Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2015 г. N 13АП-23789/15
г. Санкт-Петербург |
|
16 ноября 2015 г. |
Дело N А26-9962/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слобожаниной В.Б.
судей Сотова И.В., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Жарковым Р.П.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: Федорова Н.М., доверенность от 02.11.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23789/2015) администрации Петрозаводского городского округа на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07 августа 2015 года по делу N А26-9962/2014 (судья Ильющенко О.В.), принятое
по заявлению администрации Петрозаводского городского округа
к Министерству образования Республики Карелия
о признании незаконными действий
установил:
Администрации Петрозаводского городского округа (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к министерству образования Республики Карелия (далее - Министерство) о признании незаконными действий по отзыву субсидии и приостановлению действия соглашения N 7540/11/01-18/МО-и от 01.10.2013.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 07.08.2015 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Администрация просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления Администрации, ссылаясь на нарушение норм процессуального права.
В обоснование своих апелляционных доводов Администрация указывает, что в спорном соглашении не предусмотрено конкретное лицо, у которого должна быть осуществлена покупка детского сада, в аукционной документации и спорном соглашении о выделении субсидии не прописано, что приобретается именно здание.
В материалы дела от Министерства посредством почты поступил отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым Министерство считает обжалуемое решение законным и обоснованным, апелляционную жалобу Администрации - не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Министерство, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие его представителя в соответствии со ст. 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в целях реализации указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" распоряжением Правительства Республики Карелия от 18.04.2013 N 200р-П утверждена Поэтапная программа ("дорожная карта") по обеспечению доступности дошкольного образования на территории Республики Карелия на 2013-2018 годы, предусматривающая мероприятия по возврату в систему дошкольного образования ранее переданных, перепрофилированных зданий дошкольных учреждений; реконструкцию зданий, являющихся муниципальной собственностью (передаваемых в муниципальную собственность), под дошкольные образовательные организации; строительство новых зданий дошкольных образовательных организаций.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.07.2013 N 1113-р утверждено распределение субсидий, предоставляемых в 2013 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования.
На основании указанных нормативных актов 24.07.2013 между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Республики Карелия заключено соглашение N 08.Т07.240347 о предоставление из федерального бюджета в 2013 году субсидии бюджету Республики Карелия на реализацию комплекса мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в размере 254532000 руб.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 18.09.2013 N 286-П утверждено распределение на 2013 год субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования, предусматривающее субсидию Петрозаводскому городскому округу на 2013 год в сумме 231487, 6 тыс. руб.
Между министерством образования Республики Карелия и администрацией Петрозаводского городского округа 01.10.2013 заключено соглашение N 7540/11/01-18/МО-и о софинансировании расходных обязательств и взаимодействии при предоставлении субсидии бюджету Петрозаводского городского округа на реализацию комплекса мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования Республики Карелия на 2013 год, согласно которому объем субсидии, предоставляемой бюджету Петрозаводского городского округа на 2013 год, составляет 231 487 600 руб.
Приложением N 2 к дополнительному соглашению к соглашению N 7540/11/01-18/МО-и от 01.10.2013 установлен Перечень объектов капитального строительства и реконструкции дошкольных образовательных учреждений, а также возвращаемых в систему дошкольного образования зданий, используемых не по назначению, и приобретаемых зданий (помещений) для реализации программ дошкольного образования в Петрозаводском городском округе, который предусматривал приобретение за счет средств федерального бюджета здания дошкольного образовательного учреждения с проектной мощностью 160 вводимых мест стоимостью 137880,8 тыс. руб.
Администрация 09.09.2014 разместила извещение о проведение электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение здания дошкольного образовательного учреждения, начальная (максимальная) цена контракта - 137 880 800 руб.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 14.10.2014 по делу N 04-18/262-2014, вынесенным по заявлению участника закупки ООО "Небоскреб", в действиях Администрации (заказчик) установлены нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Антимонопольный орган выдал администрации предписание от 14.10.2014 N 04-19/101-262/2014 аннулировать аукцион, которое было исполнено.
