г. Владивосток |
|
16 ноября 2015 г. |
Дело N А24-1663/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 10 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 ноября 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Камчатского края
апелляционное производство N 05АП-9217/2015
на решение от 24.08.2015
судьи Д.Н. Довгалюка
по делу N А24-1663/2015 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа "Петропавловский водоканал" (ИНН 4101119472, ОГРН 1074101006726, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.10.2007)
к Государственной жилищной инспекции Камчатского края (ИНН 4101102831, ОГРН 1054100065766, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 07.09.2005)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Жилремстрой"
о признании недействительным предписания от 12.03.2015 N 408/1-3ю;
при участии:
от Муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа "Петропавловский водоканал": представитель Костромова Ю.В. по доверенности от 30.07.2015 N 116, сроком до 31.12.2015, паспорт;
Государственная жилищная инспекция Камчатского края, ООО "Жилремстрой" - не явились;
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие Петропавловск-Камчатского городского округа "Петропавловский водоканал" (далее - заявитель, Предприятие, МУП "Петропавловский водоканал") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Камчатского края (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) от 12.03.2015 N 408/1-3ю.
Определением суда от 14.07.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Жилремстрой" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 24.08.2015 заявленные требований удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Государственная жилищная инспекция Камчатского края обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что потребители спорных квартир не используют услугу горячего водоснабжения из системы, что подтверждается актом обследования жилых помещений многоквартирного дома N 10/2 по ул. Лесная, г. Елизово и письмом от 23.12.2014 N 234, потребители квартир N 9, 11, 14, 15, 17, 20, 23, 24, 25, 27, 29, 30, 32, 35, 36, 39, 40, 43, 45, 46, 48, 49, 52, 54 многоквартирного дома N 12 по ул. Лесная. Фактически услуга по водоотведению в части водоотведения ГВС гражданам не оказывается, начисление МУП ПКГО "Петропавловский водоканал" филиалу "Елизовский" платы за коммунальную услугу по водоотведению по нормативу - 6,86 куб. м. на 1 человека является неправомерным и противоречит требования Жилищного кодекса РФ, Правилам N 354, Приказу Министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края от 24.07.20014 N 463, определяющим норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению, равный сумме нормативов предоставляемых коммунальных услуг холодного и горячего водоснабжения.
Полагает, что начисление платы за объем водоотведения 6,86 куб. м. на 1 человека является правомерным только в том случае, когда юридическое лицо производит отвод от жилого помещения бытовых стоков при предоставлении коммунальных услуг как холодного, так и горячего водоснабжения одновременно.
В судебном заседании представитель Муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа "Петропавловский водоканал" на доводы апелляционной жалобы возразила по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Государственная жилищная инспекция Камчатского края, ООО "Жилремстрой", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей указанных лиц.
Из материалов дела судом установлено, что 12.03.2015 на основании приказа руководителя Государственной жилищной инспекции Камчатского края от 17.02.2015 N 408 должностным лицом Инспекции проведена проверка деятельности Предприятия на предмет соблюдения жилищного законодательства при оказании коммунальных услуг собственникам многоквартирных жилых домов N 10/2 и N 12 по улице Лесная в городе Елизово Камчатского края.
В ходе проверки установлено, что собственниками вышеуказанных жилых домов приняты решения о выборе ООО "Жилремстрой" в качестве управляющей компании, а также о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающие организации. В вышеуказанных многоквартирных домах используется открытая система теплоснабжения, водозабор горячей воды осуществляется из системы центрального отопления.
В ходе проверки также установлено, что потребители, проживающие в квартирах N 12, 13, 18, 19, 21, 22, 26, 27, 30, 35 дома N 10/2 и в квартирах N 9, 11, 12, 14, 15, 17, 20, 23, 24, 25, 27, 29, 30, 32, 35, 36, 39, 40, 43, 45, 46, 48, 49, 52, 54 дома N 12 не осуществляют водозабор горячей воды из системы отопления в связи с установкой электротитанов. Индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения в указанных квартирах не установлены.
