г. Вологда |
|
12 ноября 2015 г. |
Дело N А66-785/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 ноября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Козловой С.В., судей Виноградова О.Н. и Журавлева А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смирновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетика" Чайкина Андрея Сергеевича на определение Арбитражного суда Тверской области от 04 сентября 2015 года по делу N А66-785/2015 (судья Шабельная И.В.),
установил:
Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области (местонахождение: 170043, г. Тверь, Октябрьский пр., д. 26; далее - уполномоченный орган, Инспекция), ссылаясь на статьи 4, 71, 137 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства", 29.04.2015 обратилась в Арбитражный суд Тверской области в рамках дела о банкротстве общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетика" (местонахождение: 170100, г. Тверь, ул. Московская, д. 72; ОГРН 1126952012780; ИНН 6950149539; далее - Общество, Должник) с заявлением о включении требования по обязательным платежам в сумме 1 929 137 руб. 43 коп., в том числе 1 250 418 руб. недоимки по налогам, 235 277 руб. 33 коп. пеней и 263 141 руб. штрафов, а также 175 689 руб. 76 коп. задолженности по взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование и 4611 руб. 34 коп. пеней, в реестр требований кредиторов Общества.
Определением от 04.09.2015 заявление удовлетворено. Признано обоснованным и подлежащим включению в третью очередь реестра требований кредиторов Должника требование уполномоченного органа в заявленном размере с указанием на то, что пени и штрафы учитываются в реестре требований кредиторов отдельно и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности.
Конкурсный управляющий Общества с судебным актом в части включения задолженности в сумме 1 740 855 руб. не согласился, в апелляционной жалобе, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм процессуального права, просил определение в указанной части отменить и приостановить рассмотрение обоснованности требования уполномоченного органа в размере 1 740 855 руб. до рассмотрения Управлением Федеральной налоговой службы по Тверской области (далее - Управление) апелляционной жалобы на решение Инспекции от 05.05.2015 N 19-26/74. По мнению подателя жалобы, судом при рассмотрении требования уполномоченного органа, основанного на выездной налоговой проверке, не исследовался вопрос об обжаловании решения Инспекции и о возможности приостановления рассмотрения требования в данной части до результатов рассмотрения жалобы Управлением. Заявитель ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя, сообщив, что определением от 27.10.2015 Арбитражным судом Тверской области (дело N А66-14648/2015) принято к производству заявление Общества о признании недействительным решения Инспекции от 05.05.2015 N 19-26/74.
Уполномоченный орган доводы жалобы отклонил по основаниям, приведенным в отзыве, для приобщения к материалам дела представил решение Управления от 14.08.2015 N 08-11/118, ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Иные лица, участвующие в деле о банкротстве Общества, надлежащим образом извещенные о времени и месте его разбирательства, в суд также не явились, в связи с этим апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть определения и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части на основании части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из дела и установлено судом первой инстанции, определением от 23.03.2015 по заявлению должника в отношении Общества введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Чайкин Андрей Сергеевич.
Сообщение об этом опубликовано в номере 59 газеты "Коммерсантъ" за 04.04.2015.
Решением от 02.09.2015 наблюдение прекращено, Должник признан банкротом, в отношении его открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев. Определением от 26.10.2015 конкурсным управляющим Общества утвержден Чайкин А.С.
Уполномоченный орган, ссылаясь, в том числе на решение от 05.05.2015 N 19-26/74 о привлечении Должника к ответственности за совершение налогового правонарушения, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя спорное требование, суд первой инстанции признал его обоснованным как по праву, так и по размеру.
Проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с вынесенным определением в обжалуемой части.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Закона о банкротстве для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Перечень документов, которыми в отсутствие судебного акта может быть подтверждена обоснованность заявленных требований, является открытым.
К заявлению уполномоченный орган приложил акт выездной налоговой проверки от 27.02.2015 N 19-26/17дсп и решение от 05.05.2015 N 19-26/74 о привлечении Должника к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу об обоснованности данных требований.
Согласно пункту 4 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности. Содержание данных решений регламентировано в пункте 8 статьи 101 названного Кодекса.
В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного правонарушения со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие эти обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, принятое решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности с указанием статей названного Кодекса, предусматривающих ответственность за совершенное правонарушение. В решении указываются размер выявленной недоимки и начисленных пеней, а также подлежащий уплате штраф.
В силу положений пункта 1 статьи 101.3 НК РФ решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу.
В случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе (пункт 1 статьи 101.2 НК РФ).