31.10.2014 Администрация вновь объявила электронный аукцион на право заключения муниципального контракта на приобретение здания дошкольного образовательного учреждения.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 26.11.2014 по делу N 04-18/292-2014, вынесенным по заявлению участника закупки, Карельского регионального отделения политической партии "Патриоты России", в действиях Администрации (заказчик) установлено нарушение части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", выразившееся в необоснованном допуске заявки участника закупки ООО "Чистый город" к участию в аукционе; Администрации предписано аннулировать аукцион. В решении также указано, что закупка не обеспечена денежными средствами в связи с изменением межбюджетного трансферта.
Письмом от 26.09.2014 N 7271/11/01-38/МО-и Министерство сообщило Администрации о поступивших из правоохранительных органов сведениях о возбуждении уголовного дела и проведении следственными органами расследования в связи нарушениями Администрацией антимонопольного законодательства и завышением расчетной стоимости контракта при проведении аукциона в 2011 году на приобретение здания детского сада в микрорайоне "Древлянка - 8" Петрозаводска. Указало на преждевременность дальнейшей реализации мероприятий по приобретению здания дошкольной организации в г. Петрозаводске, микрорайоне "Древлянка - 8" в связи с возможными судебными разбирательствами, наложением обременений и запретов использования построенного объекта, причинением ущерба бюджету и интересам государства.
В указанном письме Министерство уведомило Администрацию о приостановлении действия соглашения N 7540/11/01-18/МО-и от 01.10.2013 в части финансирования приобретения здания дошкольной организации в микрорайоне "Древлянка - 8".
Уведомлением от 11.11.2014 N 33ф-111/4-2014 Министерство известило Администрацию об уменьшении межбюджетного трансферта на 137 880 800 руб.
Заявитель считает действия Министерства незаконными по тем основаниям, что условиями соглашения N 7540/11/01-18/МО-и от 01.10.2013 не предусмотрена возможность приостановления его действия и отзыва денежных средств; нецелевого использования денежных средств, являющегося основанием для взыскания средств в бюджет Республики Карелия, Администрацией допущено не было; оспариваемые действия ответчика не соответствуют статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации; просит обязать Министерство предоставить бюджету Петрозаводского городского округа в 2015 году субсидию в размере 137 880 800 руб.
Оценив доказательства на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех имеющихся в деле доказательств, а также достаточности и взаимной связи доказательства в их совокупности, проверив и проанализировав доводы сторон, апелляционный суд пришел к выводу о том, что основания для удовлетворения апелляционной жалобы Администрации отсутствуют. При этом суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 26.02.2013 N 12381/12, использование бюджетных средств органами местного самоуправления относится к экономической сфере их деятельности, в связи с чем характер спора, основанный на бюджетно-финансовых отношениях, свидетельствует о его экономическом характере и вследствие этого - подведомственности арбитражному суду.
Из приложения N 2 к дополнительному соглашению к соглашению N 7540/11/01-18/МО-и от 01.10.2013 следует, что приобретение здания дошкольного образовательного учреждения с проектной мощностью 160 вводимых мест стоимостью 137 880, 8 тыс. руб. планировалось за счет средств федерального бюджета, которые поступали из федерального бюджета в бюджет Республики Карелия в качестве субсидии в рамках соглашения N 08.Т07.240347 от 24.07.2013.
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 18.07.2013 N 483р-П одобрено подписание Соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Республики Карелия о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования; министерство образования Республики Карелия определено органом, уполномоченным на выполнение условий Соглашения.
В соответствии со статьей 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 настоящего Кодекса, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2013 году утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 N 459.
В соответствии с пунктами 19 - 22 указанных Правил, в случае если в отчетном финансовом году субъектом Российской Федерации не достигнуты установленные соглашением значения показателей результативности предоставления субсидии, а также в случае невыполнения субъектом Российской Федерации расходного обязательства, на исполнение которого предоставляется субсидия, и (или) в случае отсутствия потребности в субсидии в утвержденном на соответствующий финансовый год размере, размер субсидии подлежит сокращению.
