастровый учет, или выдать ООО "ПромЭкс" доверенность на проведение межевых работ и постановку на государственный кадастровый учет вновь образованных участков площадью 2 882 042,15 кв.м и 20382,85 кв.м, состоящем из двух контуров площадью 1029,61 кв.м и 19353,24 кв.м.
Неотъемлемым этапом при предоставлении земельного участка в собственность является совершение органом государственной власти действий, направленных на формирование испрашиваемого земельного участка.
В своих возражениях ответчик утверждает, что решения об образовании земельных участков принимаются территориальным управлением Росимущества на основании поручения Росимущества.
В соответствии с п.1 письма Росимущества от 17 июня 2010 года N 1111-10/16812 решение об образовании земельных участков принимаются территориальными управлениями Росимущества по поручению Росимущества. В целях получения поручения территориальному управлению Росимущства необходимо направлять в Росимущество следующие документы: правоудостоверяющие документы на земельный участок; кадастровый паспорт земельного участка, подлежащего разделу (при наличии); схему раздела земельного участка; обоснования площади и границ образуемых земельных участков.
Ответчик считает, что согласно Положению о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 5 марта 2009 г. N 63, Управление не наделено полномочиями по проведению кадастровых работ по разделу земельных участков под объектами недвижимости, принадлежащим иным юридическим лицам.
Судом верно указано на то, что внутриведомственная система взаимоотношений между уровнями государственного органа не может влиять на предусмотренные законодательством нормы, которые устанавливают сроки рассмотрения заявлений граждан и организаций и возлагают обязанности на принятие властно-распорядительных решений.
Судом правильно отмечено в решении, что поскольку в данном случае земельный участок является федеральной собственностью, ТУ Росимущества в Ульяновской области вправе и обязано самостоятельно изготовить, утвердить и выдать Обществу схему расположения земельного участка либо согласовать такую схему.
Главой 1.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены способы формирования земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Согласно статье 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
С учетом всех обстоятельств дела, а также заключений экспертов суд правильно посчитал необходимым возложить на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области обязанность устранить нарушение прав и законных интересов ООО "Промышленная экспертиза" путем утверждения схемы раздела границ земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:221 площадью 2 902 425,00 кв.м, расположенного по адресу Ульяновская область, г Ульяновск, р-н Заволжский, пр-т. Антонова, 1, с выделением земельного участка площадью 20382,85 кв.м, состоящего из двух контуров: 73:24:000000:221 :ЗУ1(1) площадью 1029,61 кв.м и 73:24:000000:221 :ЗУ1(2) площадью 19353,24 кв.м, под объекты недвижимости (ограждение металлическое, корпус 73, асфальтобетонная площадка 14/2, асфальтобетонная площадка 14/3), принадлежащие ООО "Промышленная экспертиза" на праве собственности; а также: обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области на основании схемы раздела границ земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:221 провести межевые работы по разделу земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:221 общей площадью 2 902 425,00 кв.м на 2 земельных участка площадью 2 882 042,15 кв.м и 20382,85 кв.м, состоящих из двух контуров: площадью 1029,61 кв.м и 19353,24 кв.м, расположенных по адресу: г.Ульяновск, Заволжский район, пр-т. Антонова, 1, и поставить вновь образованные земельные участки на государственный кадастровый учет, или выдать ООО "Промышленная экспертиза" доверенность на проведение межевых работ и постановку на государственный кадастровый учет вновь образованных участков площадью 2 882 042,15 кв.м и 20382,85 кв.м, состоящих из двух контуров площадью 1029,61 кв.м и 19353,24 кв.м.
Доводы подателя жалобы отклоняются арбитражным апелляционным судом в связи со следующим.
ООО "ПромЭкс", как собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 73:24:000000:221, имеет исключительное право на приобретение образуемого многоконтурного земельного участка в собственность или в аренду в силу п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ.
При этом отказ АО "Авиастар-СП" от права постоянного (бессрочного) пользования при этом не требуется, так как право продавца на земельный участок прекращается в связи с наличием в законе императивных норм, предусматривающих переход к лицу, являющемуся приобретателем объекта недвижимости, прав на земельный участок, на котором этот объект находится и который необходим для его использования, что в силу подп.7 п.2 ст.45 ЗК РФ является основанием для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.
Таким образом, при наличии у собственника объекта недвижимости исключительного права на приобретение соответствующего земельного участка в собственность или в аренду, прекращение права постоянного (бессрочного) пользования не требуется (постановления Президиума ВАС РФ от 06.09.2011 г. N 1489/11, N3771/11 и N 4275М1).
Кроме того, в материалах арбитражного дела имеется согласованная АО "Авиастар-СП" схема раздела земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:221.
Доказательства, подтверждающие использование земельного участка АО "Авиастар -СП" под цели, указанные в статье 93 Земельного кодекса РФ, суду не представлены.
Доказательства того, что в отношении земельного участка, находящегося у АО "Авиастар - СП" на праве постоянного бессрочного пользования было принято решение об ограничении оборотоспособности, в материалах дела отсутствуют.
Поскольку в данном случае земельный участок является федеральной собственностью, ТУ Росимущества в Ульяновской области вправе и обязано самостоятельно, изготовить, утвердить и выдать Обществу схему расположения земельного участка либо согласовать такую схему. Такая позиция основана на толковании норм статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и главы 1.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановка на кадастровый учет земельного участка невозможна до выдачи Территориальным управлением распоряжения о разделе земельного участка и согласовании схемы расположения земельных участков и межевого плана.
Таким образом, бездействие ТУ Росимущества в Ульяновской области нарушает права и законные интересы Общества.
В связи с изложенным оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 августа 2015 г. по делу N А72-983/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
О.Н. Радушева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-983/2015
Истец: ООО "Промышленная экспертиза", ООО Промышленная Экспертиза
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Третье лицо: Администрация г. Ульяновска, АО "Авиастар-СП", ЗАО "Авиастар-СП", Михайлов В. Н., Михайлов Виктор Николаевич, Муниципальное образование "город Ульяновск", Никитина Е. В., Никитина Елена Владимировна, ООО "Автостар", ООО "АКОС-73", ООО "Завод СИГНАЛ", ООО АКОС-73, ООО Завод Сигнал, Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Благоустройство Заволжья", УМУП Благоустройство Заволжья, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом