г. Москва |
|
16 ноября 2015 г. |
Дело N А40-47507/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи: Лящевского И.С.,
судей: Е.Б. Алексеевой, Башлаковой-Николаевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ильченко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства Обороны РФ и ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ
на решение Арбитражного суда г. Москвы
от 11.09.2015 г. по делу N А40-47507/15,
принятое судьей Гречишкиным А.А. (шифр судьи 109-302)
по иску АО "Волоколамское производственное-техническое предприятие районного жилищно-коммунального хозяйства" (143600, Московская обл., г. Волоколамск, ул. Советская, д. 1)
к 1) ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ (125167, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 41)
2) Министерство Обороны РФ (119160, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19)
о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании:
от истца: Маколов Ю.П. по доверенности от 17.03.2015;
от ответчиков: 1) Иноземцева И.А. по доверенности от 30.04.2015;
2) Хропов С.В. по доверенности от 17.07.2015;
УСТАНОВИЛ:
АО "Волоколамское производственное-техническое предприятие районного жилищно-коммунального хозяйства" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ, Министерству Обороны РФ о взыскании субсидиарно задолженности за оказанные услуги по отоплению, по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома N 6 по ул. Ново-Солдатская, г. Волоколамска в сумме 901 424 руб. 35 коп.
Решением суда иск удовлетворен.
На указанное решение суда сторонами поданы апелляционные жалобы, в которых заявители просят решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалоб заявители ссылаются на нарушение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представители заявителей доводы апелляционных жалоб поддержали, представитель процессуального оппонента против доводов жалоб возражал, представил правовую позицию по апелляционным жалобам.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Минобороны России на основании государственного контракта купли-продажи квартир для нужд Минобороны России от 04.12.2009 N 041209/4 по акту приема-передачи от 15.12.2009 г. переданы в собственность 29 квартир, расположенных в жилом доме по адресу: Московская область, г.Волоколамск, ул.Ново-Солдатская, д.6.
На основании постановлений Главы городского поселения Волоколамск от 14.10.2011 N 440, 09.01.2013 N 3 и от 25.07.2013 г. N 311 в связи с отсутствием решения собственников помещений о выборе способа управления на истца возложена обязанность по предоставлению коммунальных услуг, ремонту и содержанию многоквартирного жилого дома по адресу: Московская область, г.Волоколамск, ул.Ново-Солдатская, д.6, при этом истец указывает на то, что с 01.08.2011 г. предоставляет коммунальные услуги по отоплению, а также осуществляет ремонт и содержание 13 квартир NN 3, 18, 26, 27, 32, 34, 35, 42, 50, 51, 61, 96, 117 вышеуказанного многоквартирного жилого дома.
Указанные квартиры принадлежали на праве оперативного управления ФГКЭУ "Кубинская КЭЧ района" Министерства обороны Российской Федерации, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из ЕГРП. Впоследствии ФГКЭУ "Кубинская КЭЧ района" Министерства обороны Российской Федерации реорганизовано путем присоединения к ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст.58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
В силу ст.ст.120, 210 и 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, несет бремя содержания этого имущества.
На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования п.3 ст.30, ч.ч.1, 2 и 3 ст.153 ЖК РФ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с п.1 ст.299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Согласно п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу абзаца 5 п.1 ст.216 Гражданского кодекса РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственником. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента их государственной регистрации.
Статьи 152, 153 ЖК РФ обязывают граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги.
Согласно п.1 ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Таким образом, законом определено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны вносить плату за коммунальные услуги и участвовать в расходах на содержание общего имущества в силу закона, а не в зависимости заключения или не заключения договора управления с обслуживающей организацией.
При этом доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения определяется по правилам, установленным в п.1 ст.37 ЖК РФ, то есть пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику.
Как указывалось выше, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации принадлежат на праве оперативного управления 13 квартир, расположенных в жилом доме по вышеуказанному адресу.
В силу ст.ст.244, 249 ГК РФ и ст.ст.36, 37, 39 ЖК РФ ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, использующее помещения в многоквартирном доме на праве оперативного управления, обязано нести расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, управляемом истцом. Оснований для освобождения учреждения, использующего вышеуказанные помещения в многоквартирном доме на праве оперативного управления, от несения расходов по содержанию общего имущества и оплате услуг по отоплению за период с 01.03.2014 по 01.03.2015 не имеется.
Доводы ответчиков о том, что истцом не обоснованы исковые требования и не представлен расчет задолженности за коммунальные услуги опровергаются материалами дела.
Из материалов дела достоверно следует, что обязательства по оплате оказанных истцом коммунальных услуг возникли у учреждения в период с 01.03.2014 по 01.03.2015, то есть после 01.01.2011.
Требования АО "Волоколамское ПТП РЖКХ" относительно взыскания в порядке субсидиарной ответственности с Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации при недостаточности средств у ФКГУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации является обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ст. 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. Покупателем квартир (недвижимого имущества) по государственному контракту от 04.12.2009 г. N 041209/4 купли-продажи является Министерство обороны Российской Федерации.
До предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарная ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику (п.1 ст.399 ГК РФ).
Ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет, что главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
В соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации N 1053 от 29.12.2008 Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.
Доводы учреждения о том, что ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерство обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком, необоснованны и противоречат материалам дела.
Учитывая, что требования истца обоснованны, документально подтверждены, исковые требования о взыскании основного долга в сумме 901 424 руб. 35 коп. удовлетворены обосновано.
Мотивы, по которым суд пришел к данному выводу, подробно изложены в решении суда, и оснований не согласиться с ними апелляционный суд не усматривает.
Согласно ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Возражения заявителей, изложенные в апелляционных жалобах, апелляционным судом проверены в полном объеме, однако не могут быть приняты во внимание, поскольку не влекут иных выводов апелляционного суда, чем тех, которые суд изложил в настоящем судебном акте.
Доводы стороны, изложенные в отзыве на апелляционные жалобы, признаются апелляционным судом обоснованными.
Согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет функции главного распорядителя и получателя денежных средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов решения суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционных жалоб не имеется.
В соответствии со статьями 110, 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.09.2015 по делу N А40-47507/15 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства обороны РФ и ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.С. Лящевский |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-47507/2015
Истец: АО "ВОЛОКОЛАМСКОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ РАЙОННОГО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА", ОАО "Волоколамское производственное-техническое предприятие районного жилищн-коммунального хозяйства"
Ответчик: Министерство, Министерство Обороны РФ, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ, ФГУ ЦТУ имущественных отношений Митнистерства обороны РФ