Высвобождающиеся средства федерального бюджета в случаях, указанных в пунктах 10 и 19 настоящих Правил, подлежат перераспределению (при наличии потребности) между бюджетами других субъектов Российской Федерации, имеющих право на их получение, в порядке, предусмотренном пунктом 15 настоящих Правил. Не использованный на 1 января текущего финансового года остаток субсидии подлежит возврату в федеральный бюджет органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В пункте 2.3.3 соглашения N 08.Т07.240347 от 24.07.2013 установлены значения показателей результативности предоставления субсидии бюджету Республики Карелия в 2013 году, в том числе обеспечение 1383 места для реализации программ дошкольного образования.
Пунктом 1.7 соглашения N 7540/11/01-18/МО-и от 01.10.2013 в редакции дополнительного соглашения от 18.03.2014 установлены целевые показатели результативности предоставления субсидии Петрозаводскому городскому округу, в том числе: строительство здания дошкольной организации - 280 мест: возврат зданий - 200 мест; приобретение здания дошкольной организации - 160 мест.
Таким образом, невыполнение установленных показателей результативности предоставления субсидии могло повлечь сокращение ее размера, неиспользование субсидии в текущем году - ее возврат в федеральный бюджет.
Из писем Администрации от 25.06.2013 N 111-33-71, от 10.01.2014 N 1.1.1-35-1 следует, что она планировала использовать субсидию из федерального бюджета в сумме 137880,8 тыс. руб. на приобретение детского сада, строительство которого в микрорайоне "Древлянка - 8" осуществляет ООО "Чистый город".
Приостанавливая действие соглашения N 7540/11/01-18/МО-и от 01.10.2013 в части финансирования приобретения здания дошкольной организации в микрорайоне "Древлянка - 8" и уменьшая межбюджетный трансферт на 137 880 800 руб., Министерство исходило из информации правоохранительных органов о возбуждении уголовного дела и проведении следственными органами расследования в связи нарушениями должностными лицами администрации антимонопольного законодательства и завышением расчетной стоимости контракта при проведении аукциона в 2011 году на приобретение указанного здания детского сада, предполагая возможное затруднение реализации данного здания и использования предоставленной субсидии.
Действительно, на момент приостановления действия соглашения арест на здание наложен не был.
Между тем наложение ареста на здание, предназначенное для использования в качестве детского сада, расположенное по адресу: г. Петрозаводск, микрорайон "Древлянка-8", в виде запрета, адресованного собственнику и владельцу, на распоряжение данным имуществом, было разрешено постановлением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 21.11.2014, которое апелляционным постановлением Верховного суда Республики Карелия от 12.01.2015 оставлено без изменения.
Указанные постановления были отменены постановлением Президиума Верховного суда Республики Карелия от 08.04.2015 по результатам рассмотрения кассационной жалобы ООО "Чистый город".
Таким образом, с 21.11.2014 и до конца 2014 года субсидия в сумме 137 880, 8 тыс. руб. не могла быть использована Администрацией на приобретение указанного здания в связи с наложенным арестом.
Денежные средства, на которые была уменьшена субсидия Администрации, были направлены Министерством на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования в соответствии с соглашением от 24.07.2013 N 08.Т07.240347, то есть на цели, на которые их должна была направить администрация при выполнении соглашения N 7540/11/01-18/МО-и.
Так, постановлением от 26.12.2014 N 414-П Правительство Республики Карелия определило осуществить в 2014 году бюджетные инвестиции за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Карелия в приобретение недвижимого имущества: здания для реализации программ дошкольного образования, расположенного по адресу: г. Петрозаводск, ул. Ленинградская, д. 6Б, с проектной мощностью 188 вводимых мест; четырех помещений для реализации программ дошкольного образования, расположенных по адресу: г. Петрозаводск, Скандинавский проезд, д. 2, с общей проектной мощностью 63 вводимых места.