Как видно из дела и установлено судом первой инстанции, Инспекцией на основании решения от 11.09.2014 N 61 проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов за период с 06.04.2012 по 31.12.2013, в ходе которой установлено, что Должником в названный период не уплачен единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения в сумме 1 242 705 руб.
По результатам проверки составлен акт от 27.02.2015 и 05.05.2015 принято решение N 19-26/74 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с этим решением Должник привлечен к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в размере 263 141 руб., ему начислены пени в сумме 235 000 руб.; Обществу предложено уплатить недоимку по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в размере 1 242 705 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено этим Законом. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - Постановление N 25) разъяснено, что при установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве, судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налога в судебном порядке, а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества должника.
Указанные сроки подлежат применению судом независимо от того, заявлялись ли соответствующие возражения со стороны должника.
В абзаце четвертом пункта 21 Постановления N 25 разъяснено, что суду необходимо устанавливать, не истек ли на момент обращения уполномоченного органа в суд срок давности взыскания налогов в судебном порядке, складывающийся при невыставлении требования из совокупности следующих сроков: срока, установленного статьей 70 НК РФ на предъявление требования об уплате налогов, срока на бесспорное взыскание недоимки за счет денежных средств (пункт 3 статьи 46 НК РФ) и срока на обращение в суд с требованием о взыскании указанной задолженности за счет иного имущества организации (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 48 НК РФ).
Судом первой инстанции установлено, что с учетом подачи уполномоченным органом заявления о включении требования в реестр требований кредиторов Общества, им не был пропущен срок давности взыскания заявленной задолженности по состоянию на 23.03.2015.
Поскольку Должником не представлены доказательства погашения задолженности по обязательным платежам, требование Инспекции, в том числе на сумму 1 740 855 руб. на основании статей 4, 71, 134, 137 Закона о банкротстве правомерно признано судом обоснованным и подлежащим включению в третью очередь реестра требований кредиторов Общества.
Довод подателя апелляционной жалобы о необоснованности спорного требования отклоняется.
Заявитель обжаловал в Управление решение Инспекции от 05.05.2015.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Общества Управлением 14.08.2015 принято решение N 08-11/118 об оставлении жалобы Должника без удовлетворения.
Таким образом, решение Инспекции от 05.05.2015 N 19-26/74 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения 14.08.2015 вступило в законную силу.
Подача Должником в Арбитражный суд Тверской области заявления о признании недействительным указанного решения Инспекции (дело N А66-14648/2015) не является основанием для отмены настоящего определения в обжалуемой части.
Согласно пункту 20 Постановления N 25 суд, установив при рассмотрении заявления уполномоченного органа, что имеется возбужденное производство по делу об оспаривании ненормативного правового акта налогового органа, принятого в отношении налогов, о включении требований по которым в реестр требований кредиторов заявлено в деле о банкротстве, может применительно к пункту 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приостановить производство по рассмотрению заявления уполномоченного органа в части указанных требований до вступления в законную силу судебного акта по делу об оспаривании ненормативного правового акта.
Признание незаконным ненормативного правового акта налогового органа об установлении недоимки по налогам, требование в отношении которой было рассмотрено и установлено судом в деле о банкротстве, является вновь открывшимся обстоятельством и влечет пересмотр определения суда о включении названного требования в реестр требований кредиторов в порядке, предусмотренном главой 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, приостановление производства по рассмотрению заявления уполномоченного органа в части оспариваемых требований является правом, а не обязанностью суда, поэтому оснований для приостановления рассмотрения спорных требований в связи с обжалованием Должником решения Инспекции от 05.05.2015 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Иное толкование конкурсным управляющим положений налогового законодательства и законодательства о банкротстве, а также иная оценка обстоятельств настоящего дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
В свете изложенного оснований для отмены определения от 04.09.2015 в обжалуемой части не имеется. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении требования уполномоченного органа не допущено. При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Чайкина А.С. по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
определение Арбитражного суда Тверской области от 04 сентября 2015 года по делу N А66-785/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетика" Чайкина Андрея Сергеевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в месячный срок.
Председательствующий |
С.В. Козлова |
Судьи |
О.Н. Виноградов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-785/2015
Должник: ООО "Теплоэнергетика"
Кредитор: ООО "Теплоэнергетика"
Третье лицо: К/у Чайкин Андрей Сергеевич, ООО "Промсервис", Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, И.О. КУ ООО "Сборочное" Чайкин Андрей Сергеевич, КУ ООО "Теплоэнергетика" Чайкин Андрей Сергеевич, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N10 по Тверской области, НП "СРО НАУ "Дело", Управление Федеральной службы судебных приставов по Тверской области