Так как установленный Приказом Министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края от 19.07.2013 N 732 норматив водоотведения подразумевает собой сумму нормативов по холодному водоснабжению (далее - ХВС) и горячему водоснабжению (далее - ГВС), а проживающие в вышеуказанных квартирах потребители не пользуются коммунальной услугой по ГВС, Инспекция пришла к выводу о том, Предприятие неправомерно применяет норматив по водоотведению в размере 6,86 куб. м на одного человека в месяц при расчете платы за оказанные коммунальные услуги.
12.03.2015 Инспекцией выдано предписание N 408/1-3ю на устранение нарушений законодательства, которым Предприятию предписано произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по водоотведению потребителям вышеуказанных квартир с 01.10.2014 по настоящее время исходя из норматива только по ХВС (3,99 куб. м) в расчете на количество проживающих.
Данным предписанием Предприятию также предписано начислять в дальнейшем плату за коммунальную услугу по водоотведению потребителям вышеуказанных квартир исходя из норматива только по ХВС (3,99 куб. м) в расчете на количество проживающих.
Не согласившись с полученным предписанием, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) предусмотрена обязанность граждан и организацией своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 данной статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По правилам части 4 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 36 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила N 354), расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Абзацем 5 пункта 42 Правил N 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, представленных в таким жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии прибора учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 19.07.2013 N 732 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению для жилых помещений и на общедомовые нужды в Елизовском городском поселении.
В соответствии с данным Приказом в домах с централизованным холодным водоснабжением, водоотведением, с горячим водоснабжением при открытой системе теплоснабжения, оборудованных ваннами с душем, мойками, раковинами, унитазами, установлены следующие нормативы: ХВС - 3,99 куб. м. на 1 человека; ГВС - 2,87 куб. м. на 1 человека; водоотведение - 6,86 куб. м.на 1 человека.
Выдавая оспариваемое предписание, инспекция исходила из факта отказа потребителей, проживающих в спорных квартирах многоквартирных жилых домов N 10/2 и 12 по улице Лесная в городе Елизово, от оказываемой им услуги по ГВС в связи с установкой электротитанов, и, соответственно, необходимостью учета данного факта при расчете коммунальной услуги по водоотведению.
Признавая оспариваемое предписание незаконным, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 норматив потребления коммунальной услуги представляет собой количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу п.п.14,15 Правил N 306 срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами. Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления.
Как отмечалось выше, норматив водоотведения в Елизовском городском поселении утвержден Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 19.07.2013 N 732 в размере 6,86 куб. м.
Коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что обязывая предприятие производить расчет платы за оказываемую коммунальную услугу по водоотведению только исход из норматива по ХВС (3,99 руб. за 1 куб. м.), инспекция произвольно изменяет установленный Приказом Министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края от 19.07.2013 N 732 обязательный для применения норматив водоотведения.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых уполномоченными органами.
Самостоятельное установление Государственной жилищной инспекцией Камчатского края порядка расчетов за коммунальные услуги с потребителями, влекущее за собой изменение установленного законом механизма определения подлежащих объемов их потребления, а также изменение установленного уполномоченным органом норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, законом не предусмотрено.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно принял во внимание то обстоятельство, что действующий норматив водоотведения установлен Приказом Министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края от 19.07.2013 N 732 в виде единой величины.
Лица, обязанные применять в расчетах соответствующие нормативы потребления не вправе по своему усмотрению выделять из единой величины, установленной уполномоченным органом, какую-либо составляющую. Такие действия должны рассматриваться как изменение соответствующего норматива потребления, правомочиями по осуществлению которого упомянутые лица не наделены.
Данный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11.10.2011 N 5514/11.
При этом суд первой инстанции обоснованно указал, что установленный пунктом 25 Правил N 306 порядок, согласно которому норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению в жилых помещениях определяется исходя из суммы норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подлежит применению при определении и утверждении соответствующего норматива органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а не ресурсоснабжающими организациями и (или) исполнителями коммунальных услуг при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что при существующем правовом регулировании вопросов определения и установления нормативов потребления коммунальных услуг исключительно уполномоченными органами власти субъектов Российской Федерации, произвольное их изменение органами, осуществляющими контрольные полномочия, не отвечает требованиям жилищного законодательства, в связи с чем правомерно в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 24.08.2015 по делу N А24-1663/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-1663/2015
Истец: МУП Петропавловск-Камчатского городского округа "Петропавловский водоканал"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Камчатского края
Третье лицо: ООО "Жилремстрой"