Указанное здание и помещения приобретены Министерством по государственным контрактам от 29.12.2014 N 10300/11/01-18/МО-и, N 10299/11/01-18/МО-и и оплачены за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в рамках соглашения N 08.Т07.240347 от 24.07.2013. За счет указанных бюджетных ассигнований оплачены также мебель, инвентарь, оборудование для оснащения помещений и территорий дошкольных организаций и часть стоимости здания дошкольного образовательного учреждения, расположенного по адресу: г. Петрозаводск, Скандинавский проезд, д. 3, с проектной мощностью 150 вводимых мест, приобретенного министерством по государственному контракту от 17.12.2014 N 9898/11/01-35/МО-и (приказы министерства о произведении оплаты от 29.12.2014 N 1336, от 29.12.2014 N 1337, от 18.12.2014 N 1275).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что действия Министерства были направлены на выполнение установленных показателей результативности предоставления субсидий с целью предотвращения возможного сокращения размера субсидий, возврата их в федеральный бюджет, что не противоречит указанным выше положениям бюджетного законодательства.
Довод Администрации о нарушении Министерством положений статьей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации суд первой инстанции обоснованно отклонил, учитывая, что на основании пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к бюджетным отношениям гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Порядок предоставления субсидий из бюджетов различных уровней регулируется бюджетным законодательством. В бюджетных правоотношениях отношения властного подчинения одной стороны другой сохраняются, в том числе и в случае заключения соглашения о предоставлении субсидии.
Судом первой инстанции учтены пояснения ответчика о том, что Министерством проводится работа по передаче приобретенных за счет средств субсидии, ранее предусмотренной бюджету Петрозаводского городского округа, объектов недвижимости из государственной собственности Республики Карелия в муниципальную собственность Петрозаводского городского округа, а также запланировано проведение работ по ремонту приобретенных помещений для последующей передачи в муниципальную собственность.
По акту приема-передачи от 22.04.2015 Администрация приняла в муниципальную собственность мебель, инвентарь, оборудование для оснащения помещений и территорий дошкольных организаций, по акту приема-передачи от 17.04.2015 - нежилое здание детского сада (г. Петрозаводск, проезд Скандинавский, д.3). Министерством утвержден план проведения работ по приобретенным зданиям и помещениям на 2015 год, который предполагает проведение открытого аукциона на проведение ремонтных работ, осуществление ремонта, ввод зданий в эксплуатацию и после этого передачу имущественных комплексов в муниципальную собственность Петрозаводского городского округа; ответчик представил договоры, заключенные министерством на разработку проектной и рабочей документации на строительство объектов.
Доказательства того, что после наложения ареста на здание, предназначенное для использования в качестве детского сада, расположенное в микрорайоне "Древлянка-8", у Администрации имелась возможность приобрести иное здание, не требующее проведения ремонтных работ, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно не установил оснований для удовлетворения заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в 2012-2014 годах, а так же реализации мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2013 года N 1113-р, между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Республики Карелия заключено Соглашение от 24 июля 2013 года N'08.Т07.24.0347 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования (далее - Соглашение на 2013 год), в соответствии с которым Республике Карелия предусмотрено предоставление в 2013 году средств субсидии в размере 254 532,0 тысячи рублей.
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 18 июля 2013 года N 483р-П по вопросу одобрения Соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Республики Карелия о предоставлении субсидий на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования, на 2013 год, Министерство образования Республики Карелия определено органом, уполномоченным на выполнение условий данного Соглашения.
Информация о дошкольных организациях, их местонахождении, источниках и объемах финансирования, с указанием формы ввода объекта (строительство, пристрой, реконструкция, капитальный ремонт, приспособление, приобретение зданий или помещений), содержится в разделе 2 "Сведения о перечне объектов капитального строительства и реконструкции дошкольных образовательных учреждений, возвращаемых в систему дошкольного образования зданий, используемых не по назначению, приобретаемых зданий (помещений), капитального ремонта, приспособления помещений для реализации программ дошкольного образования в Республике Карелия" Заявки от 18 июля 2013 года о перечислении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования, на 2013 год, являющейся приложением к Соглашению на 2013 год.
С учетом информации, содержащейся в письме администрации Петрозаводского городского округа (исх.: от 16.12.2003 N 02-16-906), муниципальным образованием в целях реализации мероприятий по модернизации муниципальной системы дошкольного образования планировалось приобретение здания дошкольного образовательного учреждения с проектной мощностью 160 вводимых мест по цене 137 880, 8 тысяч рублей, расположенное в микрорайоне "Древлянка-8" района "Древлянка-2".
В связи с чем, 19 декабря 2013 года Республике Карелия была согласована Заявка о перечислении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Карелия- на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования, на 2013 год, являющейся приложением к Соглашению на 2013 год, и предусматривающая приобретение здания дошкольного образовательного учреждения в микрорайоне г. Петрозаводска "Древлянка-8" по цене 137 880, 8 тысяч рублей.
Вопросы взаимодействия между Министерством образования Республики Карелия и администрацией Петрозаводского городского округа при реализации мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования в 2013 году регулировались Соглашением от 1 октября 2013 года N 7540/11/01-18/МО-и о софинансировании расходных обязательств и взаимодействии при предоставлении субсидии бюджету Петрозаводского городского округа на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования (далее - Соглашение N 7540/11/01-18/МО-и).
В соответствии с указанной Заявкой республики, 18 марта 2014 года между Министерством образования Республики Карелия и администрацией Петрозаводского городского округа подписано Дополнительное соглашение N 1867/11/01-18/МО-и к Соглашению N 7540/11/01-18/МО-и, согласно приложению N 2 которого запланировано мероприятие по приобретению здания дошкольного образовательного учреждения с проектной мощностью 160 вводимых мест с совокупной стоимостью 137 880,8 тысяч рублей за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 1 Дополнительного соглашения N 1867/11/01-18/МО-и изменен порядок перечисления средств субсидии, так, предоставление субсидии в пределах бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств осуществляется при условии предоставления получателем заявок в соответствии с прилагаемой формой (приложение N 1), на основании документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств (в том числе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для исполнения расходных обязательств муниципального образования), согласно перечню объектов капитального строительства и реконструкции дошкольных образовательных учреждений, а также возвращаемых в систему дошкольного образования зданий, используемых не по назначению, для реализации программ дошкольного образования.
В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2013 году, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года N 459 одним из условий предоставления субсидии являются, в том числе и обеспечение соответствия значений показателей, устанавливаемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, значениям показателей результативности предоставления субсидий, установленным соглашением между Министерством образования и науки Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии; выполнение субъектом Российской Федерации комплекса мероприятий в части показателей, характеризующих развитие дошкольного образования.
Согласно положениям статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) может являться орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом,, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Согласно пункту 3.2. Соглашения N 7540/11/01-18/МО-и получатель средств субсидии несет ответственность согласно бюджетному законодательству Российской Федерации за несоблюдение условий предоставления субсидии в соответствии с целями их предоставления, установленными Соглашением, недостижение значениям целевых показателей результативности предоставления субсидий, установленным пунктом 1.7. Соглашения, недостоверность и несвоевременность представляемой в Министерство информации, предусмотренной Соглашением.
В соответствии с пунктами 2.2.1., 2.2.2. Соглашения N 7540/11/01-18/МО-и Министерство образования Республики Карелия вправе осуществлять проверки соблюдения получателем (администрацией Петрозаводского городского округа) условий, установленных при предоставлении субсидии, и соответствия представленных отчетов фактическому состоянию. Осуществлять оценку достижения целей субсидии исходя из достигнутых значений показателей результативности предоставления субсидии.
К обязательствам администрации Петрозаводского городского округа по указанному Соглашению относится соблюдение условий, установленных при предоставлении субсидии; направление субсидии на реализацию комплекса мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования Республики Карелия в 2013 году; обеспечение достижения значениям показателей результативности предоставления субсидий, установленным пунктом 1.7. Соглашения. А также ежемесячное предоставление сведений о численности детей, поставленных на учет для предоставления места в дошкольном учреждении согласно заявлениям их родителей, количестве удовлетворенных и неудовлетворенных заявлений на отчетную дату, и ежеквартальное представление в Министерство отчета об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и о достигнутых значениях показателей результативности предоставления субсидии, по установленным Соглашением формам.
В соответствии с положениями статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Учитывая отчеты администрации Петрозаводского городского округа, мониторинг реализации органами местного самоуправления мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2013 и 2014 годах, а также отсутствие заявок получателя на предоставление средств субсидии, выявлено систематическое не освоение Петрозаводским городским округом средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на указанные цели, что вызвало серьезную обеспокоенность не обеспечения эффективного освоения республикой средств субсидии, несвоевременной реализации мероприятий, предусмотренных соглашениями, а также явным не достижением значений показателей результативности предоставления субсидии.
Таким образом, Министерством образования Республики Карелия приняты меры, направленные на минимизацию рисков, в адрес администрации Петрозаводского городского округа 11 ноября 2014 года направлено уведомление N ЗЗф-111/4-2014 об изменении бюджетных ассигнований по расчетам между бюджетами в части уменьшения на сумму, предусмотренную на мероприятие по приобретению здания дошкольного образовательного учреждения ("Древлянка-8").
21 ноября 2014 года Петрозаводским городским судом Республики Карелия в рамках уголовного дела, возбужденного по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 285 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении должностных лиц администрации петрозаводского городского округа, наложен арест на здание, планируемое к приобретению в муниципальную собственность Петрозаводского городского округа, и предназначенное для использования в качестве детского сада, расположенное по адресу: г. Петрозаводск, микрорайон "Древлянка-8" в виде запрета, адресованного собственнику и владельцу, на распоряжение данным имуществом.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 12 декабря 2014 года N 374-П "О распределении в 2014 году не использованных в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования", предусматривающим распределение не использованных в 2013 году субсидий, бюджету Петрозаводского городского округа предоставлены средства субсидии в сумме 74082,3 тысячи рублей, и, соответственно уменьшение средств субсидии на сумму, предусмотренную на мероприятие по приобретению здания дошкольной образовательной организации.
Следует отметить, что в соответствии с положениями статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
При этом не использованный на 1 января текущего финансового года остаток субсидии подлежит возврату в федеральный бюджет органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за которыми в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами закреплены источники доходов бюджета субъекта Российской Федерации по возврату остатков субсидий.
Учитывая данные нормы бюджетного законодательства, в целях исполнения обязательств субъекта Российской Федерации по Соглашению на 2013, в соответствии с Порядком принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Республики Карелия путем приобретения объектов недвижимого имущества, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 12 декабря 2014 года N 373-П, постановлениями Правительства Республики Карелия от 12 декабря 2014 года N 375-П, от 26 декабря 2014 года N 414-П "Об осуществлении бюджетных инвестиций", Министерством образования Республики Карелия в декабре 2014 года приобретены объекты недвижимости, предназначенные для реализации образовательных программ дошкольного образования:
здание для размещения дошкольного образовательного учреждения на 150 мест, расположенное по адресу: проезд Скандинавский, д.З (микрорайон "Древлянка-5", детский сад "Апельсин");
помещения для реализации образовательных программ дошкольного образования на 63 места, общей площадью 491,8 кв.м., расположенные по адресу: проезд Скандинавский, д.2 (микрорайон "Древлянка-5");
здание для реализации образовательных программ дошкольного образования на 188 мест, расположенное по адресу: ул. Ленинградская, д.66.
Указанные объекты приобретены за счет средств субсидии на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования, в том числе, в рамках Соглашения на 2013 год, предусмотренной ранее бюджету Петрозаводского городского округа.
Детский сад "Апельсин" на момент приобретения не требовал мероприятий по капитальному ремонту, в целях обеспечения его оснащения приобретены предметы детской мебели, мягкий инвентарь, оборудование для помещений дошкольной организации, в том числе компьютерное оборудование, инвентарь для оснащения игровых и прогулочных площадок. В настоящее время детский сад передан из государственной собственности Республики Карелия в муниципальную собственность Петрозаводского городского округа, введен в эксплуатацию и функционирует в соответствии с целевым назначением.
В отношении остальных объектов недвижимости осуществляются мероприятия, предусмотренные приказом Министерства образования Республики Карелия от 26 марта 2015 года N 434 "Об обеспечении реализации мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования в Республике Карелия в части приобретенных объектов недвижимого имущества, предназначенных для реализации образовательных программ дошкольного образования", направленные на ремонтные работы (реконструкцию).
В целях реализации мероприятий осуществляется проведение торгов на выполнение работ по приспособлению (ремонту) встроенных помещений для реализации образовательных программ дошкольного образования по адресу: г. Петрозаводск, пр. Скандинавский, 2 (извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru от 07.10.2015 N 0106200001915000471).
В соответствии с Законом Республики Карелия от 17 сентября 2015 года N 1928-ЗРК "О внесении изменений в Закон Республики Карелия "О бюджете Республики Карелия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" изменена ведомственная структура расходов бюджета Республики Карелия, в том числе, в* части распределения неиспользованного остатка средств субсидии 2013 года, возвращенной в 2015 году из федерального бюджета на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования в бюджет Республики Карелия.
Так, в целях осуществления мероприятий по выполнению соответствующих работ в отношении объекта недвижимого имущества - здания для реализации программ дошкольного образования, расположенного по адресу: г. Петрозаводск, ул. Ленинградская, 66, бюджетные инвестиции перераспределены за главным распорядителем бюджетных средств Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в размере 30 742,5 тысяч рублей.
При этом при подготовке проектной документации на выполнение соответствующих работ в здании, расположенном по адресу: Скандинавский проезд, д. 2, выявлена возможность увеличения проектной мощности до 66 мест, в отношении объекта, расположенного по улице Ленинградской, д. 66 -увеличение проектной мощности здания с 188 мест до 210 мест.
Учитывая, что положения статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" относят полномочие по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, полномочие по созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, указанные объекты недвижимого имущества будут переданы из государственной собственности Республики Карелия в муниципальную собственность Петрозаводского городского округа для целей исполнения указанных полномочий.
Следует отметить, что решением суда дана надлежащая оценка организации заявителем процедур, предусмотренных федеральным законодательством, регулирующим сферу закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В апелляционной жалобе Администрация указывает на отсутствие намерений в приобретении именно здания дошкольного образовательного учреждения с проектной мощностью 160 вводимых мест по цене 137 880,8 тысяч рублей, расположенного в микрорайоне "Древлянка-8" района "Древлянка-2", ссылаясь на отсутствие данного объекта в Соглашения N 7540/11/01-18/МО-и и Соглашении на 2013 год, в связи с чем полагая, что действия Министерства образования Республики Карелия незаконны.
Данная позиция является ошибочной, и с данной позицией нельзя согласиться, так как данные намерения являются явными, находящими подтверждение в официальных документах, подписанных уполномоченным лицом органа местного самоуправления (имеются в материалах дела).
В ходе судебных заседаний в суде первой инстанции Администрации предлагалось предоставить доказательства, подтверждающие наличие на территории Петрозаводского городского округа в период размещения извещений о проведении аукционов в электронной форме, иных, возможных к приобретению объектов - зданий дошкольных образовательных учреждений с проектной мощностью 160 вводимых мест, с учетом требований к данным объектам, предусмотренных документацией об аукционе, с оценкой рыночной стоимости 137 880,8 тысяч рублей.
Однако такие сведения в ходе судебных заседаний суда первой инстанции заявителем представлены не были, подтверждающие документы в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, учитывая положения статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу, апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции полностью выяснены и доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы, изложенные в решении суда соответствуют обстоятельствам дела; не нарушены и правильно применены нормы материального и процессуального права, и согласно с решением суда.
Судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.08.2015 по делу N А26-9962/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Б. Слобожанина |
Судьи |
И.В. Сотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-9962/2014
Истец: Администрация Петрозаводского городского округа
Ответчик: Министерство образования Республики Карелия